Структура программы что это в паскале

§ 4.1. Общие сведения о языке программирования Паскаль

Языки программирования — это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи алгоритмов на языках программирования называются программами.

Существует несколько тысяч языков программирования. Мы с вами познакомимся с языком программирования Паскаль, который был разработан в 70-х годах прошлого века Никлаусом Виртом (Швейцария). Своё название этот язык получил в честь французского ученого Блеза Паскаля, известного не только своими достижениями в математике, физике и философии, но и созданием первой в мире механической машины, выполнявшей сложение двух чисел.

    1 С другими стилями программирования вы познакомитесь при изучении курса информатики в 10—11 классах.

4.1.1. Алфавит и словарь языка

  • латинские прописные буквы (А, В, С, . X, Y, Z);
  • латинские строчные буквы (а, Ь, с, х, у, z);
  • арабские цифры (0, 1, 2, . 7, 8, 9);
  • специальные символы (знак подчёркивания; знаки препинания; круглые, квадратные и фигурные скобки; знаки арифметических операций и др.).
    := (знак операции присваивания);
    >= и );
    (* и *) (начало и конец комментария).

Информатика. Язык Pascal: Структура программы на языке Pascal. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»

В языке существует также некоторое количество различных цепочек символов, рассматриваемых как единые смысловые элементы с фиксированным значением. Такие цепочки символов называются служебными словами. В табл. 4.1 приведены основные служебные слова, которые мы будем использовать при записи программ на языке Паскаль.

Таблица 4.1
Служебные слова языка Паскаль

Для обозначения констант, переменных, программ и других объектов используются имена — любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и символа подчеркивания, начинающиеся с буквы или символа подчеркивания.

Прописные и строчные буквы в именах не различаются.

Длина имени может быть любой. Для удобства мы будем пользоваться именами, длина которых не превышает 8 символов.

4.1.2. Типы данных, используемых в языке Паскаль

В языке Паскаль используются различные типы данных. Мы будем пользоваться некоторыми из так называемых простых типов данных:

1

    1 integer — основной, но не единственный тип для работы с целочисленными данными. Дополнительную информацию по этому вопросу вы можете найти в справочниках по программированию на языке Паскаль.

В вещественном числе целая часть от дробной отделяется точкой, при этом перед точкой и после неё должно быть, по крайней мере, по одной цифре. Пробелы внутри числа недопустимы.

4.1.3. Структура программы на языке Паскаль

  1. заголовок программы;
  2. блок описания используемых данных;
  3. блок описания действий по преобразованию данных (программный блок).
    2 В 9 классе мы ограничимся рассмотрением разделов описания констант и переменных, оставив рассмотрение других разделов для старшей школы.

Имена переменных одного типа перечисляются через запятую, затем после двоеточия указывается их тип; описание каждого типа заканчивается точкой с запятой. Ниже приведён пример раздела описания переменных:

ИНФОРМАТИКА 8 класс: Общая структура программы в языке Паскаль

Программа может не иметь заголовка; в ней может отсутствовать блок описания данных. Обязательной частью программы является программный блок. Он содержит команды, описывающие алгоритм решения задачи. Программный блок начинается со слова begin и заканчивается словом end с точкой.

Ниже приведён общий вид программы:

Операторы — языковые конструкции, с помощью которых в программах записываются действия, выполняемые над данными в процессе решения задачи.

Точка с запятой служит разделителем между операторами, а не является окончанием соответствующего оператора.

Перед оператором end точку с запятой ставить не нужно.

4.1.4. Оператор присваивания

Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, — присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти; оно осуществляется оператором присваивания, аналогичным команде присваивания алгоритмического языка. Общий вид оператора:

Операция присваивания допустима для всех приведённых в табл. 4.1 типов данных. Выражения в языке Паскаль конструируются по рассмотренным ранее правилам для алгоритмического языка.

Рассмотрим процесс выполнения операторов присваивания на следующем примере:

При выполнении оператора а:=10 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем а заносится значение 10; при выполнении oпeратора Ь:=5 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем b заносится значение 5. При выполнении оператора s:=a+b значения ячеек оперативной памяти с именами а и b переносятся в процессор, где над ними выполняется операция сложения. Полученный результат заносится в ячейку оперативной памяти с именем s (рис. 4.1).

Рис. 4.1.
Процесс выполнения оператора присваивания

Самое главное

Паскаль — универсальный язык программирования, получивший своё название в честь выдающегося учёного Блеза Паскаля.

В языке Паскаль используются различные типы данных: целочисленный (Integer), вещественный (Real), символьный (Char), строковый (String), логический (Boolean) и другие.

  • заголовок программы;
  • описание используемых данных;
  • описание действий по преобразованию данных (программный блок).

Вопросы и задания

  1. В честь кого назван язык программирования Паскаль?
  2. Почему язык программирования Паскаль считается универсальным?
  3. Что входит в состав алфавита Паскаля?
  4. Каких требований следует придерживаться при выборе имён для различных объектов в языке Паскаль?
  5. Указывая название, обозначение, диапазон и занимаемую область памяти, опишите известные вам типы данных, используемые в языке Паскаль.
  6. В чём разница между числами 100 и 100.0 в языке Паскаль?
  7. Какую структуру имеет программа, записанная на языке Паскаль?
  8. Как записывается раздел описания переменных?
  9. Запишите раздел описания переменных, необходимых для вычисления:
      а) значения функции у = х 2 ;
      б) площади прямоугольника;
      в) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей и такого же количества обложек;
      г) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.
  10. Опишите процесс выполнения операторов присваивания. а:=3; Ь:=4; а:=а+Ь.
  11. Запишите оператор для:
      а) вычисления среднего арифметического переменных х1 и х2;
      б) уменьшения на единицу значения переменной k;
      в) увеличения на единицу значения переменной i;
      г) вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.
Читайте также:
Pinball fx2 что это за программа

Источник: tepka.ru

Структура паскаль-программы

Цель работы: Изучение структуры типичной программы на языке Паскаль. Формирование навыков работы в среде программированияPascalABC.

Краткие теоретические сведения

Структура Паскаль-программы. Программа на языке ПАСКАЛЬ состоит из заголовка, разделов описаний и раздела операторов.

Program Example_1;

Описания могут включать в себя раздел подключаемых библиотек (модулей), раздел описания меток, раздел описания констант, раздел описания типов, раздел описания переменных, раздел описания процедур и функций.

Раздел описания модулей определяется служебным словом USESи содержит имена подключаемых модулей (библиотек) как входящих в состав

системы PascalABC, так и написанных пользователем. Раздел описания модулей должен быть первым среди разделов описаний. Имена модулей отделяются друг от друга запятыми:

uses CRT, GraphABC;

Любой оператор в программе может быть помечен меткой. В качестве

метки используются произвольные целые без знака, содержащие не более четырех цифр, либо имена. Метка ставится перед оператором и отделяется от него двоеточием. Все метки, используемые в программе, должны быть перечислены в разделе описания меток, например:

label3, 471, 29, Quit;

Описание констант позволяет использовать имена как синонимы констант, их необходимо определить в разделе описаний констант:

constk=1024;maxnum=16384;

В разделе описания переменных необходимо определить тип всех переменных, используемых в программе:

varp, q, i: Integer;

f1, to_be: Boolean;

Типы делятся на две группы: простые и составные, состоящие из элементов простых типов. Некоторые простые типы данных:

Byte.Байтовые. Принимают значения из промежутка от 0 до 255. В памяти для переменной этого типа выделяется 1 байт.

Word.Переменные типа «слово». Принимают значения из промежутка от 0 до 65535. В памяти для переменной этого типа выделяется 2 байта.

Integer.Целые. Принимают значения из промежутка от -32768 до 32767. В памяти для переменной этого типа выделяется 2 байта.

Real.Вещественные (с дробной частью). Принимают значения из промежутка (по модулю) от 2.9*10E-39 до 1.7*10E38. В памяти для переменной этого типа выделяется 6 байт, количество цифр после запятой может достигать 11-12 цифр.

Boolean.Логические. Принимают только два значения: True (истина) и False (ложь).

Описание типов, процедур и функций будет рассмотрено в других лабораторных работах. Отдельные разделы описаний могут отсутствовать, но, в ПАСКАЛЬ — программе должны быть обязательноописанывсекомпоненты программы (метки, константы, переменные и т.д.).

Раздел операторов представляет собой составной оператор, который содержит между служебными словами begin . end последовательность операторов. Операторная часть содержит последовательность предписаний, которые должен выполнить компьютер по ходу программы. Служебные словаbeginиend, окаймляющие операторы, называютсяоператорными скобками.

Операторы отделяются один от другого символом «точка с запятой». После оператора, стоящего перед последнимend программы точку с запятой допускается не ставить. В конце программы всегда ставится символ «точка».

В некоторых реализациях языка Паскаль допускаются отступления в формировании структуры от приведенной последовательности. Например, в PascalABCзаголовок программы не является обязательным, а разделы описания элементов программы могут следовать друг за другом в произвольном порядке. Тем не менее, для сохранения совместимости с другими средами Паскаль — программирования рекомендуется использовать описанную выше структуру программы.

Кроме описаний и операторов ПАСКАЛЬ — программа может содержать комментарии, которые представляют собой произвольную последовательность символов, расположенную между открывающей скобкой комментариев и закрывающей скобкой комментариев > или начинающуюся с символа «//».

Таким образом, программа на языке Паскаль имеет следующий вид:

program имя программы; раздел описаний begin операторы end.

При составлении программ рекомендуется применять следующие практические правила.

Источник: studfile.net

Структура программы на языке программирования Паскаль

На начальном этапе рассмотрим структуру программы на языке программирования Паскаль (Pascal) в минимальном объеме, осветив только необходимые сведения. Более подробно связанные вопросы рассмотрим при дальнейшем изучении.

Выясним сначала правила записи текста программы, которые не находят отражение в описании синтаксиса языка:

  1. Между двумя последовательными конструкциями языка (идентификатор, число или служебное слово) обязательно располагается хотя бы один разделитель текста (пробел, конец строки, комментарий).
  2. Разделители текста не могут находится внутри идентификаторов, чисел или служебных слов.

Теперь перейдем непосредственно к структуре. Итак, программа на языке Паскаль состоит из заголовка (элемент необязательный), разделов описаний и раздела операторов .

  • program имя;
  • разделы описаний
  • begin
  • раздел операторов
  • end. (* npoграмма заканчивается точкой *)

Разделы описаний

Разделы описаний могут быть нескольких видов:

  • раздел описания модулей (следует всегда первым, остальные подразделы идут в произвольном порядке);
  • раздел описания констант;
  • раздел описания переменных (смотрите примеры описания констант и переменных);
  • раздел описания меток;
  • раздел описания процедур и функций.
Читайте также:
Движок программы что это

Важно: любая величина должна быть описана до ее использования.

Раздел операторов

Раздел операторов начинается и заканчивается соответственно служебными словами begin и end , играющими роль операторных скобок. В этом разделе записывается последовательность операторов, которая должна быть выполнена по программе. Операторы отделяются друг от друга символом «точка с запятой».

Комментарии

Обратим внимание на элемент комментарий — фрагмент, заключенный в фигурные скобки < >или в скобки вида (* *) . Комментарии можно записать в любом месте программы где разрешен пробел. Компилятор игнорирует эти конструкции. Комментарии необходимы для документирования программы (различные замечания и пояснения кода), а также ими удобно пользоваться при отладке программы для временного исключения участка кода.

Источник: informatics-lesson.ru

Структура программы в Паскаль.

В данной статье описывается структура программы в Pascal, описывается каждый раздел, который может присутствовать в программе.

Программист вводит текст программы, произвольно располагая строки на экране. Отступ слева выбирает сам программист, чтобы программа была более читабельной. В одной строке допускается писать несколько операторов. Длинные операторы можно переносить на следующую строку. Перенос допускается в любом месте, где можно сделать пробел.

Максимальная длина строки не должна превышать 127 символов. Из соображений наглядности, удобства просмотра и отладки программы рекомендуется длину строки ограничивать 80 символами. Программы имеют жесткую структуру, описанную в таблице 12.

struktura programmih v paskalj

Синтаксические правила построения предложений языка можно описывать следующими способами:

  • схемой (форматом предложения или раздела). В учебном процессе выбран именно этот способ, поскольку он наиболее понятен начинающему программисту;
  • синтаксической диаграммой. Этот способ детально формализует синтаксис предложения и используется разработчиками трансляторов с языка Паскаль;
  • порождающими правилами РАСШИРЕННЫХ БЭКУСА-НАУРА ФОРМ (РБНФ). Это весьма компактный и в то же самое время наглядный способ записи языковых конструкций. Этот способ используется в статьях и научных разработках. В данном курсе используются только пять элементов РБНФ (таблица 13).

struktura programmih v paskalj.

Раздел описания модулей USES.
Раздел имеет структуру:
USES Модуль 1, Модуль 2, . Модуль N, где за ключевым словом USES указывается список, в котором перечисляются все имена библиотек (модулей) стандартных и пользовательских, к процедурам и функциям которых есть обращение в программе. Если таких обращений нет, то раздел USES не нужен.
Пример:
USES CRT, GRAPH, HELP, MYLIB;
В этом примере две стандартные библиотеки — CRT, GRAPH и две пользовательские библиотеки — HELP, MYLIB.

Раздел описания меток LABEL.
Раздел имеет структуру:
LABEL Метка 1, Метка 2, Метка N, где за ключевым словом LABEL указывается список, в котором перечисляются все имена меток, встречающихся в программе.
Пример:
LABEL Ml, 12_BL, 9999;
Метки позволяют менять естественный ход выполнения программы. Ссылка на метку осуществляется оператором GOTO . Если в программе меток нет, то раздел LABEL отсутствует. В теле программы (в разделе операторов) метка ставится перед требуемым оператором и отделяется от него двоеточием.
Пример:
М27: X := А * В — С/2;
Областью действия метки является блок, где она описана. Ниже приведена схема использования меток в тексте программы.

Раздел описания констант CONST.
Раздел существует, если в алгоритме используется по крайней мере одна константа, то есть величина, не изменяющая своего значения в процессе выполнения программы. Попытка изменить значение константы в теле программы будет обнаружена на этапе трансляции.
В стандарте на Паскаль константы определяются следующим способом:

Примеры констант:
CONST
А = 15.7;
BXZ = ‘Серия N123/5’;
MIN_IND = 5D;
С_10 = -0.57Е-6;
L125 = 695;
FLAG = TRUE;
Константа может иметь только предопределенный (стандартный) тип данных. Тип присваивается константе по внешнему виду значения и в соответствии с этим типом отводится память для хранения значения константы.
В качестве расширения стандартного Паскаля разрешено использовать выражения, составленные из ранее определенных констант и некоторых стандартных функций (Abs, Chr, Hi, Length, Lo, Odd, Ord, Pred, Prt, Round, SizeOf, Succ, Swap, Trunc). Примеры использования константных выражений:
CONST
Min = 0;
Max = 250;
Centr = (Max-Min) div 2;
Beta = Chr(225);
NumChars = Ord(‘2’) — Ord(‘A’)+l;
Message = ‘не хватает памяти’;
ErrStr = ‘Ошибка:’ + Message + ‘.’;
Ln10 — 2.302585092994045884;
Ln10R = 1/Ln10;
Константные выражения вычисляются компилятором без выполнения программы на этапе ее создания.

Раздел описания типов TYPE.
Стандартные типы данных (REAL, INTEGER, BOOLEAN, CHAR) не требуют описаний в этом разделе. Описания требуют только типы, образованные пользователем.
Концепция типов — одно из основных понятий в языке. С каждым данным связывается один и только один определенный тип.
Тип — это множество значений + множество операций, которые можно выполнять над этими значениями, то есть правила манипулирования данными. Использование типов позволяет выявлять многочисленные ошибки, связанные с некорректным использованием значений или операций еще на этапе трансляции без выполнения программ.
О Паскале говорят, что он строго типизирован, то есть программист должен описать все объекты, указывая их типы, и использовать в соответствии с объявленными типами. Программы становятся более надежными и качественными. При компиляции информация используется для уточнения вида операции. Так знаком + для данных типа REAL и INTEGER обозначается операция сложения, а для множеств (тип SET) — объединение. Структура раздела описания типов имеет вид:

Читайте также:
Settings suggestions что это за программа

Имя типа представляет собой идентификатор, который может употребляться в других типах, описанных вслед за данным типом. Раздел TYPE не является обязательным, так как тип можно описать и в разделе переменных VAR. Примеры описания пользовательских типов:
TYPE
DAY = 1..31; Year = 1900.. 2000;
LatBukv = (‘А’, ‘С, ‘D’, ‘G, ‘Н’);
Matr = array[-1..12, ‘А’.. ‘F’] of real;

Раздел описания переменных VAR.
Это обязательный раздел. Любая встречающаяся в программе переменная должна быть описана. В языке нет переменных, объявляемых по умолчанию. Основная цель этого раздела определить количество переменных в программе, какие у них имена (идентификаторы) и данные каких типов хранятся в этих переменных. Таким образом, переменная это черный ящик, а тип показывает, что мы в него можем положить.
Структура раздела имеет вид:

Тип переменных представляет собой имя (идентификатор), описанный в разделе TYPE при явном описании типа, или собственно описание типа в случае его неявного задания. Примеры описания переменных:
TYPE
DAY= 1..31; Matr = ARRAY[1..5,1..8] OF INTEGER;
VAR
A, B: DAY; X, Y: Matr;
YEAR: 1900.. 2000; LES: (LPT, PRN);
А, В, CD, FER51: REAL;
EQUAL: BOOLEAN; SH: CHAR;
I, J, К: INTEGER;

Раздел описания процедур и функций.
Стандартные процедуры и функции, имена которых включены в список зарезервированных слов, в этом разделе не описываются. Описанию подлежат только процедуры и функции, определяемые пользователем.

Структура процедур и функций та же самая, что и у основной программы. Отличие описаний состоит в том, что идентификаторы констант, переменных, процедур и функций, описанных в соответствующих разделах описаний пользовательских процедур и функций, распространяются только на блоки, где они описаны и на блоки внутренние по отношению к ним. На внешние блоки, в том числе на тело основной программы, они не распространяются.

Раздел операторов.
Это основной раздел, именно в нем в соответствии с предварительным описанием переменных, констант, функций и процедур выполняются действия, позволяющие получать результаты, ради которых программа и писалась.
Синтаксис раздела операторов основной программы:
BEGIN
< Операторы выполняются>
< строго последовательно>

END.

Комментарий.
Это пояснительный текст, который можно записать в любом месте программы, где разрешен пробел. Текст комментария ограничен: слева — », и может содержать любые символы. Комментарий игнорируется транслятором, и на программу влияния не оказывает.
Пример использования комментария:
PROGRAM PR;

BEGIN


>
END.
Средства комментария часто используются для отладки. Так в приведенном выше примере, операторы — 3. N, заключенные в фигурные скобки, временно не выполняются.

Правила пунктуации.
Основным средством пунктуации является символ точка с запятой – ‘;’.
1. Точка с запятой не ставится после слов LABEL, TYPE, CONST, VAR, а ставится
после каждого описания этих разделов.
2. Точка с запятой не ставится после BEGIN и перед END, так как эти слова – операторные скобки.
3. Точка с запятой разделяет операторы, и ее отсутствие вызовет:
А := 333
В := А/10;;;;;
4. Возможна ситуация:
END; следует писать END
END; > END
END; END;
5. Допускается запись метки на пустом операторе — : ;
6. Точка с запятой не ставится после операторов WHILE, REPEAT, DO и перед UNTIL.
7. В условных операторах ‘;’ не ставится после THEN и перед ELSE.

Источник: mojainformatika.ru

Общая структура программы Паскаль

В этой статье ознакомимся с общей структурой программы на языке Паскаль. Это необходимо, чтобы понимать как организована программа на Паскале, с чего ее обязательно начинать, какими командами заканчивать и т.д. Итак, общая структура программы Паскаль состоит из: в состав любой программы на Паскале входит:

Пример:

program Proga;

Раздел описаний в программе Паскаль:

Раздел описаний содержит в себе следующие разделы: 1) раздел подключаемых модулей (библиотек), определяющийся через служебное слово uses. Данный раздел включает имена подключаемых модулей (библиотек), которые либо написаны пользователем, либо уже содержаться в системе Turbo Pascal. Раздел uses должен находится в самом начале раздела описаний (помните об этом). Имена библиотек и модулей разделяются запятыми.

Пример:

uses Graph,Math,CRT;

2) в разделе описания меток должны быть перечислены все метки, которые пользователь использует в программе. При этом любой оператор мы можем пометить меткой, имя которой задается по правилам образования идентификаторов в Турбо Паскаль. Метками могут быть любые числа, но только без знака, содержащие не более 4-х цифр. Метка всегда устанавливается перед оператором и отделена от него двоеточием. Пример:

label 5, 342, 75, metka;

3) раздел описания констант дает возможность использовать имена в качестве синонимов констант. Пример:

const y = 14; min = 456;

4) В разделе описания переменных var указываются все переменные (определяя их тип), которые впоследствии будут использованы в программе. Пример:

t,w,k: integer;m,n:

char; l,p: boolean;

Что же касается описания типов, процедур и функций, то это будет изучено в дальнейшем, а пока, рассмотрим еще один раздел — раздел операторов.

Раздел операторов Pascal:

Раздел операторов — это ничто иное как составной оператор, содержащий между служебными словами begin и endпоследовательность неких операторов, которые разделяются символом «;». Исходный текст программы оканчивается символом «.». Внизу представлена программа, вычисляющая сумму 2-х чисел:

Источник: kvodo.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru