Процедуры ( функции ) могут содержать любые операторы языка Паскаль и повторяют структуру основной программы, только текст процедуры ( функции) — заканчивается «;».
Процедуры
Процедура – это независимая именованная часть программы, которую после однократного описания можно многократно вызывать по имени.
Первая строка любой процедуры:
— уникальный идентификатор, строится по правилам составления имен простых переменных;
— список имен переменных с указанием их типа, передающих информацию в процедуру и возвращающих результаты в основную программу.
Обращение к процедуре из основной программы:
— список переменных или констант, разделенных запятыми.
procedure prim(x:real; var s:integer; z,y:integer);
Описан заголовок процедуры где:
x, z, y — передают информацию в процедуру;
s — передает информацию в процедуру и возвращает результат — в основную (можно сказать процедура изменяет значение s, хотя значение s в основной программе может быть до процедуры и не определено).
PascalABC урок 1 | структура программы, переменные и процедуры ввода и вывода
Чтобы формальный параметр возвращал результат в основную, его необходимо описать с использованием служебного слова var.
Обращение к процедуре из основной:
prim (x, s, z, y); ( имена фактических параметров x, s, z,y — совпадают с именами формальных)
prim (a, s1, b, 5); ( именами фактических параметров a, s1, b – не совпадают с именами формальных, а последний фактический параметр является числовой константой)
Формальные и фактические параметры должны совпадать по типу, количеству и порядку следования. Фактические параметры должны быть описаны в основной программе. Они называются глобальными переменными и доступны как в основной программе, так и в процедуре. Формальные параметры отдельно в процедуре не описываются. Время существования глобальных переменных – от начала и до конца работы программы.
Промежуточные переменные, которые используются только в процедуре, описываются в процедуре и называются локальными. Локальные переменные не доступны в основной программе. Время существования локальных переменных – от начала и до конца работы процедуры, в которой они описаны.
Вложенные процедуры
Директива forward
Если одна подпрограмма использует другую, а та, в свою очередь, использует первую, возникает проблема размещения этих процедур в программе. Какую из них поместить в программе первой? В этих случаях прибегают к директиве forward.
procedure pp2(c: real);
Источник: studopedya.ru
Структура простых программ, классы и процедуры
Структура простых программ — это специально определённые программистом части программного продукта, которые взаимодействуют между собой.
Базовые компоненты программы
Все программы разрабатываются с целью разрешения поставленной задачи. При разрешении задачи пользователь должен задать начальные данные, подлежащие обработке, дать указания по их обработке, указать методы вывода выработанных итогов. Исходя из этого, для того, чтобы сформировать программу, программисту нужно обладать навыками применения базовых компонентов, входящих в программу:
Процедуры и функции в 1С 8.3: чем они отличаются и как их использовать
- Процедура ввода. Подразумевает запоминание символов, набираемых с клавиатуры или поступающих от внешних источников.
- Использование данных. Данными могут быть константы, переменные, текстовые символы, числовые структуры, адресные компоненты переменных и структур.
- Операции. Действия, которые присваивают значения, являются набором математических и логических функций.
- Процедура вывода. Подразумевает отображение данных на дисплее или отправка на внешние источники.
- Условные переходы. Если некоторое заданное проверочное выражение окажется истинным, то выполняется определённый командный набор. В противном случае эти команды не выполняются или осуществляется переход к другому командному набору.
- Циклические операции. Осуществляется повторное выполнение определённого командного набора один или более количество раз. Или цикл выполняется пока некое условие, проверяемое после каждого выполнения цикла, не станет истинным.
- Использование подпрограмм. Это командный набор, имеющий своё имя, который может многократно вызываться из любых мест программы, заданием его имени.
Структура языка Паскаль
В языке Паскаль программы пишутся с использованием прописных и строчных букв латинского алфавита, а также десятичных цифр и набора специальных символов в различных комбинациях. Буквы русского алфавита в Паскале необходимо заключать в апострофы.
При формировании программы не применяют конкретные величины, а только их имена, что позволяет менять их значения в процессе исполнения программы. Для того, чтобы обозначить программу, а внутри самой программы различные постоянные и переменные величины, разные процедуры, функции и объекты, применяются идентификаторы. В программном языке Паскаль есть стандартный набор идентификаторов для разных типов данных, к примеру, есть такие:
integer,sin,read,writeln.
Но, чтобы обозначить метки, константы, переменные, процедуры и функции, которые определил программист, служат пользовательские идентификаторы. Каждый идентификатор в программе должен обладать уникальным именем. Можно сформулировать общие правила формирования идентификаторов:
«Структура простых программ, классы и процедуры»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
- Идентификатор может начинаться только буквой или знаком подчёркивания, за исключением меток, у которых допустимо использовать также и цифры.
- В составе идентификатора могут быть только буквы, цифры и символ подчёркивания.
- Два идентификатора должны отделяться минимум одним пробелом.
- Размер идентификатора может быть максимум сто двадцать семь знаков.
- В идентификаторе нет отличий между прописными и строчными символами.
- В идентификаторе не допускается использовать русские буквы.
Информационные данные делятся на две группы, а именно константы и переменные. Определение констант и переменных в программах выполняется идентификаторами, которые позволяют выполнить обращение к ним, чтобы получить текущие значения.
Под константами понимаются компоненты данных, величины которых заданы в описании и при исполнении программы уже не меняются. Константы могут быть заданы пользовательскими идентификаторами. Для описания констант отводится специальный раздел, который должен начинаться резервным словом const.
Переменными считаются величины, способные изменять свою величину при исполнении программы. Все переменные и константы принадлежат к некоторому типу данных. Тип данных констант программа компиляции способна распознать и без их описания. Тип переменной в обязательном порядке необходимо описать. Переменные следует описать в специальном разделе, начинающимся резервным словом var.
Структура простых программ
Синтаксис программы содержит необязательный заголовок и блок. Внутри блока возможно наличие других блоков. Каждый блок содержит две части, а именно описательную и исполнительную. Наличие описательной части не является обязательным, а без исполнительной части блок использование блока теряет всякий смысл. Блок носит название глобального, если он не входит в состав других блоков.
Когда в состав глобального блока входят другие блоки, то они носят название локальных. Глобальный блок является программным основанием и его присутствие в программе всегда обязательно. Локальные блоки являются, как правило, функциями и процедурами, и они могут отсутствовать в программе. Программные объекты, коими являются тип, переменная, константа и другие, соответственно тоже могут быть локальными и глобальными. Сферой деятельности объектов могут быть блоки, в которых выполнено их описание, а также весь комплект вложенных в него блоков.
Программная структура может быть представлена так:
progrąm ; usès ; //подключение библиотечных модулей ląbel . ; // описание меток ćonst . ; // определение констант typè . ; // определение типов vàr . ; // proćedure ; // описание процедуры Functìon ; // описание функции begìn ènd.
Началом программы является заголовок, который состоит, обычно, из резервного слова program и программного наименования.
Присутствие заголовка программы необязательно, но лучше его использовать, так как он позволяет быстро распознать нужную программу среди списка многих других. За заголовком идёт блок программы, который может состоять из семи разделов. Следует отметить, что обязательным является только раздел операторов.
Источник: spravochnick.ru
Функции, процедуры и модули. Структуризация программ. Области действия имен

основе структурного программирования разбиение задачи на отдельные подзадачи (фрагментов), каждый из которых реализуется отдельно. В свою очередь, подзадача может делится на подзадачи более низкого уровня.
Фрагменты представляют собой логические (управляющие) структуры, которые определяют порядок выполнения содержащихся в них правил обработки данных.
Метод структурного программирования предполагает разработку программы «сверху вниз», т.е. вначале разрабатывается общий алгоритм задачи, а решение отдельных фрагментов задачи выполняется в более позднее время.
Базовые элементы структурного программирования включают операции:
1 следование — последовательность операторов или групп операторов, выполняемых друг за другом в порядке их следования в тексте программы;
1 ветвление — управляющая структура, которая в зависимости от выполнение заданного условия определяет выбор для исполнения одного из двух или более данных в этой структуре групп операторов;
1 цикл — в котором группа операторов может выполняться многократно, если соблюдается заданное условие.
В процессе разработки программы возможно разбиение алгоритма всей задачи на отдельные фрагменты. Отдельный фрагмент представляет самостоятельный программный блок и называется подпрограммой. Процесс разбиения продолжается до тех пор, пока программа не будет представлена как иерархическая совокупность относительно самостоятельных фрагментов — подпрограмм.
Подпрограммой называется специально оформленная в виде отдельной синтаксической конструкции и снабженную именем часть логически законченной группы операторов(программы).
Использование подпрограмм позволяет уменьшать размер программы.
По структуре подпрограмма почти аналогична программе. Она также содержит заголовок и блок, однако в блоке подпрограммы отсутствует раздел подключения модулей.
Работа с подпрограммой включает следующие этапы:
1 описание подпрограммы
1 вызов подпрограммы
Любая подпрограмма должна быть предварительно описана, после чего допускается ее вызов. При описании подпрограммы задаются ее имя, список
параметров и действия, выполняемые подпрограммой.
При вызове подпрограммы указываются имя подпрограммы и список аргументов (фактических параметров), передаваемых подпрограмме для ее работы.
Подпрограмму можно вызывать неограниченное число раз из различных частей программы.
Понятие подпрограммы, как обособленной именованной части программы со своими собственными объектами (константами, переменными и т.п.), является основным средством структурирования программ.
Подпрограммы
Подпрограммы в языке Pascal реализуются с помощью процедур и функций, которые имеют один и тот же смысл, схожую структуру но различаются назначением и способом использования.
Процедура — это независимая именованная часть программы, которую можно вызвать по имени для выполнения определенных действий.
Структура процедуры повторяет структуру программы. Указание имени процедуры в тексте программы приводит к активизации процедуры и называется ее вызовом. Процедура не может выступать как операнд в выражении. Имеются два отличия: функции от процедур.
Первое отличие состоит в том что функция возвращает в точку вызова
Похожие материалы
- Turbo Pascal for Windows: Учебное пособие. Часть 1. Программирование операций с простыми типами данных и строками
- Введение в программирование. Сортировка массива. Средства создания программ. Стандартные модули. Структурированные типы данных
- Графика. Простые геометрические построения
Источник: vunivere.ru