Структура паскаль программы кратко

Утверждены на заседании кафедры «23» ноября 2015 г.

Рекомендованы методическим советом университета «19» декабря 2014г.

Введение

Язык программирования PASCAL был создан в 70-х годах швейцарским ученым Н. Виртом. Он считается одним из самых популярных и удобных языков для тех, кто совершает свои первые шаги в программировании.

Одной из наиболее популярных систем программирования, ориентированных на этот язык, является TURBOPASCAL.

Алфавит языка

Алфавит — это совокупность допустимых в языке символов. Алфавит Турбо Паскаль включает следующий набор основных символов:

  • строчные и прописные латинские буквы:

· A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

· a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z

  • пробел
  • подчеркивание: _
  • арабские цифры:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Идентификаторы

Идентификатором является последовательность символов, которая может состоять из букв, цифр и знака подчеркивания, начинается с буквы или символа подчеркивания и не содержит пробелов. Идентификаторы выступают в качестве имен переменных, констант, типов, процедур, функций, программ, меток и полей в записи. Длина идентификатора может быть любой, но существенны только первые 63 символа. Идентификаторы безразличны к регистру клавиатуры.

ИНФОРМАТИКА 8 класс: Общая структура программы в языке Паскаль

Зарезервированные слова

К зарезервированным словам относятся названия операторов, имена логических и арифметических функций, имена директив. Зарезервированные слова не следует использовать в качестве идентификаторов. Список зарезервированных слов:

· ABSOLUTE EXPORTS LIBRARY SET

· ASSEMBLER EXTERNAL MOD SHL

· AND FAR NAME SHR

· ARRAY FILE NIL STRING

· ASM FOR NEAR THEN

· ASSEMBLER FORWARD NOT TO

· BEGIN FUNCTION OBJECT TYPE

· CASE GOTO OF UNIT

· CONST IF OR UNTIL

· CONSTRUCTOR IMPLEMENTATION PACKED USES

· DESTRUCTOR IN PRIVATE VAR

· DIV INDEX PROCEDURE VIRTUAL

· DO INHERITED PROGRAM WHILE

· DOWNTO INLINE PUBLIC WITH

· ELSE INTERFACE RECORD XOR

· END INTERRUPT REPEAT

· EXPORT LABEL RESIDENT

Типы данных

Любые данные, т.е. константы, переменные, значения функций или выражения, в Турбо Паскале характеризуются своими типами.

Тип данных определяет:

· возможные значения переменных, констант, функций, выражений, принадлежащих к данному типу;

· внутреннюю форму представления данных в ЭВМ;

· операции и функции, которые могут выполняться над величинами, принадлежащими к данному типу.

В языке Паскаль тип величины задают заранее. Все переменные, используемые в программе, должны быть объявлены в разделе описания с указанием их типа.

В языке Паскаль представлены следующие основные типы данных:

Ниже рассмотрены простые типы данных.

К простым типам относятся порядковые и вещественные типы.

Порядковые типы отличаются тем, что каждый из них имеет конечное число возможных значений. Эти значения можно определённым образом упорядочить (отсюда – название типов) и, следовательно, с каждым из них можно сопоставить некоторое целое число – порядковый номер значения.

Вещественные типы тоже имеют конечное число значений, которое определяется форматом внутреннего представления вещественного числа. Однако количество возможных значений вещественных типов настолько велико, что сопоставить с каждым из них целое число (его номер) не представляется возможным.

ПОРЯДКОВЫЕ ТИПЫ

К порядковым типам относятся целые, логический, символьный, перечисляемый и тип-диапазон.

Диапазон возможных значений целых типов зависит от их внутреннего представления, которое может занимать один, два или четыре байта (таблица 1)

Таблица 1 – Целые типы

Название Длина, байт Диапазон значений
Byte 0…255
ShortInt -128…+127
Word 0…65535
Integer -32768…+32767
LongInt -2 147 483 648…+2 147 483 647

При использовании процедур и функций с целочисленными параметрами следует руководствоваться «вложенностью» типов, т.е. везде, где может использоваться Word, допускается использование Byte (но не наоборот), в LongInt “входит” Integer, который, в свою очередь, включает в себя ShortInt.

Логический тип.

Переменная, имеющая логический тип данных может принимать всего два значения: TRUE (истина) и FALSE (ложь). Истине соответствует значение 1, а ложь тождественна нулю. Объявить булеву переменную можно так:

Над данными этого типа могут выполняться операции сравнения и логические операции: not, and, or, xor.

Поскольку логический тип относится к порядковым типам, его можно использовать в операторе счётного типа.

Символьный тип.

Значением символьного типа является множество всех символов ПК.. Переменная данного типа принимает значение одного из этих символов, занимает в памяти компьютера 1 байт. Слово Char определяет переменную данного типа.

Объявить символьную переменную можно в разделе Var, например:

k: Char;

Существует несколько способов записать символьную переменную (или константу):

1. как одиночный символ, заключенный в апострофы: ‘W’, ‘V’, ‘п’;

2. указав код символа, значение которого должно находиться в диапазоне от 0 до 255.

К величинам символьного типа данных применимы операции отношения и следующие функции:

Succ(x) — возвращает следующий символ;

Pred(x) — возвращает предыдущий символ;

Ord(x) — возвращает значение кода символа;

Chr(x) — возвращает значение символа по его коду;

UpCase(x) — переводит литеры из интервала ‘a’..’z’ в верхний регистр.

Для плодотворной работы с символьным типом следует пользоваться таблицей ASCII (American Standard Code for Information Interchange – американский стандартный код для обмена информацией).

Перечисляемый тип.

Перечисляемый тип данных представляет собой некоторое ограниченное количество идентификаторов. Эти идентификаторы заключаются в круглые скобки, и отделяются друг от друга запятыми.

Type Day=(Monday, Tuesday, Wednesday, Thursday, Friday, Saturday, Sunday);

Переменная A может принимать лишь значения определенные в разделе Type. Также можно объявить переменную перечисляемого типа в разделе Var:

Var A: (Monday, Tuesday);

Применение перечисляемых типов делает программы нагляднее.

Соответствие между значениями перечисляемого типа и порядковыми номерами этих значений устанавливается порядком перечисления: первое значение списке получает порядковый номер 0, второе – 1 и т.д. максимальная мощность перечисляемого типа составляет 65536 значений.

Тип-диапазон.

Тип-диапазон есть подмножество своего базового типа, в качестве которого может выступать любой порядковый тип, кроме типа-диапазона.

Тип-диапазон задаётся границами своих значений внутри базового типа: ..,

где — минимальное значение типа-диапазона.

— максимальное значение типа-диапазона.

TYPE Cards = 1..36;

При определении типа-диапазона нужно руководствоваться следующими правилами:

1. два символа «..» рассматриваются как один символ, поэтому между ними недопустимы пробелы.

2. левая граница диапазона не должна превышать его правую границу.

Тип-диапазон наследует все свойства базового типа, но с ограничениями, связанными с его меньшей мощностью.

ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ТИПЫ

В отличие от порядковых типов, значения которых всегда сопоставляются с рядом целых чисел и, следовательно, представляется в ПК абсолютно точно, значения вещественных типов определяют произвольное число лишь с некоторой конечной точностью, зависящей от внутреннего формата вещественного числа (таблица 2).

Таблица 2 – Вещественные типы

Название Длина, байт Количество значащих цифр Диапазон десятичного порядка
Real 6l 11…12 -39…+38
Single 7…8 -45…+38
Double 15…16 -324…+308
Extended 19…20 -4951…+4932
comp 19…20 -2*10 63 +1…+2*10 63 -1

При описании переменной ставится двоеточие и название типа.

Операции TURBOPASCAL

1. not логическое отрицание;

2. * умножение, / деление, div, mod – целая часть и остаток от деления двух целых чисел, and – логическое умножение;

3. + сложение, — вычитание, or –логическое сложение;

4. операции сравнения: = равно, < меньше, >больше, <> неравно, >= больше либо равно,

Читайте также:
Эта величина которая может меняться при выполнении программы

Пример. X:= 9 div 4;

Среди операций установлен приоритет (очередность). Самый низкий приоритет у 4-й операции. Операции выполняются слева направо с учетом приоритета. В Паскале для записи математических выражений используются стандартные функции (таблица 3).

Таблица 3 ­– Стандартные функции

Функция Назначение Тип аргумента Тип функции
ABS(x) |x| R, I Тип аргумента
SQR(x) x 2 R, I Тип аргумента
SQRT(x) R, I R
EXP(x) e x R, I R
LN(x) Ln x R, I R
SIN(x) sin x R, I R
COS(x) cos x R, I R
ARCTAN(x) arctg x R, I R
INT(x) Нахождение целой части вещественного аргумента R R
TRUNC(x) Нахождение целой части (дробная часть отбрасывается) R I
FRAC(x) Нахождение дробной части аргумента R R
ODD(x) Результат TRUE, если x – нечетное; FALSE – если x – четное I Boolean
ROUND(x) Округление x до ближайшего целого R I
RANDOM(x) Нахождение псевдослучайного числа, равномерно распределенного в интервале [0,x] R R
RANDOMIZE(x) Инициализация датчика псевдослучайных чисел

В таблице 1 R – REAL, I – INTEGER.

Пример. Выражение на Паскале запишется sqrt(sqr(x)+sqr(y)).

Замечание 1. Аргументы тригонометрических функций и их значения задаются в радианах.

Замечание 2. Для получения обратных тригонометрических функций можно использовать формулы

arcсtg(x) = π / 2 — arctg(x).

Возведение положительного числа в вещественную степень следует производить, используя математическое тождество: . На Паскале это записывается так: exp(y*ln(x)).

Структура Паскаль программы

Программа на Паскаль состоит из заголовка, раздела описаний и раздела операторов.

раздел описаний

раздел операторов

имя программы – простой идентификатор.

Раздел описаний может содержать:

1. TYPE – раздел описания типов;

2. CONST – раздел описания констант;

3. VAR – раздел описания переменных;

4. LABEL – раздел описания меток;

5. Function – раздел описания функций;

6. PROCEDURE – раздел описания процедур.

Раздел операторов представляет собой последовательность операторов.

Источник: megalektsii.ru

Основные элементы языка Паскаль

За всю историю ЭВМ было создано более тысячи языков программирования высокого уровня, но выдержали испытания временем и распространились немногие.

Язык Паскаль был создан в 1971 году швейцарским профессором Н.Виртом. Паскаль – это язык структурного программирования, основанный на:

1) построении алгоритмов из базовых структур, т.е. разделение глобальной задачи на более мелкие (локальные) задачи;

2) освоении метода последовательной детализации локальной задачи с использованием подпрограмм.

Успешному распространению языка способствовали персональные компьютеры (ПК). Фирма Boland International(США) разработала систему программирования Tubo-Pascal (ТР) для ПК. Турбо Паскаль – это не только язык и транслятор с него, но еще и операционная оболочка, позволяющая комфортно работать на Паскале.

Турбо-Паскаль стал языком профессионального программирования с универсальными возможностями. На его основе были созданы многие современные языки программирования (Си, Делфи и др.).

Практически все программные пакеты, которыми мы пользуемся сегодня, созданы с помощью именно этих или подобных им языков, поэтому и обучение программированию начинают именно с таких языков, как Паскаль или Бейсик. Они просты и лучше других иллюстрируют принципы программирования. К тому же практические навыки работы с этими языками обязательно пригодятся в будущем.

Слова в Паскале

Прежде чем давать основные элементы языка, рассмотрим программу для решения простенького примера.

Пример 2.1. Вычислить площадь круга () для вводимого с пульта значения радиуса R.

Здесь мы имеем дело с самым простым алгоритмом – линейным, когда операторы выполняются строго в порядке их следования.

Рассмотрим основные элементы языка. Как и любой естественный язык, Паскаль состоит из символов, слов, выражений и операторов, которые соответствует предложениям в других языках.

Символы языка – это элементарные знаки, используемые для составления любых текстов. Набор символов и образует алфавит. Алфавит ТР включает русский и латинский алфавиты, арабские цифры, специальные символы, смысл которых будем рассматривать по мере знакомства с языком.

Слова состоят из отдельных символов. Слова в тексте программы разделяются пробелами или специальными символами. Рассмотрим несколько видов слов, представленных на следующей схеме (рис. 2.1).

Зарезервированные слова имеют определенное смысловое значение. Например, Рrogram используется только для объявления имени программы. Другими зарезервированными словами в нашей программе являются Var, Begin, End, смысл которых рассмотрим позже.

Имя (идентификатор). Эти слова служат для обозначения каких-либо объектов программы. Этими объектами могут быть метки, константы, переменные, процедуры, функции. Существуют два вида имен: стандартные имена и имена пользователя.

Стандартные имена служат для обозначения стандартных объектов (стандартные процедуры, функции). В нашей программе встречаются имена стандартных процедур – Write и Read, о которых поговорим позже, в лекции 3.

Имена пользователя состоят из латинских букв, цифр или символа «_» – подчеркивание. Другие символы недопустимы (например, пробел и точка «.»). Длина слова может быть произвольной. В качестве таких слов нельзя брать зарезервированные и стандартные слова. Пример имен пользователя: a, A, b3, Summa, _beta, Alfa_5.

Имена R и S в нашей программе являются пользовательскими и обозначают соответственно радиус и площадь круга.

Комментарий – это любая последовательность символов, заключенных в <. >или (*. *). При работе компилятор игнорирует комментарий, поэтому он может стоять в любом месте программы. Удачное использование комментария – признак хорошего стиля программирования

Структура Паскаль-программы

Структура программы в общем виде имеет вид

Const Раздел описаний

Procedure(Function) Раздел подпрограмм

Программа состоит из заголовка, раздела описаний, раздела подпрограмм и функций (Procedure/Function) и раздела операторов. Не все указанные выше разделы обязательно присутствуют в каждой программе. Сравните приведенную схему структуры программы с текстом нашей программы в примере 2.1.

Раздел Uses состоит из зарезервированного слова Uses и списка имен подключаемых стандартных и пользовательских библиотечных модулей.

Модуль в ТР – это библиотека констант, подпрограмм которые можно использовать в своих программах. В систему ТР включены восемь модулей: System, Crt, Dos, Graph, Graph3, Overlay, Printer, Турбо3. Все они находятся в файле Turbo.tpl. Модуль System подключается по умолчанию, все остальные модули должен подключить программист с помощью зарезервированного слова. Например: Uses Crt, Printer.

Рассмотрим кратко назначение некоторых модулей.

System – сердце Турбо Паскаля, содержит подпрограммы, обеспечивающие работу всех остальных модулей системы.

Crt – содержит средства управления клавиатурой и дисплеем в текстовом режиме.

Printer – обеспечивает быстрый доступ к печатающему устройству.

Graph – обеспечивает работу дисплея в графическом режиме.

Раздел описаний носит характер описаний. Разделы Label, Const, Type, Var могут следовать в любом порядке.

Раздел подпрограмм. Подпрограмма представляет собой самостоятельный программный блок, имеющий имя, по которому он может быть вызван из других частей программы. Подробно о подпрограммах будем говорить в лекции 6.

В разделе подпрограмм размещаются тела пользовательских подпрограмм. В ТР существуют два вида подпрограмм: Procedure и Function. Об организации и вызове их поговорим позже.

Раздел операторов – это основная часть программы, представляющая собой последовательность операторов, заключенную в операторные скобки Begin-End. Оператором называется предложение языка программирования, задающее описание некоторого действия, которое необходимо выполнить.

Исполняемые операторы отделяются друг от друга символом «;». В конце раздела операторов ставится символ «.».

Операторы подразделяются на простые и сложные (составные).

Оператор, не содержащий в себе никаких других операторов, называется простым. Например: S:= PI*R*R;.

Сложный оператор – это группа операторов, заключенная в операторные скобки Begin – End.

Формат сложного оператора:

Источник: infopedia.su

Опишите структуру программы паскаль кратко

Программа на языке Паскаль состоит из заголовка программы и тела программы (блока), за которым следует точка — признак конца программы. В свою очередь, блок содержит разделы описаний и раздел операторов.

Раздел операторов имеется в любой программе и является основным. Предшествующие разделы носят характер описаний и не все обязательно присутствуют в каждой программе.

В некоторых диалектах языка Паскаль (Например: Delphi, FreePascal) в отличие от стандарта, возможно следующее:

  • отсутствие заголовка программы;
  • разделы const, type, var, label могут следовать друг за другом в любом порядке и встречаться в разделе описаний сколько угодно раз.
Читайте также:
Как продлить пробную версию программы

Раздел подключения модулей (uses)

Этот раздел состоит из зарезервированного слова uses и списка имен подключаемых стандартных и пользовательских библиотечных модулей.

Раздел описания меток (label)

Перед любым оператором языка Паскаль можно поставить метку, что позволяет выполнить прямой переход на этот оператор с помощью оператора перехода goto из любого места программы. Метка состоит из имени и следующего за ним двоеточия. Именем может служить идентификатор или цифра. Перед использованием метка должна быть описана.

Раздел описания меток начинается зарезервированным словом label (метка), за которым следуют имена меток, разделенные запятыми. За последним именем ставится точка с запятой.

Если метка описана, но не используется в разделе операторов, то ошибки при этом не возникает, т.е. метки можно описывать и применять по мере расширения программы.

Раздел описания констант (const)

В разделе описания констант производится присваивание идентификаторам констант постоянных значений. Раздел начинается зарезервированным словом const, за которым следует ряд выражений, присваивающих идентификаторам постоянные числовые или строковые значения. Выражения присваивания отделяются друг от друга точкой с запятой.

Удачное с точки зрения мнемоники именование констант делает программу лучше читаемой и позволяет быстро вносить в нее изменения при изменении алгоритма.

Раздел описания типов данных (type)

Тип данных может быть либо описан непосредственно в разделе описания переменных, либо определяться идентификатором типа. Стандартные типы не требуют описания, в отличие от типов, определенных пользователем. Строго говоря, синтаксис языка Паскаль не требует обязательного определения идентификатора типа и в последнем случае, так как тип можно задать перечислением в разделе описания переменных. Выбор описания типа зависит, таким образом, только от программиста и специфики программы.

Раздел описания типов данных начинается зарезервированным словом type, за которым следуют одно или несколько определений типов, разделенных точкой с запятой.

каждое описание задает множество значений и связывает с этим множеством некоторое имя типа. Например, в данном описании тип LatLetter определяет множество букв латинского алфавита, Days — множество целых числе от 1 до 31, Matr — массив из 10 целых чисел.

Раздел описания переменных (var)

Каждая встречающаяся в программе переменная должна быть описана. Описание обязательно должно предшествовать использованию переменной. Раздел описания переменных начинается зарезервированным словом var (variable — переменная), затем через запятую перечисляются имена переменных и после двоеточия следуют их тип и точка с запятой.

В рассматриваемом примере программы три переменные A, B и Sum, которые могут принимать целочисленные значения, описаны следующим образом:

Раздел описания процедур и функций

В этом разделе размещаются тела подпрограмм. В языке Паскаль роль подпрограмм выполняют процедуры и функции.

Раздел операторов

В программе на языке Паскаль раздел операторов является основным, так как именно в нем с предварительно описанными переменными, константами, значениями функций выполняются действия, позволяющие получить результат, ради которого создавалась программа.

Раздел операторов начинается зарезервированным словом begin (начало), далее следуют операторы языка, отделенные друг от друга точкой с запятой. Завершает раздел зарезервированное слово end. (конец) с точкой.

Операторы выполняются строго последовательно, в том порядке, в котором они записаны в тексте программы в соответствии с синтаксисом и правилами пунктуации.

Структура программы на языке Паскаль

Паскаль — язык структурного программирования. Это означает, что для написания программы, необходимо предварительно составить алгоритм ее решения для компьютера. Синтаксисом предусмотрена определенная структура программы на языке Паскаль:

раздел меток ( label ) раздел констант ( const ) раздел типов ( type ) раздел переменных ( var )

(раздел может быть пропущен, если в программе не предусмотрено использование процедур или функций)

begin операторы; end.

Структура программы на языке Паскаль

Структура программы на языке Паскаль

Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной может быть изменено во время работы программы.

переменная

В разделе описаний наиболее важная часть начинается после служебного слова var (сокращ. от англ. variable — переменная), именно здесь указываются типы переменных в Паскале, которые будут описаны дальше.

объявление переменных

Раздел меток, типов и описание констант происходит, естественно, только при их наличии в программе.

Раздел операторов — основная часть программы, которая всегда начинается со служебного слова begin в Паскале (begin — в переводе с англ. начало). Соответственно заканчивается этот раздел служебным словом end (с англ. конец).

Рассмотрим примеры из раздела описаний:
Раздел меток ( label ):

Раздел констант ( const ):

const a1 = 55; a2 = 3.14; …

Раздел типов ( type ):

type t1 = вид_типа; t2 = вид_типа;

Раздел переменных ( var ):

var v11, v12,…: type1; v21, v22,…: type2; …

Таким образом, порядок составления программ на Pascal должен соответствовать указанной структуре программы.

Рекомендуемые компиляторы Паскаля

Первые компиляторы были разработаны в 1992 г. фирмой Borland International: выпущены два пакета программирования — Borland Pascal 7.0 и Turbo Pascal 7.0.

окно компилятора turbo pascal

Наиболее популярным транслятором до недавнего времени, используемым во всех школах и вузах, являлся компилятор Turbo Pascal или по-русски Турбо Паскаль, который имел англоязычный интерфейс и стандартное окно которого выглядело примерно так:

На современных компьютерах некоторые модули Turbo Pascal 7.0 (например, модуль CRT) работают некорректно. Служебное слово uses подключает к программе тот или иной модуль. Uses crt в Паскале — модуль, позволяющий выводить цветные символы на цветном экране при использовании текстового режима.

Для очистки окна в компиляторе Турбо Паскаль используется функция ClrScr . Интегрированная среда Турбо Паскаль постепенно вымещается более современными компиляторами.

окно компилятора Pascal ABC

Сегодня всё большую популярность набирает русскоязычный компилятор PascalABC и его новая версия PascalABC net, скачать которую можно на официальном сайте. Среда разработки Паскаль abc или, как часто ее называют, Паскаль абс (и даже так: авс и абц), выгодно отличается замечательным справочным материалом, синтаксической подсветкой и, как уже было сказано, русским языком. Кроме того, это целая платформа (framework), позволяющая работать в визуальном редакторе с элементами управления.

Модуль crt в pascal abc не подключается, и в целом работа с модулями значительно упрощена по сравнению с Turbo pascal.

Таким образом, среда программирования Pascal abc выгодно отличается от всех своих предшественников.

Компьютер, изготовленный на заводе, подобен новорожденному человеку, он может осуществлять какие-то действия, но не знает как. Но если человек в дальнейшем способен к обучению, то компьютер необходимо научить, то есть, заложить в него программное обеспечение. Компьютер без программы – бесполезная конструкция из железа, пластмассы и проводов.

Важнейшее отличие работы компьютера от работы человеческого ума состоит в том, что работа компьютера строго подчинена заложенным в него программам, человек же сам управляет своими действиями.

 Программа – это указание на последовательность действий (команд), которую должен выполнить компьютер, чтобы решить поставленную задачу обработки информации.

У каждого исполнителя своя система команд, которые он понимает и может выполнить. Выстроив эти команды в четкий алгоритм, мы позволим исполнителю получить необходимый результат.

 У компьютера своя система команд – машинных команд. Машинные команды представлены в виде двоичных кодов.

Язык машинных команд понятен компьютеру, но сложен для человека. Простому человеку писать программу из таких команд трудно, так как они не наглядны. Поэтому программисты придумали другие языки – языки, которые ближе человеку по смыслу. Их назвали языками программирования высокого уровня.

2. Язык программирования Pascal

Паскаль популярен среди программистов по следующим причинам:

  1. Прост для обучения.
  2. Отражает фундаментальные идеи алгоритмов в легко воспринимаемой форме, что предоставляет программисту средства, помогающие проектировать программы.
  3. Позволяет четко реализовать идеи структурного программирования и структурной организации данных.
  4. Использование простых и гибких структур управления: ветвлений, циклов.
  5. Надежность разрабатываемых программ.
Читайте также:
Взгляд программа в каком году вышла

Команду алгоритма, записанную на языке программирования, принято называть оператором.

Программа на Паскале близка по своему виду к описанию алгоритма на Алгоритмическом языке. Сравните алгоритм решения уже знакомой вам задачи — деления простых дробей с соответствующей программой на Паскале:

алг Деление дробей
цел a, b, с, d, m, n
нач
ввод а, b, c, d
m:= a x d
n:= b x c
вывод m, n
кон
Program Division;
var a, b, с, d, m, n: integer;
begin
readln (a,b, c,d) ;
m:= a*d;
n:= b*c;
write (m, n)
end.

3. Структура программы на Паскале

Даже не заглядывая в учебник по Паскалю, в этой программе можно все понять (особенно помогает знание английского языка). Структура программы имеет следующий вид:

операторы (тело программы);

Раздел описания переменных начинается со слова Var (variables — переменные), за которым идет список имен переменных через запятую. Тип указывается после двоеточия. В стандарте языка Паскаль существуют два числовых типа величин: вещественный и целый. Слово integer обозначает целый тип (является идентификатором целого типа). Вещественный тип обозначается словом real. Например, раздел описания переменных может быть таким:

var a, b : integer; с, d : real;

Идентификаторы переменных составляются из латинских букв и цифр; первым символом обязательно должна быть буква.

Раздел операторов — основная часть программы. Начало и конец раздела операторов программы отмечаются служебными словами begin (начало) и end (конец). В самом конце программы ставится точка:

При написании текста программы следует соблюдать несколько правил:

— разрешается использовать только символы латинского алфавита для команд

— большие и маленькие буквы Паскаль не различает. То есть слово begin может быть написано как с маленькой, так и с большой буквы “Вegin; BEGIN; BeGin”

— все операторы заканчиваются точкой с запятой “;”

Самый простой и одновременно один из самых важных операторов – оператор вывода, ведь программа должна вывести результат на экран монитора. Выглядит оператор следующим образом:

Write (‘Здравствуй Мир!’);

Видео YouTube

4. Переменная. Тип данных. Операторы ввода, вывода, присваивания

Опытный программист знает, а новичку полезно узнать, что главными элементами любой программы являются переменные, константы и операторы.

Переменными – называют величины, значения которых изменятся в процессе выполнения программы.

Константами называются величины, которые не изменяют своего значения.

Операторы описывают те действия, которые должна выполнять программа.

Тип переменной является важнейшей характеристикой переменной. Определяет вид данных, содержащихся в переменной, набор операций, которые можно выполнять над этими данными. В Паскале существуют много типов переменных, для начала познакомимся с двумя:

Integer – целый тип. Описывает числа (например число 6 или 18 или -50).

Real – вещественный тип. Служит для хранения дробных чисел (например число 6,2 или 18,9 или -50,7).

Описать переменную это значит указать после зарезервированного слова Var имя и тип переменной. Например:

Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору read (read — читать) или readln (read line — читать строку):

При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя. Пользователь набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, в каком они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. Одновременно с набором данных на клавиатуре они появляются на экране. В конце нажимается клавиша ( ). Разница в выполнении операторов readln и read состоит в том, что после выполнения ввода по оператору readln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору read этого не происходит.

Вывод результатов происходит по оператору write (write — писать) или writeln (write line — писать в строку):

Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке. Элементами списка вывода могут быть константы, переменные, выражения.

Разница в выполнении операторов writeln и write состоит в том, что после выполнения вывода по оператору writeln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору write этого не происходит.

Арифметический оператор присваивания на Паскале имеет следующий формат:

Арифметическое выражение может содержать числовые константы и переменные, знаки арифметических операций, круглые скобки. Кроме того, в арифметических выражениях могут присутствовать функции.

В заголовке указывается имя программы и список параметров. Общий вид:

здесь n – имя программы; input – файл ввода; output – файл вывода; x, y – внешние файлы, используемые в программе.

Заголовка может и не быть или он может быть без параметров.

Блок программы состоит из шести разделов, следующих в строго определенном порядке:

  1. раздел меток (label)
  2. раздел констант (const)
  3. раздел типов (type)
  4. раздел переменных (var)
  5. раздел процедур и функций
  6. раздел действий (операторов).

Раздел действий должен присутствовать всегда, остальные разделы могут отсутствовать.

Каждый из первых четырех разделов начинается с соответствующего ключевого слова (label, const, type, var), которое записывается один раз в начале раздела и отделяется от последующей информации только пробелом, либо концом строки, либо комментарием.

Раздел меток (label)

Любой выполняемый оператор может быть снабжен меткой – целой положительной константой, содержащей не более 4-х цифр. Все метки, встречающиеся в программе, должны быть описаны в разделе label.

здесь l1, l2, l3 – метки.

Пример. label 5, 10, 100;

Метка отделяется от оператора двоеточием.

Пример. Пусть выражение a := b имеет метку 20. Тогда этот оператор выглядит так:

Раздел констант (const)

здесь a1 – имя константы, c1 – значение константы.

Пример. const pi = 3.14; c = 2.7531;

Раздел типов (type)

Если в программе вводится тип, отличный от стандартного, то этот тип описывается в разделе type:

где t1 и t2 – идентификаторы вводимых типов.

Затем тип используется при объявлении переменных.

Пример использования нестандартных типов:

Раздел описания типов имеет большое значение в программе на языке Pascal. Если в программе не использовать типы, то можно столкнуться с несовместимостью типов переменных, даже если они описаны одинаково.

Раздел переменных (var)

Пусть в программе встречаются переменные v11, v12,…; все они должны быть описаны следующим образом:

здесь v11, v12,… — имена переменных; type1 – тип переменных v11, v12,…; type2 – тип переменных v21, v22,….

Пример. var k, i, j: integer; a, b: real;

Каждая переменная должна быть описана до ее использования в программе и отнесена к одному и только одному типу. Названия разделов (const, type, var…) указываются только один раз.

Таким образом, в разделе var вводится имя каждой переменной и указывается, к какому типу эта переменная принадлежит. Тип переменной можно задать двумя способами: указать имя типа (например, real, color и т.д.), либо описать сам тип, например: array[1..16] of char

Раздел процедур и функций

Здесь присутствуют заголовки и тела пользовательских процедур и функций.

Раздел действий (операторов)

Эта часть программы начинается с ключевого слова begin и заканчивается словом end, после которого должна стоять точка. Раздел действий есть выполняемая часть программы, состоящая из операторов.

  • Правовая система провинции квебек и американского штата луизиана кратко
  • Презентация на тему календарь природы в доу
  • Гимнастика в кроватках после сна в детском саду младшая группа
  • Инструменты управления качеством образования в школе интернате
  • Приготовление прядильного раствора или расплава кратко 7 класс технология

Источник: obrazovanie-gid.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru