Первая версия языка Паскаль была разработана в 1968 году. Ее разработчиком является швейцарский ученый Никлаус Вирт. Свое название язык получил в честь создателя первой механической вычислительной машины француза Блеза Паскаля. На основе языка Паскаль в 1985 г. фирма Borland выпустила версию Turbo Pascal версии 3.0. В 1992 г. появилась последняя на сегодняшний день версия языка Turbo Pascal — 7.0. В ней сохранились все достоинства предыдущих версий:
· многооконный режим работы
· возможность использования мыши
· возможность использования Ассемблера
· возможность создавать объектно-ориентированные программы
Интегрированная инструментальная оболочка (ИИО) Pascal ABC
Основной экран программы состоит из 4 частей:
· Файл (новый, открыть, сохранить, печать, выход)
· Правка (отменить, восстановить, вырезать, копировать, вставить, найти, заменить)
· Вид (окно ввода, окно выполнения программы, окно отладки)
· Программа (выполнить – F9, выполнить до курсора)
Структура программ на Pascal ABC.Net (1 часть).
· Сервис (создать шаблон программы, посмотреть результаты)
2. Панель инструментов (пиктограммы наиболее часто используемых команд)
3. Рабочая область
4. Область вывода результата
Программа и транслятор
Программа — это детальное и законченное описание алгоритма средствами языка программирования. Исполнителем программы является компьютер. Для выполнения компьютером программа должна быть представлена в машинном коде — последовательности чисел, понимаемых процессором. Написать программу в машинных кодах вручную достаточно сложно.
Поэтому сегодня практически все программы создаются с помощью языков программирования, которые по своим синтаксису и семантике приближены к естественному человеческому языку. Это снижает трудоемкость программирования. Однако, текст программы, записанный с помощью языка программирования, должен быть преобразован в машинный код. Эта операция выполняется автоматически с помощью специальной служебной программы, называемой транслятором.
Трансляторы делятся на два типа: интерпретаторы и компиляторы.
Интерпретатор переводит в машинный код и выполняет очередной оператор (команду) программы. Если команда повторяется, то интерпретатор рассматривает ее как встреченную впервые.
Компилятор переводит в машинный код исходный текст программы целиком. Поэтому достоинство компиляторов — быстродействие и автономность получаемых программ. Достоинство интерпретаторов — их компактность, возможность остановить в любой момент выполнение программы, выполнить различные преобразования данных и продолжить работу программы. Примерами служебных программ — интерпретаторов являются GW Basic, Лого, школьный алгоритмический язык, многие языки программирования баз данных. Компиляторами являются Turbo Pascal, С++, Delphi.
Общая структура программы
Begin
Все программы обязательно имеют раздел заголовок и раздел операторов. Остальные составляющие могут отсутствовать. При отсутствии некоторых частей программы общий порядок их следования сохраняется.
Введение. Структура программы. Быстрый курс программирования Pascal ABC
Разделы между собой разделяются знаком «;»
Раздел операторов заключается в операторные скобки. Это зарезервированные слова begin, end. Раздел операторов заканчивается точкой. Запись внутри операторных скобок ведется с отступом в три знака.
Раздел «заголовок» начинается с зарезервированного слова, за которым указывается имя программы. В качестве имени может использоваться любой набор символов алфавита с несколькими исключениями:
· Нельзя использовать зарезервированные слова
· Нельзя начинать имя с цифры
· При использовании имени не используется пробел
· Оператор присваивания — это основной оператор любого языка программирования. Данный оператор позволяет поместить определенное значение в необходимую вам переменную.
· Оператор присваивания имеет вид: := ;
Операторы ввода/вывода
Паскаль содержит четыре оператора ввода/вывода: read, readln, write, writeln.
Оператор read осуществляет ввод данных с клавиатуры и размещение их в стандартном файле ввода input. Вводимые данные размещаются в качестве значений переменных, имена которых перечислены в круглых скобках за оператором read.
Общая структура: read (список ввода);
read (a, b, c);
Вводятся данные тоже списком, в котором они разделяются пробелом. Ввод заканчивается нажатием Enter. Курсор, отмечающий позицию следующего ввода/вывода остается за последним введенным данным.
Оператор readln выполняет аналогичные действия и переводит курсор на следующую строку.
Оператор write осуществляет вывод на экран или печатающее устройство с одновременным размещением в стандартном файле вывода output. Оператор может выводить сообщение или значение переменной. Сообщения записываются в апострофах. Для вывода значения переменной указывается имя переменной. Сообщения и переменные можно чередовать в одном списке, разделяя их запятыми.
Курсор остается за последним выведенным данным.
Оператор writeln выполняет аналогичные действия и переводит курсор на следующую строку.
Операторы write и writeln допускают т.н. форматированный вывод данных.
Общая структура: write (список вывода); write (‘Пояснительная запись’, список вывода);
write (a:5:2); write (‘скорость автомобиля= ’, а:5:2);
Первое из чисел указывает сколько экранных знаков отводится под вывод. Второе число указывает количество знаков после запятой в числе и может отсутствовать.
Источник: cyberpedia.su
Среда программирования Pascal ABC. Структура программы
Программу пишут для компьютера. Главное отличие компьютера от человека, что он понимает, только чёткие инструкции, написанные на специальном языке. Составление таких инструкций-программ и называют программирование.
Язык Паскаль признан многими преподавателями как один из лучших именно для начального обучения. Структура программы имеет следующий вид:
операторы (тело программы);
Первой строкой программы является её заголовок. Он подобно заголовку книги рассказывает читателю, что это программа, для решения какой задачи она предназначена. При написании текста программы следует соблюдать несколько правил:
— разрешается использовать только символы латинского алфавита для команд
— большие и маленькие буквы Паскаль не различает. То есть слово begin может быть написано как с маленькой, так и с большой буквы “Вegin; BEGIN; BeGin”
— все операторы заканчиваются точкой с запятой “;”
Самый простой и одновременно один из самых важных операторов – оператор вывода, ведь программа должна вывести результат на экран монитора. Выглядит оператор следующим образом:
Write (‘Здравствуй Мир!’);
Pascal ABC. Переменная. Тип данных. Ввод и вывод данных.
Опытный программист знает, а новичку полезно узнать, что главными элементами любой программы являются переменные, константы и операторы.
Переменными – называют величины, значения которых изменятся в процессе выполнения программы.
Константами называются величины, которые не изменяют своего значения.
Операторы описывают те действия, которые должна выполнять программа.
Тип переменной является важнейшей характеристикой переменной. Определяет вид данных, содержащихся в переменной, набор операций, которые можно выполнять над этими данными. В Паскале существуют много типов переменных, для начала познакомимся с двумя:
Integer – целый тип. Описывает числа (например число 6 или 18 или -50).
Real – вещественный тип. Служит для хранения дробных чисел (например число 6,2 или 18,9 или -50,7).
Описать переменную это значит указать после зарезервированного слова Var имя и тип переменной. Например:
Для ввода данных используются команды (операторы) Read или Readln. Команда Readln отличается от команды Read тем, что после ввода необходимого количества данных осуществляется переход курсора на следующую строку.
Для вывода данных используются команды (операторы) Write и Writeln. Команда Writeln отличается от команды Write тем, что после вывода необходимого количества данных осуществляется переход курсора на следующую строку.
Рассмотрим решение задачи:
Составьте программу, в которой осуществляется ввод целого числа с клавиатуры и вывод на экран монитора значения этого числа, увеличенного в 5 раз.
Var x: integer;
write(‘введите число ‘);
write(‘Если вы умножите число на 5, то получится,’,5*x);
Команда присваивания. Арифметические операции и выражения. Стандартные функции.
Рассмотрим понятия: оператор (команда) присваивания; стандартные функции (div, mod, trunc(x), frac (x), round(x). Команда присваивания. Арифметические операции и выражения. Стандартные функции.Решены задачи по теме.
Над переменными целого и вещественного типов можно выполнять арифметические операции: сложение, вычитание, умножение, деление.
Многие действия с числовыми данными выполняются путём вызова встроенных в язык программирования функций. Такие функции называются стандартными. Например:
Sqr(x) – вычисляет квадрат числа х;
Abs(x) – модуль числа х.
Оператор присваивания – один из самых простых и наиболее часто используемых операторов в любом языке программирования. Он предназначен для вычисления нового значения некоторой переменной, а также для определения значения, возвращаемого функцией. В общем виде оператор присваивания можно записать так:
При записи алгебраических выражений используют арифметические операции (сложение, умножение, вычитание, деление), функции, круглые скобки.
Порядок действий (приоритет) при вычислении значения выражения:
1) вычисляются значения в скобках;
2) вычисляются значения функций;
3) выполняются операции умножения и деления;
4) выполняются операции сложения и вычитания.
Для переменных целого типа дополнительно введены операции:
div (целочисленное деление)
mod (остаток от деления )
Для переменных вещественного типа используют следующие стандартные функции:
Trunc(x) – Выделение целой части числа X
Round(x) – Округление X до целого числа
frac (x) – Выделяет дробную часть числа X
Составьте программу, в которой осуществляется ввод двух целых чисел с клавиатуры и вывод на экран монитора значения их произведения.
writeln(‘введите 2 числа ‘);
write(‘Произведение чисел =’,x*y);
Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 781 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Презентация, доклад Структура программы на языке Pascal ABC 9 класс
К сожалению, компьютер не понимает программы, записанные на каком-либо употребляемом человеком языке – русском, английском, немецком… Команды, предназначенные для ЭВМ, необходимо записывать в понятной ей форме. С этой целью применяются языки программирования – искусственные языки, алфавит,
- Главная
- Информатика
- Презентация Структура программы на языке Pascal ABC 9 класс
Слайд 1Структура Программы на языке Pascal — ABC
Белобородова Анна Александровна, учитель информатики
1 квалификационной категории,
МБОУ «СОШ № 153» г. Казани
![]()
Слайд 2
К сожалению, компьютер не понимает программы, записанные на каком-либо употребляемом человеком
языке – русском, английском, немецком…
Команды, предназначенные для ЭВМ, необходимо записывать в понятной ей форме.
С этой целью применяются языки программирования – искусственные языки, алфавит, словарный запас и структура которых удобны человеку и понятны компьютеру.
![]()
Слайд 3 Чтобы компьютер выполнил решение какой-либо задачи, ему необходимо получить
от человека инструкции, как её решать.
Набор таких инструкций для компьютера, направленный на решение конкретной задачи, называется компьютерной программой.
![]()
Слайд 4Программа – это совокупность написанных на языке программирования команд, которые может
выполнить компьютер, направленных на решение конкретной задачи, в результате чего машина действует заранее предписанным ей образом.
Языком программирования называется искусственный (формальный) язык, предназначенный для записи алгоритмов.
Язык программирования задается своим описанием и реализуется в виде специальной программы: компилятора или интерпретатора.
![]()
Слайд 5Систему программирования Паскаль называют интегрированной средой программирования, так как она объединяет
в себе возможности различных средств, используемых при разработке программ:
редактора текстов,
компилятора,
компоновщика,
отладчика,
и при этом обеспечивает программисту великолепные сервисные возможности.
![]()
Слайд 6program prim1;
var x, y: integer;
begin
write(‘введите число
х’ );
readln(x);
y:=2*x;
writeln(‘значение функции у=’, y)
end.
Сохраните эту программу под именем primer.pas
File → Save as.. → primer.pas → ok
Отправьте программу на выполнение
Пример программы на Pascal- ABC
![]()
Слайд 7Структура программы на языке Паскаль
Program NAME;
Var
Описание переменных;
Begin
Исполнительная часть;
End.
![]()
Слайд 8Блок-схема состоит из отдельных геометрических фигур — блоков, каждый из которых
показывает какие команды или операции надо выполнить.
![]()
Слайд 9В языке Pascal имеются следующие группы простых типов данных:
1) Целые типы
2) Вещественный тип
3) Перечисляемый тип
4) Тип-диапазон
5) Символьный тип
6) Логический тип
![]()
Слайд 10Команды ввода – вывода.
Ввод-вывод данных связан с обменом информацией между оперативной
памятью и внешними носителями информации. Как правило, программ без вывода не бывает.
![]()
Слайд 11Для операций вывода данных в программе служат операторы:
Write и writeln.
Write
производит вывод числовых данных, символов, строк на экран.
Формат процедуры:
write(‘А,B,…,Z’);
Где А,В,…,Z – переменные или строки символов, взятые в апостроф
Ввод данных в программе:
![]()
Слайд 12Пример 2:
write (‘Введите длину пути’);
writeln (‘Значение скорости равно’);
Возможен одновременный вывод и
символьной информации и значений переменных, тогда в операторе write или writeln они разделяются запятыми, например:
write (‘Значение температуры равно ‘, t);
writeln (‘Скорость равна ’, v, ‘при времени движения ‘, t);
Заметьте, в конце слов, перед апострофом оставлен пробел.
![]()
Слайд 13Ввод данных в программе:
read и readln
Оператор чтения read –
обеспечивает ввод числовых данных, символов, строк и т. д. для последующей обработки программой. Формат оператора:
где A,B,…,Z переменные.
![]()
Слайд 14Процедура read потребует после себя ввод или вывод информации в одну
процедура readln дает возможность после себя вводить и выводить информацию с начала новой строки.
Процедуры read и readln «считывают» значения переменных и присваивают их тем переменным, которые записаны в них.
Процедура write требует от следующих процедур ввода или вывода, информацию вводить или выводить ее на ту же строку (в одну строку).
Процедура writeln обеспечивает для следующих процедур ввода или вывода информации вводить или выводить ее с начала каждой новой строки.
![]()
Слайд 15program Primer3;
var x,y,s: integer;
begin
writeLn (‘Введите через пробел два
числа ‘);
ReadLn (x,y);
s := x + y;
WriteLn(‘Сумма чисел равна ‘,s);
end.
Набери программу на компьютере
Практическая работа по теме Линейные программы
![]()
Слайд 16Домашнее задание.
1. Прочтите теоретический материал, изученный на уроке.
2. Ответьте на вопросы:
1)
Назовите известные вам процедуры ввода-вывода (считывания информации). Чем они отличаются?
2) Из каких частей состоит структура программы на языке Паскаль?
3) Какие части являются обязательными, а какие необязательными в программе?
3. Напишите программу и прислать на е-mail, выводящую на экран сведения о вас: ФИО, адрес, хобби и т.д.
![]()
Слайд 17Использованная литература:
Меженный О.А. Turbo Pascal Самоучитель. : М.: Издательский дом «Вильямс»,
4. Пильщиков В.Н. Сборник упражнений по языку Паскаль: Уч. Пособие для вузов. – М.: Наука. 1989. – 160 с.
![]()
Слайд 18
Практическая работа по теме: «Линейные программы»
Program Primer1;
Var X:
integer;
V, M, С, CK: real;
Begin
Writeln (‘Введите расход бензина на 1 километр’);
Readln (X);
Writeln (‘Введите стоимость литра бензина’);
Readln (M);
V := 18.32 / X;
C := V * M;
CK := C * 100;
Writeln (‘Стоимость поездки в рублях = ‘,C);
Writeln (‘ Стоимость поездки в копейках = ‘,CK);
End.
б) запустите данную программу на исполнение и посмотрите результат
X = 5 M = 12,86
X = 12 M = 25
X = 8 M = 24,78
![]()
Слайд 19Задача 2. Известно количество жителей в государстве и площадь его территории.
Определить плотность населения в этом государстве. (Количество человек, проживающих на площади на 1 км2).
а) Наберите программу в среде Паскаля, заменив многоточие на необходимые команды:
Program Primer2;
Var S, K : integer;
P: real;
Begin
Writeln (‘Введите число жителей и площадь государства’);
. (K, S);
P : =. ;
Writeln (‘Плотность населения равна’. );
End.
б) запустите данную программу на исполнение и посмотрите результат её работы (количество жителей в своем государстве и площадь его территории взять из Интернета).
в) запишите составленную программу в тетрадь.
Источник: shareslide.ru