Структура общеразвивающей программы дополнительного образования

Презентация на тему: » СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ 2014.» — Транскрипт:

1 СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ 2014 г.

2 Федеральный закон от г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно- нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (п.14. ст. 2 ФЗ 273)

3 Статья 28. Компетенции, права, обязанности и ответственность образовательной организации. п.6. разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации; п.10. осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения; п.11. индивидуальный учёт результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях.

Структура и специфика реализации дополнительных и предпрофессиональных программ в сфере искусства

5 Трактовка основных понятий, используемых ФЗ 273 в составе образовательной программы: Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики и иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся (п.22. ст. 2. ФЗ 273)

6 Трактовка основных понятий, используемых ФЗ273 в составе образовательной программы: Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (п.23. ст.2. ФЗ 273)

8 Трактовка основных понятий, используемых ФЗ273 в составе образовательной программы: Средства обучения и воспитания – приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности (п.26. ст.2. ФЗ 273)

9 Образовательные программы (ст. 12. ФЗ 273) К дополнительным образовательным программам относятся: 1)дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы; 2)дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки (п.4. ст. 12. ФЗ 273)

10 Обучающиеся (ст. 33 ФЗ 273) Учащиеся – лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы (п.п. 2., п. 1. ст. 33 ФЗ 273)

Разработка дополнительной общеразвивающей программы: структура, концепция, типичные ошибки и способы

11 Общие требования к реализации образовательных программ (п.11.ст. 13 ФЗ 273) Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровней и (или) направленности или по соответствующему виду образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим ФЗ

12 Приказ Министерства образования и науки РФ от г «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Далее ПОРЯДОК)

13 ПОРЯДОК (ст.3.) Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на: Формирование и развитие творческих способностей учащихся; Удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья учащихся; Обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся; Выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

14 ПОРЯДОК (ст.3.) Профессиональную ориентацию учащихся; Создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся; Подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов; Социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе; Формирование общей культуры учащихся; Удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству РФ, осуществляемых за пределами ФГОС и ФГТ.

15 ПОРЯДОК (ст.6.) Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

16 ПОРЯДОК (ст.9.) Направленности дополнительных общеобразовательных программ: Техническая; Естественнонаучная; Физкультурно-спортивная; Художественная; Туристско-краеведческая; Социально-педагогическая.

17 ПОРЯДОК (ст.11.) Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

19 СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ: Титульный лист. Информационная карта. Пояснительная записка (направленность программы, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность, цель и задачи, отличительные особенности, срок реализации, формы и режим занятий, основные формы работы, ожидаемые результаты и способы определения их результативности, контроль и учёт успеваемости, формы подведения итогов реализации программы)

20 СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ: Календарный учебный график (п.9 ст.2; п.5 ст.47 Федеральный Закон 273-ФЗ). Учебный план (п.9,22 ст.2; п.5 ст.47 Федеральный Закон 273-ФЗ). Рабочая программа (учебно-тематический план) (п.9 ст.2; п.5 ст.47 Федеральный Закон 273-ФЗ). Содержание деятельности. Методические материалы (п.9 ст.2; п.5 ст.47 Федеральный Закон 273-ФЗ).

21 СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ: Воспитательная деятельность. Система работы с родителями. Список литературы. Приложение: — Оценочные материалы (п.9 ст.2; п.5 ст.47 Федеральный Закон 273-ФЗ); — Диагностики личностного роста; — Мониторинг образовательного процесса и т.д.

22 ОФОРМЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ)ПРОГРАММЫ

24 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: направленность программы; новизна, актуальность, педагогическая целесообразность,; цель и задачи; подходы к определению объёма, содержания, планируемых результатов (п.9. ст. 2, п.5 ст. 47 ФЗ 273); отличительные особенности; срок реализации; формы и режим занятий; основные формы работы; ожидаемые результаты и способы определения их результативности; контроль и учёт успеваемости; формы подведения итогов реализации программы

25 Новизна: — новое решение проблем дополнительного образования; — новые методики преподавания; — новые педагогические технологии в проведении занятий; — новизна в формах подведения итогов реализации программы и т.д.

26 Актуальность: Актуальность программы – это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа. Актуальность может базироваться: — на анализе социальных проблем; — на материалах научных исследований; — на анализе педагогического опыта; — на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги; — на современных требованиях модернизации системы образования; — на потенциале образовательного учреждения; — на социальном заказе муниципального образования и других факторах.

27 Педагогическая целесообразность : Отвечает на вопрос – какие проблемы позволяет решить обучение по данной образовательной программе: занятость свободного времени детей, профессиональное самоопределение, пробуждение интереса обучающихся к новой деятельности…

28 Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить. ( С. И. Ожегов Словарь русского языка.) Это – положительный ожидаемый результат. Это – идеально представленный, желаемый педагогический результат, имеющий границы и критерии, отражающий уровень образованности выпускников, который обеспечивает образовательная программа.

29 Цели могут быть направлены : — на развитие ребёнка в целом; — на развитие определенных способностей ребёнка; — на обеспечение каждому ребёнку требуемого уровня образования; — на формирование у каждого ребёнка умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки; — на воспитание обучающихся в соответствии с высокими моральными ценностями; — на формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций, самосознания, общественно ценных личностных качеств; обеспечение гармоничного эстетического и физического развития; выработку навыков здорового образа жизни.

30 Задачи – это шаги к достижению цели : — Образовательные (что ребёнок узнает, в чём разберётся, какие представления получит, чем овладеет, чему научится) — Развивающие (какие способности, творческие возможности будут реализованы, получат развитие, развитие психических процессов: внимания, память, мышление, воображение, речь. Развитие ключевых компетентностей: умение думать, умение исследовать, умение общаться, умение взаимодействовать, умение доводить дело до конца. ). — Воспитательные – какие ценностные ориентации, отношения, личностные качества будут сформированы (уважение к истории и культуре, коммуникативные навыки, умения, способность работать в коллективе).

Читайте также:
Электронные трудовые книжки в какой программе их надо вести

31 Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих : — требуется изучение типовой программы или аналогичной; — дать ответ на вопрос, что не устраивает в уже имеющихся подобных образовательных программах; — знания психологических и возрастных особенностей современных детей.

32 Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы — для какой категории детей предназначена программа, степень предварительной подготовки и уровень базового образования; — какому возрасту детей адресована программа; — наполняемость групп; — предполагаемый состав групп (одного или разных возрастов).

33 Сроки реализации дополнительной образовательной программы: — временные границы, на сколько лет рассчитана программа, её продолжительность; — этапы и уровни образовательного процесса, срок обучения на каждом этапе; — количество часов на каждый год.

34 Формы и режим занятий: Указывается количество занятий в неделю и их продолжительность, количество учебных часов в год. Наполняемость учебной группы по годам обучения: по Сан ПиНу. Формы организации обучающихся на занятии: групповая, фронтальная (работа по подгруппам) и индивидуальная. Возможные формы проведения занятий: семинар, круглый стол, мастер-класс, соревнование, экскурсия, сказка, поход, эстафета, беседа, гостиная, конкурс…

35 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности: Ожидаемый (прогнозируемый) результат – это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет учащийся. Должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «учащийся научится выразительно читать».

36 Способы определения результативности: В данном подразделе следует указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержания программы. Возможно использование следующих методов отслеживания результативности: -Педагогическое наблюдение; -Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, участия воспитанников в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов и т. п. -Мониторинг. Для отслеживания результативности можно использовать: 1) педагогический мониторинг (контрольные задания и тесты, диагностика личностного роста и продвижения, анкетирование, педагогические отзывы, ведение журнала учета или педагогического дневника, введение оценочной системы); 2) мониторинг образовательной деятельности детей (самооценка воспи- танника, ведение зачетных книжек, ведение творческого дневника обучающегося, оформление фото отчётов).

37 Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: Виды и этапы аттестации учащихся могут быть: начальная(входная), промежуточная (текущая), итоговая. Некоторые формы подведения итогов: опрос, зачет, экзамен, концерт, выставка, конкурс, контрольное занятие, самостоятельная работа, защита рефератов и т.д. Документальные формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы необходимы для подтверждения достоверности полученных результатов освоения программы и могут быть использованы для проведения педагогом, родителями и органами управления образованием своевременного анализа результатов.

38 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Наименование дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы; Количество лет обучения по программе, количество учебных часов по годам обучения и на весь период освоения программы; Количество учебных часов (в т.ч. недельной; месячной; годовой; каникулярной, если объединение работает в каникулярный период); Примечания, конкретизирующие условные обозначения и особенности образовательной деятельности.

40 УЧЕБНЫЙ ПЛАН НУЖНО УКАЗАТЬ: ПЕРЕЧЕНЬ, ТРУДОЁМКОСТЬ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ПЕРИОДАМ ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, КУРСОВ, ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ), ИНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

42 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА В соответствии с п.1. ст.48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» ФЗ 273 педагогические работники обязаны «осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объёме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утверждённой рабочей программой». Рабочая программа подлежит утверждению на уровне образовательной организации.

47 Содержание программы Содержание раскрывается (без указания часов) в именительном падеже через краткое описание разделов и тем внутри разделов. В содержании программы необходимо указать: — название темы (нумерация, количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами рабочей программы (учебно- тематического плана); — перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему; — указываются основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность обучающихся на занятии.

48 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения знаниями, умениями, навыками, компетенциями, предусмотренными образовательной программой; Материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, а именно: тесты, вопросы, задания, задачи и т.п. с указанием критериев оценки их выполнения (пп.10,11 ч.3 ст.28 ФЗ 273)

49 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 1) Методические и учебные пособия; 2) Учебно-методические комплексы; 3) Перечень (с указанием темы, года выпуска) авторских методических разработок (частных методик изучения отдельной темы (раздела, модуля) программы, инновационных разработок), разработанных педагогом в рамках конкретной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы.

50 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

51 ПРИЛОЖЕНИЕ: Оценочные материалы (п.9 ст.2; п.5 ст.47 ФЗ 273); Диагностика личностного роста; Мониторинг образовательного процесса и т.д.

52 БЛАГОДАРЮ ВСЕХ ЗА ВНИМАНИЕ!

Источник: www.myshared.ru

Методические рекомендации по составлению дополнительных общеразвивающих программ

1. Базовый элемент системы дополнительного образования – дополнительные общеразвивающие программы, а не образовательная организация.

Единых требований к написанию дополнительных общеразвивающих программ нет, только примерные требования.

Содержание дополнительной общеразвивающей программы должно быть направлено на:

Публикация «Методические рекомендации по составлению дополнительных общеразвивающих программ» размещена в разделах

  • Консультации для родителей
  • Темочки

создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;

формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;

обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Содержание дополнительной общеразвивающей программы должно соответствовать достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям региона.

Дополнительная общеразвивающая программа ориентирована на конкретные области знаний и виды деятельности и соответствует определё нной направленности: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической.

Содержание дополнительной общеразвивающей программы ежегодно обновляется с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Содержание дополнительной общеразвивающей программы и сроки обучения по ней определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной в Организации.

Использование при реализации дополнительных общеразвивающих программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

2. Структура дополнительной общеразвивающей программы

Титульный лист содержит:

• наименование образовательной организации согласно Уставу;

• грифы принятия и утверждения дополнительной общеразвивающей программы;

• название дополнительной общеразвивающей программы;

• возраст обучающихся, на которых рассчитана дополнительная общеразвивающая программа;

• срок реализации дополнительной общеразвивающей программы;

• фамилия, имя, отчество, должность автора, составителя дополнительной общеразвивающей программы;

• название села, в которой реализуется дополнительная общеразвивающая программа;

• год разработки дополнительной общеразвивающей программы.

2.2. Пояснительная записка

В пояснительной записке следует:

указать и обосновать принадлежность программы к определённой направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической);

• новизну, отличительные особенности данной дополнительной общеразвивающей программы от уже существующих общеобразовательных программ (по классификации программ; ведущие идеи; ключевые понятия; этапы реализации);

• актуальность (обоснование необходимости реализации данной программы с точки зрения современности и социальной значимости; конкретное описание пути решения какой-либо проблемы); (- соответствует действующим нормативным актам и государственным программным документам; — представляет современные идеи и актуальные направления развития науки, техники; — анализ социальных проблем; — материал научных наблюдений; -педагогический опыт; — детский или родительский спрос; -современные требования модернизации общества; — потребности общества в социальном заказе; — потенциал образовательной организации и т. д.);

• педагогическая целесообразность (вытекает из новизны и актуальности; что необходимо для реализации актуальности); (аргументированное обоснование выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса);

Читайте также:
В какой программе рассчитать крышу

• контингент обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной общеразвивающей программы (возраст, количество детей в группе, условия набора);

• формы проведения занятий (индивидуальные, групповые, теоретические, практические);

• режим занятий (необходимое количество часов для изучения и освоения содержания программы, количество занятий в неделю, их продолжительность по нагрузкам в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.3172-14);

• цель (обобщённый предполагаемый результат образовательного процесса); («Что я хочу получить по итогам реализации этой программы»); (цель должна быть конкретна, реальна, достижима, диагностична);

• задачи программы (обучающие, развивающие, воспитательные); («Как я буду это делать»);

• планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные); (все конкретные знания, умения и навыки, приобретаемые обучающимися в процессе обучения) по каждому году обучения; (это внутренние результаты, они в ребёнке, их не увидишь); (предметные результаты исходят из обучающих задач, «будут знать»; личностные – из воспитательных; метапредметные (надпредметные, надпрофессиональные) – из развивающих; надо переформулировать задачи в результаты);

• формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы по годам обучения, в конце реализации программы (педагогическое наблюдение; в виде анкетирования, беседы, игры, тестирования, зачётов, сдачи контрольных нормативов; участие в выставках, концертах, фестивалях, соревнованиях, конкурсах и т. д.); (это инструменты проверки результатов, внешнее проявление).

2.3. Учебный план

Учебный план составляется на каждый год обучения и раскрывает последовательность изучения тем и количество часов на каждую из них, определяет соотношение учебного времени на теоретические и практические занятия и оформляется в виде таблицы:

или (большой) темы Количество часов Формы контроля/аттестации (можно убрать в Содержание)

всего теор. практ.

1 Вводное занятие.

Инструктаж по ПТБ

Последнее занятие Итоговое занятие

Итоговое количество часов за учебный год зависит от количества часов занятий в неделю. Формула расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного года, которая составляет 36 недель :

В неделю 1 2 3 4 6 8 10

за год 36 72 108 144 216 288 360

В учебном плане необходимо закладывать часы на:

вводное занятие (введение в программу, инструктаж по правилам техники безопасности);

концертную, выставочную или соревновательную деятельность;

итоговое занятие, отчетное мероприятие.

2.4. Содержание дополнительной общеразвивающей программы

Содержание дополнительной общеразвивающей программы отражается через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий разного уровня). Нумерация, название раздела, темы должно совпадать с перечисленными разделами и темами в учебном плане. В содержании каждой темы кратко указываются основные теоретические понятия без описания и тематика практической деятельности обучающихся разного уровня углубленности, доступности и степени сложности на занятии с учётом принципа дифференциации по уровням сложности (стартовый уровень, базовый уровень, продвинутый уровень).

2.5. Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы

Дополнительная общеразвивающая программа:требования к структуре документа

Дополнительное образование детей и взрослых продолжает успешно развивается несмотря на современные реалии. Этот вид образования одним из первых перешёл на реализацию дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Между тем увеличивается объём инвестиций в эту сферу. Происходящие перемены в области дополнительного образования являются одним из приоритетных инновационных направлений в развития страны [5].

Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования [1, ст. 2 п. 14].

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных особенностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности [1, ст. 75 п. 1].

К дополнительным образовательным программам относятся:

  • дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие, дополнительные предпрофессиональные;
  • дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной подготовки [ 1, ст. 12 п. 4, ст. 75 п.2 ] .

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность [1, ст. 12 п. 5].

В дополнительном образовании выделяют следующие виды программ:

  • типовая (примерная) – утвержденная Министерством образования Российской федерации и рекомендованная в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности;
  • модифицированная (адаптированная). В её основу положена примерная (типовая программа), которая изменена с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания;
  • экспериментальная программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных проблем в образовательном процессе. Она может предполагать изменения в содержании и методах обучения. На работу по экспериментальной программе должно быть разрешение методического совета и руководителя образовательного учреждения. После этого она обязательно проходит апробацию в течение, по крайней мере, одного срока реализации. В случае успешной апробации экспериментальная программа может претендовать на статус авторской. Обязательное условие отнесения образовательной программы к разряду авторских – её новизна. Она должна быть полностью создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежать ему (им) на правах интеллектуальной собственности.
  • авторская программа требует документального доказательства новизны и принадлежности идеи программы данному автору. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской присваивается программе вышестоящим органом управления образованием [4].

По форме организации выделяют (Л.Г. Логинова):

  • комплексные, которые представляет собой соединение отдельных областей, направлений, видов деятельности, процессов в единое целое;
  • интегрированные (работает коллектив педагогов, объединенных не только общей концепцией, но и общей педагогической технологией; например, организацией учебно-исследовательской деятельности учащихся). В качестве связующих звеньев между элементами интегрированной программы могут выступать: общее направление организации образовательного процесса в группах (например, организация учебно-исследовательской деятельности), общие мероприятия для учащихся разных групп: конференции, экспедиции, культурно-массовые мероприятия, экскурсии и др.;
  • модульные программы составлены из самостоятельных целостных блоков. Образовательный процесс в таких программах разделен на отдельные модули на основании конкретного критерия;
  • сквозные программы появляется тогда, когда необходимо ввести и реализовать общую цель посредством нескольких программ. Главная задача в таких программах – соизмерить материал по направлениям, входящим в сквозную программу с учетом возрастных особенностей детей, их количества в группах, оценки физического состояния и т.п.

В дополнительном образовании выделяют шесть направленностей:

  • техническая;
  • социально-педагогическая;
  • естественнонаучная;
  • художественная;
  • физкультурно-спортивная;
  • туристско-краеведческая.

Бывают случаи, когда сложно определить направленность программы, тогда на помощь нам приходят виды деятельности (Приложение 1).

Содержание и материал программы дополнительного образования детей должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:

  • «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы (срок обучения по программе до 1 года).
  • «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы (срок обучения по программе 1-3 года, для учащихся в возрасте от 10 лет).
  • «Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы (срок обучения по программе от 2 лет, для учащихся в возрасте от 12 лет).

Перейдем непосредственно к структуре дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Примерные требования к структуре, оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной общеобразовательной программы

Титульный лист (Приложение 2).

На титульном листе дополнительной общеобразовательной программы указывается:

  • наименование образовательной организации;
  • кем и когда утверждена дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
  • название дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
  • возраст детей, на который рассчитана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
  • срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
  • ФИО, должность автора дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
  • название города, в котором реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
  • год разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Читайте также:
К антивирусным программам не относятся сторожа фаги ревизоры интерпретаторы вакцины

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

В пояснительной записке к дополнительной общеобразовательной программе следует раскрыть:

  • направленность дополнительной общеобразовательной программы;
  • актуальность, новизну, отличительные особенности, педагогическую целесообразность;
  • адресат программы (примерный портрет учащегося, для которого актуально обучение по данной программе);
  • объем программы (общее количество учебных часов);
  • формы обучения и виды занятий (лекции, практические и семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы и др.);
  • срок освоения программы;
  • режим занятий (периодичность и продолжительность занятий);

1.2. Цель и задачи дополнительной программы:

Цель – стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат, должна быть ясной, точной, конкретной, значимой, достижимой. Задачи – шаги к достижению цели.

1.3. Содержание программы:

— учебный план – содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов и формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме;

1.4. Планируемые результаты – совокупность знаний, умений и навыков, личностных качеств, компетенций, личностных, предметных и метапредметных результатов, приобретаемых учащимися по завершении освоения программы и формулируются с учетом цели, задач и содержания программы.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график – определяет количество недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов / этапов. Является обязательным приложением к программе и составляется для каждой группы [1, ст. 2, п. 92; ст. 47, п.5]

2.2. Условия реализации программы – реальная и доступная совокупность условий реализации программы – помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные ресурсы и др. В разделе должны быть указаны все необходимые составляющие реализации программы:

  • помещение (учебный кабинет, компьютерный класс, мастерская, лаборатория, хореографический класс, спортивный или актовый зал);
  • подсобные помещения (кладовые, костюмерные, раздевалки);
  • оборудование (классная доска, мебель, стеллажи, зеркала, декорации, костюмы);
  • оборудование для проведения занятий, (станки, спортивные снаряды, швейные машинки, микрофоны);
  • технические средства (компьютеры, принтеры, проектор, интерактивная доска, телевизоры, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель);
  • перечень технических, графических, чертежных, швейных и других инструментов, приборов,
  • музыкальные инструменты;
  • материалы: ватман, ткани, нитки, глина, клей, краски заготовки из дерева, металла и других материалов;
  • комплект для каждого обучающегося (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом);
  • одежда обучающихся (спортивная форма, одежда для занятий хореографией, работы в мастерской).

2.3. Формы аттестации (контроля) – зачет, защита учебно-исследовательской работы (проекта); выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции, открытые занятия и т.д. Формы аттестации бывают несколько видов. Во-первых, входной контроль — определяет уровень развития детей, их творческих способностей (беседа, собеседование, прослушивание, опрос, тестирование, анкетирование).

Во-вторых, текущий контроль – осуществляется в ходе образовательного процесса, по окончании изучения темы в течение всего учебного года. Текущий контроль позволяет определять степень усвоения учащимися учебного материала, готовность детей к восприятию нового материала, позволяет повышать ответственность и заинтересованность учащихся в обучении, выявлять учащихся отстающих и опережающих обучение. Текущий контроль помогает осуществлять дальнейший подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Виды текущего контроля: педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа и т.д.

В-третьих, промежуточный контроль – осуществляется два раза в год, по полугодиям.Промежуточный контроль способствует определению степени усвоения учащимися учебного материала, результатов обучения. Такой вид контроля может быть следующих видов: выставка, конкурс, концерт, фестиваль, праздник, соревнование, творческая работа, опрос, контрольное занятие, зачет, открытое занятие, олимпиада, самостоятельная работа, защита рефератов, презентация творческих работ, демонстрация моделей, тестирование, анкетирование

И наконец, итоговый контроль – проводится один раз при окончании реализации программы. Итоговый контроль позволяет определять изменения уровня развития детей, их творческих способностей, результатов обучения. Благодаря проведению итогового контроля происходит ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение, получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Виды итогового контроля: выставка, конкурс, фестиваль, праздник, концерт, соревнование, творческая работа, презентация творческих работ, демонстрация моделей, опрос, контрольное занятие, зачет, открытое занятие, экзамен, концерт, защита рефератов, взаимозачет, игра-испытание, переводные и итоговые занятия, эссе, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ, тестирование, анкетирование и др.

Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и поощрения учащихся.

2.4. Оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов [1, ст. 2, п.9; ст. 47, п.5].

2.5. Методическое обеспечение – обеспечение программы методическими видами продукции – указание тематики и форм методических материалов по программе; перечень используемых методик и технологий; современные педагогические и информационные технологии; групповые и индивидуальные методы обучения.

В данном разделе указывается:

  • обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
  • рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке

экспериментов или опытов и т.д.;

  • дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

В раздел методического обеспечения (в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, изложенными в письме Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. №28-02-484/16) можно включить описание приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактических материалов, технического оснащения занятий.

2.6. Список литературы (Список рекомендуемой литературы отдельно для педагогов и отдельно для детей и родителей).

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.12012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
  3. Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» .
  4. Письмо Минобрнауки от 18.11.2015 № 09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г. Москва
  6. Буйлова Л.Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ // Молодой ученый. – 2015. – №15. – С. 567-572.

Приложение 1.

Виды деятельности

Техническая направленность представлена 9 видами деятельности:

  • конструирование и моделирование;
  • информационная культура и информационные технологии;
  • основы технической культуры;
  • судомоделирование;
  • авиа и ракетомоделирование;
  • стендовое моделирование;
  • автодело;
  • электроника и робототехника;
  • стрелковый спорт.

Социально-педагогическая направленность представлена 12 видами деятельности:

  • программы социально-правовой адаптации (ЮИД, ДЮП, ОБЖ);
  • программы общей психологии, психология общения, саморазвития, психологические клубы);
  • программы социально-психологической адаптации;
  • семейные клубы;
  • ресурсы творческого и интеллектуального развития личности;
  • раннее развитие творческих способностей детей;
  • гражданско-патриотическое направление;
  • военно-патриотическое направление;
  • журналистика;
  • историко-культурные традиции и духовное наследие;
  • страноведение и культура зарубежья;
  • экономика.

Естественнонаучная направленность представлена 6 видами деятельности:

  • творческие и исследовательские предметные и межпредметные проекты;
  • углубленное изучение узкоспециализированных отраслей наук;
  • натурализм;
  • опытничество;
  • экология и экологическая культура;
  • охрана природы.

Художественная направленность представлена 13 видами деятельности:

  • введение в музыкальную культуру;
  • инструментальная музыка;
  • вокально-хоровое искусство;
  • хореографическое искусство;
  • фольклорное искусство;
  • театральное искусство;
  • литературное творчество;
  • декоративно-прикладное творчество;
  • ремесла;
  • театры мод;
  • изобразительное искусство;
  • эстрадное искусство;
  • цирковое искусство.

Физкультурно-спортивная направленность представлена 8 видами деятельности:

  • спортивные и подвижные игры;
  • атлетическая гимнастика;
  • лыжный спорт;
  • велоспорт;
  • гимнастика и акробатика;
  • бокс и единоборства;
  • ОФП и здоровый образ жизни;
  • шахматы и шашки.

Туристско-краеведческая направленность представлена 5 видами деятельности:

  • историко-этнографическое краеведение;
  • историко-краеведческие и литературно-краеведческие музеи;
  • экскурсионная и музейная педагогика;
  • спортивный туризм;
  • экологический туризм.

Приложение 2.

Управление образования города Калуги

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги

протокол № ___ от «___» _________2020 г.

УТВЕРЖДЕНА приказом директора

№___ от «___» _________2020 г.

Директор _________________С.Л. Милютина

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественная направленность

«Батик»

Должность: педагог дополнительного образования.

Продолжительность освоения программы : 2 года (144 часа).

Возраст учащихся : 7-13 лет.

Калуга, 2020 год

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru