К программированному обучению и технологии полного усвоения знаний очень близко модульно обучение, зародившееся в конце 1960-х годов в США и Англии и быстро распространившееся в англоязычных странах. Распространение модульного обучения в странах бывшего СССР началось в конце 80-х – начале 90-х годов. Популярность модульного обучения объясняется тем, что оно как бы объединяет важнейшие характеристики и особенности многих прогрессивных технологий обучения. «Именно модульное обучение интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике», – утверждает российский педагог Т.И. Шамова.
В модульном обучении учебный предмет разбивается на несколько учебных модулей.
В качестве методологических основ модульного обучения выступают:
1. Теория системного квантования относится к области нейропсихо-логии. Ее сущность состоит в том, что, с позиции теории «функциональных систем», познавательная деятельность человека может быть разделена на системные кванты («порции»). Принцип системного квантования, по данным исследований В.
Концепция модульной структуры образовательной программы и выделение новых профилей подготовки.
Маунткастла, Г. Эделмана, провозглашает модульную организацию коры головного мозга человека. Принцип системного квантования – методологическое основание теории «сжатия» учебной информации.
2. Важный элемент модульного подхода – подача учебного материала крупными блоками – базируется на концепции укрупнения дидактических единиц, которую разработал российский педагог П.М. Эрдниев. Суть идей П.М.
Эрдниева состоит в том, что знания усваиваются системнее, прочнее и быстрее, если они предъявляются ученику сразу крупным блоком во всей системе внутренних и внешних связей. Подача материала большими блоками также характерна для опыта украинских педагогов-новаторов В.Ф. Шаталова, Н.П. Гузика 1 .
3. Технология полного усвоения знаний (Дж. Кэррол, Б. Блум, США), о которой шал речь в предыдущем вопросе данной.
Каждый модуль состоит из блоков:
1) целевой блок (диагностически сформулированные учебные цели);
2) информационный блок (банк информации, то есть сам учебный материал);
3) прикладной блок (практические задачи для решения на основе полученных знаний);
1 О концепции укрупнения дидактических единиц см. подробнее: Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006. Т. 1. Гл. VII (§ 7.3); Микерова Г. Методическая система обучения русскому языку по технологии укрупнения дидактических единиц в начальной школе // Учитель. 2008. № 2.
4) методический блок (методическое руководство или инструкция для учащихся по изучению материала модуля, т.н. модульная программа);
5) контрольно-коррекционный блок (контрольные материалы для «выходного» контроля по теме модуля).
После того, как учащийся проработает один учебный элемент, учитель, осуществив экспресс-контроль, предлагает перейти к следующему. Если при выполнении очередного учебного элемента возникают трудности, нужно вернуться к предыдущему. С теми учащимися, которые не укладывается в общий ритм и опаздывают с усвоением УЭ, ведется дополнительная работа.
Автоматизация модульных программ обязательного обучения сотрудников
Закончив работу по освоению всего модуля, учащиеся обязаны пройти контроль знаний (чаще всего в виде теста). Только успешно выполнив контрольное задание, учащийся допускается к изучению очередного модуля. Программа предмета считается выполненной, если учащийся «сдал» все входящие в нее модули.
Дидактический модуль может быть представлен как учебный элемент в форме стандартизированного комплекта, состоящего их ряда компонентов:
1) точно сформулированная учебная цель;
2) список необходимого оборудования, материалов и инструментов;
3) список смежных учебных элементов;
4) собственно учебный материал в виде краткого учебного текста, сопровождаемого конкретными иллюстрациями;
5) практические занятия для отработки необходимых навыков, относящихся к данному дидактическому модулю;
6) контрольная (проверочная) работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.
Последовательность изучения модулей предмета и учебных элементов в каждом модуле отражает модульная программа. Это специальная таблица, в которой указываются: номер учебного элемента модуля; вопросы учебного материала, которые нужно изучить; краткие указания для учащихся по самостоятельному овладению данными вопросами. Фрагмент модульной программы расположен ниже.
№ п/п учебного элемента | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного материала |
Входной контроль | Цель: … Ответить на вопросы: 1) … 2) … 3) … Сверьте свою домашнюю работу с решением на доске | Устно Оцени свою работу |
УЭ-0 (целепола-гание) | Цели: … 1) … 2) … 3) … | |
УЭ-1 | Цель: … Изучите вопрос… в учебнике… Запишите в рабочую тетрадь правило на стр. … Ответьте на вопросы: 1) … 2) … 3) … | |
УЭ-2 | Цель: … Для примера рассмотрите решение следующей задачи: … Решите аналогичное задание: … | Письменно |
УЭ-3 | Цель: … Решите задания: 1) … 2) … 3) … | Письменно Обратите внимание на … |
УЭ-R | Резюме: … | |
УЭ-К (выходной контроль) | Цель: … Выберите правильные варианты ответов: … | Тест |
Основными характеристиками технологии модульного обучения являются:
а) диагностичная постановка целей каждого учебного модуля и их осознание каждым учащимся;
б) высокий удельный вес самостоятельной работы учащегося среди других видов деятельности, а также консультативной деятельности учителя;
в) контрольные мероприятия на «выходе» из каждого модуля.
Технология модульного обучения достаточно легко интегрируется с другими педагогическими технологиями, прежде всего с дифференцированным и проблемным обучением, а также с рейтинговым контролем.
Так, учитель-новатор из Одесской области Гузик Николай Петрович еще в 1970-е годы разработал т.н. комбинированную систему обучения, представляющую собой «гибрид» модульного подхода и внутренней дифференциации по уровням обучения. Российский педагог М.А. Чошанов разработал технологию проблемно-модульного обучения.
Модульное обучение выступает мощным средством активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирования их непрерывной учебной работы, развития их организационной самостоятельности.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Назовите методические приемы, с помощью которых на разных стадиях дидактического цикла осуществляется индивидуализация обучения.
2. Чем внутренняя дифференциация обучения отличается от внешней?
3. В чем заключается сущность программированного обучения и его значение для развития современного образования?
4. Составьте эталон (таксономию целей познавательной деятельности) для преподавания какой-либо учебной темы по технологии полного усвоения знаний.
5. В чем сущность модульного обучения? Что модульное обучение унаследовало от программированного обучения и от технологии полного усвоения знаний? А чем модульное обучение отличается от указанных дидактических технологий?
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Особенности структуры модульных программ
Модульная образовательная программа — образовательная программа, построенная на модульном принципе представления содержания и построения учебных планов, включающая в себя относительно самостоятельные дидактические единицы (части образовательной программы) — модули, позволяющие увеличить ее гибкость, вариативность.
Оценить
2858 0
Содержимое разработки
Выступление на педсовете
методист Леушкина Н.Е.
ОСОБЕННОСТИ СТУКТУРЫ МОДУЛЬНЫХ ПРОГРАММ
В дополнительном образовании обучение строится так, чтобы изучаемый предмет или дисциплина становится средством формирования и совершенствования всех граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития, характера и воли к самореализации, другими словами — это способ проникнуть во внутренний мир ребенка, понять и расширить его пределы.
Условием эффективности освоения любой образовательной программы является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает, предложив ему разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь, научить приемам, необходимым для этого.
Модульная образовательная программа — образовательная программа, построенная на модульном принципе представления содержания и построения учебных планов, включающая в себя относительно самостоятельные дидактические единицы (части образовательной программы) — модули, позволяющие увеличить ее гибкость, вариативность.
Модуль– самостоятельная учебная единица знаний, объединенных определенной целью, которая является методическим руководством по изучению этого модуля и контролем за его освоением.
Образовательный модуль — это:
Законченный блок информации;
Целевая программа действий;
Рекомендации (советы) педагога по освоению модуля.
Модульность, как и разноуровневость, позволяет более вариативно организовать образовательный процесс, оперативно подстраиваясь под интересы и способности обучающихся.
Модульная образовательная программа дает обучающемуся возможность выбора модулей, нелинейной последовательности их изучения (в отличие от традиционной модели дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы), а значит возможность построения индивидуальных учебных планов, как того требует п.7 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». (Приказ Министерства просвещения России от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»).
Образовательный процесс делится на отдельные модули на каком-либо основании, затем составляется карта-схема, в рамках которой эти модули компонуются в зависимости от цели деятельности.
Модули программы могут входить как составные части в интегрированные и комплексные программы.
Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, обеспечивая при этом текущий контроль, позволяющий обучающемуся вместе с педагогом осуществлять управление обучением.
Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.
Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными обучающимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения педагога и обучающегося.
На модульном принципе может быть построена как вся образовательная программа, так и какой-то один ее уровень (например, ознакомительный). Каждый модуль должен быть нацелен на достижение конкретных результатов.
На первом этапе внедрения системы ПФДО рекомендуется использовать программы стартового (ознакомительного) уровня с модулями, укладывающимися в 2 календарных цикла: сентябрь — декабрь, январь- май. В связи с этим наиболее оптимальным является вариант программы, включающей 3 модуля по 36 часов. Допускаются и другие варианты структурирования, учитывающие условия и возможности образовательного учреждения и запрос со стороны детей и родителей.
Разработчикам при составлении и оформлении модульных программ необходимо учесть соответствие критериям, по которым будут оцениваться программы при внешней экспертизе перед включением в реестр образовательных программ, реализуемых поставщиками образовательных услуг в системе ПФДО:
Актуальность, новизна и преимущества программы (разноуровневость, модульный подход, сетевая форма, дистанционная форма) в сравнении с ранее созданными программами этой направленности;
Педагогическая обоснованность построения программы и соответствие содержания, методов, форм организации и характера деятельности цели и задачам программы;
Эффективность критериев оценки результативности образовательной деятельности, методов контроля и управления образовательным процессом;
Ресурсное обеспечение программы: материально-техническое, информационно-методическое, организационное.
Содержание модуля должно отвечать требованиям последовательности, целостности, компактности и автономности. Эффективность усвоения учебного материала повышается, если вводятся стимулирующие звенья.
Критериальной основной программы, а также системой оценки качества ее освоения обучающимися являются планируемые результаты. Система планируемых результатов дает представление о том, какими действиями, преломленными через специфику содержания программы, овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса.
Для модульной программы важна комплексность и вариативность результатов. В связи с чем в структуре планируемых результатов модульной программы необходимо выделить два уровня их описания:
1. Планируемые результаты, описывающие ведущие целевые установки всей программы (личностные, метапредметные). Этот блок результатов характеризует основной, сущностный вклад программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование познавательных потребностей обучающихся.
2. Планируемые результаты по отдельным модулям программы ориентируют педагога в том, какой уровень освоения учебного материала и степень сформированности соответствующих умений и навыков ожидаются от обучающихся в конкретной образовательной области. Данный уровень предполагает разработку различных вариантов результатов, их дифференциацию по содержанию и организации в зависимости от уровня развития, индивидуальных особенностей и интересов обучающихся. Результаты целесообразно определять в виде набора знаний, умений и навыков, которые должны быть у обучающихся по окончанию изучения каждого модуля.
Образовательные модули программы проектируются на едином методическом основании, но при этом могут относиться к разным уровням сложности: стартовому, базовому и продвинутому.
Для модулей стартового уровня характерна первоочередная направленность на развитие интереса и мотивации детей к изучению дисциплины, на приобретение базовых знаний и умений, необходимых для работы по дисциплине. Образовательный потенциал модуля данного уровня способствует формированию у обучающихся навыков самостоятельной творческой работы. Результаты проектной деятельности представляются на уровне образовательной организации.
Модули базового уровня предполагают расширение и углубление знаний по выбранной обучающимися дисциплине. Значительное место отводится теоретической и практической подготовке к выполнению самостоятельных работ по изучаемой дисциплине. Результаты деятельности представляются на уровне образовательного учреждения, на региональных мероприятиях, публикуются в средствах массовой информации, на интернет-ресурсах.
Модули продвинутого уровня определяют формирование достаточно глубоких специализированных знаний у обучающихся, уверенное овладение методами и практическими приемами деятельности по дисциплине. Существенную роль приобретает ориентирование обучающихся на профессиональную деятельность. Результаты деятельности представляются на мероприятиях различных уровней.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Третьяков П.И., Сенновский ИВ. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. П.И. Третьякова. – М. Новая школа, 2001.
Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность, технологии / Биология в школе. 1994. – №5.
Юцявичене П.А. Принципы модульного обучения / Советская педагогика. 1990. – № 1. – С. 55-60.
Источник: www.prodlenka.org
Технология модульного обучения. Просто ли это?
Вся информация в учебнике поделена на “юниты”. Для нас это привычно и естественно, а между тем, такая форма имеет название в педагогике и научно-обоснованное подтверждение ее пользы.
Модульное обучение — это организация образовательного процесса, при которой учебная информация структурируется в модули. Модуль очерчивает границы, рамки, а внутри этого модуля — узкотематические блоки.
Таким образом, общая тема наполнена модулями, то есть частными вопросами, которые раскрываются через блоки. По задумке создателя этой технологии Дж. Рассела модули и блоки вы можете менять самостоятельно, подстраивая под ваши цели и задачи, варьировать в зависимости от ваших возможностей и способностей ученика. Это можно сравнить с конструктором LEGO.
К сожалению, школьный учитель почти ничего не может менять, проходя блоки в строго определенном порядке. Преподаватели курсов и тьюторы, работающие индивидуально, более свободны в своих решениях.
Модульное или блочное обучение от традиционной формы отличается тем, что изучается не множество предметов одновременно, а 1-3 предмета, наиболее связанные между собой, изучаются в течение нескольких месяцев.
В интерпретации отечественных и зарубежных ученых главное в модульном обучении — возможность его индивидуализации.
Варианты модульного обучения:
- Изучается один предмет. В таком случае на достижение одной образовательной цели может отводиться от нескольких недель до полугода. Этот вариант подойдет учащимся, которым трудно переключаться с предмета на предмет.
- Несколько предметов изучаются параллельно. Таким образом подчёркиваются междисциплинарные связи, одна тема может рассматриваться с разных сторон. Такой вариант подойдет детям, которым необходима смена деятельности.
В методической литературе, посвященной обучению иностранным языкам, можно встретить различные подходы к построению модулей, например:
— под модулем может подразумеваться целый учебный курс, например, “Fun English”;
— тематический курс, когда в качестве модуля рассматривается отдельная тема, например, “Family and Friends”, “It’s my life!”.
— это может быть учебный блок, направленный на обучение письму, аудированию, чтению или говорению, например, “Hello!” или “Email to a friend”;
— аспектный подход, при котором целью работы с модулем является обучение различным аспектам языка (лексике, грамматике, фонетике);
— уровневый подход, когда сложность учебного материала соотносится с уровнем знаний ученика, например, «Английский для дошкольников».
Структура модульного обучения
Для организации модульного обучения, прежде всего, необходимо разработать модульную программу, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели.
В формулировке цели обучения указывается объем изучаемого содержания и уровень его усвоения.
Для построения модуля можно руководствоваться некоторыми критериями:
- нижним пределом содержания учебного материала будет уровень обязательной подготовки. Верхнего предела может и не быть, всё зависит от интереса учащегося;
- используя модули, можно успешно осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи;
- деятельность ученика структурируется в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.
Наличие альтернативных (выборочных) модулей и возможность их свободного выбора позволяет всем учащимся усвоить материал в индивидуальном, комфортном темпе. Задания должны быть посильно сложными. Учитель подбирает для каждого ученика подходящие упражнения, отвечающие его уровню, запросам и желаниям.
К примеру, материал курса английского языка для 3 класса по учебнику “ Enjoy English” М.З Биболетовой уже предполагает следующие модули:
- Welcome to green school!
- Happy green lessons!
- Speaking about a new friend
- Telling stories and writing letters to your friends.
- Hello, America!
- Do good clothes open all doors?
- Good health is above wealth.
- Do your parents understand you?
- Going down Hollywood Boulevard…
- What are you going to do in summer?
Сравнение модульной и традиционной системы обучения
Главный принцип — самостоятельность
90% учебного времени отводится на самостоятельную деятельность учеников, лишь 10% занимает направляющая роль учителя.
Самостоятельность ученика ограничивается только его возможностями и желанием. Задача учителя-наставника в этом случае — оказание помощи в преодолении трудностей, что включает в себя:
— координацию учебной деятельности;
— подсказки, как рациональнее действовать;
— дополнительное разъяснение материала;
— предоставление возможности для практики.
Учитель помогает сориентироваться в информационном пространстве, подсказывает, где найти нужный учебный материал и т. д. Пока ученик самостоятельно “черпает” знания, учитель подбирает наиболее эффективные методы и приемы индивидуальной работы с данным учеником.
Стоит отметить, что перед изучением новой темы ребенку также предлагается тестирующий контроль с целью определения готовности к освоению предстоящей темы. Это может быть тест, творческое задание или устный опрос.
Модульная технология позволяет подбирать задания для детей любого уровня знаний. Своевременная работа с индивидуальными проблемами учеников повышает их мотивацию. Благодаря тому, что учащийся работает максимум времени самостоятельно, он учится планированию своей деятельности, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему проанализировать свою деятельность, самому определить уровень усвоения знаний, видеть проблемы и находить пути их решения.
Модули оказались не так просты! Попробуйте правильно использовать технологию модульного обучения, чтобы улучшить результаты учеников.
Источник: skyteach.ru