Структура коррекционно развивающей программы для школьников

Рассмотрим некоторые ведущие принципы, которыми мы руководствовались при разработке программ и осуществлении коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая программа 1 направлена на развитие мыслительных действий с понятиями (обобщения, абстрагирования, анализа, сравнения, выделения существенных признаков и определения понятий). Она предназначена для учащихся II—V классов.

Приведенные в программе задания разработаны на материале как школьных, так и житейских понятий. Авторами предлагаются способы применения каждого типа заданий. Однако школьный психолог или учитель вправе подходить к коррекционно-развивающей работе творчески, с учетом индивидуальности отдельных школьников и особенностей конкретного класса.

Коррекционно-развивающая программа 2 посвящена развитию понимания и предназначена для учащихся III—V классов. Основное внимание в ней уделено обучению таким важным мыслительным умениям, как понимание смысловой стороны языка, значений отдельных слов и текстов, осознание семантических связей между словами и словосочетаниями, использование смыслового сцепления частей текста для восстановления и прогнозирования содержания текстов, выделение в них существенного (главных мыслей, общего смысла).

Структура, содержание и специфика заполнения речевой карты учителем-логопедом

При разработке программы мы в некоторых случаях опирались на работы Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевой [24], А. Е. Падал-ко [56], а также Н. П. Мальцевой и Е. Л. Яковлевой [49]. Как мы уже говорили выше, предлагаемые авторами способы выполнения каждого типа заданий могут видоизменяться и дополняться.

Коррекционно-развивающая программа 3 направлена на развитие активной речи. Она разработана с опорой на данные, полученные чешским исследователем 3. Новаком [53], и рассчитана на учащихся III—V классов.

Результаты экспериментов 3. Новака показали, что вербально менее развитые дети имеют, в первую очередь, затруднения с активным словарем как в плане его объема, так и в скорости нахождения подходящего слова. В качестве способа, ускоряющего процесс воспроизведения слов и перевода’пассивного словаря в активный, предлагается использовать широко известный метод свободных словесных ассоциаций. Преимущество этого метода состоит в его гибкости и неограниченной возможности тематически приспосабливать метод к вербальным интересам ребенка, а также в том, что фактически здесь нет ошибочных связей.

Для развития активной речи предлагаем проводить тренировки с помощью метода словесных ассоциаций по разработанной нами схеме.

Упражнения рекомендуется проводить в устной форме. На одно задание отвечать могут несколько учеников, поскольку у каждого могут быть свои ассоциации.

Источник: psyera.ru

Структура коррекционно-развивающей программы

Структура коррекционно-развивающей программы представления образовательных областей как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации образовательного процесса, и включает в себя следующие разделы:

Коррекционно-развивающая работа в детском саду и в школе. Будни психолога.

1.Титульный лист, на котором представляется следующая информация:

— полное наименование образовательного учреждения;

— гриф «рекомендовано к утверждению», дата и номер протокола педагогического совета образовательного учреждения;

— гриф «утверждена», дата и номер приказа директора образовательного учреждения;

— фамилия, имя и отчество составителя программы (полностью);

— год разработки программы.

2. Пояснительная записка в которой необходимо указать:

— актуальность и перспективность программы;

— научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы;

— практическая направленность программы;

— цель и задачи программы;

— требования к результату усвоения программы;

— система оценки достижения планируемых результатов;

— сведения о практической апробации программы.

3. Учебный план (в виде таблице)

Читайте также:
Программа для отслеживания объявлений о продаже авто

4. Учебно-тематический план (в виде таблице)

5. Система условий реализации программы:

— методы, используемы при реализации программы;

— условия реализации программы; (организационные, материально-технические, психолого-педагогические условия)

— гарантия прав и обязанностей участников программы;

— требования к специалисту.

6. Список литературы

К программе могут быть приложены:

— конспекты занятий и других форм образовательной деятельности;

— описание игр и игровых упражнений;

— программа сотрудничества с семьями обучающихся;

— визуальные средства информации и др.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Рекомендуем для прочтения:

Доврачебная помощь при приступе бронхиальной астмы Неотложная помощь Астматический статус. — Это синдром острой дыхательной недостаточности.
НЭП: ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ И ПРОТИВОРЕЧИЯ 1. Причины перехода к НЭПу После завершения основных боёв Гражданской войны в 1920 году перед большевиками встаёт задача перехода к.
Основные законы динамики ВВЕДЕНИЕ Раздел «Динамика» является основным и заключительным в курсе теоретической механики.
Трагедия А.П. Сумарокова «Димитрий Самозванец» «Димитрий Самозванец» — одна из лучших трагедий А.
Назначение, место установки предельного столбика? Предельный столбик – постоянный сигнальный знак, который указывает место, далее которого на ж/д.

Источник: studopedia.ru

Структура коррекционно развивающей программы для школьников

Статья «Организации и проведение индивидуальных коррекционно — развивающих занятий со слабоуспевающими школьниками в специальном коррекционном образовательном учреждении «

Наталья Чубаева 25.12.2019 1820 1 Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Организации и проведение индивидуальных коррекционно — развивающих занятий со слабоуспевающими школьниками в специальном коррекционном образовательном учреждении

Проблема школьной неуспеваемости при увеличении числа детей, которые не справляются с программой и уже в начале обучения попадают в разряд неуспевающих, является сегодня очень актуальной. Ее решение требует разработки и практического применения новых подходов к диагностике уровня психического развития ребенка, к анализу причин, вызывающих трудности в учебной деятельности, к коррекционно-развивающей деятельности.
Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. И в большинстве случаев для работы со слабоуспевающими учащимися учитель пользуется традиционным способом: проводит с ними дополнительные занятия, состоящие в основном в повторении и дополнительном разъяснении учебного материала. Но как показывает опыт многих учителей, эти занятия, к которым негативно относятся учащиеся и которые требуют большой затраты времени и сил как учителя, так и детей, далеко не всегда дают желаемый результат. В лучшем случае они могут привести лишь к временным положительным сдвигам в учении и не устраняют подлинные причины трудностей школьников.
Неуспеваемость в школе часто вызывает у детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому требуется своевременная профилактика и помощь в начальном звене, которые должны быть принципиально изменены в связи с ориентацией современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннего развития личности ребенка.
Многолетний опыт работы со слабоуспевающими детьми показывает неплохие результаты. Если раньше с детьми, которые в силу своих индивидуальных особенностей и возможностей не могут усвоить программу мы проводили только дополнительные занятия, то сейчас в специальных коррекционных образовательных учреждениях вводятся индивидуальные коррекционно- развивающие занятия, направленные на ликвидацию пробелов в знаниях.
Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях: создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению; повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:
Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих(стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах.
1. Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом).
2. Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.
Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.
Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.
Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.
Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно — механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
Коррекционные занятия со слабоуспевающими детьми проводятся по мере выявления педагогом и психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. На долю же каждого обучающегося приходится в неделю от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутся 2 раза в неделю индивидуально или в маленьких группах (из двух-трех обучающихся), укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков.

Читайте также:
Как перевести программу в машинный код

Форма проведения занятий

Форма проведения занятий зависит от конкретных задач обучения. Темп прохождения каждого этапа развития функций может быть разным, исходя из темпоральных особенностей личности ребенка, а также его сенсорного опыта.
Практика показывает, что наиболее эффективно происходит овладение знаниями и навыками, которые имеют наглядную основу (иллюстрации, непосредственная демонстрация необходимых действий педагогом-психологом), сопровождаются вербальным материалом, комментариями специалиста и самого ребенка, а также предлагаются в игровой или практической деятельности (конструирование, рисование, моделирование и т. д.).
Игра способствует созданию у детей эмоционального настроя; повышает мотивацию к выполняемой деятельности; обеспечивает возможность изучать (или повторять) материал более вариативно.
В начале обучения по индивидуальной коррекционно-развивающей программе на занятиях лучше предлагать ребенку серии тренировочных игр и упражнений с четко выраженными алгоритмами действий и правилами, что позволит ему сформировать навык действия по инструкциям. Если у ребенка уже сформирован такой навык, то целесообразно предлагать игры на развитие функции переноса по аналогии или на развитие навыка самостоятельного поиска информации по заданным свойствам предметов (или теме в целом).
Коррекционно-развивающие занятия необходимо проводить с учетом правил здоровьесбережения, в числе которых:
-организация перерывов с использованием релаксационных упражнений, упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата, упражнений для глаз;
-регулирование степени утомляемости ребенка за счет планирования порядка предъявления заданий по степени сложности (разминочная и заключительная части занятия должны быть более легкими, чем основная часть);
-выбор оптимального темпа работы в соответствии с личностными особенностями ребенка;
контроль соблюдения ребенком правильной осанки, положения ручки и тетради, расстояния от глаз до рассматриваемого объекта и т. д.;
-использование разнообразных дидактических, наглядных и игровых материалов, адекватных возрасту и уровню развития ребенка.
Для развития и коррекции личностной сферы можно применять игры-путешествия, где каждый сюжетный этап формирует определенную личностную характеристику.
Для придания целостности игровой ситуации и представленности в ней элементов учебной деятельности игра может дополняться ситуацией оценки ребенком самого себя как субъекта деятельности, например, ребенок, может отмечать свое продвижение в присвоении игрового опыта, меру освоения игровых действий при помощи ведения специального «журнала роста» или письменного отчета. Этот прием формирует у ребенка мотивацию, связанной со становлением его как субъекта учебно-игровой деятельности.

Читайте также:
Проектная деятельность это управление программами


Структура коррекционно-развивающих занятий.

Структура коррекционно-развивающего занятия должна предусматривать чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмических упражнений, графических заданий, дидактических игр, проигрывания этюдов по ролям, разрешения проблемных ситуаций. При построении занятия необходимо предусмотреть три основных этапа: мотивационно-ориентировочный, операциональный и контрольно-оценочный.


Методы проведения занятий.

Примечание: статья с уникальностью текста меньше 40%, но является важным документом по теме коррекционного образования, частичное копирование с других ресурсов составляет 35% и не является точной копией другого автора.

  1. Центр развития для детей и взрослых Фьюжн [Электронный ресурс]. С.И. Резниченко. Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. – Режим доступа: https://fusionpiter.ru/articles/improvement-lessons
  2. Урок РФ [Электронный ресурс]. Игнатова И.А. Программа коррекционно-развивающей работы по преодолению трудностей в обучении для обучающихся с ОВЗ (ЗПР). — 03.02.16., Режим доступа: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/programma_korrektcionnorazvivayushej_raboti__po_preod_122233.html

Другие статьи

  • Формирование и развитие музыкально-эстетических качеств у школьников через восприятие музыки
  • Индивидуальная работа с учащимися в разных направлениях учебной и внеучебной деятельности
  • Создание учителем условий для приобретения учащимися позитивного социального опыта
  • Социальная успешность и её источники
  • Я-учитель
  • Использование коррекционно-развивающих игр на уроках
  • Технология развития творческих способностей у обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в процессе организации и проведения самоподготовки в начальной школе
  • Игровые технологии на уроке музыки
  • Школьный краеведческий музей как средство социализации и воспитания гражданственности учащихся
  • Развитие интеллектуальных способностей ученика

Источник: uchportfolio.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru