Рассмотрим некоторые ведущие принципы, которыми мы руководствовались при разработке программ и осуществлении коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая программа 1 направлена на развитие мыслительных действий с понятиями (обобщения, абстрагирования, анализа, сравнения, выделения существенных признаков и определения понятий). Она предназначена для учащихся II—V классов.
Приведенные в программе задания разработаны на материале как школьных, так и житейских понятий. Авторами предлагаются способы применения каждого типа заданий. Однако школьный психолог или учитель вправе подходить к коррекционно-развивающей работе творчески, с учетом индивидуальности отдельных школьников и особенностей конкретного класса.
Коррекционно-развивающая программа 2 посвящена развитию понимания и предназначена для учащихся III—V классов. Основное внимание в ней уделено обучению таким важным мыслительным умениям, как понимание смысловой стороны языка, значений отдельных слов и текстов, осознание семантических связей между словами и словосочетаниями, использование смыслового сцепления частей текста для восстановления и прогнозирования содержания текстов, выделение в них существенного (главных мыслей, общего смысла).
Структура, содержание и специфика заполнения речевой карты учителем-логопедом
При разработке программы мы в некоторых случаях опирались на работы Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевой [24], А. Е. Падал-ко [56], а также Н. П. Мальцевой и Е. Л. Яковлевой [49]. Как мы уже говорили выше, предлагаемые авторами способы выполнения каждого типа заданий могут видоизменяться и дополняться.
Коррекционно-развивающая программа 3 направлена на развитие активной речи. Она разработана с опорой на данные, полученные чешским исследователем 3. Новаком [53], и рассчитана на учащихся III—V классов.
Результаты экспериментов 3. Новака показали, что вербально менее развитые дети имеют, в первую очередь, затруднения с активным словарем как в плане его объема, так и в скорости нахождения подходящего слова. В качестве способа, ускоряющего процесс воспроизведения слов и перевода’пассивного словаря в активный, предлагается использовать широко известный метод свободных словесных ассоциаций. Преимущество этого метода состоит в его гибкости и неограниченной возможности тематически приспосабливать метод к вербальным интересам ребенка, а также в том, что фактически здесь нет ошибочных связей.
Для развития активной речи предлагаем проводить тренировки с помощью метода словесных ассоциаций по разработанной нами схеме.
Упражнения рекомендуется проводить в устной форме. На одно задание отвечать могут несколько учеников, поскольку у каждого могут быть свои ассоциации.
Источник: psyera.ru
Структура коррекционно-развивающей программы
Структура коррекционно-развивающей программы представления образовательных областей как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации образовательного процесса, и включает в себя следующие разделы:
Коррекционно-развивающая работа в детском саду и в школе. Будни психолога.
1.Титульный лист, на котором представляется следующая информация:
— полное наименование образовательного учреждения;
— гриф «рекомендовано к утверждению», дата и номер протокола педагогического совета образовательного учреждения;
— гриф «утверждена», дата и номер приказа директора образовательного учреждения;
— фамилия, имя и отчество составителя программы (полностью);
— год разработки программы.
2. Пояснительная записка в которой необходимо указать:
— актуальность и перспективность программы;
— научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы;
— практическая направленность программы;
— цель и задачи программы;
— требования к результату усвоения программы;
— система оценки достижения планируемых результатов;
— сведения о практической апробации программы.
3. Учебный план (в виде таблице)
4. Учебно-тематический план (в виде таблице)
5. Система условий реализации программы:
— методы, используемы при реализации программы;
— условия реализации программы; (организационные, материально-технические, психолого-педагогические условия)
— гарантия прав и обязанностей участников программы;
— требования к специалисту.
6. Список литературы
К программе могут быть приложены:
— конспекты занятий и других форм образовательной деятельности;
— описание игр и игровых упражнений;
— программа сотрудничества с семьями обучающихся;
— визуальные средства информации и др.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Рекомендуем для прочтения:
Доврачебная помощь при приступе бронхиальной астмы Неотложная помощь Астматический статус. — Это синдром острой дыхательной недостаточности.
НЭП: ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ И ПРОТИВОРЕЧИЯ 1. Причины перехода к НЭПу После завершения основных боёв Гражданской войны в 1920 году перед большевиками встаёт задача перехода к.
Основные законы динамики ВВЕДЕНИЕ Раздел «Динамика» является основным и заключительным в курсе теоретической механики.
Трагедия А.П. Сумарокова «Димитрий Самозванец» «Димитрий Самозванец» — одна из лучших трагедий А.
Назначение, место установки предельного столбика? Предельный столбик – постоянный сигнальный знак, который указывает место, далее которого на ж/д.
Источник: studopedia.ru
Структура коррекционно развивающей программы для школьников
Статья «Организации и проведение индивидуальных коррекционно — развивающих занятий со слабоуспевающими школьниками в специальном коррекционном образовательном учреждении «
Наталья Чубаева
25.12.2019
1820
1
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Организации и проведение индивидуальных коррекционно — развивающих занятий со слабоуспевающими школьниками в специальном коррекционном образовательном учреждении
Проблема школьной неуспеваемости при увеличении числа детей, которые не справляются с программой и уже в начале обучения попадают в разряд неуспевающих, является сегодня очень актуальной. Ее решение требует разработки и практического применения новых подходов к диагностике уровня психического развития ребенка, к анализу причин, вызывающих трудности в учебной деятельности, к коррекционно-развивающей деятельности.
Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. И в большинстве случаев для работы со слабоуспевающими учащимися учитель пользуется традиционным способом: проводит с ними дополнительные занятия, состоящие в основном в повторении и дополнительном разъяснении учебного материала. Но как показывает опыт многих учителей, эти занятия, к которым негативно относятся учащиеся и которые требуют большой затраты времени и сил как учителя, так и детей, далеко не всегда дают желаемый результат. В лучшем случае они могут привести лишь к временным положительным сдвигам в учении и не устраняют подлинные причины трудностей школьников.
Неуспеваемость в школе часто вызывает у детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому требуется своевременная профилактика и помощь в начальном звене, которые должны быть принципиально изменены в связи с ориентацией современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннего развития личности ребенка.
Многолетний опыт работы со слабоуспевающими детьми показывает неплохие результаты. Если раньше с детьми, которые в силу своих индивидуальных особенностей и возможностей не могут усвоить программу мы проводили только дополнительные занятия, то сейчас в специальных коррекционных образовательных учреждениях вводятся индивидуальные коррекционно- развивающие занятия, направленные на ликвидацию пробелов в знаниях.
Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях: создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению; повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:
Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих(стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах.
1. Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом).
2. Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.
Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.
Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.
Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.
Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно — механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
Коррекционные занятия со слабоуспевающими детьми проводятся по мере выявления педагогом и психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. На долю же каждого обучающегося приходится в неделю от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутся 2 раза в неделю индивидуально или в маленьких группах (из двух-трех обучающихся), укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков.
Форма проведения занятий
Форма проведения занятий зависит от конкретных задач обучения. Темп прохождения каждого этапа развития функций может быть разным, исходя из темпоральных особенностей личности ребенка, а также его сенсорного опыта.
Практика показывает, что наиболее эффективно происходит овладение знаниями и навыками, которые имеют наглядную основу (иллюстрации, непосредственная демонстрация необходимых действий педагогом-психологом), сопровождаются вербальным материалом, комментариями специалиста и самого ребенка, а также предлагаются в игровой или практической деятельности (конструирование, рисование, моделирование и т. д.).
Игра способствует созданию у детей эмоционального настроя; повышает мотивацию к выполняемой деятельности; обеспечивает возможность изучать (или повторять) материал более вариативно.
В начале обучения по индивидуальной коррекционно-развивающей программе на занятиях лучше предлагать ребенку серии тренировочных игр и упражнений с четко выраженными алгоритмами действий и правилами, что позволит ему сформировать навык действия по инструкциям. Если у ребенка уже сформирован такой навык, то целесообразно предлагать игры на развитие функции переноса по аналогии или на развитие навыка самостоятельного поиска информации по заданным свойствам предметов (или теме в целом).
Коррекционно-развивающие занятия необходимо проводить с учетом правил здоровьесбережения, в числе которых:
-организация перерывов с использованием релаксационных упражнений, упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата, упражнений для глаз;
-регулирование степени утомляемости ребенка за счет планирования порядка предъявления заданий по степени сложности (разминочная и заключительная части занятия должны быть более легкими, чем основная часть);
-выбор оптимального темпа работы в соответствии с личностными особенностями ребенка;
контроль соблюдения ребенком правильной осанки, положения ручки и тетради, расстояния от глаз до рассматриваемого объекта и т. д.;
-использование разнообразных дидактических, наглядных и игровых материалов, адекватных возрасту и уровню развития ребенка.
Для развития и коррекции личностной сферы можно применять игры-путешествия, где каждый сюжетный этап формирует определенную личностную характеристику.
Для придания целостности игровой ситуации и представленности в ней элементов учебной деятельности игра может дополняться ситуацией оценки ребенком самого себя как субъекта деятельности, например, ребенок, может отмечать свое продвижение в присвоении игрового опыта, меру освоения игровых действий при помощи ведения специального «журнала роста» или письменного отчета. Этот прием формирует у ребенка мотивацию, связанной со становлением его как субъекта учебно-игровой деятельности.
Структура коррекционно-развивающих занятий.
Структура коррекционно-развивающего занятия должна предусматривать чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмических упражнений, графических заданий, дидактических игр, проигрывания этюдов по ролям, разрешения проблемных ситуаций. При построении занятия необходимо предусмотреть три основных этапа: мотивационно-ориентировочный, операциональный и контрольно-оценочный.
Методы проведения занятий.
Примечание: статья с уникальностью текста меньше 40%, но является важным документом по теме коррекционного образования, частичное копирование с других ресурсов составляет 35% и не является точной копией другого автора.
- Центр развития для детей и взрослых Фьюжн [Электронный ресурс]. С.И. Резниченко. Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. – Режим доступа: https://fusionpiter.ru/articles/improvement-lessons
- Урок РФ [Электронный ресурс]. Игнатова И.А. Программа коррекционно-развивающей работы по преодолению трудностей в обучении для обучающихся с ОВЗ (ЗПР). — 03.02.16., Режим доступа: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/programma_korrektcionnorazvivayushej_raboti__po_preod_122233.html
Другие статьи
- Формирование и развитие музыкально-эстетических качеств у школьников через восприятие музыки
- Индивидуальная работа с учащимися в разных направлениях учебной и внеучебной деятельности
- Создание учителем условий для приобретения учащимися позитивного социального опыта
- Социальная успешность и её источники
- Я-учитель
- Использование коррекционно-развивающих игр на уроках
- Технология развития творческих способностей у обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в процессе организации и проведения самоподготовки в начальной школе
- Игровые технологии на уроке музыки
- Школьный краеведческий музей как средство социализации и воспитания гражданственности учащихся
- Развитие интеллектуальных способностей ученика
Источник: uchportfolio.ru