Каждый шаг в обучающей программе не равноценен параграфу или абзацу текста обычного учебника. Он состоит из одного или нескольких кадров собственно информации, содержащей новые знания; кадров операции, в которых предлагаются соответствующие действия, способствующие усвоению информации на заданном уровне; кадров внутренней обратной связи, корректирующих ход выполнения каждой учебной операции, и контрольных кадров, позволяющих установить внешнюю обратную связь. Общая схема структуры обучающей программы аналогична показанной на рис. 19. Проверка адекватности этой схемы объективному дидактическому процессу составляет проблему.
В кадре «информация» учащемуся сообщаются основные сведения о том или ином явлении, правиле или закономерности. Информирование — необходимое условие для введения в опыт ученика принципиально новых знаний и умений. Этап информации может быть реализован рассказом учителя или предъявлением учебного материала с помощью необходимых технических средств, воздействующих на различные органы чувств человека. Итогом этапа «информация» является накопление некоторых сведений в непосредственной (оперативной) памяти человека и создание соответствующей ориентировочной основы для дальнейшей познавательной деятельности.
Основы программирования: структура программ
В кадре «операция» создается возможность организовать целеустремленную обработку информации учащимся для выявления ее основных свойств и приобретения необходимых интеллектуальных или физических навыков. Включение речевых и практических действий на этапе «операция» является необходимым переходным моментом к полному усвоению учебного материала. Этап «операция» в программированном обучении обеспечивает активное взаимодействие (письменное или практическое) учащегося с учебным материалом, позволяющее прочно и сознательно закрепить информацию в памяти. Операционные кадры программы создаются, исходя из принятой теории усвоения — АФ, дидактических принципов и правил управления обучением.
На этапе «операция» — учащийся получает возможность корректировать каждый шаг своего учебного труда и достигать только правильного усвоения знаний и умений. Эту особенность этапу «операция» в программированном обучении придает его неразрывное единство с приемом установления немедленной внутренней обратной связи.
Неразрывное единство на этапе «операция» действия и проверки его правильности, подтверждения истинного значения информации создает положительную стимуляцию в обучении и ускорение процесса сознательного приобретения учащимся навыков.
Таким образом, обучающая программа — это совокупность некоторой учебной информации, изложенной в определенной системе, специальных задании по выполнению учащимися определенных умственных и физических действий, нужных для усвоения приемов интеллектуального или материального труда, и необходимых указаний для правильного выполнения этих заданий.
Следовательно, для осуществления программированного обучения необходимо разработать специальную обучающую программу, которая бы управляла в какой-то части учебного процесса вполне определенной пошаговой работой учащегося по извлечению необходимой учебной информации, переработке и усвоению ее, а также по овладению соответствующими приемами интеллектуальных или физических (материальных) умений и навыков.
УРОКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Компьютер с нуля.
Контрольный кадр дает возможность педагогу проверить результативность программы и успешность работы ученика (внешняя обратная связь).
В приведенном фрагменте программы кадры 7, 11, 13, 21, 34, 39 являются информационными, кадры 1, 4, 6, 11—13, 15, 16 и т. д. — операционными, кадры 2, 3, 5, 10, 13, 19 и т. д. — обратной связи и, наконец, кадры 41 и 44 — контрольными.
Несколько шагов обучающей программы образуют группы, которые содержат обобщающие операционные кадры, необходимые для варьирования учебного материала и создания целостных представлений и обобщенных понятий. Группы образуют темы, а темы — учебный предмет.
Указанные кадры обучающей программы не всегда содержатся в чистом виде в каждом пункте реальной программы. Обычно один и тот же пункт программы может быть в одной своей части информационным, в другой — операционным, или сочетать обратную связь и операцию. Такими комплексными пунктами в приведенном фрагменте являются многие, например, п. 11 — информационно-операционный кадр, а в п. 12 содержится обратная связь и задание-операция. Такое комплексирование различных воздействий в одном пункте создает впечатление разговорности и легкости чтения программы, связывает воедино, по существу, раздробленный текст. Чем лучше автор программы владеет приемом комплексирования различных кадров, тем живее становится текст программы.
Однако комплексированию не подлежат кадры «операция» и «обратная связь», но возможно сочетание в последовательности «обратная связь» и «операция». Это понятно, так как в первом случае в одном пункте находилось бы задание на деятельность и эталон его выполнения, что резко ослабило бы обучающий эффект шаговой учебной процедуры, а во втором — эталон предшествующего действия и задание на следующее, что вполне оправдано с целью создания взаимосвязи в изложении.
При анализе приведенного фрагмента обучающей программы может показаться, что «действие» развивается очень медленно, то есть шаг программы содержит слишком много кадров, а сами шаги измельчены. Такое мнение возникает по двум причинам: во-первых, из-за хорошего знания педагогом материала, изложенного в программе, а во-вторых, из-за трудностей нахождения оптимальной величины шага. Последнее пока в огромной мере зависит от интуиции программиста. Следует отметить, что структура шага определяется требованием обеспечить учащемуся безусловную возможность продвижения и притом с той скоростью, которая является оптимальной для его подготовки. Определение оптимальной величины шага — проблема, уже названная выше.
Созданием обучающей программы не исчерпывается разработка программированного текста, так как в нем находит свое воплощение лишь четвертый этап АФ — собственно учебная деятельность по усвоению. По результатам первого этапа осуществляется подбор самой программы для данного конкретного учащегося на основе определения исходного уровня его познавательных возможностей.
Завершение ее происходит в процессе итоговой беседы. Итоговая беседа строится, по возможности, экономично и очень четко.
В итоговой беседе намечаются пути совершенствования знаний по данному вопросу и связи с новыми, еще не изученными явлениями. Очевидно, что итоговой беседой реализуется пятый этап АФ — ретроспективное обобщение.
Кроме основных кадров обучающей программы (информация, операция, контроль, обратная связь) в состав отдельного шага могут входить и другие элементы и кадры. Так, некоторые разъяснения к программе могут сообщаться не преподавателем, а прилагаться в виде отдельных текстов или записей на пленке.
Источник: studfile.net
Структура обучающей программы
Каждый шаг в обучающей программе не равноценен параграфу или абзацу текста обычного учебника. Он состоит из одного или нескольких кадров собственно информации, содержащей новые знания; кадров операции, в которых предлагаются соответствующие действия, способствующие усвоению информации на заданном уровне; кадров внутренней обратной связи, корректирующих ход выполнения каждой учебной операции, и контрольных кадров, позволяющих установить внешнюю обратную связь. Общая схема структуры обучающей программы аналогична показанной на рис. 19. Проверка адекватности этой схемы объективному дидактическому процессу составляет проблему.
В кадре «информация» учащемуся сообщаются основные сведения о том или ином явлении, правиле или закономерности. Информирование — необходимое условие для введения в опыт ученика принципиально новых знаний и умений. Этап информации может быть реализован рассказом учителя или предъявлением учебного материала с помощью необходимых технических средств, воздействующих на различные органы чувств человека. Итогом этапа «информация» является накопление некоторых сведений в непосредственной (оперативной) памяти человека и создание соответствующей ориентировочной основы для дальнейшей познавательной деятельности.
В кадре «операция» создается возможность организовать целеустремленную обработку информации учащимся для выявления ее основных свойств и приобретения необходимых интеллектуальных или физических навыков. Включение речевых и практических действий на этапе «операция» является необходимым переходным моментом к полному усвоению учебного материала. Этап «операция» в программированном обучении обеспечивает активное взаимодействие (письменное или практическое) учащегося с учебным материалом, позволяющее прочно и сознательно закрепить информацию в памяти. Операционные кадры программы создаются, исходя из принятой теории усвоения — АФ, дидактических принципов и правил управления обучением.
На этапе «операция» — учащийся получает возможность корректировать каждый шаг своего учебного труда и достигать только правильного усвоения знаний и умений. Эту особенность этапу «операция» в программированном обучении придает его неразрывное единство с приемом установления немедленной внутренней обратной связи.
Неразрывное единство на этапе «операция» действия и проверки его правильности, подтверждения истинного значения информации создает положительную стимуляцию в обучении и ускорение процесса сознательного приобретения учащимся навыков.
Таким образом, обучающая программа — это совокупность некоторой учебной информации, изложенной в определенной системе, специальных задании по выполнению учащимися определенных умственных и физических действий, нужных для усвоения приемов интеллектуального или материального труда, и необходимых указаний для правильного выполнения этих заданий.
Следовательно, для осуществления программированного обучения необходимо разработать специальную обучающую программу, которая бы управляла в какой-то части учебного процесса вполне определенной пошаговой работой учащегося по извлечению необходимой учебной информации, переработке и усвоению ее, а также по овладению соответствующими приемами интеллектуальных или физических (материальных) умений и навыков.
Контрольный кадр дает возможность педагогу проверить результативность программы и успешность работы ученика (внешняя обратная связь).
В приведенном фрагменте программы кадры 7, 11, 13, 21, 34, 39 являются информационными, кадры 1, 4, 6, 11—13, 15, 16 и т. д. — операционными, кадры 2, 3, 5, 10, 13, 19 и т. д. — обратной связи и, наконец, кадры 41 и 44 — контрольными.
Несколько шагов обучающей программы образуют группы, которые содержат обобщающие операционные кадры, необходимые для варьирования учебного материала и создания целостных представлений и обобщенных понятий. Группы образуют темы, а темы — учебный предмет.
Указанные кадры обучающей программы не всегда содержатся в чистом виде в каждом пункте реальной программы. Обычно один и тот же пункт программы может быть в одной своей части информационным, в другой — операционным, или сочетать обратную связь и операцию. Такими комплексными пунктами в приведенном фрагменте являются многие, например, п. 11 — информационно-операционный кадр, а в п. 12 содержится обратная связь и задание-операция. Такое комплексирование различных воздействий в одном пункте создает впечатление разговорности и легкости чтения программы, связывает воедино, по существу, раздробленный текст. Чем лучше автор программы владеет приемом комплексирования различных кадров, тем живее становится текст программы.
Однако комплексированию не подлежат кадры «операция» и «обратная связь», но возможно сочетание в последовательности «обратная связь» и «операция». Это понятно, так как в первом случае в одном пункте находилось бы задание на деятельность и эталон его выполнения, что резко ослабило бы обучающий эффект шаговой учебной процедуры, а во втором — эталон предшествующего действия и задание на следующее, что вполне оправдано с целью создания взаимосвязи в изложении.
При анализе приведенного фрагмента обучающей программы может показаться, что «действие» развивается очень медленно, то есть шаг программы содержит слишком много кадров, а сами шаги измельчены. Такое мнение возникает по двум причинам: во-первых, из-за хорошего знания педагогом материала, изложенного в программе, а во-вторых, из-за трудностей нахождения оптимальной величины шага. Последнее пока в огромной мере зависит от интуиции программиста. Следует отметить, что структура шага определяется требованием обеспечить учащемуся безусловную возможность продвижения и притом с той скоростью, которая является оптимальной для его подготовки. Определение оптимальной величины шага — проблема, уже названная выше.
Созданием обучающей программы не исчерпывается разработка программированного текста, так как в нем находит свое воплощение лишь четвертый этап АФ — собственно учебная деятельность по усвоению. По результатам первого этапа осуществляется подбор самой программы для данного конкретного учащегося на основе определения исходного уровня его познавательных возможностей.
Завершение ее происходит в процессе итоговой беседы. Итоговая беседа строится, по возможности, экономично и очень четко.
В итоговой беседе намечаются пути совершенствования знаний по данному вопросу и связи с новыми, еще не изученными явлениями. Очевидно, что итоговой беседой реализуется пятый этап АФ — ретроспективное обобщение.
Кроме основных кадров обучающей программы (информация, операция, контроль, обратная связь) в состав отдельного шага могут входить и другие элементы и кадры. Так, некоторые разъяснения к программе могут сообщаться не преподавателем, а прилагаться в виде отдельных текстов или записей на пленке.
Источник: cyberpedia.su
КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Развитие компьютерного образования вызывает необходимость определенной систематизации компьютерных средств обучения.
Для облегчения проблемы выбора рекомендуется воспользоваться классификацией, характеризующей определенные уровни компьютеризации учебного процесса.
Согласно этой классификации выделяются три уровня компьютеризации учебного процесса.
Первый уровень предполагает создание образовательного пространства на основе глобальных или региональных компьютерных
систем. Таких, например, как INTERNET, WORLDCLASSROOM, PLATO и др. Условием включения в учебный процесс любой из них является определенная адаптация учебных планов к требованиям глобальных систем, наличие соответствующей (достаточно дорогой и мощной) компьютерной техники, определенной компьютерной грамотности пользователей, а также наличие у учащихся высокой мотивации и умений самоорганизации всей учебной деятельности.
Второй, более низкий, уровень компьютеризации обучения предполагает создание обучающей среды на основе локальных компьютерных систем, например, в рамках учебного заведения или класса, что требует проектирования оригинальных компьютерных обучающих программ или адаптации программ, предлагаемых рынком.
Третий уровень компьютеризации обучения предполагает включение компьютерной техники в комплекс дидактических средств, обеспечивающий учебный процесс, в качестве элемента, активизирующего учебно-воспитательную деятельность учащихся. Условием проектирования таких систем является наличие самых обычных, даже простейших, компьютерных средств, квалифицированных преподавателей, знающих свой предмет и желающих творчески совершенствовать свою педагогическую деятельность.
Несмотря на то, что системы первого и второго уровней ориентированы на масштабное применение, в настоящее время они чаще всего используются для решения проблем локального характера. Связано это с тем, что внедрение их в учебный процесс требует существенных организационно-педагогических изменений, значительных материальных, финансовых и прочих затрат, поэтому свое глобальное предназначение они смогут выполнить лишь в перспективе.
В условиях ограниченного финансирования профессионального образования, отсутствия в отдельных районах квалифицированных программистов и персонала обслуживания, привлекательным является использование компьютерных систем, обеспечивающих третий уровень компьютеризации учебного процесса. Но такая ориентация не является противопоставлением или альтернативой компьютерным системам, обеспечивающим первый и второй уровни компьютеризации обучения, а скорее способствует пониманию необходимости поэтапного включения компьютерных средств обучения в систему образования.
Необходимо также понимать, что информатизация сферы образования должна опережать информатизацию других направлений общественной деятельности, поскольку именно здесь закладываются социальные, психологические, общекультурные, а также профессиональные предпосылки информатизации всего общества.
В связи со сказанным преподаватель должен сформулировать для себя определенные требования к компьютерным средствам обучения. Из чего при этом исходить?
Прежде всего, обучающая компьютерная система должна быть научно обоснованна, а это значит, что она должна опираться на прин-
ципы педагогики, при этом решающим фактором должно быть то, что преподаватель остается главной фигурой в учебном процессе, а компьютер выступает в роли инструментария, обеспечивающего его работу.
Надеяться на то, что разработчики компьютерных систем обучения предложат преподавателям добротный учебный материал, который учитывал бы все многообразие особенностей учебного процесса для конкретных условий, нереально. Довольно часто возникает необходимость внесения изменений в учебный процесс с учетом меняющихся факторов. Поэтому КСО должна быть универсальной и открытой, чтобы преподаватель имел возможность сам формировать и изменять учебно-методический комплекс, включающий в себя в качестве активизирующего элемента компьютерную технику, который интенсифицировал бы учебный процесс и формировал у учащихся положительную психологическую установку на работу с компьютером.
Помимо этого компьютерная система должна отвечать дополнительным требованиям, естественно вытекающим из практики. Она должна быть дидактически эффективной, доступной в стоимостном отношении, простой и надежной в эксплуатации как для преподавателя, так и для учащихся, а также отвечать самым строгим санитарно-гигиеническим требованиям.
Каковы же особенности организации работы компьютерных систем обучения?
Любая компьютерная программа, в том числе и обучающая, для своей работы требует, в первую очередь, наличия операционной системы (ОС) — специальной программы, позволяющей компьютеру взаимодействовать с другими программами, внешними устройствами (мониторами, принтерами, клавиатурами и т.д.) и пользователями. Для компьютерных средств не существует единой универсальной операционной системы. И если какая-либо компьютерная техника разработана под определенную операционную систему, то использовать в ней программы, разработанные в другой, до последнего времени было практически невозможно. Работа же с созданными в последнее время специальными программами, обеспечивающими согласование различных операционных систем, представляет определенные сложности и требует соответствующей квалификации.
Указанные компоненты компьютерной обучающей программы могут быть организованы различным образом, при этом могут быть получены и различные результаты.
Наиболее распространенный вариант организации компьютерной обучающей программы представлена на рис. 6.
СУ
УМ
Какие здесь можно увидеть недостатки?
То, что учебный материал заключен в единую оболочку и привязан к определенной операционной системе, создает сложности для пользователей, накладывает существенные ограничения в части распространения. Разработка учебных материалов, стратегии и тактики по ведению учебного процесса при таком подходе — прерогатива разработчиков программ. Участие преподавателей на данном этапе зачастую весьма условно. Проблемы возникают и в случае необходимости внесения каких-либо корректировок в систему управления или в учебный материал. Для выполнения такой работы потребуется квалифицированный оператор.
Но возможен и другой вариант организации структуры компьютерной обучающей программы, свободной от указанных недостатков. Он представлен на рис. 7.
Разница по сравнению с предыдущим вариантом в том, что учебный материал, занимающий большую часть объема компьютерной программы и требующий наибольших затрат на создание, выведен из компьютера. Учебный материал создается и в дальнейшем хранится вне компьютерной программы, поскольку выполняется в виде ОБЫЧНОГО ПЕЧАТНОГО учебного пособия.