Структура комплексной программы развитие

Шоев, А. Х. Разработка комплексных программ социально-экономического развития — важный аспект развития регионов / А. Х. Шоев. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2020. — № 1 (23). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/153/4718/ (дата обращения: 03.07.2023).

Различия в социально-экономическом уровне развития, экономическом и природном потенциале регионов Республики Узбекистан требуют дальнейшего совершенствования процессов разработки перспективных программ социально-экономического развития с учетом их региональных и отраслевых особенностей.

Как отметил президент республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёев: «В центре нашего внимания должна быть модернизация отраслей и регионов, повышение их конкурентоспособности, а также развитие их экспортного потенциала. Для достижения этой цели нам необходимо привлечь иностранные инвестиции и передовые технологии во все отрасли экономики» [1.стр.2]

Привлечение иностранных инвестиций и передовых зарубежных технологий в региональном разрезе, требует разработку долгосрочной стратегии комплексного развития регионов. В то же время целесообразно учитывать следующие направления обоснования стратегии комплексного развития регионов:

Групповое Наставничество — комплексная программа развития тела, мышления, психики, отношений и духа.

– анализ экономических и социальных процессов с целью повышения эффективности управления развития региона. На этом этапе анализируется уровень экономического и социального развития, достигнутый в регионе;

– обоснование стратегии комплексного социально-экономического развития региона, основанная на выборе способов регулирования ее развития;

– разработка концепции комплексного развития регионов и выбора методов регулирования развития территорий через государственные и рыночные механизмы;

– прогнозирование роста региональных финансовых ресурсов; искать пути расширения и укрепления доходов бюджета [2.стр.73];

– выявление новых источников пополнения доходов бюджета, привлечение дополнительных средств от предпринимательства, иностранных инвесторов и внебюджетных фондов на основе различных форм собственности [3.стр.165].

Разработка комплексных программ социально-экономического развития региона должна основываться на определенных принципах. Эти принципы в контексте региональной экономической науки могут включать:

– осуществимость мер государственной поддержки социально-экономического развития региона;

– сбор и направление ресурсов на приоритетные направления регионального развития;

– открытость контроля и упорядоченности установленных действий;

– индивидуальность поддержки развития региона и каждого подрегиона в нем;

– эффективность механизма поддержки;

– координация деятельности национальных и местных органов власти.

Основной целью разработки и реализации региональных программ социально-экономического развития является содействие сбалансированному и рациональному развитию экономики региона путем эффективного использования ее природно-экономического потенциала и привлечения внешних ресурсов. Ни одна отрасль не может рассматриваться изолированно, вне связи с другими отраслями, без учета общей экономической ситуации в стране. Но равным образом справедливо и то, что территориальная характеристика отрасли в известной мере определяется типичными для нее технико-экономическими и технологическими особенностями производства, в том числе условиями размещения. При этом основным критерием эффективности функционирования отрасли и ее рационального размещения считается достижение наибольшего количественного и качественного результата при минимальных затратах средств производства и труда [4.стр.73].

Комплексная программа развития и коррекции, от лёгкого к сложному, в поэтапной структуре.

Поэтому при разработке региональных программ особое внимание следует уделять следующим целям:

– Общая оценка социально-экономической ситуации в регионе, определить тенденции, проблемы и ресурсы для экономического роста;

– анализ количественных и качественных уровней использования местных полезных ископаемых, земельных, водных и трудовых ресурсов в регионе;

– разработка стратегий и тактик социально-экономического развития региона;

– выявление инвестиционного климата в регионе, более активное привлечение иностранных инвесторов, местных предпринимателей, населения и ресурсов для развития основных отраслей экономики;

– выявление конкретных путей создания новых экспортно-ориентированных производств на основе эффективного использования местного сельского хозяйства и минерального сырья;

– разработка механизма социальной защиты населения и обеспечения эффективной занятости населения;

– создание конкурентной среды и полноценной рыночной инфраструктуры среди субъектов хозяйствования;

– повышение самообеспеченности региона продуктами питания и другими потребительскими товарами;

– создание благоприятных условий для ускоренного социально-экономического развития сельских территорий. Для этого целесообразно предусмотреть налоговые льготы для региона;

– расширение доли регионального валового продукта в ВВП страны за счет всесторонней поддержки и стимулирования малого бизнеса и частного предпринимательства, расширения внешнеэкономической деятельности каждого города и района, оптимизации экспорта, импорта и дальнейшего совершенствования деятельности предприятий с иностранными инвестициями, создание новых совместных предприятий.

Для разработки программы социально-экономического развития регионов необходимо прежде всего оценить социально-экономическую ситуацию в регионе.

Для этого необходимо:

– Описание социально-экономического развития региона его городов и районов в прошлом. Особое внимание следует уделить оценке их промышленного, сельскохозяйственного и социального потенциала;

– На основе анализа уровня и состояния экономического и социального развития региона выявляются положительные и отрицательные тенденции его развития, ресурсы и неиспользованные возможности для экономического развития, а также решение важных экономических и социальных проблем;

– Оцениваются результаты проводимых экономических и социальных реформ, становления и развития многомерной экономики, а также состояние региональной рыночной инфраструктуры;

– Анализ деятельности отраслей и крупных промышленных предприятий в регионе за прошедший период, а также выявление причин и факторов их работы или отсталости.

– Промышленное развитие будет определять уровень использования производственных мощностей, определять дополнительные ресурсы и ресурсы для переориентации и расширения производственных мощностей для экспортно-ориентированных и импортозамещающих продуктов. Будут определены приоритетные отрасли с учетом потенциала региона. Необходимо подчеркнуть, что промышленность и в первую очередь ее основные звенья — предприятия и другие, приравненные к ним, структуры имеют территориальную привязанность. В этой связи отраслевая структура промышленности может быть дифференцирована еще по районам под влиянием территориального разделения труда и тех различий, которые существуют в экономических и природных условиях ее формирования. Территориальная структура промышленности позволяет определить меру соответствия фактически возникших пропорций и связей промышленности тем возможностям, которые существуют реально, а также определить «узкие места» и обосновать необходимые структурные изменения [4.стр.24].

Читайте также:
Компьютерные вирусы это программы которые пишутся хакерами

– Оценка обеспеченности населения региона сельскохозяйственной продукцией, сбалансированность их изъятия и поступления, эффективность использования потенциала агроресурсов, а также факторы и причины увеличения (снижения) продуктивности сельского хозяйства и продуктивности животноводства.

Для комплексного социально-экономического развития региона необходимо определить основные направления реализации региональных программ развития. Программа должна включать в себя основные направления и показатели будущего экономического и социального развития региона, городов и районов. Акцент делается на эффективное использование новых рабочих мест, природных, финансовых, трудовых ресурсов и производственных мощностей.

Эти направления должны отражать:

  1. Экономически жизнеспособные сектора и отрасли, которые будут определены на основе перспективных потребностей региона и расширения возможностей межрегионального обмена. В дальнейшем прогнозируются экономические показатели развития отрасли, изменения в отраслевой структуре, объемы экспортоориентированной и импортозамещающей продукции. В то же время особое внимание уделяется технологическому и организационному обновлению существующих предприятий. Для этого будет углубляться специализация производства, будут развиваться относительно небольшие предприятия. Эти предприятия используют местные минеральные и сельскохозяйственные ресурсы.
  2. Обоснование необходимости строительства новых предприятий в регионе, реконструкции существующих предприятий, изменения их квалификации; расчеты будут сделаны для привлечения дополнительных средств на крупные объекты.
  3. Рост сельскохозяйственного производства, темпы, изменения в структуре посевных площадей, а также объем сельскохозяйственного производства. Также определяются пути и источники повышения урожайности, продуктивности животноводства. Планируется внедрение новых технологий.
  4. Создание полного цикла переработки сырья, сельскохозяйственной продукции в регионе, точек хранения и реализации сельскохозяйственной продукции, внедрение новых технологий, форм и методов управления путем создания совместных предприятий с иностранными инвестициями.
  5. Обоснование перспектив развития транспортных систем и коммуникаций для создания благоприятных условий размещения производительных сил и использования природных ресурсов.
  6. Поддержка малого бизнеса и частного предпринимательства, увеличение их доли в экономике, развитие рыночной инфраструктуры с целью решения проблем создания класса собственников.
  7. Определены сферы, параметры развития внешнеэкономической деятельности. В то же время целесообразно уделять особое внимание совершенствованию структуры внешней торговли и развитию предприятий с иностранными инвестициями с учетом местных сырьевых ресурсов.
  8. Программа также включает меры по защите окружающей среды, производству экологически чистой продукции, а также обучению, переподготовке и повышению квалификации кадров.

Каждая региональная программа должна предусматривать механизм ее реализации. Финансовые и экономические ресурсы программы играют важную роль в этом механизме.

Для эффективного управления программами регионального развития целесообразно поручить местным органам исполнительной власти следующие задачи:

– разработка концепции регионального, городского и районного развития, внесение предложений по разработке соответствующей инвестиционной программы;

– выявить и определить проблемные районы и города, нуждающиеся в поддержке программы;

– гармонизация программ формирования и реализации местных программ на основе приоритетов и принципов региональной политики республики;

– экспертиза проектов локальных программ и формирование на их основе единых программ и представление их в Республиканскую комиссию по региональному развитию для рассмотрения и утверждения;

– руководство и мониторинг реализации местных программ, регулярное представление текущей информации и отчетов о программе.

Разработка комплексной программы социально-экономического развития региона должна основываться на определенных принципах. Эти принципы в контексте региональной экономической науки могут включать:

– осуществимость мер государственной поддержки социально-экономического развития региона;

– сбор и направление ресурсов на приоритетные направления регионального развития;

– открытость контроля и упорядоченности установленных действий;

– индивидуальность поддержки развития региона и его составляющих;

– эффективность механизма поддержки;

– координация деятельности республиканских и местных органов власти.

Разработка и реализация региональных программ является важным направлением государственного регулирования регионального развития, которое при адекватном внедрении на практике способствует достижению территориальной пропорциальности макроэкономического развития, а также повышении уровня жизни и общего благосостояния населения отдельных регионов и страны в целом.

  1. Мирзиёев Ш. М. Торжественная речь президента республики Узбекистан на совместном заседании палат парламента Узбекистана, посвящённая вступлению Ш. М. Мирзиёева на должность президента республики Узбекистан. Газета «Тошкент окшоми» № 260 (13.323) от 15 декабря 2016 года.
  2. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экокомики / Под ред. Б. М. Штуцьберга. М., 1993 г.
  3. Содыков A. M. Основы регионального развития: теория, методология, практика T: IQTISOD-MOLIYА; 2005 г.
  4. Махмудов Э. Х. «Промышленность Узбекистана, экономика, размещение, приоритеты развития» Т.: «Иктисодиёт» 2013 г.

Основные термины (генерируются автоматически): социально-экономическое развитие региона, региональное развитие, особое внимание, программа, регион, ресурс, комплексное развитие регионов, предприятие, сельскохозяйственная продукция, внешнеэкономическая деятельность.

Похожие статьи

Условия социально-экономического развития региона

Проанализированы методики оценки уровня экономического развития региона. Представлены авторское видение проблемы и система показателей, характеризующих социально-экономическое развитие региона.

Особенности регионального развития агропромышленного.

В Центральном регионе должно получить дальнейшее развитие производство сельскохозяйственной продукции, ориентированное на обеспечение населения, в том числе мегаполисов, крупных промышленных центров молочными продуктами, картофелем, овощами.

Внешнеэкономическая деятельность российских регионов как.

Развитие внешнеторговой деятельности регионов как. Ключевые слова: внешнеторговая деятельность региона, национальная экономическая. Внешнеэкономическая деятельность российских регионов как инструмент повышения национальной экономической безопасности.

Оценка социально-экономического развития Калининградской.

Также нельзя забывать, что улучшение социально-экономического регионального развития должно было, безусловно, повлиять на модернизацию транспортной и энергетической инфраструктур региона, и как следствие — развитие межрегиональных и международных.

Социально-экономическая политика развития дотационного.

Социально-экономическая политика развития регионов прослеживается не только из федерального центра. Инициатива заметна и со стороны регионов. Таким образом, только в комплексном взаимодействии между центром и различными регионами можно прийти к.

Влияние туризма на социально-экономическое развитие.

Развитие туризма, его влияние на социально-экономическое положение в регионе может быть прямым или косвенным. Прямые последствия развития туризма проявляются в смежных отраслях достаточно быстро, тогда как время проявления косвенных последствий значительно.

Читайте также:
Программа для настройки Яндекс Станции

Государственное регулирование регионального развития.

Фонд регионального развития был создан в 2000 г. Он предназначен для аккумуляции инвестиционных

В связи с этим, особое внимание должно уделяться вопросам уровня и качества жизни населения регионов и

социально-экономических стратегий и программ.

Оценка эффективности реализации целевой программы.

В статье анализируются состояние развития сельскохозяйственного производства в районе: дана оценка эффективности реализации Муниципальной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции.

Понятие и роль регионов во внешнеэкономической.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность регионов, внешнеэкономические связи

В этой связи особое внимание должно уделяться хозяйственной деятельности

ВЭД — функция государства, направленная на заключение экономических отношений посредством.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Источник: moluch.ru

Реферат: Состав и структура комплексной программы социально-экономического развития региона

Тема данного реферата актуальна, потому что социально-экономическое развитие регионов является приоритетным направлением политики государства. Зачастую от взаимодействия элементов и механизмов программы социально-экономического развития зависят сама реализация проекта.

Для эффективного исполнения задач в жизнь необходимы четко определенные цели, шаги для претворения его в жизнь, учет индивидуальных факторов региона, ресурсов, трудового и кадрового потенциала.

В первой главе реферата рассматривается сущность и понятие комплексной программы, элементы ее системы.

Во второй главе реферата рассказывается о программе социально-экономического развития Новосибирской области, включающей в себя стратегию долгосрочного развития и программа социально-экономического развития на 2008-2010 годы.

В работе были использованы труды таких ученых, как Корчагин, Поздняков, Фетисов и другие.

1. Состав и структура комплексной программы социально-экономического развития региона

Регион — это часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий.

Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Под термином «развитие» обычно подразумевается любое прогрессивное изменение, прежде всего в экономической сфере. Если изменение количественное, говорят об экономическом росте. При качественном изменении речь может идти о структурных изменениях или об изменении содержания развития, или о приобретении экономической системой новых характеристик.

Наряду с чисто экономическими характеристиками нередко рассматривают социальные параметры развития. Более того, социальные характеристики давно уже стали полноправными показателями, оценивающими степень развития любого региона.

Развитие всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Если эта направленность положительна, то говорят о прогрессе, если отрицательна, то о регрессе, или о деградации. Иными словами, природа развития регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей.

Программа социально-экономического развития Российской Федерации — комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

Экономическое развитие обычно рассматривается совместно с развитием социальным, так как и существование, друг без друг друга невозможно.

Программу комплексного социально-экономического развития региона должна разрабатывать местный орган власти, но при поддержке Правительства РФ и органов власти субъекта Федерации.

В условиях многоукладной собственности орган власти обязан учитывать планы развития частных компаний и населения.

Программа социально-экономического развития представляет собой систему планов:

Поэтому и разрабатывается он непрерывно: в конце каждого года подводится итог выполнения текущего плана и вносятся корректировки во все остальные.

Реализация такого подхода позволяет обеспечивать преемственность исполнительной и законодательных региональных властей в региональной политике по развитию экономики региона; рационально подходить к формулированию экономических и социальных приоритетов региона, основываясь на историческом опыте развития региона и адаптируя их к конкретным этапам развития регионального социально-экономического планирования.

Инициатором разработки стратегии комплексного социально-экономического развития муниципального образования должен быть глава местного самоуправления (мэр). Его представления и приоритеты в существенной степени повлияют на успех (неуспех) реализации разработанной стратегии.

Разработку стратегию должна вести целевая группа из специалистов городской администрации (ведущая роль здесь во многом должна принадлежать экономистам и градостроителям, архитекторам) с привлечением экспертов из различных организаций. При этом разработкой подобной стратегии могут заниматься как муниципальные служащие, так и специалисты научных учреждений, привлекаемые для выполнения подобной работы.

Периодичность разработки и принятия программ развития может быть различной в зависимости от потребностей муниципального образования. Традиционно программы могут быть разделены на краткосрочные (не более одного финансового года, что связано со спецификой ежегодного утверждения бюджета) и долгосрочные (свыше одного года либо свыше срока полномочий представительного органа).

К-во Просмотров: 586

Бесплатно скачать Реферат: Состав и структура комплексной программы социально-экономического развития региона

Источник: cwetochki.ru

Разделы комплексной программы развития.

Дети, на которых направлена реализация программного материала комплексной программы, представляют собой разнороднородную группу — направление развития которых находятся на различных уровнях. Для формирования способности детей с аутизмом к адаптации в окружающем мире, предпосылок их эффективного взаимодействия с другими людьми, важнейшими являются определенные образовательные задачи, указанные в таблице для каждого ребенка,

Что касается учебных и коррекционных задач, то они, бесспорно, будут отличаться в зависимости от той или иной сферы развития, что указано в соответствующих разделах программы. Идея разграничения развития ребенка на отдельные сферы развития возможна только в плоскости теории; на практике имеем дело с целостной личностью, которая развивается во многих направлениях одновременно. Указанные в таблице уровне развития последовательно раскрываются в разделе комплексной программы – индивидуальное программное оснащение коррекционно – развивающего процесса обучения и воспитания каждого ребенка.

Содержание раздела «СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».

Значение социально-эмоционального развития для ребенка с аутизмом заключается, прежде всего, в формировании определенных личностных свойств, потребностей, способностей, элементарных представлений и практических умений, которые обеспечивают ребенку жизнедеятельность и помогают осознать, как следует себя вести, чтобы общаться с другими, чувствовать себя по возможности комфортно.
В силу того, что эмоционально-социальные умения и навыки у многих детей с аутизмом являются, как правило, чрезвычайно затрудненными, в своем большинстве они не способны нормально общаться почти со всеми категориями людей. Со значительными трудностями ребенок с аутизмом перенимает опыт социальной жизни, усваивает правила, нормы и стандарты поведения.

Читайте также:
Как установить программу налогоплательщик на компьютер

Вместе с тем отсутствие или недостаточность целенаправленного овладения приемами взаимодействия приводят к тому, что процесс адаптации (особенно у детей с тяжелыми формами аутизма) проходит спонтанно, стихийно, вызывая появление и развитие отрицательных для организма и внутреннего мира ребенка) новообразований, которые еще больше осложняют их дальнейшую социализацию.
Не менее важным является аспект социально-эмоционального развития ребенка с аутизмом, что характеризует особенности его физического и психического «Я». Поскольку ощущение размытости своего «Я», страх вмешательства другого в собственное пространство является характерным для аутичных детей, то важным этапом процесса налаживания невербального, так и вербального контакта с людьми из близкого и далекого для них окружением является определение собственных границ и преодоления страха вмешательства извне.

В свою очередь, обозначенные особенности являются следствием формирующегося у малыша осознание собственных эмоциональных состояний, трудности создания образа себя и партнера, неумение регулировать продолжительность и интенсивность контакта и выбирать посильные для нее средства общения (прикосновения, контакт глаз, соотношение поз, пользование теми или другими невербальными действиями, регуляция интонаций и других просодических элементов). Осознание ребенком своего психического «Я» будет означать то, что ребенок начал понимать, чем она отличается от других, а также разницу между «мой — чужой», «такой, как я не такой», «Я, мое» и т.д.
Отрицательный результат попыток ребенка с аутизмом налаживать контакт с окружающими, как правило, вызывается также отсутствием у них безопасного эмоционально-коммуникативного пространства, безопасного взаимодействия и очень медленным расширением пространства своего «Я». Таким образом, одной из основных особенностей ребенка с аутизмом являются трудности обретения положительного социально-эмоционального опыта, что, в общем, определяет состояние развития его личности.
Особенности социально-эмоционального развития ребенка с аутизмом позволят сделать правильный общий вывод относительно функционирования составляющих социально-эмоционального развития конкретного ребенка с аутизмом и определить пути психологической работы с ним. Кроме того, такой подход позволит четче выявить и осознать те специфические различия в социально-эмоциональном развитии детей с аутизмом, которые делают их вхождение в мир людей таким проблематичным.

Проблемы социально-эмоционального развития детей РДА 5-го до 7-го года жизни:

· Не дополняют своих впечатлений об окружающем мире, а только закрепляют их, застревая, как и раньше, на одном объекте или действии, что препятствует получению нового опыта. Видят только в том направлении, в котором смотрят и только те предметы, на которых задерживают взгляд.

· Ребенок не демонстрирует те виды поведения, которые свидетельствовали бы о возможности развития у него социальной заинтересованности в других детях, общий внимание, совместное взаимодействие.

· В результате отсутствия четких реакций ребенка на самого себя, а также представление о том, как он выглядит в глазах других людей, у него не развиваются оценочные представления о том, как себя вести.

· При некотором расширении круга общения ребенку, как правило, не хватает интуитивности, той способности «схватывать» особенности ситуации и переживания других людей, которые обеспечивают успешность взаимодействия.

· Наблюдается несформированность ощущения ребенком себя и других, что в значительной степени вызвано или отчужденностью от окружающей среды, или отторжением от окружающей реальностью.

· Не сравнивает себя со сверстниками, не стремится подражать им, не пытается объединиться с ними для совместной деятельности. Кроме этого, ребенок недостаточно осознает отношение к себе разных детей.

· Не развивается интерес к содержанию и форм человеческих взаимоотношений и правил поведения в обществе, который помогали бы положительно влиять на различные формы взаимодействия.

· Не формируется элементарная система ценностей, которая помогала бы правильно понимать и соответственно строить отношения со взрослыми и детьми.

· Не формируется регулирование ребенком своих действий согласно указаниям взрослого. Это вызывает неумение задержать или хотя бы отсрочить исполнение своего желания ради взрослого или другого ребенка или ради иной цели. Не формируется произвольное поведение, в результате чего случайные действия не уступают место целенаправленным. Однако это не влияет на положительную оценку ребенком своих действий.

· С трудом приспосабливаются к новым социальным условиям жизни. Убедить ребенка в чем-то, все убеждения лишь активизируют выстраивание системы защиты. Демонстрирует негативизм в отношении попыток включить его в совместную деятельность.

· Ребенок не проявляет интерес и желание к совместной деятельности со взрослым, не обращается за поддержкой к родителям, не старается радовать их своим поведением, не всегда понимает значение наказания.

· Не адекватно реагирует на слова, действия, поступки разных людей, не может сдержать свою эмоциональную импульсивность.

· Во время контакта с окружающими заметна повышенная уязвимость. Реакцией на неудачу, как и раньше, изолированность от других людей или негативизм, стремление остаться в тени, незамеченным.

· Отсутствует управляемость в социально-эмоциональной взаимодействия: нарушение реакции на эмоции других людей; несоответствие поведения ребенка эмоциональном и социальном контекста; слабая интеграция социальной и коммуникативной поведения, неспособность инициировать или поддержать разговор.

· При решении проблемной ситуации, руководствуется, в первую очередь, исключительно личными интересами. Не умеет координировать свою деятельность с другими, не стремится быть авторитетным в глазах сверстников.

· Способен самостоятельно занять себя на длительное время, однако, отдав при этом предпочтение стереотипным интересам, поведении и активности. Стереотипное поведение, обычно, сопровождается негативизмом в отношении предложенных новых видов деятельности, а также относительно попытки взрослого направить ребенка на смену старых привычек.

· Не обладает эмоционально-коммуникативными умениями: не инициирует контакты, не отвечает на инициативу других, избегает обмена информацией, не выслушивает, не берет других вниманию, не стремится наладить взаимодействие, не дорожит взаимоотношениями.

Источник: cyberpedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru