Содержание учебного процесса может иметь различную структуру изложения. Элементы структуры – это отдельные знания, которые могут быть связаны между собой разным образом. В настоящее время наиболее распространенными являются линейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры.
При линейной структуре отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время школьного обучения только один раз (оправдывает себя при изложении истории, языков, литературы, музыки).
Характерной особенностью спиральной структуры является то, что учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В спиральной структуре нет перерывов, характерных для концентрической, нет и одноразовости изучения знаний, присущей линейной структуре (наиболее эффективна при изложении общественных наук).
Существует и смешанная структура, являющаяся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур. Она позволяет излагать отдельные части содержания различными способами (в зависимости от конкретной темы).
Лекция 5. Учебный процесс и его структура
Содержание учебного процесса определяется учебными планами, учебными программами по предметам и фиксируется в учебных книгах.
Учебный план – это сертификат учебного заведения, определяющий:
1) продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;
2) перечень учебных предметов, изучаемых в учебном заведении;
3) порядок (последовательность) изучения предметов по годам обучения и количество часов, отводимых на изучение каждого предмета в отдельных классах и за все время обучения;
4) количество часов в неделю на изучение каждого предмета;
5) структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т.д.
Предметы, включенные в учебный план, делятся на обязательные и факультативные (по выбору). Учебные планы разрабатываются и утверждаются центральным органом просвещения. Типовые учебные планы не всегда подходят для новых учебных заведений, которые на их основе разрабатывают свои, рабочие учебные планы.
На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам. Учебная программа содержит:
1) объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения;
3) количество времени, которое должно быть затрачено на изучение отдельных тем курса;
4) перечень основных мировоззренческих вопросов;
5) указания по реализации межпредметных связей;
6) перечень учебного оборудования и наглядных пособий;
7) рекомендуемую литературу.
Выделяют 3 функции, которые должен выполнять хороший учебник:
- Мотивационная – заключается в том, что учебник должен побуждать учащихся к изучению предмета, формировать интерес.
- Информационная, позволяющая учащимся расширять объем знаний.
- Контрольно-корректирующая (тренировочная) – состоит в том, что учебник должен давать возможность проверки, самооценки и коррекции знаний, и выполнения тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.
Источник: studfile.net
День 2. Вебинар 1. Дистанционный учебный курс, состав, структура, содержание.
Структуры изложения
1. Линейная. Отдельные части учебного материала представляют собой непрерывную последовательность взаимосвязанных между собою звеньев. Предлагаемый материал, как правило, изучается только один раз и следует один за другим.
2. Концентрическая. Предполагает повторы одного и того же материала. Изучение нового осуществляется на основе пройденного. При этом каждый раз происходит расширение, углубление изучаемого, пополнение новыми сведениями.
3. Спиральная структура. В этом случае рассматриваемая проблема остается в поле зрения ученик, постепенно расширяя и углубляя знания, с ней связанные. Здесь имеет место логическая система развертывания проблемы. В отличие от линейной структуры, в спиральной структуре нет одноразовости в изучении материала; нет и разрывов, характерных для концентрической структуры.
4. Смешанная – комбинация трех предыдущих. Является наиболее используемой при написании программ.
Содержание общего среднего образования – педагогически адаптированный социальный опыт, усвоение которого ориентировано на формирование ценностей национальной и общечеловеческой культуры, обеспечение самоопределения и самореализации личности, адаптацию ее к жизни в обществе, а также на продолжение образования.
Образовательный стандарт – нормативный документ, содержащий систему требований к основным параметрам общего среднего образования, устанавливающих соответствующий уровень образования, применяемый в качестве государственного норматива образованности личности.
Функции образовательного стандарта:
1. Повышение качества образования.
2. Фиксация обязательного уровня общеобразовательной подготовки учащихся.
3. Гуманизация образования.
4. Управление образованием.
5. Социальное регулирование.
Структура стандарта общего среднего образования:
1. Общая характеристика образовательной области (предмета).
2. Уровни предъявления содержания образования.
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
3. Требования к подготовке учащихся.
4. Измерители и система контроля выполнения требований стандарта.
Базисный учебный план – основной нормативный документ, устанавливающий перечень образовательных областей и учебных курсов (предметов), количество часов, отводимых на их изучение и на школьный (вариативный) компонент, определяющий общую продолжительность обучения в школе, обязательную недельную учебную нагрузку, в том числе и максимальную на одного учащегося, итоговое количестве часов, финансируемое государством.
Рабочий учебный план – учебный план конкретной школы (или другого учреждения образования), который разрабатывается на основе базисного учебного плана и отражает специфику функционирования образовательного учреждения в части наполнения школьного компонента, определения часов для изучения учебных курсов и дисциплин (предметов) на повышенном и углубленном уровнях.
Принципы формирования содержания общего среднего образования (по Б.Т. Лихачеву):
– образовательный характер учебного материала;
– гражданская и гуманистическая направленность содержания образования;
– связь учебного материала с практикой перемен в нашем обществе;
– основообразующий и системообразующий характер учебного материала;
– интегративность изучаемых курсов;
– гуманитарно-этическая направленность содержания образования;
– развивающий характер учебного материала;
– взаимосвязанность и взаимообусловленность смежных предметов;
– эстетические аспекты содержания образования.
2. Специальные принципы:
а) принципы формирования содержания предметов науки:
– соотнесение учебного материала с уровнем развития современной науки;
– единство и противоположность логики науки и учебного предмета;
б) принципы формирования содержания общего среднего образования в области искусства:
– единство идейного содержания и художественной формы;
– гармоничное культурное развитие личности;
– идейная общность и взаимосвязь искусств;
– учет возрастных особенностей;
в) принципы в области трудового обучения:
– общественно-экономическая целесообразность и необходимость детского труда, его включенность в производственную деятельность;
– связь труда с наукой;
– соответствие детского руда требованиям современных профессий.
Критерии, необходимые для осуществления процедур отбора содержания образования (Ю.К. Бабанский):
1. Целостное отражение в содержании образования задач формирования всесторонне развитой личности.
2. Высокая научная и практическая значимость содержания, включенного в основы наук.
3. Соответствие сложности содержания реальным учебным возможностям школьников данного возраста.
4. Соответствие объема содержания времени, отводимому на изучение данного предмета.
5. Учет международного опыта построения содержания образования.
6. Соответствие содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.
Структура учебного предмета имеет много общего со структурой соответствующей науки.
Отличие учебного предмета от соответствующей науки состоит:
1) в объеме знаний;
2) в логике изложения знаний;
3) в степени представленности элементов науки в соответствующих учебных дисциплинах.
Для успешного усвоения понятий учащимися, формирования понятийного аппарата Е.А. Пономарева предлагает руководствоваться следующими принципами:
– познавательная значимость и дидактическая ценность понятия;
– принадлежность понятия к одной или нескольким теоретическим системам курса в качестве их элемента, связанного с другими системами;
– существование в науке аналога дидактического понятия;
– наличие адекватных понятиям материализованных (знаковых) форм их выражения, удобных для оперирования ими в учебной деятельности;
– разностороннее изучение и многократное применение понятия;
– учет роли понятия в воспитании и развитии учащихся.
Логическая структура учебного материала – система внутренних связей между понятиями и суждениями, входящими в данный материал. Усвоение знаний учащимися в процессе обучения означает формирование и упрочение определенной системы связей, включающей уже имевшиеся в сознании учащегося сведения.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
- Реферат Структуры изложения От 250 руб
- Контрольная работа Структуры изложения От 250 руб
- Курсовая работа Структуры изложения От 700 руб
Источник: students-library.com
Структура изложения учебного материала в учебной программе
Содержание учебного процесса как система может иметь различную структуру изложения (представления). Элементы структуры — это отдельные знания или их элементы (шаги, порции), которые могут «сцепляться» между собой различным образом. Наиболее распространенными в настоящее время являются линейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры изложения содержания.
При линейной структуре отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время школьного обучения, как правило, только один раз. При выборе такой структуры изложения особенно важно придерживаться требований последовательности, историзма, систематичности, доступности. Данная структура оправдывает себя при изложении истории, языков, литературы, музыки и т. д.
Характерной особенностью спиральной структуры изложения является то, что учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В спиральной структуре нет перерывов, характерных для концентрической структуры, нет и одноразовости в получении знаний, которая отличает линейную структуру. Спиральная структура наиболее эффективна при организации содержания общественных, педагогических, психологических наук.
Источник: pedlib.ru