Нарушение процесса чтения и письма, обусловленное СНР II степени, вызванным стойким недоразвитием познавательных процессов и выраженной дизартрией.
Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания.
1. Развитие общей и мелкой моторики.
2. Развитие артикуляционной моторики.
3. Развитие силы и продолжительности речевого выдоха.
4. Развитие силы голоса.
5. Развитие фонематического слухового восприятия
6. Формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
7. Коррекция звукопроизношения.
8. Коррекция лексико-грамматического строя и связной речи.
9. Коррекция психических процессов.
10. Формирование навыков чтения и письма.
_ месяцев, _ занятия в неделю.
1. Развитие общей моторики
Упражнения на расслабление: «Деревья», «Снеговик», «Тряпичная кукла».
Учить ловить и бросать мяч.
2. Развитие мелкой моторики
Развитие изолированных движений пальцев рук в работе с мелкими предметами.
Структура одного логопедического занятия.
Обучение навыкам самообслуживания (шнуровки, застегивание пуговиц, завязывание узлов). Мозаика. Лепка, штриховка, рисование по пунктиру.
Игры с сосновой шишкой
3. Развитие артикуляционной моторики и мимики
Чередование упражнений с закрытыми и открытыми глазами перед зеркалом.
Самомассаж языка для его расслабления.
Расслабляющий массаж губ, воротниковой зоны, лица, языка.
Закрывание и открывание глаз, нахмуривание и поднятие бровей, надувание и втягивание щёк, проглатывание слюны, покашлвание, раздражение корня языка шпателем, зевота, имитация жевания, лёгкие постукивающие ритмичные движения по подбородку.
Укрепляющий массаж для губ. Захват и удержание губами палочки.
Активное прикосновение кончиком языка к краю нижних зубов.
Стимуляция движений кончика языка при открытом рте и неподвижной челюсти.
Упражнения: «Бегемотик», «Заборчик», «Хоботок», «Бублик», «Лопатка», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Киска лакает молоко», «Вкусное варенье», «Парус», «Язычок спрятался», «Парус», «Язычок спит», «Часики», «Качели», «Маляр», «Кучер».
4. Развитие силы и продолжительности речевого выдоха
Упражнения с предварительным расслаблением.
Дышать при закрытом рте, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю, создавая «веер воздуха».
Закрыть ноздри, вдох ртом и произнесение гласного звука или слога.
Вдох через рот с одновременным нажимом на грудную клетку.
«Гарью пахнет!», «Ушки», «Маятник», «Насос» (Стрельниковой А.Н.)
Поддувание снежинок, сдувание бабочки с цветка и др.
Надувание воздушного шарика.
Игра на губной гармошке, дудочке, свистульках.
5. Развитие силы голоса
Проговаривание нескольких гласных звуков подряд: а-у-и с одновременным поворотом головы.
Произнесение гласного [а] на твёрдой атаке.
Пропевание гласных с различной высотой голоса.
6. Развитие фонематического слухового восприятия
Упражнение «Поймай звук», «Покажи символ звука», «Разложи картинки».
Структура логопедического занятия. Идеи для логопеда.
7. Формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза
«Найди слово, названное по звукам на картинке»,
«Определи первый, последний звук в слове»,
«Определи место звука в слове»,
«Определи количество звуков в трёхсложном слове»,
«Произнеси слово по звукам».
Работа со словами-паронимами.
Составление схем слов.
Работа со звуковой линейкой.
8. Коррекция звукопроизношения
Уточнение гласных и звуков [м], [п], [б], [в], [ф], [н], [т], [д], [к], [г], [х]. Постановка звуков
9. Развитие понимания обращённой речи
Учить понимать сравнительные конструкции, находить ошибку в предложении, упражнения: «Закончи предложение», «Подбери слово по смыслу», «Составь предложение из слов», «Узнай предмет по описанию».
10. Коррекция лексико-грамматического строя и связной речи
Лексические темы: «Части тела», «Цвет и форма», «Овощи», «Фрукты», «Времена года», «Время суток», «Дни недели», «Ориентация в пространстве». Составление предложений по картинкам и вопросам. Отработка употребления предлогов в речи.
11. Коррекция психических процессов
Упражнения: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Что лишнее?», «Продолжи ряд», «Найди отличия на картинках», «Подчеркнуть в ряду букв заданную букву».
12. Формирование навыков чтения и письма
Формирование зрительного образа отдельных букв и их связь со звуками, которые они обозначают. Называние (показ) букв по алфавиту вразброс. Составление слогов и одно- и двусложных слов из букв и слогов. Чтение слоговой таблицы. Чтение слогов с последующей их записью по памяти.
Сроки динамического контроля
Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная
Причины отрицательной или нулевой динамики__________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Корректировка программы ____________________________________________
Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная
Причины отрицательной или нулевой динамики__________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Корректировка программы ____________________________________________
Сентябрь 2013 г.
Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная
Причины отрицательной или нулевой динамики__________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Корректировка программы ____________________________________________
Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная
Причины отрицательной или нулевой динамики__________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Корректировка программы ____________________________________________
Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная
Причины отрицательной или нулевой динамики__________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Корректировка программы ____________________________________________
Сентябрь 2014 г.
Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная
Причины отрицательной или нулевой динамики__________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Корректировка программы ____________________________________________
План индивидуальной логопедической работы на 2015-2016 уч. год
1.формирование правильного звукопроизношения.
— развивать подвижность артикуляционного аппарата
— постановка и коррекция звуков:
Группа свистящих — С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
Группа шипящих – Ш,Ж,Ч,Щ
Группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ
Группа губно-губные – П,Б,М + мягкие
Группа губно-зубные – Т,Д,Н + мягкие
Другие Ф,В ______________________
— автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях,
2. формирование фонематического восприятия:
— определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие,
— определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове.
3. формирование фонематического слуха
4. работа над слоговой структурой слова
5. развитие грамматического строя речи
6. развивать лексический строй речи
— расширять предметный словарь
— расширять словарь признаков
— расширять глагольный словарь
7. формирование связной речи
— формировать умение составлять рассказ по картинке
— формировать умение составлять рассказ по серии картинок
— формировать умение составлять рассказ
— формировать умение составлять рассказ- описание
8. развитие психических процессов, моторики, интеллектуальной деятельности:
Источник: nsportal.ru
Топ-6 документов по структуре индивидуальных логопедических занятий по Е. Ф. Архиповой
![]()
Структура индивидуального занятия по автоматизации
![]()
Структура индивидуального занятия по Архиповой
![]()
Структура индивидуального занятия по дифференциации
![]()
Структура индивидуального занятия по постановке звука
![]()
Структура индивидуального занятия
Источник: logopedprofiportal.ru
Структура логопедического занятия при различных речевых патологиях
1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения:
- упражнения по тренировке губ;
- упражнение по тренировке нижней челюсти;
- упражнения для тренировки языка.
2. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.
3. Упражнения по развитию речевого дыхания.
4. Упражнения по развитию мимической выразительности.
5. Упражнения по формированию речевого голоса.
6. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.
7. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.
8. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка.
9. Коррекция нарушения слоговой структуры слова.
10. Формирование лексико-грамматических представлений.
11. Обучение элементам грамоты.
12. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.
13. Коррекция нарушений чтения и письма (дисграфия, дислексия, дизорфография) у школьников.
Структура логопедического занятия по постановке звука
1. Оргмомент с элементами психотерапии.
2. Артикуляционная гимнастика:
- общие артикуляционные упражнения;
- специальные артикуляционные движения;
- упражнения на развитие силы голоса и воздушной струи.
3. Объявление темы урока.
4. Постановка звука.
5. Анализ артикуляции по плану.
6. Закрепление изолированного звука (индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание).
7. Развитие фонематического слуха:
- опознание звука из ряда изолированных, отличных по артикуляционным и акустическим признакам;
- опознание из слогов;
- опознание из слов.
8. Закрепление звука в слогах.
9. Закрепление в словах.
10. Закрепление в предложениях.
11. Домашнее задание.
12. Итог занятия.
Структура логопедического занятия по автоматизации звуков
1. Оргмомент с элементами психотерапии.
2. Артикуляционная гимнастика для автоматизируемого звука.
3. Объявление темы занятия.
4. Произношение изолированного звука (хором, группой, индивидуально, цепочкой).
5. Анализ артикуляции по плану. Алгоритм:
- губы,
- зубы,
- язык,
- воздушная струя.
6. Характеристика звука (о твёрдости – мягкости говорим только на фоне слова).
7. Связь звука с буквой.
8. Развитие фонематического слуха.
9. Закрепление звука в слогах, звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.
10. Закрепление звука в словах, звуко-слоговой анализ слов с графической записью.
11. Закрепление звука в предложении, графическая запись и анализ предложения.
12. Закрепление в тексте.
13. Домашнее задание.
14. Итог логопедического занятия.
Структура логопедического занятия по дифференциации звуков
1. Оргмомент с элементами психотерапии.
2. Артикуляционная гимнастика – планируются только самые основные упражнения – моделирующие главные артикуляционные движения того и другого звука.
3. Объявления темы занятия.
4. Проговаривание изолированно звуков, которые отличаются (хоровое, индивидуальное и др.).
5. Анализ артикуляции звуков по алгоритму с выделением общих и различных моментов артикуляции.
6. Характеристика звуков.
7. Связь звуков с буквами.
8. Развитие фонематического слуха.
9. Дифференциация звуков в слогах.
10. Чтение слогов по таблице или повторение за логопедом, графический анализ слогов.
11. Дифференциация звука в предложении, анализ предложения с графической записью и выделение слов, содержащих изучаемые звуки, выделение самих звуков.
12. Дифференциация звука в тексте.
13. Домашнее задание.
14. Итог занятия.
Структура логопедического занятия при заикании
1. Оргмомент с элементами психотерапии.
2. Общая моторная зарядка.
- Для снятия мышечного напряжения;
- Для привития умения регулировать напряжение и расслабление своего тела;
- Преодоление двигательных уловок.
3. Речевая зарядка:
4. Воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительный и плавный);
5. Воспитание лёгкой и своевременной подачи голоса;
6. Воспитание лёгкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.
7. Координация речи с движением (воспитание соответствующего темпа, плавности и ритмичности речи).
8. Работа по закреплению навыков правильной речи:
- Сопряжённая фонема;
- Отражённая фонема;
- Вопросно-ответно форма.
9. Домашнее задание.
10. Подведение итогов.
Структура логопедического занятия при дизартриии
1. Оргмомент с элементами психотерапии.
2. Общее расслабление (по мере необходимости).
3. Развитие общей моторики.
4. Развитие мелкой моторики.
6. Развитие мимических мышц.
7. Развитие артикуляционной моторики (для выработки условно-рефлекторных движений).
8. Работа над развитием дыхания и голоса (методика Стрельниковой).
9. Коррекция звукопроизношения.
10. Формирование лексико-грамматической стороны речи.
11. Домашнее задание.
12. Итог занятия.
Структура логопедического занятия при ринолалии
2. Нормализация моторики нижней челюсти.
3. Массаж твёрдого и мягкого нёба.
4. Гимнастика для мышц мягкого нёба и мышц задней стенки глотки.
6. Массаж губы (после хейлопластики).
7. Мимическая гимнастика.
8. Артикуляционная гимнастика: для губ, для языка с целью распластать язык, продвинуть вперёд, чтобы он был широким.
9. Дыхательная гимнастика.
10. Работа над голосом.
11. Объявление темы.
12. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).
13. Развитие лексико-грамматической стороны речи.
14. Домашнее задание.
15. Итог логопедического занятия.
Структура логопедического занятия при дисграфии
1. Оргмомент с элементами психотерапии.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Развитие зрительно-пространственной координации.
4. Развитие артикуляционной моторики.
5. Развитие фонематического слуха.
6. Коррекция нарушения письма (на материале программного раздела по русскому языку).
7. Домашнее задание.
Зотова Алевтина Геннадьевна,
учитель-логопед,
г. Москва
- Структура повседневного логопедического занятия
- Структура открытого логопедического занятия
- Конспект фронтального логопедического занятия [Звук и буква Б]
- Конспект индивидуального логопедического занятия [Автоматизация свистящих звуков]
- Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [Ш] в словах»
Источник: logoportal.ru