Введение . Отечественная педагогическая наука, роль которой всегда возрастала на переломных этапах развития общества, предложила целый ряд методологически обоснованных положений и концептуальных решений по реформированию школьного образования. В своей основе все они отражают единую потребность общества в формировании разносторонней личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.
Проблема. Ни для кого не секрет, что на предшествующем историческом этапе физическая культура как явление культуры рассматривалась в обществе преимущественно с позиций прагматических установок созданной государством системы физического воспитания и подчинялась в своем развитии решению ее сугубо утилитарных задач по совершенствованию «биологической природы» человека. Развиваясь в рамках заданности этой системы, физическая культура, по сути, «теряла» свои собственные социокультурные формы и функции и представала в сознании человека как тождественность процессу физической подготовки, соотносящемуся «напрямую» лишь с практикой «подготовки к труду и обороне Родины». Подобная трансформация физической культуры из феномена культуры, ориентированного на целостное развитие личности, в одно из средств физической подготовки обозначила сегодня проблему содержательного наполнения государственного стандарта образования по физической культуре, возможности полноценной реализации его целевой установки в условиях модернизации отечественной школы.
Обязательный учебный предмет «Физическая культура»: 2 или 3 часа? Школьные спортивные клубы.
Проведенный анализ ключевых понятий цели образования (образование, личность, физическая культура) позволил прийти к заключению, что проблема структурного и содержательного наполнения предмета физической культуры в школе соотносится в том числе и с сегодняшним развитием категориального аппарата педагогической науки, и в первую очередь ее составной частью — теорией и методикой физической культуры:
1. В общей педагогике категория «образование» раскрывается через процессы обучения, воспитания и развития, т.е. в той же конструкции и с тем же наполнением, что и понятие «целостного педагогического процесса», который по определению включает в себя обучение, воспитание и развитие (Ю.К. Бабанский, 1989). Отсюда образование и целостный педагогический процесс идентифицируются, т.е. представляют собой как бы суть одного и того же, и, следовательно, адресность целевой установки образования в равной степени относится и к самому процессу образования и к целостному педагогическому процессу.
Таким образом, в современной педагогике образование либо отождествляется с целостным педагогическим процессом и наделяется обучающей, воспитывающей и развивающей функциями, либо соотносится с социальной системой, ориентированной на подготовку человека (выпускника школы) к самостоятельной жизнедеятельности. Собственная же родовая функция процесса образования, его место, роль и влияние на результативность целостного педагогического процесса в педагогике практически не раскрываются.
Разработка программ развития в области физической культуры и спорта и программ спортподготовки
3. В общей педагогике понятие «образование в области физической культуры» не рассматривается. Вместо него используется понятие «физическое воспитание», которое раскрывается не в парадигме собственно воспитания, а через процессы укрепления здоровья и физического развития. В итоге физическое воспитание вне конструкции образования и вне ориентации его целевых задач начинает восприниматься как некое самостоятельное явление, развивающееся по своим правилам, законам и целевым установкам.
4. В современной теории и методике физической культуры понятие «образование школьников в области физической культуры», его цели и формы организации вообще не рассматриваются. Как следствие этого проблема ориентации образования на формирование личности школьников и проблема содержательного наполнения этого процесса в данной теории не представлены.
5. В качестве основной категории теории и методики физической культуры выступает «физическое воспитание», которое определяется как синоним физической подготовки и характеризуется через процессы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств. При этом последние представляются как «… совокупности анатомо-морфологических свойств человека…» (т.е. костей, мышц и т.п.) и выступают факторами, содействующими «… развитию личности школьников…». Отсюда вытекает, что
целенаправленное развитие «биологической природы» учащихся отождествляется в теории и методике физической культуры с процессом формирования их личности.
Таким образом, модернизация отечественной школы в парадигме образования и относительная неготовность существующей теории и методики физической культуры активно «включиться» в этот процесс модернизации обусловили объективную необходимость в разработке концепции оснований структуры и содержания образования школьников в области физической культуры.
Целью настоящего исследова ния является вынесение на широкое обсуждение концептуальных положений и подходов к определению основ содержания образования школьников в области физической культуры, обоснованность их использования при разработке государственного стандарта содержания среднего общего образования по физической культуре.
Определение оснований структуры и содержания образования школьников в области физической культуры осуществлялось путем анализа базовых категорий и концептуальных положений теории педагогики и соотносилось с имеющимися представлениями педагогики физической культуры. В качестве исходных оснований при разработке структуры и содержания образования по физической культуре выступали:
— педагогический процесс как условие развития личности;
— школьник как активный субъект педагогического процесса;
— учебный предмет как средство педагогического процесса, ориентированного на формирование личности.
— обучение — основная (родовая) функция раскрывается через формирование общественно значимого исторического опыта и проявляется в присвоении соответствующих знаний, умений и навыков;
— воспитание — основная (родовая) функция раскрывается через формирование общественно значимых установок, понятий, принципов и ценностных ориентаций, проявляется в приобретении индивидуального мировоззрения и миропонимания, устойчивых черт характера и способов межличностного общения;
— образование — основная (родовая) функция раскрывается через развитие творчества и мышления, проявляется в овладении познавательной и предметной деятельностью, развитии способностей к активной самореализации в индивидуальных и общественных интересах.
Таблица 1. Доминирующие основания педагогического процесса по ступеням образования
Показатели Начальная школа Основная школа
Источник: sportfiction.ru
2. Структура и особенности содержания действующих программ физической культуры в вузах
В Основах законодательства Российской Федерации физическая культура студентов определяется в качестве одного из основополагающих направлений высшего гуманитарного образования. Содержание общероссийской программы для вузов, её структура, выделение приоритетных направлений отражают принципы государственной политики в области профессионального образования.
Активно меняющиеся в обществе требования к профессиональной подготовке специалистов определяют специфику и технологию высшего образования: рыночная конъюнктура современного общества предъявляет более высокие требования к выпускнику вуза. Использование новых концептуальных подходов, апробированных европейским опытом высшего образования, предполагает поэтапное обучение специалистов по избранной специализации.
Многоуровневая структура подготовки специалистов нацелена на оптимальную интеграцию общекультурной и общественно-научной подготовки выпускников при формировании у них высокопрофессиональных умений и навыков. Реализуемая в Российской Федерации система высшего образования по своей структуре наиболее близка к англо-американской высшей школе.
Её отличительной особенностью является наличие трех уровней. Уровень бакалавра и магистра предполагает обучение на массовых ступенях высшего образования, а более высокий уровень соответствует обучению в аспирантуре. Квалификация «бакалавр» (от латинского корня — первая ученая степень) предполагает владение профессиональными навыками самостоятельной деятельности на базе широкой и систематизированной фундаментальной подготовки. В обязательный минимум содержания курса «Общие гуманитарные и социально-значимые дисциплины» на уровне подготовки бакалавра определен ряд положений. Бакалавр обязан понимать роль физической культуры в развитии человека, хорошо ориентироваться в вопросах физической культуры и здорового образа жизни, а также владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих укрепление здоровья, развитие психофизических способностей и качеств.
Вторая, более высокая ступень профессионального обучения на степень «магистра» (от латинского корня — мастер, учитель) предполагает углубленное профессионально-теоретическое обучение, в значительной степени ориентированное на способных студентов. В области знаний по физической культуре магистр должен иметь глубокие профессиональные знания по теории, методике и практике оздоровительных систем, профессионально-прикладной физической подготовке.
Дальнейшее повышение квалификации в области научной деятельности в аспирантуре осуществляется на основе магистерской степени и предполагает высший духовно-творческий уровень осмысления знаний, накопленных человечеством в сфере физической культуры.
Первая форма, реализуемая на академических занятиях в учебное время, предполагает комплексное решение трех групп педагогических задач: образовательных, воспитательных и оздоровительных с преимущественной образовательной направленностью.
Вторая форма предполагает активные занятия спортом во внеучебное время. Максимальное развитие двигательных способностей, обеспечивающих достижение высоких уровней спортивно-технического мастерства студентов, является приоритетным направлением при сопряженной реализации воспитательных и образовательных задач.
Третья форма активного досуга студентов предполагает организацию самостоятельных занятий во внеучебное время (в том числе и в коммерческих оздоровительных группах с приоритетной оздоровительной направленностью), использование различных форм и средств физической культуры.
Формируемый потенциал физической культуры каждого студента определяется не только степенью развития физических способностей, но, главным образом, мерой их комплексной реализации в совокупности с интеллектуальными, нравственными, психологическими качествами в учебной деятельности.
Достижение генеральной цели детерминировано, главным образом, технологией физического образования студентов. Приоритет образовательного аспекта обусловлен жестким лимитом времени, отводимым в учебном плане вуза на предмет «Физическая культура», а также выраженной дискретностью педагогического процесса.
Структура КЦП предполагает поэтапное (в течение трех лет обучения на уровне подготовки бакалавра) достижение генеральной цели путем реализации:
- комплекса главных целей (целей первого уровня);
- педагогических программ и программ обеспечения (подцелей второго уровня);
- ряда конкретных педагогических заданий и заданий обеспечения (подцелей третьего уровня).
- Воспитание у студентов устойчивого интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями.
- Развитие резервных возможностей организма студентов.
- Формирование и совершенствование знаний по организации самостоятельных занятий в форме активного досуга.
- Воспитание у студентов социально значимых качеств.
- Освоение оздоровительных программ с использованием различных форм физической культуры.
- Формирование углубленных знаний в области технологии физической культуры.
- Гармоничное развитие организма студентов и существенное повышение их физической работоспособности.
- Воспитание устойчивой потребности студентов в физическом самосовершенствовании, самопознании и самооценке.
- Воспитание дисциплинированности и трудолюбия в достижении физического совершенства.
- комплекса главных целей (целей первого уровня);
- педагогических программ и программ обеспечения (подцелей второго уровня);
- ряда конкретных педагогических заданий и заданий обеспечения (подцелей третьего уровня).
- Воспитание у студентов устойчивого интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями.
- Развитие резервных возможностей организма студентов.
- Формирование и совершенствование знаний по организации самостоятельных занятий в форме активного досуга.
- Воспитание у студентов социально значимых качеств.
- Освоение оздоровительных программ с использованием различных форм физической культуры.
- Формирование углубленных знаний в области технологии физической культуры.
- Гармоничное развитие организма студентов и существенное повышение их физической работоспособности.
- Воспитание устойчивой потребности студентов в физическом самосовершенствовании, самопознании и самооценке.
- Воспитание дисциплинированности и трудолюбия в достижении физического совершенства.
Источник: studfile.net
1. Анатомо-физиологические особенности развития учащихся средних специальных учебных заведений (лицеев, колледжей).
4. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) в структуре профессионального образования.
5. Специфика деятельности преподавателя физического воспитания в ССУЗ.
К средним специальным учебным заведениям (ССУЗ) относятся колледжи, лицеи, техникумы, профессионально – технические училища и другие учебные заведения, главное предназначение которых подготовка специалистов различных профессий в соответствии с потребностями общества. Основным контингентом средних специальных учебных заведений являются юноши и девушки, которые по особенностям своего развития соответствуют старшему школьному возрасту (16 – 18 лет).
1. Анатомо–физиологические особенности развития учащихся средних специальных учебных заведений (лицеев, колледжей)