Структура и содержание программы

Стандартная модель учебного плана устанавливает:

1. общую структуру содержания профессионального образования;

2. соотношение различных форм обучения (теоретического и практического);

3. ограничения на учебную нагрузку.

Составной частью образовательного стандарта по профессиям и специальностям, включённым в федеральный Перечень профессий, являются обязательные компоненты содержания профессионального образования.

Обязательные компоненты содержания профессионального образования раскрываются через укрупнённые учебные элементы и параметры качества усвоения учебного материала.

На основе модели учебного плана и обязательных компонентов содержания НПО федеральные научно-методические органы разрабатывают примерную учебно-программную документацию.

Рабочие учебные планы и программы разрабатываются образовательными учреждениями. Порядок разработки и утверждения рабочей учебно-программной документации устанавливается территориальными органами управления образованием. Они несут ответственность за реализацию федерального компонента стандарта.

Примерная рабочая программа структура и содержание

Содержание профессионального образования может быть представлено следующими блоками:

– Общетехнический блок – содержит учебный материал, отражающий научные основы техники и технологии межотраслевого назначения.

– Отраслевой блок – содержит учебный материал, раскрывающий общетехнические, общетехнологические и экономические основы производства и отрасли, место профессии в системе разделения труда и т.д.;

– Профессиональный блок – включает теоретический и практический учебный материал, являющийся основой для группы родственных профессий в рамках отрасли или на межотраслевом уровне.

– Специальный блок – содержит теоретический и практический учебный материал, необходимый для освоения специальности с выходом на требуемый уровень квалификации.

– Общеспециальный блок – выделяется в том случае, если профессия включает разветвлённую сеть специальностей.

– Блоки перепрофилирования – позволяют на основе имеющейся получить новую профессию.

– Блоки повышенного ПО – среднего или высшего.

– Бизнес-блоки – нужны для благоприятного вхождения людей в рынок.

– Модель учебного плана – это форма представления учебного плана, отражающая основные структурные компоненты содержания профессионального образования.

– Примерный учебный план – это документ, устанавливающий на федеральном уровне перечень и объём учебных циклов и предметов применительно к профессии и специальности с учётом ступени квалификации, минимального (базового) срока обучения. Он определяет степень самостоятельности территориальных органов управления образованием, образовательных учреждений в разработке рабочей учебой документации.

– Рабочий учебный план – это учебный план, разработанный для конкретного образовательного учреждения на основе примерного, с учётом выбранной специализации и требований национально-регионального компонента образовательного стандарта.

Структура и содержание программы воспитания ПОО

Принципы профессионального образования

К ним относятся традиционные принципы:

· преемственность всех ступеней и видов образования в стране;

· единство и взаимосвязь общего и профессионального образования.

В последние годы к ним добавились новые принципы:

Читайте также:
Программа где поют в живую артисты

o профессиональная мобильность;

o унификация образования;

o дифференциация образования;

o интенсификация образования;

o вариативность образования;

o индивидуализация подготовки;

o интеграция образования;

o гуманизация образования;

o демократизация образования;

o гуманитаризация образования;

o повышение информационной насыщенности;

o информатизация и компьютеризация.

Общая структура содержания профессионального образования, соотношение различных форм теоретического и практического обучения, объём учебной нагрузки устанавливается примерным учебным планом.

Учебный план – основной документ, предназначенный для организации всего учебного процесса в учебном заведении.

Различают: 1) примерный учебный план и 2) рабочий учебный план.

В примерном – приводится перечень предметов, периоды их изучения, объёмы циклов дисциплин.

В рабочем –

o даётся перечень учебных предметов;

o определяется порядок и последовательность их изучения;

o указывается количество часов на каждый предмет в неделю, в учебный год, за весь курс обучения;

o перечисляются экзамены;

o устанавливается режим учебных занятий, структура учебного года, т.е. график учебного процесса.

Структура учебного плана, перечень учебных предметов, их объём, последовательность изучения и другие характеристики учебных планов устанавливаются на основе дидактических принципов.

Проектирование учебного плана включает 3 этапа:

1) создание модели учебного плана;

2) создание примерного учебного плана;

3) создание модели рабочего учебного плана.

Примерная учебная программа – документ, детально раскрывающий обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету примерного (типового) учебного плана.

Рабочая учебная программа – это программа, разработанная на основе примерной (типовой) применительно к конкретному учебному заведению с учётом национально-регионального компонента стандарта.

Рабочая учебная программа является основным документом, которым руководствуется преподаватель, определяя объем знаний и умений, подлежащих усвоению, подбирая учебно-производственные работы и т.д.

Авторские учебные программы, учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Авторские учебные программы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору и факультативных.

Принципы разработки учебно-программных документов.

Основными – являются известные дидактические принципы:

o связь теории с практикой;

Принцип научности требует соблюдения следующих условий:

· в программе должны быть отражены основы соответствующей фундаментальной науке (основы теории, факты, методы, закономерности, следствия);

· структура материала в педагогически правильной форме должна отражать логическую схему научного материала.

Принцип систематичности и последовательности определяет необходимость:

o разработки такой системы построения материала, которая предусматривала бы логическую последовательность формирования знаний, умений и навыков, логику развития понятий в сознании учащихся и отражала бы важнейшие закономерности процесса познания;

o реализации в содержании тем программы межпредметных и межтемных связей.

Принцип доступности или посильности обучения основывается на следующих положениях:

Читайте также:
Критерии оценки результативности программы

· объём текста должен быть согласован с числом часов, выделенных тематическим планом на её изучение;

· в разработке последовательности материала должны быть применена доступная учащимся логика и метод построения.

Принципы унификации и дифференциации основаны на 2-х положениях:

o учебно-программная документация должна быть унифицирована как по форме, так и по содержанию там, где это возможно;

Знания этих принципов недостаточно для отбора и систематизации материала учебной программы.

Необходимо ещё и знание направлений, по которым эти принципы реализуются в программах, умение использовать эти знания при изучении и анализе конкретных программ.

Источник: studopedia.su

Система образовательных программ

Единство образовательного пространства Российской Федерации обеспечивается благодаря государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям. Данные документы обеспечивают преемственность образовательных программ, возможность создания образовательных программ разного уровня направленности и сложности с учетом способностей обучающихся и образовательных потребностей, вариативность их содержания определенному уровню образования.

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!

В России реализуются следующие общеобразовательные и профессиональные (в обоих случаях — основные и дополнительные) образовательные программы.

Общеобразовательные программы представлены следующими видами программам:

  • дошкольного,
  • начального общего,
  • основного общего,
  • среднего (полного) общего образования.

Структура образовательной программы

Государственные стандарты общего образования определяют структуру ООП, в которую обязательно должны входить: пояснительная записка; учебный план; планируемые результаты; программы учебных дисциплин; специальные программы; система оценивания достижения результатов освоения программы (предметных, межпредметных, личностных); условия реализации образовательной программы; план внеурочной деятельности; методы, методики и технологии воспитания и обучения; набор диагностик (социально-педагогических, дидактических, психологических); требования к реализации программы.

«Система образовательных программ»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

В образовательную программу входят специальные программы:

  • формирования у обучающихся универсальных учебных действий;
  • отдельных курсов и учебных предметов, которые входят в учебный план;
  • воспитания и духовно-нравственного развития;
  • формирования навыков безопасного и здорового образа жизни, экологической культуры;
  • коррекционной работы.

Образовательная программа подготовки специалистов высшего профессионального образования должна разрабатываться по каждому отдельному направлению подготовки, уровню профессионального образования, магистерской программы. Такая программа включает: учебный план дисциплины; календарный учебный план; рабочие программы предметов, модулей (дисциплин), учебных курсов; программы учебной практики и производственной практики; материалы, направленные на качество подготовки и воспитание обучающихся; методические материалы, способные обеспечить реализацию образовательных технологий.

Классификатор образовательных программ

Классификатор образовательных программ является одним из основных элементов образовательной системы. На базе классификатора выстраивается стратегия управления, финансирования и стандартизации образования, анализируются потребности и ведется соответствующий учет на рынке труда.

Читайте также:
Mass effect legendary edition прекращена работа программы

В высших учебных заведениях классификатор позволяет регламентировать лицензионную деятельность образовательного учреждения, планировать численность профессорско-преподавательского состава, прием студентов и т.д.

Основная цель создания классификатора – разработать такую систему кодирования, которая способствовала бы точному мониторингу, анализу и сравнительной оценке в разных областях образования и результатам освоения образовательных программ от начальной школы и далее.

Классификатор является государственным статистическим стандартом. Он используется во всех базах данных, обзорах образовательных программ. Классификатор служит стандартом образовательных программ для федеральных органов, он используется образовательными учреждениями, национальными ассоциациями, службами по занятости и трудоустройству, профессиональным квалификациям для сбора и оценки данных, составления отчетности.

Замечание 2

Классификатор выступает таксономической системой кодирования образовательных программ и не носит регулятивного характера. Кодовые номера являются списком признанных и разрешенных программ, он содержит перечни направлений и специальностей профессионального образования.

Распределение специальностей и профессий на более-менее крупные группы проводится в классификаторах профессионального образования по отраслевому признаку. К примеру, образование, здравоохранение, наземный транспорт, строительство и др. Более подробная информация подается по профессиональным группам.

Современная система кодирования образовательных программ включает две параллельные подсистемы. Одна подсистема делит образовательные программы, исходя из направленности на сферу профессиональной деятельности. Вторая подсистема – по типам и уровням образования. Образовательная статистика ведется по уровням горизонтальной классификации.

Основываясь на опыте ряда развитых стран (США, Канада, Голландия и др.), имеющих современные системы классификации и статистические справочники о системе образования, можно утверждать, что разработка национальных классификаторов является совместным трудом различных научных подразделений, которые подведомственны органам, регулирующих систему образования и сферы труда в стране, отвечающих за создание и предоставление статистической информации.

Источник: spravochnick.ru

2 Учебная программа, ее виды Примерная программа – документ, который детально раскрывает федеральные составляющие содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету БУП. Авторская программа – документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы, имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса и т.д. Рабочая программа – нормативно – управленческий документ (п.2,ст. 32 Закона РФ «Об образовании»)ОУ, содержащий характеристику системы организации образовательной деятельности, обеспечивающий гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования в соответствии с ФГОС, особенностями условий ОУ

3 Учебная программа, ее виды Рабочая программа — учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной программы для конкретного ОУ и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучении тем, количестве часов, использовании форм обучения и т.д.

Источник: www.myshared.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru