Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минин Михаил Григорьевич, Сафьянников Игорь Александрович, Беломестнова Э. Н.
Представлен опыт проектирования и реализации основных образовательных программ нового поколения. Принципиальная особенность изложенного опыта состоит в том, что образовательная программа трактуется как проект, концентрирующий в себе все «входные» и «выходные» параметры образовательного процесса
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минин Михаил Григорьевич, Сафьянников Игорь Александрович, Беломестнова Э. Н.
Основные направления модернизации образовательной программы «Химическая технология» в соответствии со стандартами CDIO
Многоуровневая система повышения квалификации преподавателей технического вуза
Обучение инженеров как предпосылка обеспечения устойчивого развития
Подготовка преподавателей университета к проектированию и реализации образовательных программ нового поколения
ФГОС нового (третьего) поколения — 2021-2022. Институт «РОПКиП»
Результаты обучения и принципы формирования образовательных программ в сфере информационных технологий
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Educational Programs of New Generation: Development Experience
Presents the experience of development and implementation of basic educational programs of new generation. The principal feature of the described experience is that the educational program is treated as a project that concentrates in itself «input» and «output» parameters of educational process
Текст научной работы на тему «Образовательные программы нового поколения: опыт проектирования»
просов, связанных, в частности, с ассоциацией двухмерных расчетных схем с реальными трехмерными конструкциями, наглядной демонстрацией последствий неправильного расчета на прочность, жесткость и устойчивость и т. д. Для успешной реализации данного пункта необходимо проведение анализа по выявлению проблемных для студентов мест, являющихся следствием ограничений традиционного способа подачи материала и предложение методически обоснованных способов устранения найденных когнитивных затруднений путем иллюстрации материала средствами компьютерной графики.
2. Использование студентами средств автоматизации инженерных расчетов (Mathcad, Mathlab, Maxima) позволит нивелировать трудности при решении задач, обусловленные недостаточным владением аппаратом математических вычислений. Поощрение студентов к использованию вышеуказанных программных средств активизирует познавательную активность и будет способствовать
овладению соответствующими профессиональными компетенциями.
Таким образом модульно-компетентностный подход к преподаванию дисциплины СМ позволит повысить эффективность усвоения курса студентами, сделать программу курса в методическом плане более совершенной, отвечающей новым требованиям ФГОС и многоуровневой системы образования.
Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ нового поколения
1. Кива, А.А. Дидактическое проектирование на основе компетентностного подхода: монография / А.А. Кива, В.П. Косырев, А.Н. Кузнецов. — М.: Издат. отдел НОУ «ИСОМ», 2005. — 144 с.
2. Косоурихина, А.В. Общепедагогические технологии в профессиональном образовании / А.В. Косоурихина, В.В. Юдин // Среднее профессиональное образование. — 2008. — № 5. — С. 73-75.
3. Косырев, В.П. Компетентностный подход к отбору содержания ГОС ВПО: новый взгляд / В.П. Косырев, А.Н. Кузнецов // Образование и наука: Известия УРО РАО. — 2005. — № 6 (36). — С. 47-54.
М.Г. Минин, доктор пед. наук, профессор И.А. Сафьянников, канд. техн. наук, доцент Э.Н. Беломестнова, канд. техн. наук, доцент
ГОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ: ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
В 2011 году все вузы России должны перейти на двухуровневую систему подготовки по схеме бакалавр (4 года) — магистр (2 года). Эта ситуация кардинально меняет подходы к содержанию обучения. Требуется разработка новых образовательных программ, введение в процесс обучения активных методик и технологий, переподготовку вузовских преподавателей.
В этих непростых условиях особенно важно правильно выстроить систему повышения квалификации преподавателей вузов. Необходимо привить слушателям новое понимание процесса обучения, что он должен быть ориентирован на приобретение студентами не только предметных навыков; убедить преподавателя в том, что обучение — это не столько собирание и (или) пассивное запоминание информации, которую дает преподаватель, сколько самостоятельное создание знания. Преодоление трудностей можно осуществить через обучение преподавателей правильно проектировать образовательные программы.
Переход от действующих квалификационноориентированных ООП, реализующих ГОС
ВПО второго поколения, к компетентностно-ориентированным образовательным программам, соответствующих ФГОС ВПО нового поколения, требует решения комплекса взаимосвязанных аналитических и проектных задач.
К числу первостепенных относятся задачи проектирования компетентностно-ориентированного содержания образовательных программ, разработки соответствующих технологий обучения, обеспечивающих развитие компетенций и оценку уровня их сформированности.
Эффективность образовательного процесса в значительной мере определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией конкретных педагогических технологий. Ориентация на технологический подход с творческим поиском преподавателей должно базироваться на следующих критериях, суть которых сводится к тому, что строгое определение целей обучения (чему и для чего?) должно способствовать отбору и проектированию содержания (что?), организации и управлению учебным процессом (как?), методам и сред-
ствам обучения (при помощи чего?), с учетом необходимого уровня квалификации преподавателей (кто?), методов оценки достигнутых результатов обучения (так ли это?).
Томский политехнический университет в рамках выполнения Инновационной образовательной программы (2007-2008 гг.) накопил достаточно большой опыт организации проектирования и реализации ООП нового поколения. Разработано и внедрено 25 инновационных образовательных программ магистерской подготовки, выдержанных в формате стандартов нового поколения и использования принципов опережающего образования. Основополагающим документом процесса проектирования ООП явился Стандарт основной образовательной программы Томского политехнического университета (Стандарт ООП ТПУ), ориентированный в соответствии с требованиями ФГОС ВПО на формирование компетентностной модели выпускника, реализацию двух уровневой системы подготовки (бакалавр, магистр), использование кредитной системы оценки трудоемкости модулей ООП [1].
Для обеспечения качества образования Стандарт ООП ТПУ учитывает требования международных стандартов ISO 9001:2000, национальных и международных общественных профессиональных организаций (Ассоциация инженерного образования России, Washington Accord, ENQHEEI, ENAEE), а также критерии международной сертификации профессиональных инженеров (FEANI, WFEO, APEC Engineering Register, EMF).
Для методической поддержки команд разработчиков сотрудниками университета были подготовлены рекомендации по проектированию магистерских программ на основе планирования компетенций выпускников [2] и организованы семинары по программе «Компетентностный подход в проектировании образовательных программ» [3].
Разработка ООП начиналась с кредитной оценки компетенций выпускников в качестве планируемых результатов обучения [4], результаты оценки использовались при формировании учебного плана, учитывающего вклад учебных дисциплин в формировании компетентностной модели выпускника.
Важным и трудоемким этапом проектирования ООП является разработка компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин.
Компетентностная ориентация рабочих программ учебных дисциплин (модулей, курса), в составе ООП нового поколения, предполагает:
планированиерезультатов изучения дисциплины, которые по содержанию и форме соответствуют результатам освоения учебного цикла ООП;
проектирование содержания и технологий обучения, обеспечивающих достижение ожидаемых
результатов обучения, развитие общекультурных и профессиональных компетенций;
разработку средств и процедур оценки, адекватных установленным результатам обучения.
Опыт, накопленный ТПУ, в части проектирования ООП в логике компетентностного подхода, ценен уже потому, что позволил выявить характер затруднений, возникающих у разработчиков программ.
Предварительная оценка разработанных ООП показала, что необходима корректировка таких разделов образовательного стандарта, как «Требования к результатам освоения основных образовательных программ», «Структура ООП», «Условия реализации ООП». В частности, в разделе «Результаты обучения» не достаточно корректно формулируются результаты освоения образовательных программ в формате компетенций. В разделе «Условия реализации ООП» затруднение вызывает характеристика технологий обучения, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения ООП.
Анализ подготовленных рабочих программ дисциплин и других документов учебно-методического комплекса показал, что программы самостоятельной работы и материалы контроля образовательных результатов должны быть доработаны в контексте задач компетентностного подхода. Разработаны рекомендации по корректировке документов ООП.
Результаты комплексного анализа разработанных документов были учтены при формировании системы поддержки учебно-методической деятельности преподавателей на стадии проектирования и реализации ООП нового поколения.
Система поддержки включает комплекс программ повышения квалификации и стажировок по трем приоритетным направлениям модернизации образования:
1. Технологии разработки учебных модулей на основе ФГОС 3-го поколения.
2. Современные технологии обучения.
3. Информационно-образовательная среда образовательных программ нового поколения.
Система повышения квалификации по указанным направлениям выстроена по модульному принципу (таблица). Преподавателям и сотрудникам ТПУ представляется возможность спланировать индивидуальную по содержанию траекторию повышения квалификации.
В образовательном процессе широко используются современные методы и формы организации обучения: тренинги, имитационные игры, кейс-метод, дискуссии.
Опыт реализации программ повышения квалификации преподавателей ТПУ и других вузов России в течение 2008-2010 гг. показал востребованность этой формы методической поддержки разработчиков ООП, высокий уровень заинтересо-
Система повышения квалификации
Модуль Цель модуля
1. Компетентностный подход в проектировании образовательных программ http://portal.tpu.ru/departments/centre/cdp/img/UP PPS/ programm-3-1.html Приобретение слушателями навыков проектирования модели выпускника в компетентностном формате
2. Разработка фонда оценочных средств (ФОС) с учетом требований ФГОС ВПО http://portal.tpu.ru/departments/centre/cdp/img/UP PPS/ programm-3-2.html Совершенствование навыков слушателей в области разработки системы учебных заданий разных форм в структуре ООП нового поколения
3. Организация учебного процесса на основе кредитнорейтинговой системы Использование рейтинговой системы для оценки качества усвоения студентами учебных дисциплин
4. Разработка тестовых материалов http://portal.tpu.ru/departments/centre/cdp/img/UP PPS/ programm-3-3.html Углубление подготовки слушателей в области создания тестовых материалов, их оценки и использования в образовательном процессе
5. Современные технологии обучения http://portal.tpu.ru/departments/centre/cdp/img/UP PPS/ programm-1-1.html http://portal.tpu.ru/departments/centre/imc/otzivi Подготовка преподавателей к проектированию и реализации технологий обучения, обеспечивающих формирование компетентностной модели выпускника
6. Проблемно-ориентированное обучение в структуре ООП нового поколения http://portal.tpu.ru/departments/centre/cdp/img/UP PPS/ programm-1-2.html Подготовка преподавателей к эффективному использованию в образовательном процессе технологий проблемноориентированного и проектно-организованного обучения
7. Основы информационной компетентности преподавателя вуза http://portal.tpu.ru/departments/centre/cdp/img/UP PPS/ programm-2-1.html Развитие способности преподавателей использовать ИКТ в профессиональной деятельности
8. Электронные учебные издания http://portal.tpu.ru/departments/centre/cdp/img/UP PPS/ programm-2-4.html Подготовка слушателей к созданию и эффективному использованию электронных учебных изданий в образовательном процессе вуза
9. Система управления электронным обучением http://portal.tpu.ru/departments/centre/cdp/img/UP PPS/ programm-2-2.html Эффективное повышение степени виртуальности образовательных технологий, реализуемых в университете, развитие компетенции преподавателей в области использования компьютерно-сетевых технологий обучения
ванности преподавателей, продуктивность результатов обучения.
Обобщение опыта проектирования и освоения образовательных программ нового поколения позволяет сделать вывод о необходимости выделения подготовительного этапа, включающего следующий комплекс работ:
• корректировка нормативно-методических документов организации образовательного процесса в контексте задач компетентностного подхода;
• формирование команд разработчиков ООП по основным направлениям подготовки бакалавров и магистров;
• формирование системы информационнометодической поддержки проектной деятельности команд разработчиков ООП;
• организация подготовки преподавателей университета к проектированию и реализации ООП нового поколения.
Есть основания считать, что выполнение этапов работ, связанных проектированием и реализа-
цией с компетентностно-ориентированных основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров, будет содействовать успешному переходу образовательной системы ВПО на ФГОС ВПО третьего поколения.
1. Стандарт основной образовательной программы Томского политехнического университета / Под ред. А.И.Чуча-лина. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008.
2. Боев, О.В. Проектирование магистерских программ на основе планирования компетенций специалистов: под ред. А.И. Чучалина / О.В. Боев, Е.Н, Коростелева, А.И Чу-чалин. — Томск: Изд-во ТПУ, 2007.
3. Компетентностный подход в проектировании образовательных программ: учебное пособие / А.И. Чучалин [и др.]. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009.
4. Чучалин, А.И. Проектирование образовательных программ на основе кредитной оценки компетенций выпускников / А.И. Чучалин // Высшее образование в России. — 2008. — № 9. — С. 72.
Источник: cyberleninka.ru
Содержание и структура рабочей программы учителя по ФГОС нового поколения
Краткий комментарий к статье от Елены Анатольевны:
«Показать различия в оформлении рабочей программы в связи с введением ФГОС нового поколения, разобрать каждый пункт составления рабочей программы, в частности титульного листа и таблицы тематического планирования на примере начальной школы».
Полезного чтения…
Цель: показать различия в оформлении рабочей программы в связи с введением ФГОС нового поколения
1.Разъяснить структуру составления рабочей программы по новым стандартам.
2. Пошагово разобрать каждый пункт составления рабочей программы.
3. Показать образец составления рабочей программы, в частности титульного листа и таблицы тематического планирования (на примере начальной школы).
4. Отразить данный материал в презентации (прилагается).
5. Уточнить понятия метапредметных УУД (регулятивные, познавательные и коммуникативные), личностных УУД.
Текст рабочей учебной программы включает в себя следующие структурные компоненты (слайд 2):
Слайд 3 титульный лист (приложение 1);
Титульный лист содержит следующую информацию:
— полное наименование образовательного учреждения;
— гриф утверждения программы;
— название учебного курса;
— ФИО разработчика программы;
— название населённого пункта;
— год разработки программы
общую характеристику учебного предмета, курса;
описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (приложение 2);
описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
(Слайд 5) Пояснительная записка раскрывает статус документа, его структуру, общую характеристику учебного предмета, место в базисном учебном плане с точки зрения формирования универсальных учебных действий. В ней должны быть отражены следующие моменты:
- цели и задачи изучения предмета;
- концепция, заложенная в содержании учебного материала с учётом контингента учащихся;
- отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой;
- сроки реализации рабочей учебной программы;
- формы и методы, технологии обучения, используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной Рабочей программе;
- обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей учебной программы (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), пособия, входящие в учебно-методическийкомплект, обозначаются с указанием их названия, класса, ФИО автора, издательства, года издания.
Пояснительная записка должна быть лаконичной.
Общая характеристика раскрывает ведущие идеи курса.
Описание места в учебном плане: кол-во часов в неделю, в год, контрольных, практических и т.д.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, т.е шаги к нравственному развитию ребёнка на Ваших уроках
В разделе «Планируемые результаты обучения и система оценивания» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образовательные результаты описываются по трём основаниям:
– личностные результаты изучения предмета (курса);
– метапредметные результаты изучения предмета (курса);
– предметные результаты изучения предмета (курса).
Планируемые результаты не должны быть ниже тех, которые сформулированы в
Федеральном государственном образовательном стандарте.
Результат образования, прописанный в Стандарте, дифференцированный. Базовый, обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится…». Поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей, учащихся освоение ими образовательной программы может выходить за рамки базовых знаний (по глубине освоения, по широте охвата), определен также повышенный, по сравнению с базовым, уровень достижений, описанный в блоке планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться…». Не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
Пример: Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста.
Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку.
Раздел «Содержание учебного предмета» — основная часть программы, краткое описание основных учебных тем, модулей. При его разработке следует опираться на обязательный минимум содержания образовательных программ государственного федерального образовательного стандарта.
В тематическом плане, который составляется на весь срок обучения, раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, показывается распределение учебных часов по разделам и темам из расчета максимальной учебной нагрузки. Отдельно выделяются
— практические и лабораторные работы,
— творческие работы и т.п.
Календарно-тематический план (слайд 7, 8) (приложение 2) должен содержать следующие обязательные элементы:
— дату проведения урока (план/факт);
— название темы урока;
— планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные результаты);
— формы текущего контроля;
— оборудование (УМК, ТСО, дидактические, наглядные пособия и т.п.);
— примечания (место для своевременных дополнений, корректировок программы, текущих записей).
(Слайд 9) Перечень учебно-методического обеспечения рабочей программы должен включать следующие материалы:
— учебно-теоретические (учебники, учебные пособия);
— учебно-практические (сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии);
— учебно-справочные (словари, справочники);
— учебно-наглядные (альбомы, атласы, карты, таблицы).
(слайд 10, 11) «Использованная литература» — структурный элемент программы, включающий перечень использованной автором литературы. Элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию. Список литературы можно разделить на литературы для педагога и литературу для обучающихся.
Оформление рабочей программы.
Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman Cyr, 12-14, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется, как и листы приложения.
Регулятивные учебные действия – целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль – позволяют учащимся ставить учебные задачи, составлять последовательность действий, предвидеть конечный результат. )
Задание: Тебе нужно посадить цветок или наклеить обои в доме. Определи порядок своих действий. Для этого из приведенного списка выбери только необходимые действия и расставь их по порядку.
Познавательные учебные действия – самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, создание алгоритмов действий; сравнение, классификация, вывод.
Применение творческих способностей для решения определённых учебных задач, проблем, способность находить новые пути.
Задание «Сколько значений у предмета».
Детям предлагается какой-либо хорошо известный предмет со свойствами, также хорошо известными. — Найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.
Формирование личностных учебных действий направлено на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития, эмоциональной самореализации.
Освоить роль ученика; открыть для себя интерес к учению.
Задание: «В школьном коридоре кто-то уронил кожуру от банана. Миша бежал, наступил на неѐ ипоскользнулся…»
Продолжи рассказ, оценив эту ситуацию с позиций самого Миши, учителей, школьного охранника, школьного врача, Мишиного друга, Мишиной сестры, Мишиной бабушки; а что поэтому поводу мог бы подумать пол, сама кожура банана и др.
Коммуникативные учебные действия направлены на планирование сотрудничества учащегося с учителем и сверстниками, на разрешение конфликтов, на управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Задание:Нужно убедить родителей в том, что тебе необходимо … (заверши сам).
Родители отказываются выполнить твою просьбу. Найди не менее трёх убедительных аргументов, запиши их.
Мне очень нужно, чтобы _________________
Хочу объяснить, почему мне это необходимо:
1) ___ 2) _______ 3) ___________
Чем новые образовательные стандарты отличаются от «старых»?
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Краткие рекомендации к составлению рабочей программы
Рабочая программа учебного предмета «__________________________» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по ________________ и на основе программы, разработанной __(кем)__________.
Специфика начального курса «_____» в том, что…
Учебный предмет изучается в _________ классе, рассчитан на ____ часов, в том числе на практические и лабораторные работы — ______ часов.
Курс направлен на….
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 108 Kb.
- Нормативные документы, обеспечивающие разработку программ.
- Общие требования к программам. Классификация программ.
- Характеристика 2 программ (1 комплексная, 1 парциальная).
Характеристика программ нового поколения
Примечание: к семинару подготовить презентацию одной программы (не менее 7 слайдов)
2 слайд – авторы;
3 слайд – задачи программы;
4 слайд – принципы построения программы;
5 слайд – структура программы;
6 слайд – методическое обеспечение программы;
- ФГОС ДО
- ФИРО: Навигатор образовательных программ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/184-obrazovatelniye-programmi-doshkolnogo-obrazovaniya
- Понятие педагогическая технология.
- Классификация технологий.
- Характеристика педагогической технологии (не менее 2-х на выбор).
Характеристика педагогических технологий
- Вывод о возможности использования педагогических технологий на базе детского сада, где проходили практику по ПМ 05.
Примечание: к семинару подготовить презентацию одной педагогической технологии (которую вытянули) (не менее 7 слайдов)
1 слайд – титульный лист с название технологии;
2 слайд – краткая история возникновения технологии;
3 слайд – разработчики;
4 слайд – концептуальные основы
5 слайд – основные методы реализации технологии
- Игровые технологии
- ТРИЗ
- Здоровьесберегающие
- Информационные технологии
- Технологии активной социализации дошкольников
- Технология портфолио
- Технология проблемного обучения
- Речевые технологии
- Технологии исследовательской деятельности
- Технология дифференцированного обучения и воспитания
- Атемаскина, Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: учеб.-метод. пособие / Ю.В. Атемаскина, Л.Г. Богословец. – СПб. : Дество-Пресс, 2011.
- Бабунова, Т.М. Дошкольноая педагогика: учеб.пособие / Т.М. Бабунова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.
- Михеева, Е.В. Современные технологии обучения дошкольников / Е.В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Смирнова, Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учебное пособие для студентов педагогических училищ и колледжей. / Е.О. Смирнова. – М.: Владос, 2006. – 119 с.
Критерии оценивания выступлений студентов по теме
Источник: topuch.com