Структура и содержание программ борьбы с преступностью

Борьба с преступностью представляет собой органическое единство трех направлений:

общей организации борьбы;

Общая организация борьбы с преступностью включает:

информационно-аналитическая деятельность по регистрации проявлений преступности, изучению этих проявлений, их причинности и детерминации, результатов борьбы с преступностью на предшествующих этапах и оценке соотв данных;

Это осуществляется путем создания систем учетов преступности, статистической отчетности; текущей аналитической деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью; развития крим-лог исследований, использования теоретических обобщений получаемых сведений.

Крим-лог прогноз — это оценка будущего состояния преступности и иных крим-лог значимых последствий тех или иных управленческих решений.

определение стратегии борьбы с преступностью;

На основе оценок крим-лог ситуации (т.е. преступности, ее причинности, детерминации, состояния борьбы с ней), прогноза и рекомендаций специалистов по дальнейшей борьбе с преступностью гос-во, как основной субъект организации этой борьбы, определяет ее стратегию.

Уникальная программа борьбы с преступностью

программирование борьбы с преступностью;

Встречается долгосрочное программирование, максимально отражающее стратегию борьбы с преступностью, среднесрочное (как правило, на 2 года) и краткосрочное (на квартал, полугодие).

Программирование увязывается с программированием эк, соц и полит развития общества и гос-ва. Сейчас можно сказать и иначе: борьба с преступностью должна быть органической частью политики в обществе: как государственной, так и политики деятельности различных негос структур, институтов гр общества.

законотворчество в сфере борьбы с преступностью;

С программированием борьбы с преступностью тесно связана законотворческая работа. Если действующий закон не обеспечивает борьбу с новыми характеристиками криминальной и криминогенной ситуации в стране, требуется серьезная и целенаправленная работа по изменению, дополнению законов или созданию принципиально новых нормативных актов.

реализация программ борьбы с преступностью, их корректировка и координация деятельности по борьбе с преступностью;

Непосредственное обеспечение реализации программ борьбы с преступностью носит многоаспектный характер. Оно включает управленческую деятельность, контроль, подбор кадров, их подготовку, оптимальную расстановку, организацию повышения их квалификации, их переподготовку с учетом новых крим-лог и более широких соц реалий, разработку новой техники, ресурсное обеспечение борьбы с преступностью, анализ эффективности принимаемых и корректировку программ.

организация и развитие научных исследований борьбы с преступностью;

Речь идет о развитии сети научно-исследовательских учреждений, и о подготовке научных кадров, совершенствовании методики исследований, о внедрении результатов достижений науки в практику. Наряду с крим-лог существенно развертывание междисциплинарных и комплексных исследований.

Организованная преступность и борьба с ней

Применительно к преступности она включает применение предусмотренных законом мер к лицам, совершающим преступления, и мер по восстановлению нарушенных преступлениями прав и зак интересов жертв этих преступлений, возмещению причиненного вреда.

Задачи и основополагающие начала борьбы с преступностью.

Наиболее важными можно считать следующие:

примат предупредительной деятельности над правоохранительной, а в предупредительной деятельности — примат мер по оказанию соц помощи нуждающимся в ней над предусмотренными законом ограничениями;

применение мер, ограничивающих права и свободы граждан, только по фактам нарушения закона и в предусмотренных законом случаях;

обеспечение неотвратимости предусмотренной законом ответственности виновных лиц за преступления;

осуществление борьбы всем обществом, всем населением;

осуществление борьбы в режиме законности, только в рамках Конституции гос-ва, не противоречащих ему других законов и подзаконных актов, с соблюдением межд-прав норм;

подконтрольность народу органов, участвующих в борьбе с преступностью;

комплексное осущ борьбы с преступностью;

обеспечение равенства всех физ и юр лиц перед законом;

экономия уголовной репрессии и применение наказания в виде лишения свободы только в случаях, когда иное решение чревато опасностью появления новых жертв преступлений и иного значительного вреда;

международное и двустороннее сотрудничество гос-в в борьбе с преступностью.

По признаку целеполагания (или уровню) принято выделять общесоциальное (или общее) и специальное предупреждение преступности. Общесоциальное предупреждение напрямую не связано с преступностью. Оно основывается на том, что позитивное развитие общества, совершенствование его эк, полит, соц и иных институтов, устранение из жизни кризисных явлений, питающих преступность, объективно способствует ее предупреждению.

В отличие от общих, специальные предупредительные меры осуществляются целенаправленно в интересах предупреждения преступности.

В зависимости от масштаба применения различают меры предупреждения:

Читайте также:
Как установить программу на флешку телефона

общегос, относящиеся к большим соц группам;

относящиеся к отдельным объектам или микрогруппам;

По стадиям принято выделять непосредственное предупреждение и предупреждение рецидива. Более значимо, с практической точки зрения, выделение в предупреждении преступности таких стадий, как профилактика, предотвращение, пресечение.

Общесоциальное предупреждение преступности.

В сегодняшних условиях сохраняются, хотя во многом проявляются по-новому, следующие признаки мер общего предупреждения: масштабность, всеохватывающий и разносторонний характер, комплексность и взаимозависимость, непрерывность, радикальность. Благодаря этим характеристикам общее предупреждение представляет собой основу, фундамент специального предупреждения — упреждающего противостояния преступности.

Специальное предупреждение преступности.

Специальное предупреждение преступности, в отличие от общего, имеет целенаправленный на недопущение преступлений характер. Специальная предназначенность для выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) причин, условий, иных детерминант преступности — его профилирующий, конституирующий признак, главная особенность. Наряду с этим специально-криминологическое предупреждение включает: предотвращение замышляемых и подготавливаемых, пресечение начатых преступлений.

По степени радикальности можно выделить специально-криминологические меры: 1) предупреждающие возможность возникновения криминогенных явлений и ситуаций; 2) нейтрализующие (блокирующие, минимизирующие) такие явления и ситуации; 3) полностью устраняющие их.

По правовой характеристике различаются специально-криминологические меры: базирующиеся на нормах права, но ими не регламентированные (правовое просвещение, воспитание), и детально урегулированные юр нормами (админ надзор).

Индивидуальная профилактика — это выявление лиц, от кот, судя по достоверно установленным фактам их антиобщественного, противоправного поведения, можно ожидать совершения преступлений, и оказания на них, а также на их окружение воспитательных и иных мер воздействия в целях предупреждения преступлений.

Субъекты предупреждения преступности.

Что касается общего предупреждения преступности, то его субъекты — это практически все общество, все институты гр общества, гос-во в целом.

Задачи специального (специально-криминологического) предупреждения преступности решаются также множеством субъектов: гос и негос, специализированными и неспециализированными, различающимися по другим признакам. Круг этих субъектов определяется в зак порядке.

Основы виктимологической профилактики.

Виктимология — учение о жертве. Применительно к теории и практике предупреждения преступности речь идет не о жертвах вообще, а только о жертвах преступлений.

Опыт борьбы с преступностью свидетельствует, что в механизме преступного поведения значимы личностные качества людей, кот затем становятся жертвами преступления. Тот же опыт подтверждает и еще одну истину: преступления могло и не быть, а начавшееся — окончиться безрезультатно, если бы предполагаемая жертва проявила предусмотрительность и дала надлежащий отпор потенциальному преступнику.

Виктимология изучает преступление и преступное поведение под углом зрения обусловленности их под углом зрения обусловленности их личностными и ролевыми качествами потерпевшего, взаимоотношением его с преступником до и в момент совершения преступления. Непосредственным предметом изучения явл лица или общности людей, которым преступлением прямо или косвенно причинен моральный, физический или материальный ущерб, а также те ситуации, кот предшествовали или сопровождали момент причинения ущерба.

Поведение человека, отдельных групп населения по своей природе может быть не только преступным, но и виктимным, т.е. рискованным, неосмотрительным, легкомысленным, распущенным, провокационным, опасным для самого себя.

Виктимологическая профилактика — специфическая деятельность соц институтов, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение и обусловливающих совершение преступлений, выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности и воздействие на них в целях восстановления или активизации их защитных свойств, а также разработка либо совершенствование уже имеющихся специальных средств защиты граждан от преступлений и последующей виктимизации.

Индивидуальное предупреждение преступления.

Индивидуальное предупреждение — это прежде всего воздействие на тех лиц, от кот можно ожидать совершение преступлений, и их соц среду. Данный вид деятельности представляет собой целенаправленную работу с конкретным человеком и его ближайшим окружением.

В детализированном виде объектами индивидуального предупреждения преступного поведения явл:

антиобщественное поведение и образ жизни лица, совершение преступления кот достаточно вероятно;

крим-лог значимые личностные характеристики человека, определяющие деформацию его поведения;

крим-лог значимые психофизиологические особенности (в меру их подверженности исправлению, изменению, лечению);

непосредственные условия неблагоприятного формирования и жизнедеятельности личности (прежде всего в семье), ином бытовом окружении;

элементы неблагоприятной жизненной ситуации, кот объективно имеют криминогенный характер и существуют достаточно продолжительное время.

В целях обеспечения эффективности индивидуального предупреждения преступного поведения важно соблюдать следующие основные требования: своевременность, последовательность, реальность, законность.

Методы индивидуального предупреждения преступлений.

Читайте также:
Как создать простую программу в блокноте

Метод убеждения — это комплекс воспитательных, разъяснительных мероприятий, осущ в целях изменения антиобщественной направленности личности и закрепления ее положительной соц ориентации. Основными формами убеждения явл: индивидуальные и коллективные беседы, обсуждение поведения лица, установление над ним индивидуального и коллективного шефства, стимулирование участия в общественно полезной деятельности.

Метод оказания помощи касается трудового устройства, улучшения бытовых условий, поступления на учебу, организации досуга, установления соц полезных контактов, планирования денежных расходов, выбора жизненных целей.

Метод принуждения явл одним из основных в деят правоохранительных органов и прежде всего — милиции. Основанный исключительно на законе, этот метод дает возможность своевременно предотвратить противоправную преступную деятельность лиц, находящихся под контролем, защитить граждан от их противоправных посягательств.

К основным мерам принуждения относятся:

админ арест и админ задержание;

Источник: vuzlit.com

Программы борьбы с преступностью: понятие, виды, структура и принципы разработки.

Встречается долгосрочное программирование, максимально отражающее стратегию борьбы с преступностью, среднесрочное (как правило, на 2 года) и краткосрочное (на квартал, полугодие).

Программирование (ранее – планирование) увязывается с программированием экономического, социального и политического развития общества и государства. Сейчас можно сказать и иначе: борьба с преступностью должна быть органической частью политики в обществе: как государственной, так и политики деятельности различных негосударственных структур, институтов гражданского общества.

Например, в планах экономического и социального развития страны предусматривались и меры борьбы с преступностью. Наряду с этим разрабатываются и принимаются отдельные программы борьбы с преступностью. Кроме них существуют программы борьбы с тем или иным видом преступности.

Программирование должно носить целевой характер, то есть сначала следует формулировать конкретные цели, затем – средства их достижения, указывать исполнителей, сроки, характер ресурсного обеспечения этих средств (кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение и т. п.).

Вопросы программирования (планирования) предупреждения преступности подробнее рассматриваются в следующей главе. Здесь лишь отметим, что, в отличие от программ (или разделов программ), касающихся только предупреждения преступности, программы борьбы с преступностью должны предусматривать, например, достижение и таких целей, как совершенствование информационно-аналитической деятельности, полное и последовательное применение нового закона или новой правовой нормы. Если это требует увеличения численности дознавателей и следователей, числа мест в изоляторах временного содержания и т. п. , то такие меры должны отражаться в программе.

Понятие, цели, задачи и функции профилактики преступлений.

При классификации предупредительных мер по такому основанию, как уровень профилактической деятельности, выделяют предупредительные меры:

1) в общесоциальном направлении;

2) в специальнокриминологическом направлении.

При классификации предупредительных мер по масштабу предупредительной деятельности различают названные мероприятия в рамках: 1)всего общества;2) отдельных социальных групп или определенного круга лиц;3) индивидуальной профилактики.

В зависимости от территории деятельности по предупреждению преступлений различают:

4) локальные предупредительные меры. Предупредительные мероприятия подразделяются в зависимости от характера воздействия на отношения:

2) собственно экономические;

Формы предупреждения преступлений заключаются в осуществлении соответствующей деятельности различными субъектами:

1) ведущая роль в деле по устранению негативных процессов и явлений, отрицательно влияющих на состояние преступности, а также на формирование личности в нравственном плане, принадлежит непосредственно трудовым коллективам и общественности. Это объясняется тем, что большую часть своего времени человек находится на работе, в коллективе и его общественных организациях;

2) органы государственной власти в деле по предупреждению преступлений играют роль координаторов и определяют основное направление данной деятельности. Посредством нормотворчества (издания федеральных законов, законов, подзаконных актов и иных нормативных правовых актов) устанавливается компетенция других субъектов предупредительной и профилактической работы; принимаются различные программы и планы по предупреждению преступлений и т. д.;

3) местные органы власти в соответствии с законом обязаны обеспечивать соблюдение законности и надлежащего правопорядка на своей территории. При этом данная деятельность должна проводиться в рамках, установленных законодательством федерального уровня и законами субъектов РФ;

4) основной объем работы по предупреждению, предотвращению и пресечению преступлений возлагается, конечно же, на правоохранительные органы (прокуратуру, суд, милицию и т. д.);

5) органы юстиции при осуществлении своей деятельности призваны обеспечивать организацию работы по правовому воспитанию населения. Названная деятельность должна проводиться в непосредственном взаимодействии со всеми правоохранительными и другими органами.Указанными субъектами проводятся и специальные мероприятия по предупреждению и предотвращению правонарушений и преступлений различногохарактера при осуществлении ими своей хозяйственной деятельности, обеспечивающие охрану государственной, муниципальной, коллективной, индивидуальной и других видов собственности.

Читайте также:
Как программу Телеграмм перевести на русский язык

Источник: studfile.net

Разработка программ борьбы с преступностью на общегосударственном и региональном уровнях

С программированием борьбы с преступностью тесно связана законотворческая работа. Если действующий закон не обеспечивает борьбу с новыми характеристиками криминальной и криминогенной ситуации в стране, требуется серьезная и целенаправленная работа по изменению, дополнению законов или созданию принципиально новых правовых актов. Например, действенная борьба с коррупцией и организованной преступностью во всех странах становилась реальной только после принятия комплексных законов, а затем путем их дополнения, введения новых законодательных актов — создания целых отраслей соответствующего законодательства. Криминология. Учебник для вузов / Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора Долговой А. И.. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА- ИНФРА * М), 2001.Стр. 262

Криминологический прогноз является научной основой программирования и планирования деятельности общества, правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Программирование борьбы с преступностью и предупреждения преступлений — это деятельность по разработке и реализации соответствующих целевых, комплексных программ, в которых определяется система (комплекс) мер борьбы с преступностью, предупреждения преступлений посредством указания целей, задач, средств, способов, этапов, механизма реализации соответствующих мер, их ресурсного обеспечения, а также показателей ожидаемых результатов.

Программирование осуществляется федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления на основе анализа государственной и ведомственной статистической отчетности, результатов криминологических исследований, криминологических экспертиз и мониторинга, опросов общественного мнения населения, материалов деятельности правоохранительных органов.

Субъекты разработки и принятия программ осуществляют их финансирование, ресурсное и кадровое обеспечение, контроль за их реализацией.

Разработка программ является сложным процессом, включающим следующие основные этапы:

1. Обоснование программного решения проблемы.

2) формирование целей программы;

3) разработка вариантов программы;

4) разработка проекта программы;

5) разработка сценария реализации программы. Криминология: Учебник/под ред. проф. Малкова В.Д. — ЗАО Юстицинформ, 2004 г. Стр. 136

Непосредственное обеспечение реализации программ борьбы с преступностью носит многоаспектный характер. Оно включает управленческую деятельность, контроль, подбор кадров, их подготовку, оптимальную расстановку, организацию повышения их квалификации, их переподготовку с учетом новых криминологических и более широких социальных реалий, разработку новой техники, ресурсное обеспечение борьбы с преступностью, анализ эффективности принимаемых мер и корректировку программ.

Координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляют в России Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» они координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, органов налоговой полиции, таможенной службы и других правоохранительных органов. При этом прокуроры созывают координационные совещания, организуют рабочие группы, истребуют статистическую и другую необходимую информацию, осуществляют иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Борьба с наиболее опасными проявлениями преступности ведется в рамках обеспечения безопасности.

В России Совет Безопасности определяет жизненно важные интересы общества, государства и выявляет внутренние и внешние угрозы объектам безопасности; разрабатывает основные направления стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации и организует подготовку федеральных целевых программ ее обеспечения; разрабатывает предложения по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности, оценивает их эффективность, осуществляет контроль за реализацией разработанной стратегии в области безопасности, выполняет ряд иных важных функций. Указ Президента Российской Федерации «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации» № 1024 от 10 июля 1996 г. и Положение о Совете Безопасности Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 29. Ст. 3479.

Выделяется также территориальная координация деятельности по борьбе с преступностью, осуществляемая органами исполнительной власти. Она заключается, как отмечает В. И. Кригер, «во-первых, в учете компетенции и разграничении полномочий государственных органов и общественности; во-вторых, в согласовании действий по выполнению общих задач.

Координация содействует, в частности, тому, чтобы каждый субъект профилактики занимался своим делом, не подменял другие органы, избегал параллелизма и дублирования» Основы криминологии для практических работников. М., 1988. С. 121. Криминология и организация предупреждения преступлений. М., 1995. С. 121-236. .

Источник: studbooks.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru