Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (далее — ФГОС НОО). [«Школа России»]. Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях. –М.: «Просвещение».2009
В соответствии с учебным планом школы на 2013-2014 учебный год рабочая программа рассчитана на 675 часов (115 ч – обучение грамоте, 560 ч – систематический курс) в 1-4 классах:1 класс – 33 учебные недели (165 ч), 2 класс – 34 учебные недели (170 ч), 3 класс – 34 учебные недели (170 ч), 4 класс – 34 учебные недели (170 ч).
Реализация рабочей программы обеспечивается завершенной предметной линией учебников «Русский язык» под редакцией Канакиной В.П., Горецкого В.Г. (УМК «Школа России»), утвержденной приказом по школе от 30.03.2013 г. № 57 в списке учебников, используемых 2013-2014 учебном году:
1) Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 1 класс. – М.: Просвещение , 2011.
ФГОС-2022 (русский язык и литература)
2) Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 2 класс. – М.: Просвещение , 2011.
3) Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3класс. – М.: Просвещение , 2012.
4) Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 4 класс. – М.: Просвещение , 2013.
- познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково — символического и логического мышления учащихся;
- социокультурная цель — изучение русского языка — включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
- развитие речи , мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Планируемые результаты освоения ФГОС НОО по русскому языку:
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
2) восприятие русского языка как явления национальной культуры;
3) понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
4) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
- умение задавать вопросы.
- овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;
- умение проверять написанное;
- умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
- способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом
Примерные рабочие программы основного общего образования по русскому языку и литературе: структура
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. / [М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.,Волкова и др.]. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 20011.
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 1 класс. – М.: Просвещение , 2011.
2. Горецкий В. Г. , Федосова Н. А. Прописи. 1 класс. В 4 ч. /– 14-е издание Пособие для учащихся образовательных учреждений. – М : Просвещение, 2012 — .1, 2, 3, 4 части к «Азбуке» для 1 класса. – М.: «Просвещение», 2012.
3.Горецкий В. Г.,Кирюшкина В. А. и др. Обучение грамоте. 1 класс. Поурочные планы по учебнику «Русская азбука» в 3 частях. Автор-составитель С. А. Левина, изд. «Учитель», Волгоград, 2009.
4.Обучение чтению и письму в букварный период. Методические рекомендации: пособие для учителей начальных классов /под ред. А. А. Штеца. – М.: АРКТИ, Рольф, 2008.
5.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1 / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: «Просвещение», 2009.
6.Информационно – коммуникативные средства: Электронное приложение к учебнику «Азбука» В. Г. Горецкого и др. (CD)
1.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 2 класс. – М.: Просвещение , 2011.
2.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1 / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: «Просвещение», 2009.
3.Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. К учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г./ — Москва «ВАКОК, 2010.
4 В помощь преподавателю начальной школы. Диктанты. 1-4 классы. /сост. Г.Т.Дьячкова. – Волгоград, 2009.
5.Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б.
Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.
6.Ушакова О.Д. Тесты по русскому языку. 2 класс.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2012.
1.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3класс. – М.: Просвещение , 2012.
2.Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. К учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г./ — Москва «ВАКОК, 2010.
3.Уроки обучения русскому языку. Поурочное планирование. 3 класс. /В.Т.Голубь.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2010.
4.В помощь преподавателю начальной школы. Диктанты. 1-4 классы. /сост. Г.Т.Дьячкова. – Волгоград, 2009.
5.Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б.
Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.
6.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1 / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С.
Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.
7.Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
8. Ушакова О.Д. Тесты по русскому языку. 2 класс.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2012.
1..Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 4класс. – М.: Просвещение , 2012.
2.Гараева Я.Ш.Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т.Г.Рамзаевой. 4 класс.-М., «ВАКО», 2009
3. Уроки обучения русскому языку. Поурочное планирование. 4 класс. /В.Т.Голубь.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2010.
4. В помощь преподавателю начальной школы. Диктанты. 1-4 классы. /сост. Г.Т.Дьячкова. – Волгоград, 2009.
5.Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С.
Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.
6..Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1 / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С.
Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.
7.Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения (Приложение 1)
К концу обучения в начальной школе
будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и речевого развития, которое включает:
— достаточный уровень знаний о структуре русского языка; умения использовать знания в стандартных и нестандартных учебных ситуациях, осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации, анализировать и обобщать ее;
— умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания, письменные тексты;
— умения писать в соответствии с изученными орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста;
— сформированность общеучебных умений и универсальных действий, отражающих учебную самостоятельность и познавательные интересы обучающихся.
II. Учебно-тематический план. 1-4 класс
Подготовительный период (4 учебные недели)
Источник: nsportal.ru
Особенности обновленных примерных рабочих программ по русскому языку и литературному чтению
1. Особенности обновленных примерных рабочих программ по русскому языку и литературному чтению
Шило Т.Б., к.п.н, доцент,
доцент кафедры НОО
ГАОУ ДПО «ЛОИРО»
2. Отличительные особенности примерной рабочей программы по русскому языку
4. Содержание пояснительной записки примерной программы по русскому языку (проект 2021г.)
1. Целевые ориентиры курса для учащихся
• Поставлены более объемные цели курса
• Основная цель: Предмет «Русский язык» обладает значительным
потенциалом в развитии функциональной грамотности младших
школьников, особенно таких её компонентов, как языковая,
коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность.
• Целевая направленность курса:
— культурологическая направленность
— формирование духовно-нравственных ценностей
— формирование умения применять в речевой деятельности нормы
современного русского литературного языка и правила речевого этикета
2. Целевые ориентиры курса для учителя
— Примерная рабочая программа не ограничивает творческую инициативу
учителя и предоставляет возможности для реализации различных
методических подходов к преподаванию учебного предмета «Русский
язык» при условии сохранения обязательной части содержания курса.
— Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются
совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
3. Дополнительные пояснения и уточнения
5. Отличительные особенности раздела примерной рабочей программы «Содержание обучения» (проект 2021г.)
1. Материал распределен по годам обучения
2. Основные разделы и языковые категории
сохраняются (развитие речи, слово и
предложение, фонетика, графика и т.д.)
3. Содержание разделов сохраняется, как и в
действующей программе, однако языковой
материал некоторых разделов упрощается.
6.
4. По завершению каждого года обучения в программе дан
перечень УУД, которые должны сформироваться у учащихся:
• Познавательные УУД разделены на категории:
— Базовые логические действия
— Базовые исследовательские действия
— Работа с информацией
• Коммуникативные УУД
— Общение
• Регулятивные УУД разделены на категории:
— Самоорганизация
— Самоконтроль
• C учётом того, что выполнение правил совместной
деятельности строится на интеграции регулятивных
(определённые волевые усилия, саморегуляция,
самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности
при налаживании отношений) и коммуникативных
универсальных учебных действий (способность вербальными
средствами устанавливать взаимоотношения), их перечень
дан в специальном разделе «Совместная деятельность».
7. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» НА УРОВНЕ НОО
Примерная рабочая программа (проект 2021г.)
Планируемые результаты даны по годам
обучения
• Планируемые результаты даны по
категориям:
Личностные новообразования:
— гражданско-патриотического, духовнонравственного, эстетического, трудового,
экологического воспитания;
— физического воспитания, формирования
культуры здоровья и эмоционального
благополучия;
— ценности научного познания
Метапредметные результаты:
— Базовые логические действия
— Базовые исследовательские действия
— Работа с информацией
— Коммуникативные УУД
— Регулятивные УУД
Совместная деятельность
• Распределения по уровню сложности и по
разделам курса нет
Примерная рабочая программа (действующая)
Планируемые результаты даны по
годам обучения
• Планируемые результаты даны по
категориям:
Личностные
Метапредметные результаты:
— Регулятивные УУД
— Познавательные УУД
— Коммуникативные УУД
Предметные результаты:
— общепредметные
— частные
• Распределение по уровню
сложности:
— «Обучающийся научится»
— «Обучающийся получит
возможность научиться»
• Распределение по разделам курса
русского языка
8. Структура тематического планирования сохранилась, однако в примерной программе 2021г. дан один вариант планирования, в отличии
от предыдущей программы, где
предлагалось два варианта
Примерная рабочая
программа (проект 2021г.)
№
Тема,
Програм
раздел мное
курса
содержа
ние
Методы и
формы
организации
обучения.
Характеристика
деятельности
обучающихся
Примерная программа
(действующая)
Содер
жание
курса
Тематиче Характеристика
ское
деятельности
планиров учащихся
ание
9. Выводы
• Упростилась структура примерной рабочей
программы по русскому языку
• Отсутствует раздробленность и детализация
структуры программы
• В языковом материале и филологических
категориях изменений нет, однако в
некоторых разделах наблюдается упрощение
изучаемого материала
• Перечень планируемых результатов
изменился
• Тематическое планирование осталось без
изменений
10. Отличительные особенности примерной рабочей программы по литературному чтению
Примерная рабочая
программа (проект 2021г.)
• Пояснительная
записка
• Содержание
обучения по годам
• Планируемые
результаты
освоения
программы
учебного предмета
на уровне НОО
• Тематическое
планирование
Примерная программа
(действующая)
—
Пояснительная записка:
Общая характеристика учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания учебного
предмета
— Место учебного предмета в учебном плане
— Результаты изучения предмета (личностные,
метапредметные, предметные)
• Содержание НОО по предмету
— Виды речевой и читательской деятельности
• Примерное тематическое планирование (2
варианта)
• Список литературы для самостоятельного
чтения в начальной школе
• Рекомендации по материальнотехническому обеспечению предмета
12. Содержание пояснительной записки примерной программы по литературному чтению (проект 2021г.)
• Программа ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированные в
Примерной программе воспитания
• Цели и задачи курса не изменились
13. Отличительные особенности раздела примерной рабочей программы «Содержание обучения» (проект 2021г.)
1. Материал распределен по годам обучения.
2. Разделение на разделы «Виды
читательской деятельности», «Круг детского
чтения», «Литературоведческая
пропедевтика», «Творческая деятельность
учащихся» отсутствует.
3. Содержание материала по классам
сохраняется.
14.
4. По завершению каждого года обучения в
программе дан перечень УУД, которые
должны сформироваться у учащихся:
• Познавательные УУД + Работа с
информацией
• Коммуникативные УУД
• Регулятивные УУД
• Совместная деятельность
5. Список литературы для
самостоятельного чтения в начальной
школе отсутствует
15. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА НА УРОВНЕ НОО
Примерная рабочая программа (проект 2021г.)
—
Планируемые результаты даны по годам обучения
Планируемые результаты даны по категориям:
Личностные результаты:
гражданско-патриотического, духовнонравственного, эстетического, трудового,
экологического воспитания;
— физического воспитания, формирования культуры
здоровья и эмоционального благополучия;
— ценности научного познания
Метапредметные результаты:
— Базовые логические действия
— Базовые исследовательские действия
— Работа с информацией
— Коммуникативные УУД
— Регулятивные УУД (самоорганизация,
самоконтроль)
Совместная деятельность
• Предметные результаты даны по годам обучения
• Распределения по уровню сложности и по разделам
курса нет
Примерная рабочая программа
(действующая)
• Планируемые
результаты даны
по годам
обучения
• Планируемые
результаты даны
по категориям:
Личностные
Метапредметные
результаты
Предметные
результаты
16. Структура тематического планирования сохранилась, однако в примерной программе 2021г. дан один вариант планирования, в отличии
от предыдущей программы, где
предлагалось два варианта
Примерная рабочая
программа (проект 2021г.)
№
Тема,
Програм
раздел мное
курса
содержа
ние
Методы и
формы
организации
обучения.
Характеристика
деятельности
обучающихся
Примерная программа
(действующая)
Содер
жание
курса
Тематиче Характеристика
ское
деятельности
планиров учащихся
ание
17. Выводы
• Упростилась структура примерной рабочей
программы по русскому языку
• Отсутствует раздробленность и детализация
структуры программы
• Отсутствие ряда разделов
• В материале и литературоведческих
категориях изменений нет
• Перечень планируемых результатов
изменился
• Тематическое планирование осталось без
изменений
• Список литературы для самостоятельного
чтения в начальной школе отсутствует
Источник: ppt-online.org
Примерные программы ФГОС
Примерная программа по русскому языку для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.
Примерная программа по учебным предметам
Microsoft Word Document 66.5 KB
Источник: sitephilologist.jimdofree.com