Структура и содержание адаптированной программы

Дети с ЗПР, имеющие незначительные нарушения развития, легко включаются в инклюзивное образование. Для детей с умственной отсталостью целесообразно обучение в специальных классах по программам, разработанным для специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Адаптированная образовательная программа для школьников с ЗПР

Цель адаптированной программы для детей с задержкой психического развития: изменение образовательной программы в зависимости от актуального состояния здоровья, индивидуальных психофизических возможностей и особенностей ребенка с ЗПР, создание условий для коррекции нарушений и социальной адаптации.

Задачи программы:

 своевременное выявление детей с трудностями в адаптации, обусловленными задержкой психического развития;

 определение особых образовательных потребностей детей с ЗПР;

 определение особенностей организации образовательного процесса для детей с ЗПР в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности создание условий, способствующих освоению детьми с ЗПР основной образовательной программы НОО и их интеграции в образовательном учреждении;

Структура и содержание адаптированной образов. программы для детей с тяжелыми нарушениями речи в ОО

 осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с задержкой психического развития с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

 разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с ЗПР;

 обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

 реализация системы мероприятий и социальной адаптации детей с ЗПР;

 оказание консультативной и методической помощи родителям детей с ЗПР по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Планируемые результаты обучения детей с ЗПР:

а) предметные (или “академический” компонент СФГОС1);

г) жизненные (компонент “жизненной” компетенции Н.Н.Малофеев, СФГОС).

Предметные, метапредметные и личностные результаты обучения детей с ЗПР по объему и содержанию сопоставимы для нормально развивающихся сверстников.

В структуре начального образования детей с ЗПР выделяются шесть основных областей. Каждая из них включает в себя два взаимосвязанных компонента: «академический» и «жизненной компетенции», что представляется разумным для образования любого ребенка и совершенно необходимым для ребенка с ЗПР. В названии каждой содержательной области образования отражены обе неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса:

1. знания о языке – речевая практика и речевое творчество;

2. знание математики – практика применения математических знаний и математическое творчество;

3. естествознание – практическое взаимодействие с окружающим миром, его изучение, исследование;

У-09. Федеральные образовательные программы НОО, ООО, СОО

4. знания о человеке – практика осмысления происходящего с самим ребенком и другими людьми, личного взаимодействия с ними;

5. знания в области искусств – практика художественного ремесла и художественного творчества;

6. обществознание – практика жизни в социуме.

Функция «академического» компонента – оснащение ребенка знаниями и умениями в большей степени для их применения в будущем. Требуется специальная работа по введению ребенка с ЗПР в более сложную социальную среду. Смыслом такой работы является поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка.

Функция компонента «жизненной компетенции» – это обеспечение ребенка практическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми уже сейчас в повседневной жизни и формирующими основу дальнейшего развития отношений с окружением. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится дозированная, но также опережающая наличные возможности ребенка интеграция во все более сложное социальное окружение, несколько опережающее имеющиеся у него возможности, но соответствующее зоне их ближайшего развития.

Таким образом, специальный образовательный стандарт, фиксируя шесть образовательных областей, представленных в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру основной образовательной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ЗПР, учитывая его настоящие и будущие потребности. Удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка в освоении каждой содержательной области в обоих ее компонентах и составляет суть специальной коррекционной помощи ему в процессе школьного образования.

Читайте также:
Копия файла папки или программы

Коррекционно-развивающие задачи обучения школьников с ЗПР:

 развитие познавательной активности детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);

 развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

 нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;

 развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;

 логопедическая коррекция нарушений речи;

 психокоррекция поведения ребенка;

 социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Занятия предметной направленности может проводить учитель, а общеразвивающей направленности – учитель-дефектолог. Значительное место занимают также логопедические занятия для детей, имеющих речевые нарушения.

Коррекционную направленность обучения обеспечивает набор базовых учебных предметов, составляющих инвариантную часть учебного плана: математика, русский язык, ознакомление с окружающим миром и развитие речи, Ритмика (3-й час физкультуры), трудовое обучение.

Процесс обучения школьников с задержкой психического развития должен носить коррекционно-развивающий характер и способствовать:

 развитию познавательной активности детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);

 развитию общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

 нормализации учебной деятельности, формированию умения ориентироваться в задании, воспитанию самоконтроля и самооценки;

 развитию словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;

 логопедической коррекции нарушений речи;

 психокоррекции поведения ребенка;

 социальной профилактике, формированию навыков общения, правильного поведения.

Специалисты считают, что дети, чей уровень психофизического развития в целом соответствует возрастной норме, могут на постоянной основе обучаться по обычной образовательной программе в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушений развития.

Коррекционную направленность обучения обеспечивает набор базовых учебных предметов, составляющих инвариантную часть учебного плана: математика, русский язык, ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика (3-й час физической культуры), трудовое обучение.

На уроках «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» (автор программы – С.Г. Шевченко) решаются задачи восполнения пробелов в развитии детей, расширения их кругозора, обогащения чувственного опыта, формирования общеинтеллектуальных умений (анализ, обобщение, группировка, классификация) на близком жизненному опыту ребенка материале, пополнения словаря и развития связной монологической речи.

Использование продуктивных видов деятельности на уроках «Трудовое обучение» (авторы программ – Г.И. Жаренкова, Т.В. Кузьмичева, Е.Б. Новикова) способствует формированию навыков планирования, самоконтроля и самооценки – важнейших качеств учебной деятельности.

Содержание программ «Физическая культура» (автор – Е.Н. Морсакова) и «Ритмика» (автор – Н.А. Цыпина) направлено на обеспечение двигательных потребностей детей, на развитие их моторики, координации движений, ориентировки в пространстве, на улучшение эмоционального состояния.

По истории, изобразительному искусству и музыке используются соответствующие программы общеобразовательной школы. Введение этих специально разработанных учебных курсов позволяет обеспечить максимальное погружение ребенка в активную речевую среду, повысить его двигательную деятельность, корригировать его эмоциональный тонус, дает возможность формировать основные этапы учебной деятельности, в т.ч. ориентировочный этап и этап самоконтроля и самооценки, улучшить мотивацию учебно-познавательной деятельности.

Адаптированная образовательная программа для умственно отсталых школьников

При разработке адаптированной образовательной программы для умственно отсталого школьника необходимо учитывать, что ему потребуется больше времени для усвоения нового материала, больше упражнений для закрепления, помощь педагога. При составлении программы целесообразно снизить объем и глубину изучаемого материала, важно пересмотреть учебные достижения по каждому предмету (кроме тех, которые не вызывают затруднений у ученика – физкультура, ручной труд, музыка, рисование, окружающий мир). Поскольку учебным материалом в полном объеме ученику с нарушением интеллекта овладеть сложно, ему можно снизить требования к усвоению второстепенного материала, оставив неизменными требования к основному материалу учебного курса. Усвоение учебного материала учащимися с нарушением интеллекта происходит медленнее, чем у детей с сохранным развитием, поэтому необходимо определить время, необходимое для изучения каждой темы. Учитель имеет право на внесение изменений и поправок в календарный план, если такая необходимость возникнет.

Читайте также:
Программа обучения ребенка 5 лет в домашних условиях

Важное условие, обеспечивающее эффективность инклюзии − образовательная программа. Умственно отсталый школьник не способен усвоить ту же учебную программу по математике, родному языку и ряду других предметов, что и его нормально развивающиеся сверстники.

Для него необходимо снижение объема и глубины изучаемого материала, и, соответственно, пересмотр требований к учебным достижениям, которые должны быть четко сформулированы. Необходимо предусмотреть необходимое количество учебного времени для усвоения и закрепления нового материала.

В индивидуальной учебной программе должен быть указан объем времени, который ребенок должен находиться в обычном классе, и количество времени, отводимое на индивидуальные и групповые занятия. Программа составляется специальным педагогом и учителем, осуществляющим обучение в классе, а также согласовывается с родителями ученика. Затем она утверждается школьной администрацией и вступает в силу. Необходимо в конце каждой четверти (триместра) оценивать эффективность индивидуальной учебной программы с тем, чтобы вовремя внести коррективы.

Источник: pmpk-viselki.ru

Структура адаптированной основной образовательной программы
рабочая программа

— Программа формирования УУД у обучающихся с ОВЗ (предметные компетенции (прописаны планируемые результаты по учебным предметам), личностные (жизненные навыки),метапредметные компетенции – не у всех);

— Программа отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности;

-Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ;

— Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

— Программа коррекционной работы;

— Программа внеурочной деятельности.

— Организационный компонент: учебный план; система условий реализации АООП

(например, наличие специального оборудования)

Структура АОП для ребенка с ОВЗ

— индивидуальный учебный план, определяющий объем и формы

организации обучения, в том числе занятия коррекционно-педагогической

и психологической направленности (индивидуальные, подгрупповые и

— адаптированные программы предметов, изучаемых в рамках основной

образовательной программы организации;

— программы коррекционно-педагогической и психологической

направленности в соответствии со специфическими психофизическими

особенностями и образовательными потребностями ребенка с ОВЗ

(программа логопедической работы, программа работы педагога-

психолога, программа работы учителя-дефектолога (олигофренопедагога,

-программы дополнительного образования детей (внеурочная

деятельность), включающие элементы программ специфических учебных

предметов, необходимые для компенсации нарушений (например, таких

как: «Социально-бытовая ориентировка», «Фонетическая ритмика» и др.).

Компонентный состав документа

программа для ребенка с ОВЗ»

— индивидуальный учебный план

— мониторинг достижений обучающегося

— заключение и рекомендации

Система контрольно-измерительных материалов включает:

— тексты контрольных работ,

— вопросы для промежуточной и итоговой аттестации,

— критерии оценки проверочных работ,

— критерии и нормы оценки знаний обучающихся

— Результаты освоения АОП обучающегося оцениваются как итоговые на

момент завершения начального общего образования (в категориях

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2015-2016 учебный год МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»

Работа ШМО гуманитарного цикла направлена на повышение профессионального мастерства учителей русского языка, истории. Значительную помощь в овладении новыми педагогическими технологиями у.

Читайте также:
Список городов по программе

Неделя русского языка и чтения в 2015-2016 учебном году в МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам» г. Сергиев Посад
4. Примерная адаптированная основная образовательная программа по географии 7 класс, разработанная на основе ФГОС для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида (для обучающихся с умственной отсталостью)

Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;На основе программы Т.М.Лифановой для специальной .

Рабочая программа изобразительного искусства по адаптированной основной образовательной программе для детей с легкой умственной отсталостью

Рабочая программаизобразительного искусства по адаптированной основной образовательной программедля детей с легкой умственной отсталостью.

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку и литературе

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку.

Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования по физике. (НОДА)

Адаптированная образовательная программа по физике направлена на реализацию ФГОС ООО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Пояснительная записка к Рабочей программе по английскому языку для обучения учащихся 6 классов с ОВЗ, осваивающих адаптированную основную образовательную программу основного общего образования.

Пояснительная запискаРабочая программа по английскому языку предназначена для обучения учащихся 6 классов с ОВЗ, осваивающих адаптированную основную образовательную программу основного общего об.

Источник: nsportal.ru

3.2. Структура Адаптированной образовательной программы

Структура адаптированной образовательной программы ребенка с ОВЗможет включать несколько модулей (в зависимости от образовательных потребностей и психофизических особенностей ребенка с ОВЗ):

— индивидуальный учебный план, определяющий объем и формы организации обучения, в том числе занятия коррекционно-педагогической и психологической направленности (индивидуальные, подгрупповые и групповые);

— адаптированные программы предметов, изучаемых в рамках основной образовательной программы организации;

— программы коррекционно-педагогической и психологической направленности в соответствии со специфическими психофизическими особенностями и образовательными потребностями ребенка с ОВЗ (программа логопедической работы, программа работы педагога-психолога, программа работы учителя-дефектолога (олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога),

— программы дополнительного образования детей, включающие элементы программ специфических учебных предметов, необходимые для компенсации нарушений – например, таких как: «Социально-бытовая ориентировка», «Фонетическая ритмика» и др.

Компонентный состав документа «Адаптированная индивидуальная образовательная программа для ребенка с ОВЗ».

Структура Адаптированной индивидуальной образовательной программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов:

• титульный лист программы с указанием наименования учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями и председателем ПМПк школы, указанием специалиста, который является ответственным за реализацию адаптированной индивидуальной образовательной программы);

• пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени, структура адаптированной индивидуальной образовательной программы, её цели и задачи);

• индивидуальный учебный план;

— образовательный компонент;

— коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления

коррекционной работы специалистов сопровождения (учителя – логопеда, учителя – дефектолога, педагога – психолога, социального педагога, медицинского работника) с обучающимся, ее приемы, методы и формы, рекомендации выше указанных специалистов учителю и родителям.

— воспитательный компонент, содержащий раздел классного руководителя с

рекомендациями для родителей обучающегося;

• мониторинг достижений обучающегося, в котором конкретно сформулированы результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций;

• заключение и рекомендации, в котором формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации адаптированной индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-педагогического консилиума в конце учебного года и динамического обследования ребенка на ПМПК.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru