Структура и программа беседы

Вводная часть беседы призвана заинтересовать собеседни­ка темой предстоящего разговора, привлечь его к сотрудничеству, т. е. «настроить» его на совместную работу. Важно пробудить у собеседника желание участвовать в беседе. Чаще всего это дости­гается посредством апеллирования к прошлому опыту собе­седника, проявлением доброжелательного интереса к его взглядам, оценкам, мнениям. Кроме того, в ходе вводной части беседы испытуемому может быть сообщено о примерной продолжительности беседы, о возможном использовании ее результатов или, напротив, полной конфиденциальности.

Правильная последовательная реализация задач вводного этапа приводит к установлению прочного контак­та с собеседником, что позволяет перейти к следующему, основному этапу беседы. Его характеризует наличие общих открытых вопросов по теме беседы, вызывающих как можно более свободные высказывания собеседника, изложение им своих мыслей, переживаний. Основной этап беседы – это ее кульминация, здесь почти все зависит от его умения педагога или психолога задавать вопросы, слушать ответы, наблюдать за поведением собеседника.

Классические Беседы. Как разобраться в КБ новичку? Эфир от 05.10.2020

Завершающая фаза — это окончание беседы. Как правило, здесь в той или иной форме делаются попытки ослабить напряжение, если оно возникало в ходе беседы, и выражается признательность за сотрудничество.

Описанные этапы беседы не имеют жестких гра­ниц. Переходы между ними являются постепенными и плав­ными.

Вербальное общение в процессе беседы.

Одним из основных приемов обращения, позволяющих собеседнику яснее выразить свои мысли, чувства, проблемы, является так называемый «Вы-подход» [2]. В словесном плане он реали­зуется в переходе от высказываний в первом лице к форму­лировкам, непосредственно обращенным к собеседнику. В таблице приведены примеры высказываний, позволяющих уяснить разницу в вербальных формулировках, характерных для «Я-подхода» и «Вы-подхода».

«Я бы хотел. »

«Мне пред­ставляется. »

«Вероятно, Вам, интереснее говорить о. »

«Хоть Вам и не известно. »

«Как Вы знаете. »

«Веро­ятно, Вы не слышали. »

«Вы, наверное, уже об этом слышали. »

Особое значение при проведении беседы имеют воп­росы. С их помощью можно:

  • взять инициативу в беседе;
  • активизировать собеседника, чтобы беседа действительно стала диалогом;
  • побудить собеседника к высказываниям в том направлении, которое соответствует програм­ме беседы;
  • дать возможность собеседнику проявить себя, показать свои знания и осведомленность, продемонстрировать свои мнения, оценки, взгляды и позиции.

Виды вопросов.

  1. Основными видами вопросов являются открытые и закрытые вопросы.

Открытые вопросы — это вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет», они требуют какого-то объяснения. Это так называемые вопросы «кто?», «что?», «как?», «сколько?», «почему?». Закрытые вопросы — это вопросы, на которые ожида­ется ответ «да» или «нет». Например, «Это все, что Вы хотели сказать?»; «Это трудно?»; «Предпоч­ли бы Вы это сделать сами?».

Обзор программы «Классические Беседы»

Закрытые вопросы часто ведут к со­зданию напряженной атмосферы в беседе, поскольку резко сужают «пространство для маневра» у собеседника, легко могут нарушить ход мыслей говорящего. Используются только с целью конкретизировать сообщение говорящего или побудить его принять решение.

Также принято выделять выясняющие вопросы — являются обращением к гово­рящему за уточнением. Они вынуждают собеседника размыш­лять, тщательно обдумывать и комментировать то, что уже было сказано. Например: «В этом ли состоит проблема, как Вы ее понимаете?»; «Что Вы имеете в виду?».

Для углубленного выяснения содержания от­вета собеседника более удобным представляется не формули­рование вопросов, а прием перефразирования, когда говоря­щему передают его же сообщение, но словами слушающего. Цель перефразирования — дать собственную формулировку сообще­ния говорящего для проверки его точности. Перефразирование можно начать следующими словами: «Как я понял Вас. »; «Как я понимаю, Вы говорите. »; «Другими словами, Вы счи­таете. »; «По Вашему мнению. ». При перефразировании вы­бираются только главные, существенные моменты сообщения, иначе ответ вместо уточнения понимания может стать причиной путаницы.

  1. Также можно выделить прямые, косвенные и проективные вопросы.Это различение основано на том, насколько прямо или, наоборот, завуалированно предстает связь вопроса и изучаемой реальности.

Прямые — непосредственно касаются исследуемого пред­мета, например: «Боязно ли Вам обращаться к незнакомому человеку?»;

Косвенные — касающиеся исследуемого предмета более опосредованно, оставляющие собеседнику достаточно широкий выбор ответа, например: «Как Вы поступаете, когда Вам бывает необходимо обратиться к незнакомому человеку?»;

Проективные — касаются той области, в которую вклю­чен исследуемый предмет: «Все ли боятся обращаться к не­знакомым людям?». К ним можно добавить вспомогательный вопрос: «Ну, а как Вы?».

Существуют ряд правил относительно недопустимых в беседе высказываний. Следует избегать

  • наводящих вопросов, которые самой сво­ей формулировкой подсказывают ответ (например, «Вы, конечно, любите читать книги?»);
  • вопросов, в которых содержится оценочная позиция(например, «Такие уверенным в себе людям, как Вы, обычно легко общаться, не так ли?»);
  • вопросов, слишком ши­роко сформулированных относительно предмета обсуждения (например, «Как Вы относитесь к другим людям?»);
  • вопросов, которые имеют акцентированно альтернативный характер (например, «Вам легко зна­комиться с другими людьми или Вам это трудно сделать?»). Собеседник может придерживаться третьей точки зрения, которая вовсе не задана этим вопросом и потому может ос­таться невысказанной
  • вопросов, слишком ши­роко сформулированных относительно предмета обсуждения (например, «Как Вы относитесь к другим людям?»);
Читайте также:
Запуск программы невозможен так как на компьютере отсутствует msvcp 140 dll

Источник: studfile.net

Структура занятия – беседы

Беседа — целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается как метод ознакомления с окружающим и как метод развития связной речи.

Беседа – активный метод умственного воспитания. Вопросно– ответный характер общения побуждает ребенка сравнивать, рассуждать, обобщать.

В беседе вместе с мышлением развивается речь: связные логические высказывания, оценочные суждения, образные выражения. Формируется диалогическая и монологическая речь. Дети учатся речи-доказательству, умению обосновывать свою точку зрения, вступать в «дис­куссию».

В беседе активизируется, уточняется и пополняется словарный запас детей, т.к. воспитатель побуждает детей подыскивать для ответа наиболее точные слова.

Беседы имеют и воспитательное значение. Многие темы бесед влияют на поведение детей, их поступки (Почему в автобусе нельзя говорить громко? Чем мы можем порадовать малышей?) Беседа помогает формировать положительное отношение к людям, стране, родному городу, близким.

Беседа важна и для эстетического воспитания. Ребенок учится внимательно слушать того, кто говорит, сдерживать желание отвечать на вопрос, не подождав вызова. Следовательно, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения.

Классификация бесед.

Профессор Евгения Александровна Флерина классифицировала беседы, исходя из ди­дактических задач:

1. Вводная беседа, предваряющая получе­ние новых знаний, является связующим звеном между имеющимся у детей опытом и тем, который они приобретут. Цель — узнать, что дети знают по данной теме, создать интерес к предсто­ящей деятельности. Эти беседы успешны, если они кратки, эмоцио­нальны, проводятся в непринужденной обстановке, ряд вопросов оста­ется неразрешенным («Посмотрим. Увидим… Проверим…»).

3. Беседа обобщающая. Цель — систематизировать, уточнить и расши­рить опыт (знания) детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Обобщающая беседа – занятие, проводится 1-2 раза в месяц.

Другие методисты к данным видам добавляют беседы по художественным произведениям, беседы по картинам.

С точки зрения содержания можно условно выделить бе­седы познавательного характера (о школе, о родном городе) и этические (о нормах и правилах поведения людей в обще­стве и дома).

Подготовка воспитателя к беседе состоит в следующем:

А) выбор темы беседы;

Б) определение программного содержания и воспитательных задач;

В) составление плана проведения беседы (микротемы);

Г) подбор иллюстративного материала.

Подготовка детей к беседе состоит в том, чтобы за несколько дней до занятия обратить внимание детей на предметы и явления, о которых пойдет речь, назвать их словами, дать рассмотреть их, осознать их приметы, т.е. фактический материал беседы должен уже быть знаком детям. Лучшим приемом подготовки является предварительный разговор на ту же или близкую тему, может быть экскурсия, наблюдение, чтение художественной литературы. Подготовительная работа указывается в конспекте.

Содержанием бесед является программный мате­риал по ознакомлению детей с окружающей жизнью: бы­том и трудом людей, событиями общественной жизни, деятельностью детей в детском саду (игры, труд, взаи­мопомощь, друзья).

Тематика бесед определяется зада­чами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом знаний, приобретенных в про­цессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим ок­ружением. Напр.,

— природоведческие темы (вводится со средней гр.):

Наш парк весной. Зимующие и перелетные птицы.

Москва – столица нашей Родины. Праздники (Новый год, Масленница, 9 мая и др.)

— морально-этические: (проводятся со старш. гр.)

Беседа о дружбе. Кого можно назвать честным человеком. Уважай труд старших.

Систематизировать знания в беседе возможно при усло­вии последовательного расположения материала.

Структура занятия – беседы

I. Начало беседы (вводная).

Цель: привлечь внимание детей к теме беседы, оживить ранее полученные впечатления.

Начать беседу можно с воспоминания, загадки, стихотворения, показа картины, фотографии, предмета. Беседу об осени можно начать с вопроса: «Почему осень называют золотой?». Беседу «О культуре поведения» с проблемного вопроса: «О каком человеке можно сказать, что он культурный человек?»

В начале беседы желательно сформулировать тему (цель) предстоящей беседы, обосновать важность ее.

II. Основная часть.

Основная часть делится на микротемы. В каждой микротеме решается частная задача. Напр., общая задача беседы «О здоровье» в старш.гр.: закрепить знания о тех условиях, которые помогают сохранить крепкое здоровье.

Выделяем 4 микротемы:

1. Свежий воздух (в помещении, на прогулке). Частная задача: уточнить знания о положительном влиянии свежего воздуха на здоровье.

2. Утренняя зарядка, необходимость разнообразных упражнений.

Частная задача: уточнить знания о положительном влиянии утренней зарядки на здоровье и т.д.

III. Окончание беседы небольшое по времени.

Чаще всего это обобщающие вы­воды по всей беседе. Этическая беседа может быть закончена установкой на выполнение правила: «Вежливые люди, входя, первыми здороваются со всеми, наклоняют голову, улыбаются. Вежливые дети никогда не забудут поздороваться первыми. Помните всегда об этом».

Читайте также:
Как участвовать в партнерской программе Youtube

Беседа может быть закончена загадкой, сти­хотворением, пословицей, музыкой, связанной с темой беседы.

Можно предложить детям понаблюдать за птицами, повесить кормушку для зимующих птиц, нарисовать в подарок маме рисунок.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Кузнецов И. Деловая беседа: подготовка, планирование и структура

Деловая беседа — это осмысленное стремление одного человека или группы людей посредством слова вызвать желание у другого человека или группы людей к действию, которое изменит хотя бы одну из сторон какой-либо ситуации или установит новые отношения между участниками беседы.

В современной трактовке деловые беседы означают устный контакт между партнерами (собеседниками), которые имеют необходимые полномочия со стороны своих организаций для их проведения и разрешения конкретных проблем.

Основные функции деловой беседы:

  1. Начало перспективных мероприятий и процессов
  2. Контроль и координирование уже начатых мероприятий и процессов
  3. Обмен информацией
  4. Взаимное общение работников из одной сферы деятельности
  5. Поддержание деловых контактов
  6. Поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов
  7. Стимулирование движения творческой мысли в новых направлениях.

Подготовка к беседе включает:

  • предварительный анализ участников и ситуации;
  • инициатива проведения беседы и определение ее задач;
  • определение стратегии и тактики;
  • подробный план подготовки к беседе.

2. Оперативная подготовка:

  • сбор материалов;
  • отбор и систематизация материалов;
  • обдумывание и компоновка материалов;
  • рабочий план;
  • разработка основной части беседы;
  • начало и окончание беседы.
  • контроль (т.е. проверка проделанной работы);
  • придание окончательной формы беседы.
  • мысленная репетиция;
  • устная репетиция;
  • репетиция беседы в форме диалога с собеседником.

Планирование беседы сводится к следующим действиям:

  • составление и проверка прогноза деловой беседы;
  • установление основных, перспективных задач беседы;
  • поиски подходящих путей для решения этих задач (стратегии);
  • анализ внешних и внутренних возможностей для осуществления плана беседы;
  • определение и разработка среднесрочных и краткосрочных задач беседы, их
    взаимосвязи и очередности;
  • разработка мероприятий для реализации указанных задач (разработка программы
    работы, плана по отдельным элементам беседы) и др.

Структура деловой беседы состоит из 5 фаз:

  1. Начало беседы.
  2. Передача информации.
  3. Аргументирование.
  4. Опровержение доводов собеседника.
  5. Принятие решений.

В отношении любого выступления, любой беседы действуют 10 общих правил, соблюдение которых сделает ваше выступление, если не совершенным, то по крайней мере корректным:

  1. Профессиональные знания.
  2. Ясность.
  3. Надежность.
  4. Постоянная направленность.
  5. Ритм.
  6. Повторение.
  7. Элемент внезапности.
  8. «Насыщенность» рассуждений.
  9. Рамки передачи информации.
  10. Определенная доза юмора и даже, в какой-то мере, иронии.

К перечисленным правилам можно добавить следующие основные черты живой речи:

Фаза I. Начало беседы

  • установление контакта с собеседником;
  • создание приятной атмосферы для беседы;
  • привлечение внимания;
  • побуждение интереса к беседе;
  • «перехват» инициативы.

Приемы начала беседы:

Правильное начало беседы предполагает:

  • точное описание целей беседы;
  • взаимное представление собеседников;
  • название темы;
  • представление лица, ведущего беседу;
  • объявление последовательности рассмотрения вопросов.

На что нужно обратить внимание при налаживании личного контакта с собеседником:

  • а) ясные, сжатые и содержательные вступительные фразы и объяснения;
  • б) обращение к собеседникам по имени и отчеству;
  • в) соответствующий внешний вид (одежда, подтянутость, выражение лица);
  • г) проявление уважения к личности собеседника, внимание к его мнениям и интересам;
  • е) обращение за ответом и т.п.

Фаза II. Передача информации

Цель этой части беседы заключается в решение следующих задач:

  • сбор специальной информации по проблемам, запросам и пожеланиям собеседника;
  • выявление мотивов и целей собеседника;
  • передача запланированной информации;
  • анализ и проверка позиции собеседника.

5 основных групп вопросов:

1. Закрытые вопросы — это вопросы, на которые ожидается ответ «да» или «нет». Какова цель вопросов такого типа? Получить от собеседника обоснованные аргументы для ожидаемого от него же ответа.

2. Открытые вопросы — это вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет», они требуют какого-то объяснения («Каково Ваше мнение по данному вопросу?», «Почему Вы считаете принятые меры недостаточными?»).

3. Риторические вопросы — на эти вопросы не дается прямого ответа, т.к. их цель — вызвать новые вопросы и указать на нерешенные проблемы и обеспечить поддержку нашей позиции со стороны участников беседы путем молчаливого одобрения («Мы ведь придерживаемся единого мнения по данному вопросу?»).

4. Переломные вопросы — удерживают беседу в строго установленном направлении или поднимают целый комплекс новых проблем. («Как Вы представляете себе структуру и распределение. »).

5. Вопросы для обдумывания — вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что было сказано («Правильно ли я понял Ваше сообщение о том, что. «Считаете ли Вы, что. ).

Фаза III. Аргументация

Мелочи, имеющие иногда решающее значение:

  1. Оперировать простыми, ясными, точными и убедительными понятиями.
  2. Способ и темп аргументации должны соответствовать особенностям темперамента собеседника.
  3. Вести аргументацию корректно по отношению к собеседнику, т.к. это, особенно при длительных контактах, окажется для вас же намного выгоднее:
  • всегда открыто признавать правоту собеседника, когда он прав, даже если это может иметь для вас неблагоприятные последствия;
  • продолжать оперировать можно только теми аргументами, которые приняты собеседниками;
  • избегать пустых фраз.
Читайте также:
В какой программе делают формулы

4. Приспособить аргументы к личности вашего собеседника:

  • направлять аргументацию на цели и мотивы собеседника;
  • избегать простого перечисления фактов;
  • употреблять терминологию, понятную вашему собеседнику.

5. Избегать неделовых выражений и формулировок, затрудняющих аргументирование и понимание.

6. Попытаться как можно нагляднее изложить собеседнику свои доказательства, идеи и соображения.

Дня построения аргументации в нашем арсенале имеются 12 риторических методов аргументирования:

  1. Фундаментальный метод. Представляет собой прямое обращение к собеседнику.
  2. Метод противоречия. Основан на выявлении противоречий в аргументации против.
  3. Метод «извлечение выводов». Основывается на точной аргументации, которая постепенно, посредством частых выводов приведет вас к желаемому выводу.
  4. Метод сравнения.
  5. Метод «да. но».
  6. Метод «кусков». Состоит в расчленении выступления таким образом, чтобы были ясно различимы отдельные части: «это точно», «об этом существуют различные точки зрения».
  7. Метод «бумеранга».
  8. Метод игнорирования.
  9. Метод потенцирования. Собеседник в соответствии со своими интересами смещает акцент, выдвигает на первый план то, что его устраивает.
  10. Метод «выведения». Основывается на постепенном субъективном изменении существа дела.
  11. Метод опроса. Основан на том, что вопросы задаются заранее.
  12. Метод видимой поддержки.

Двенадцать спекулятивных методов аргументации:

  1. Техника преувеличения.
  2. Техника анекдота.
  3. Техника использования авторитета.`
  4. Техника дискредитации собеседника. Основывается на правиле: если я не смогу опровергнуть существо вопроса, тогда по меньшей мере нужно поставить под сомнение личность собеседника.
  5. Техника изоляции основана на «выдергивании» отдельных фраз из выступления, их изоляции и преподнесении в урезанном виде с тем, чтобы они имели значение, противоположное первоначальному.
  6. Техника изменения направления заключается в том, что собеседник не атакует ваши аргументы, а переходит к другому вопросу, который по существу не имеет отношения к предмету дискуссии.
  7. Техника вытеснения — собеседник в действительности не переходит к какой-то одной, точно определенной проблеме, преувеличивает второстепенные проблемы, взятые из вашего выступления.
  8. Техника введения в заблуждение, основывается на сообщении путаной информации, слов, которыми вас забрасывает собеседник.
  9. Техника отсрочки. Ее целью является создание препятствий для ведения дискуссии или ее затягивание.
  10. Техника апелляции. Представляет собой особо опасную форму «вытеснения» процесса рассуждений (собеседник взывает к сочувствию).
  11. Техника искажения.
  12. Техника вопросов-капканов. Включает 4 группы:
  • повторение;
  • вымогательство;
  • альтернатива;
  • контрвопросы.

Фаза IV. Опровержение доводов собеседника (нейтрализация замечаний собеседника)

  • убедительность изложения;
  • надежность изложения;
  • развеивание сомнений;
  • мотивы сопротивления и точка зрения.

Почему возникают замечания?

  • защитная реакция;
  • разыгрывание роли;
  • другой подход;
  • несогласие;
  • тактические раздумья.

Какова логическая структура опровержения замечаний?

  • анализ замечаний;
  • обнаружение настоящей причины;
  • выбор тактики;
  • выбор метода;
  • оперативное опровержение замечаний.

Какие приемы применяются для нейтрализации (опровержения)?

  • ссылки, цитаты;
  • «бумеранг»;
  • одобрение + уточнение;
  • переформулировка;
  • целевое согласие;
  • «эластичная оборона»;
  • метод опроса;
  • «да. но. »
  • предупреждение;
  • доказательство бессмысленности;
  • отсрочка.

Как обращаться с замечаниями при нейтрализации?

  • локализация;
  • тон ответа;
  • открытое противоречие;
  • уважение;
  • признание правоты;
  • воздержанность в личных оценках;
  • краткость ответа;
  • недопущение превосходства.

Фаза V. Принятие решения

  • подытоживание аргументов, призванных и одобренных вашим собеседником;
  • нейтрализация негативных моментов в заключении;
  • закрепление и подтверждение того, что достигнуто;
  • наведение мостов для следующей беседы.

Несколько общих советов в связи с окончанием беседы:

  • Свободно обращайтесь к собеседнику с вопросом, согласен ли он с вашей целью.
  • Не проявляйте неуверенности в фазе принятия решения. Если вы колеблетесь в момент принятия решения, то не удивляйтесь, если начнет колебаться и собеседник.
  • Всегда оставляйте в запасе один сильный аргумент, подтверждающий ваш тезис, на тот случай, если собеседник в момент принятия решения начнет колебаться.
  • Пользуйтесь достоверными аргументами, так как лучше, если собеседник примет решение сейчас, чем потом.
  • Не отступайте, пока собеседник несколько раз отчетливо не повторит «нет».
  • Не сдавайтесь на милость собеседника до тех пор, пока не попробуете все известные методы форсирования.
  • Следите за поведением собеседника, чтобы вовремя понять, что беседа подходит к концу. Закончите беседу в нужный момент.
  • Достигнув цели, прощайтесь с собеседником. Как только будет принято решение, поблагодарите собеседника, поздравьте его с разумным решением.

Лучшие статьи

Жданов Олег. Психологическая аутокоррекция и управление состоянием и поведением в критических ситуациях Если вы испытываете стресс, это значит, что ваши действия и ваше жизненное направление не приносит успеха. Существуют способы исправления ситуации

Жданов Олег. Самонастрои Используйте свое подсознание для развития в себе оптимизма, и вы сделаете его надежным помощником во всех делах

Жданов Олег. Методы регуляция стрессовых состояний и психического перенапряжения Нервно-психическое напряжение— особое психическое состояние, возникающее в тяжелых, непривычных для психики условиях, требующих перестройки всей адаптационной системы организма

Источник: go-up.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru