При изучении раздела «Предложение» ведущим направлением работы является раскрытие функции предложения как языковой единицы речи и формирование у учащихся умений сознательно пользоваться предложениями разной структуры в устной и письменной речи.
Взаимосвязанное изучение в школе всех сторон языка (произносительной, лексической, грамматической, словообразовательной) — ведущий методический принцип обучения русскому языку, реализация которого создает научную основу для осознания школьниками языка как явления сложного, развивающегося, имеющего существенные стороны, которые находятся между собой во взаимодействии.
Общая характеристика содержания начального обучения русскому языку
Содержание обучения русскому языку в средней общеобразовательной школе обусловлено прежде всего задачами, которые государство ставит перед ней на современном этапе развития социалистического общества. Задачи многогранны. Их решение направлено на умственное развитие школьников, идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.
Теория учебника по русскому языку: принципы построения. Упражнения и задачи по русскому языку
Обучение русскому языку своим конечным результатом имеет формирование у учащихся умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме.
Эта задача, специфическая для русского языка как учебного предмета, решается во взаимодействии с общеобразовательными задачами, направленными на формирование ученика как личности.
Содержание курса русского языка составляют знания: о звуковом строе русского языка и способах обозначения звуков в письменной речи (знания фонетические и графические); о способах словоизменения и соединения слов в предложения (знания грамматические: морфологические и синтаксические); о морфемном составе слов и способах образования слов (знания словообразовательные); о лексико-семантических группах слов (знания лексикологические); о принципах русского правописания и постановке знаков препинания (знания орфографические и пунктуационные). Указанные знания выступают в разных видах, главные из которых: а) грамматические, фонетические и словообразовательные понятия, б) графические, орфографические и пунктуационные правила.
Источник: pedlib.ru
ТЕОРИЯ УЧЕБНИКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ. УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАЧИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, ИХ ВИДЫ И ХАРАКТЕР.
ТЕОРИЯ УЧЕБНИКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ. УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАЧИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, ИХ ВИДЫ И ХАРАКТЕР.
Организация уроков русского языка. Как сделать уроки интересными? Школа молодого учителя.
ЛЕКЦИЯ 7 ТЕОРИЯ УЧЕБНИКА ПО РУССКОМУ
ЛЕКЦИЯ 7 ТЕОРИЯ УЧЕБНИКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ. УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАЧИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, ИХ ВИДЫ И ХАРАКТЕР.
План лекции Роль учебника по предмету
Роль учебника по предмету
Функции учебника: познавательная, систематизирующая,развивающая,воспи-тательная.
Способы: дедукция (способ мышления, основой является путь от общего вывода к выявлению частных закономерностей, грамматических категорий, частного правила) и индукция.
Упражнения по русскому языку и их виды.
Учебник по предмету — традиционное средство
Учебник по предмету — традиционное средство. Он выполняют важную роль как главная книга ученика, так же методическое руководство к деятельности для учителя. В этой книге излагаете материал в соответствии с программой по предмету. Цель пользования для ученика: получение необходимой информации для приобретения комплекса умений и навыков Для учителя: источник методической системы, который помогает определить методику работы на разных этапах усвоения учебного материала — чему и как учить.
В учебнике употереблены объем и система содержания предмета, в нем содержатся сведения по разделам языка: фонетика, орфоэпия, графика, лексика, фразеология, морфемика и словообразование, синтаксис и…
В учебнике употереблены объем и система содержания предмета, в нем содержатся сведения по разделам языка: фонетика, орфоэпия, графика, лексика, фразеология, морфемика и словообразование, синтаксис и пунктуация, орфография, стилистика и культура речи + общие сведения о языке, задания и упражнения для самостоятельной работы, вопросы для повторения. Так же в приложениях имеются памятки, словари (пиши правильно! говори правильно! толковый и орфографические словари), схемы языкового разбора. «Нужна не только наука, но и педагогика метода»: чему и как учить.
Каждый авторских коллектив применяет собственную логику изложения, которая базируется на концептуальных положениях авторской программы
Каждый авторских коллектив применяет собственную логику изложения, которая базируется на концептуальных положениях авторской программы. Но обязательным требованием является наличие 2 составляющих: теоретическая часть(определения программных понятий, правил по русскому языку, раскрывается их существенные признаки), практическая (упражнения, задания для тренировки умений, навыков).
Функции учебника: Познавательная: формирование новых понятий и знаний
Функции учебника:
Познавательная: формирование новых понятий и знаний. Систематизирующая: материал представлен в системе, усвоение по системе — от простого к сложному. Развивающая: в процессе выполнения различных упражнений, заданий, которые помогают формировать у школьников логическое мышление, правописные и речевые навыки.
Воспитательная: через специально под обратные тексты воспитывается уважение и любовь к родному языку, патриотизм,уважение к старшим.
Весь теоретический материал может быть представлен в учебниках разными способами: дедукция(способ мышления, основой является путь от общего вывода к выявлению частных закономерностей, грамматических категорий, частного…
Весь теоретический материал может быть представлен в учебниках разными способами: дедукция(способ мышления, основой является путь от общего вывода к выявлению частных закономерностей, грамматических категорий, частного правила) и индукция. Выбор способа подачи материала зависит от его сложности, от способности школьников воспринимать и анализировать этот материал, проводить наблюдения, делать выводы.
Понятия предоставляются в виде понятий и терминов(могут состоять из одного слова или словосочетаний), определение/дефиниция(форма раскрытия соответствующих понятий+могут быть описательными)
Понятия предоставляются в виде понятий и терминов(могут состоять из одного слова или словосочетаний), определение/дефиниция(форма раскрытия соответствующих понятий+могут быть описательными). Иллюстративный материал, который представлен в виде рисунков, схем, таблиц, цветных вклеек (на этапе введение новых знаний, теоретических сведений, также в качестве дополнительной информации, имеет разъяснительный характер, также для закрепления и обобщения). Использование наглядного метода активизирует внимание.
Упражнения по русскому языку и их виды
Упражнения по русскому языку и их виды. Упражнение — вид учебной деятельности учащегося, ставящий их перед необходимостью многократного и вариативного применения знаний в различных связях и условиях ; дидактический материал, специально подобранный и планомерно организованный с целью усовершенствования умений и навыков школьника.
Классификация: 1. По Л. П. Федоренко: Рецептивные(основа — восприятие):»прочитайте», «найдите»; Репродуктивные(основа — воспроизведение); Продуктивные(основа — создание):»подберите», «запишите».
По Добрословскому (развитие мышления)
2. По Добрословскому (развитие мышления) Аналитические (анализ единиц языка, выделение из целого какой-то части по заданным признакам); Синтетических (соединение нескольких элементов, фактов в единое целое): конструируют, составляют; Аналитико-синтетические (характеристика отдельных признаков, составление единиц разных языковых уровней). 3. По Г. Приступу по критериям: Упражнение зависит от характера мыслительной деятельности учащихся( аналитической и тд) а) От времени выполнения б) От последовательности (связано с усвоением языкового материала): 1. Пропедевтические(подготовка к восприятию нового материала, акцент на изучаемую единицу);2.
Иллюстративные (наиболее ярко показать примеры тех языковых фактов, которые разбираются на уроке);3. Закрепительные (закрепление теоретических сведений): постоянное воспроизведение существенных признаков изучаемого материала. 4. Повторительно-обобщающие (повторение, обобщение+формирование умения у ученика найти необходимый материал из известного, строить свои знания по данному вопросу в систему знаний). 5. Творческие (найти и охарактеризовать явление, уметь составлять собственный продукт и использовать изученное явление языка в самостоятельной рече-творческой деятельности (в устной и письменной форме).
По Рахманову: По назначению : языковые и речевые, рецептивные и репродуктивные, аспектные и комплексные(изучает весь комплекс предметов, коммуникативные и подготовительные
4. По Рахманову: По назначению: языковые и речевые, рецептивные и репродуктивные, аспектные и комплексные(изучает весь комплекс предметов, коммуникативные и подготовительные. По характеру явления: упражнения в диалогической и монологической речи По способу выполнения: устные и письменные .
ТЕОРИЯ УЧЕБНИКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ. УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАЧИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, ИХ ВИДЫ И ХАРАКТЕР.
ТЕОРИЯ УЧЕБНИКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ. УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАЧИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, ИХ ВИДЫ И ХАРАКТЕР.
ТЕОРИЯ УЧЕБНИКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ. УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАЧИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, ИХ ВИДЫ И ХАРАКТЕР.
Вопросы: Какова роль учебника по предмету?
Вопросы:
Какова роль учебника по предмету?
Какие знаете функции учебника?
Как классифицируют упражнения по русскому языку разные методисты?
Источник: znanio.ru
МЕТОДИКА ОТВЕТЫ. Оглавление Методика преподавания русского языка как наука, её предмет и задачи
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 205.86 Kb.
Программа по русскому языку как средство конкретизации содержания обучения данному учебному предмету в школе.
Типологическая классификация программ по русскому языку :
а) по месту, отводимому предмету в учебном плане;
1) программа изучения курса русского языка по стабильным учебникам (сост. М.Т. Баранов, Г.А. Ладыженская, И.И. Кулибаба, С.Г.
Бархударов, С.Е. Крючков);
2) программы изучения курса русского языка по параллельным учебным комплексам: а) под ред. В.В. Бабайцевой; б) под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта;
3) программы по русскому языку для 5–9, 5–11 классов учебных заведений с углубленным изучением русского языка: а) по учебнику под ред. М.В. Панова; б) по новому учебному комплексу для 5–11 классов под ред. В.В. Бабайцевой.
Особенности действующих программ по русскому языку для 10–11 классов: а) составитель А.И. Власенков; б) составитель Г.А. Богданова.
Программы компенсирующего обучения по русскому языку для 5–9 классов: а) составители: М.М. Разумовская, Ю.Н. Гостева; б) составители: Т.А. Костяева, Ю.С. Бичерова.
СТАБИЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ по русскому языку начали создаваться после Постановления ЦК ВКП (б) от 13 февраля 1933 г. «Об учебниках для начальной и средней школы». До этого времени согласно теории «отмирания учебника» в школьной практике широко применялись пособия, не содержащие систематического изложения теоретических сведений. Это так называемые подвижные, «рассыпные» учебники, составлявшиеся из отдельных заданий, «тетрадей», брошюр, выпусков и т.п.
После указанного постановления начиная с 1933 г. были созданы следующие стабильные учебники:
Начиная с 1970 г. школьный курс русского языка представлен в следующих учебниках для V-IX классов:
1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. Русский язык. 5-6-7 класс / Науч. редактор Н.М.Шанский.
4. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Четко Л. А. Русский язык. 8-9 класс.
В настоящее время наряду с названными в общеобразовательной школе используются еще два учебных комплекта, рекомендованные Министерством образования РФ.
I Е Разумовская М.М., Львова СИ., Богданова Г.А., Капинос В.И. и др. Русский язык. 5-8 класс / Под ред. М.М.Разу¬мовской, П.А.Леканта.
II 1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. 5-9 классы.
2. Русский язык: Практика. 5 класс: Сборник задач и упражне-ний / Сост. А.Ю.Купалова; Науч. редактор В.В. Бабайцева.
5. Никитина Е.И. Русская речь. 5-9 классы /Науч. редактор В. В. Бабайцева.
В старших классах (X-XI) для обобщения и повторения учебного материала рекомендуются учебники:
1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы.
2. Греков В.Ф., Четко Л.А. Пособие по русскому языку в старших классах.
- основные материалы: программу, учебники,
- дополнительные материалы для учащихся,
- вспомогательные материалы для учителя.
- программа;
- учебники для 5, 6, 7, 8, 9 классов под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта;
- методические и дидактические материалы.
Источник: topuch.com