К элементам любого языка программирования относят алфавит, т.е. набор символов, используемых в программе, зарезервированные слова, знаки операций, типы данных и базовые конструкции.
Алфавит языка
Алфавит языка Turbo Pascal включает следующее множество символов:
— прописные и строчные латинские буквы A.. Z, a.. z;
— десятичные цифры 0.. 9;
При обработке текста программы компилятор не делает различий между верхним и нижним регистрами клавиатуры, то есть строчные и прописные символы латинского алфавита интерпретируются одинаково. Однако это не распространяется на переменные символьного и строкового типов.
Зарезервированные слова
Зарезервированные (служебные) слова имеют строго определенное назначение, которое не может быть изменено. Их нельзя использовать в качестве идентификаторов.
Основные служебные слова:
Источник: mydocx.ru
2. Структура и основные элементы программы
Любая C++ программа представляет собой одну или несколько функций. Вот пример простой программы с одной функцией, обеспечивающей вывод некоторого текста в консольное окно: #include using namespace std; int main() < cout Это исходный код программы (исходный код – это текст, написанный на одном из языков высокого уровня – в данном случае – на языке C++). Его нельзя выполнить.
Устройство компьютера. Из чего состоит компьютер?
Для выполнения программы с помощью компилятора надо получить результирующую программу (объектный код). Таким образом, необходимо выполнить следующие действия: 1. написать текст программы (создать исходный код); 2. откомпилировать этот текст (получить объектный код результирующей программы); 3. выполнить результирующую программу. Особенности выполнения этих действий существенно зависят от используемой системы программирования. Программа, приведенная выше, имеет несколько недостатков: 1. При ее выполнении в большинстве случаев (в зависимости от используемой среды программирования) невозможно увидеть результат ее работы; 2. Выведенный в консольное окно текст на русском языке будет нечитабельным. Вот второй вариант этой же программы, лишенный этих недостатков: #include /* Директива препроцессору включить в текст заголовочный файл библиотеки классов C++ для управления вводом – выводом */ using namespace std; /* Директива компилятору использовать пространство имен std стандартной библиотеки С++ */ int main() // Основная функция программы – начало выполнения программы < setlocale(0, «»); // Установка локальных настроек на вывод русского текста cout
3.Общее понятие типов данных
Тип данных для каждого программного объекта, представляющего данные, определяет: • характер данных (число, со знаком или без знака, целое или с дробной частью, одиночный символ или текст, представляющий последовательность символов и т.д.); • объем памяти, который занимают в памяти эти данные; • диапазон или множество возможных значений; • правила обработки этих данных (например, допустимые операции).
СТРУКТУРА ПРОЕКТА | СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ | C# ОТ НОВИЧКА К ПРОФЕССИОНАЛУ Урок #2
4. Переменные и константы
В программах данные представлены константами и переменными. Переменная — это именованная область памяти, в которой хранятся данные определенного типа. Каждая переменная имеет имя и значение. Именем переменной является идентификатор, придуманный программистом, и служит для обращения к области памяти, в которой хранится значение этой переменной.
Идентификатор переменной преобразуется в адрес памяти, где хранится переменная, в процессе компиляции программы. Перед использованием любая переменная должна быть описана. Общее правил определения переменной можно сформулировать так: [класс памяти] [инициализатор]; Константа – это величина, значение которой в процессе работы программы не изменяется.
Константы бывают двух видов: константы – литералы и именованные константы. Константы – литералы представляют собой сами значения. Например: 123 -245 0.003 -12.45 ’R’ ”Это текст” Тип данных, которому принадлежит констант – литера, определяется компилятором автоматически по виду самого значения.
Способы записи констант – литералов разных типов будет рассмотрены позже при изучении соответствующих типов данных. Далее в программе можно использовать имена этих констант, а не сами значения. Удобство использования именованных констант обусловлено возможностью изменения значения константы (например, при модификации программы) только в одном месте программы – в определении константы. При этом во всех местах программы, где используется имя этой константы, будет применено ее новое значение.
Источник: studfile.net
Структура и основные элементы программы
Служат для указания действий над операндами. В зависимости от количества операндов в C++ имеются унарные, бинарные и одна тернарная операции. Знаки операций могут изображаться одним или несколькими символами. Если операция содержит в своем изображении несколько символов, то между символами не должно быть пробелов.
Некоторые операции в C++ в зависимости от контекста могут выполнять разные действия. Большинство стандартных операций можно переопределять (перегружать).
Константы – это данные, значения которых не могут меняться в процессе работы программы. Подробно синтаксические правила записи различных констант будут рассмотрены при изучении соответствующих типов данных. Сейчас только одно замечание по поводу использования алфавита языка при формировании строковых (текстовых) констант: в них можно использовать не только символы алфавита языка C++, но и все другие символы, имеющиеся в используемой таблице символов (символы национальных алфавитов, символы псевдографики и т.д.).
Комментарии – это фрагменты текста, игнорирующиеся компилятором при обработке текста программы. Комментарии в текстах программ используются для различных пояснений к тексту программы, а также для исключения временно не нужных фрагментов текста программы (например, отладочных кодов или вариантов реализации).
В C++ имеются комментарии двух видов: однострочные и многострочные.
Однострочный комментарий начинается двумя символами // (прямой косой черты) и заканчивается в конце строки текста программы.
Многострочный комментарий – начинается символами /* и заканчивается */ и может содержать множество строк. Многострочные комментарии не могут вкладываться друг в друга. Однострочные комментарии могут находиться внутри многострочных комментариев.
Любая C++ программа представляет собой одну или несколько функций. Вот пример простой программы с одной функцией, обеспечивающей вывод некоторого текста в консольное окно:
using namespace std;
int main()
return 0;
Это исходный код программы (исходный код – это текст, написанный на одном из языков высокого уровня – в данном случае – на языке C++). Его нельзя выполнить. Для выполнения программы с помощью компилятора надо получить результирующую программу (объектный код).
Таким образом, необходимо выполнить следующие действия:
1. написать текст программы (создать исходный код);
2. откомпилировать этот текст (получить объектный код результирующей программы);
3. выполнить результирующую программу.
Особенности выполнения этих действий существенно зависят от используемой системы программирования.
Программа, приведенная выше, имеет несколько недостатков:
1. При ее выполнении в большинстве случаев (в зависимости от используемой среды программирования) невозможно увидеть результат ее работы;
2. Выведенный в консольное окно текст на русском языке будет нечитабельным.
Вот второй вариант этой же программы, лишенный этих недостатков:
#include /* Директива препроцессору включить в текст заголовочный файл библиотеки классов C++ для управления вводом – выводом */
using namespace std;/*Директива компилятору использовать пространство имен std стандартной библиотеки С++ */
int main() // Основная функция программы – начало выполнения программы
setlocale(0, «»); // Установка локальных настроек на вывод русского текста
system(«Pause»); // Приостановка выполнения программы
return 0; // Выход из функции и из программы
А вот пример более сложной программы, содержащей две функции:
using namespace std;
int sum(int a, int b)
int c = a + b;
return c;
int main()
setlocale(0, «»);
system(«Pause»);
return 0;
Более интересный вариант этой же программы, выполняющий сложение любых целых чисел, введенных с клавиатуры:
using namespace std;
int sum(int a, int b)
int c = a + b;
return c;
int main()
int s1, s2;
setlocale(0, «»);
cin >> s1;
cin >> s2;
system(«Pause»);
return 0;
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru