В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.
Министр
Д.В. ЛИВАНОВ
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
ПРИКАЗ №499 от 1 июля 2013 г.
(в ред. от 15.11.2013)
1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (далее — Порядок) устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
2. Настоящий порядок является обязательным для организаций дополнительного профессионального образования; образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение (научные организации или иные юридические лица) (далее совместно — организация).
Разработка дополнительной общеразвивающей программы: структура, концепция, типичные ошибки и способы
3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование .
4. Организация осуществляет обучение по дополнительной профессиональной программе на основе договора об образовании, заключаемого со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение, либо за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.
5. Содержание дополнительного профессионального образования определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
6. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
Реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации .
В структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.
Структура и специфика реализации дополнительных и предпрофессиональных программ в сфере искусства
Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации .
В структуре программы профессиональной переподготовки должны быть представлены:
характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации;
характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.
7. Содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы и (или) отдельных ее компонентов (дисциплин (модулей), практик, стажировок) должно быть направлено на достижение целей программы, планируемых результатов ее освоения.
8. Содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе .
9. Для определения структуры дополнительной профессиональной программы и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией .
Структура дополнительной профессиональной программы включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты . Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
10. Программа профессиональной переподготовки разрабатывается организацией на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.
11. Исключен. — Приказ Минобрнауки России от 15.11.2013 N 1244.
12. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании . Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов.
13. Дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки.
Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использовании при исполнении своих должностных обязанностей.
Сроки стажировки определяются организацией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.
Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности, как:
самостоятельную работу с учебными изданиями;
приобретение профессиональных и организаторских навыков;
изучение организации и технологии производства, работ;
непосредственное участие в планировании работы организации;
работу с технической, нормативной и другой документацией;
выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);
участие в совещаниях, деловых встречах.
По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.
14. При реализации дополнительных профессиональных программ организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной профессиональной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации .
15. Дополнительные профессиональные программы реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
16. Образовательный процесс в организации может осуществляться в течение всего календарного года. Продолжительность учебного года определяется организацией.
17. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.
Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
18. При освоении дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки возможен зачет учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), освоенных в процессе предшествующего обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) дополнительным профессиональным программам, порядок которого определяется организацией самостоятельно.
19. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией самостоятельно.
Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.
Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью и (или) выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, если иное не установлено законодательством Российской Федерации
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчисленным из организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией.
Документ о квалификации выдается на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается организацией.
20. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации .
21. Оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ проводится в отношении:
соответствия результатов освоения дополнительной профессиональной программы заявленным целям и планируемым результатам обучения;
соответствия процедуры (процесса) организации и осуществления дополнительной профессиональной программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ;
способности организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг.
22. Оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ проводится в следующих формах:
внутренний мониторинг качества образования;
внешняя независимая оценка качества образования.
Организация самостоятельно устанавливает виды и формы внутренней оценки качества реализации дополнительных профессиональных программ и их результатов.
Требования к внутренней оценке качества дополнительных профессиональных программ и результатов их реализации утверждается в порядке, предусмотренном образовательной организацией.
Организации на добровольной основе могут применять процедуры независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ и общественной аккредитации организаций.
Источник: otot.ru
Особенности разработки и реализации программ дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
дополнительное профессиональное образование / профессиональные стандарты / программы / учебно-методический комплекс / additional professional education / professional standards / programs / educational-methodical complex
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Елена Львовна, Елинская Янина Алексеевна
Дополнительное профессиональное образование связано с развитием профессиональных компетенций, личностных качеств, должно учитывать потребности, способности, временные ресурсы каждого слушателя и максимизировать конкурентоспособные качества, давать новые стимулы к самореализации. Разработка программ дополнительного профессионального образования предполагает: учёт профессиональных стандартов , персонифицкацию по темпам освоения и содержанию; применение дистанционных образовательных технологий
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокина Елена Львовна, Елинская Янина Алексеевна
Модель научно-методического сопровождения и опыт реализации программ дополнительного профессионального образования (взрослых)
К вопросу о современных стратегиях непрерывного дополнительного профессионального образования взрослых
Актуальные аспекты развития профессиональной карьеры педагога
К вопросу о качестве непрерывного дополнительного профессионального образования взрослых
Моделирование методического сопровождения подготовки инженерных кадров в системе дополнительного профессионального образования
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION PROGRAMS THEIR DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION
Additional professional education is associated with the development of professional competencies, personal qualities. It should take into account the needs, abilities, time resources of each student and maximize competitive qualities, give new incentives for self-realization. The development of additional education programs involves: professional standards ; personification in terms of development and content; the use of distance educational technologies
Текст научной работы на тему «Особенности разработки и реализации программ дополнительного профессионального образования»
ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сорокина Елена Львовна.
Елинская Янина Алексеевна.
Аннотация. Дополнительное профессиональное образование связано с развитием профессиональных компетенций, личностных качеств, должно учитывать потребности, способности, временные ресурсы каждого слушателя и максимизировать конкурентоспособные качества, давать новые стимулы к самореализации. Разработка программ дополнительного профессионального образования предполагает: учёт профессиональных стандартов, персонифицкацию по темпам освоения и содержанию; применение дистанционных образовательных технологий.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, профессиональные стандарты, программы, учебно-методический комплекс.
ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION PROGRAMS THEIR DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION
Sorokina Elena Lvovna.
Elinskaya Yanina Alekseevna.
Abstract. Additional professional education is associated with the development of professional competencies, personal qualities. It should take into account the needs, abilities, time resources of each student and maximize competitive qualities, give new incentives for self-realization. The development of additional education programs involves: professional standards; personification in terms of development and content; the use of distance educational technologies.
Key words: additional professional education, professional standards, programs, educational-methodical complex.
Сегодня, дополнительное профессиональное образование является одним из ресурсов стимулирования и внедрения инноваций в экономику, вектором государственной политики в рамках обеспечения непрерывности условий профессионального развития человека, его потенциала, необходимым условием совершенствования и наращивания общественного производства.
Дополнительное профессиональное образование связано не только с развитием профессиональных компетенций, а также, с развитием личностных качеств, способностей, оно, как никакое другое образование, должно учитывать потребности, способности, временные ресурсы каждого слушателя и максимизировать конкурентоспособные качества, давать новые стимулы к самореализации.
На наш взгляд, все позитивные характеристики, которыми по мнению К.А. Мызровой [1] должно обладать современное образование, полностью можно отнести и к дополнительному профессиональному образованию: глобализация, интернационализация, регионализация, коммерциализация, поликуртурность, социальная и профессиональная мобильность, интеграция, непрерывность. Все указанные особенности должны быть учтены при формировании моделей и механизмов его реализации.
На наш взгляд, этому может препятствовать ряд противоречий:
— между инертностью государственной системы профессионального образования, не способной, в силу объективных, причин оперативно реагировать на постоянные изменения требований к результатам образования, и работодателями, требующими только актуальных профессиональных компетенций, являющихся основой профессиональной деятельности;
— между традиционными моделями профессионального образования и инновационными подходами, с учетом требований отраслевого рынка труда и личностного развития;
— между потребностями определенных профессиональных групп и недостаточным предложением в виде наличия образовательных комплексов и учреждений для оказания такого рода образовательных услуг;
— между требованиями работодателей в отношении практикоориентированности дополнительного профессионального образования и отсутствием механизмов, условий для получения значимых в профессиональной деятельности компетенций.
Решить данные противоречия позволит разработка программ дополнительного профессионального образования с учётом профессиональных стандартов, их персонифицкация по темпам освоения и содержанию; применение дистанционных образовательных технологий; реализация программ непрерывно и дискретно, реализация программ в форме или с элементами стажировок.
Высшее образование и дополнительное профессиональное образование имеют ряд существенных отличий и сходств (таблица 1).
Сравнительная таблица основных характеристик программ высшего и дополнительного профессионального образования
Основные характеристики Высшее образование Дополнительное профессиональное образование
Вид программ Основные профессиональные образовательные программы (ОПОП) Дополнительные профессиональные программы: программы профессиональной переподготовки программы повышения квалификации
Основа для разработки ПООП, ФГОС ВО 3++ Профессиональные стандарты
Цель освоения программ Освоение вида профессиональной деятельности (одной или нескольких обобщённых трудовых функций) Освоение нового вида профессиональной деятельности (одной или нескольких обобщённых трудовых функций), Расширение профессиональных компетенций (освоение трудовых функций, трудовых действий)
Результаты освоения программ Универсальные, общепрофессиональные, обязательные профессиональные компетенции сформированность которых определена индикаторами достижения компетенций Готовность к выполнению обобщённой трудовой функции / трудовой функции / трудовых действий
Макет для разработки программ Самостоятельно с учётом п.9 ст. 2 ФЗ-273 (если нет примерной основной образовательной программы) Самостоятельно с учётом п.9 ст. 2 ФЗ-273
Основа для разработки программ Профессиональные компетенции, устанавливаемые основными профессиональными образовательными программами (в соответствии с п. 3.4 ФГОС 3++) учитывают: Профессиональные стандарты ЕКС Нормативно-правовые документы, закрепляющие требования к квалификации Международные документы Форсайты рынка труда Консультации работодателей Зарубежный опыт регулирования квалификаций Преимущественно профессиональные стандарты
Основные элементы программ, Области / сферы профессиональной Требования к результатам освоения программ
формирующиеся с учётом запроса рынка труда деятельности Типы задач профессиональной деятельности и задачи профессиональной деятельности Профессиональные компетенции Индикаторы профессиональной деятельности Учебный план Содержание Стажировки Средства и процедуры итоговой аттестации
Формы реализации и образовательные технологии Преимущественно очная с применением дистанционных образовательных технологий Преимущественно заочная с применением дистанционных образовательных технологий
Роль преподавателя Непосредственная трансляция содержания образования, управление процессом обучения Тьютор, наставник, эксперт
На наш взгляд, обозначенные выше условия реализации дополнительных профессиональных программ (персонификация по темпам освоения и содержанию; реализация программ непрерывно и дискретно) могут быть обеспечены, посредством применения дистанционных образовательных технологий. Поэтому результаты освоения дополнительных профессиональных программ почти полностью зависят от содержательности, целостности, качества учебно-методических комплексов.
В дополнительном профессиональном образовании, с применением дистанционных образовательных технологий условиями организации обучения являются значительный объём самостоятельной работы,
практикоориентированность учебного, методического материала, высокая активность слушателей. Это не является проблемой, так как чаще всего к освоению программ дополнительного профессионального образования приступают слушатели, уже имеющие значительный опыт профессиональной деятельности и сформированные профессиональные запросы, что гарантирует высокую степень заинтересованности.
Полученные образовательные результаты измеряются посредством фонда оценочных средств, включающих: практические задания (кейсы), тесты, квалификационные работы, отчёты о стажировке, научные статьи. Выполненные итоговые работы могут иметь интеллектуальную и научную ценность, быть идентифицированы в поле объектов интеллектуальной собственности как полезные модели, изобретения, а также, быть применимы в дальнейшей профессиональной деятельности.
Создание качественного учебно-методического комплекса требует его наполнения разнообразными дидактическими материалами. Структура учебно-методического комплекса должна включать: дополнительную профессиональную программу, тексты лекций, дополнительные учебные и
методические материалы, фонд оценочных средств, вопросы для самоконтроля, кейсы, практикоориентированные задачи, видеоресурсы, видеолекции и др. Все материалы необходимо представлять в виде нелинейной структуры (через систему ссылок и гиперссылок). Качественный учебно-методический комплекс дополнительной профессиональной программы предполагает разные формы подачи информации: текст, графику, звук, что позволяет включать все каналы восприятия информации и обеспечивать высокую степень её освоения.
Практикоориентированность учебных материалов обеспечивается представлением разных ценностно-смысловых позиций по изучаемым вопросам, новизной и научностью материала, стремлением разработчиков программы демонстрировать проблемный характер самого знания.
Таким образом, реализация дополнительных образовательных программ в заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий, позволяет обеспечить плотность, высокую воспроизводимость и практикоориентированность полученных знаний, при условии, что учебно-методический комплекс, выступает постоянно обновляющейся, структурно-уравновешенной системой.
Библиографический список: 1. Мызрова К.А. Современные тенденции развития высшего образования [Текст]. // Креативная экономика. — 2011. — № 9 (57). — С. 48-52.
Источник: cyberleninka.ru
Требования к содержанию и структуре программ дополнительного профессионального образования
Сфера дополнительного профессионального образования (ДПО) в России регулируется ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 года и рядом других законодательных и нормативных актов. Согласно этим документам, дополнительное образование нацелено на удовлетворение профессиональных и образовательных потребностей людей, их профессиональное развитие, обеспечение соответствия их профессиональных компетенций условиям меняющейся социальной среды и профессиональной деятельности.
Для реализации целей ДПО разрабатываются специальные образовательные программы:
- Программы профессиональной переподготовки. Направлены на получение профессиональной компетенции, приобретение квалификации для начала работы в новой сфере деятельности.
- Программы повышения квалификации. Направлены на получение новой или/и совершенствование имеющейся компетенции, которая необходима для повышения профессионального уровня и профессиональной деятельности в рамках имеющейся у специалиста квалификации.
Содержание программ дополнительного профессионального образования определяется разрабатывающей ее организацией с учетом потребностей тех, кто будет проходить повышение квалификации или профессиональную переподготовку по данной программе. Исключение составляют те случаи, когда требования к программам ДПО в определенной сфере устанавливаются законодательными актами.
При определении структуры и содержания программы ДПО и их последующей разработке должны учитываться:
- профессиональные стандарты;
- квалификационные требования, приведенные в квалификационных справочниках по соответствующей должности, специальности, профессии;
- квалификационные требования к профессиональным навыкам и знаниям, которые необходимы для выполнения должностных обязанностей, установленных в соответствии с законами и другими нормативными правовыми актами.
Учебный центр ГК «ЦЭСК» приглашает на повышение квалификации и профессиональную переподготовку по программам, которые отвечают всем актуальным требованиям законодательства. Выбирайте подходящее направление и записывайтесь на очные и дистанционные курсы!
Источник: www.glavsert.ru