ст. 2 БК: бюджетная система Республики Беларусь – регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Беларусь, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь;
Бюджетная система Республики Беларусь состоит из двух уровней:
- первый уровень – республиканский бюджет;
- второй уровень – местные бюджеты.
- принцип единства – обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единой бюджетной классификацией РБ;
- принцип полноты отражения – все доходы и расходы бюджетов должны быть отражены в них в полном объеме;
- принцип сбалансированности – объем расходов должен соответствовать сумме доходов и источников финансирования дефицита бюджета;
- принцип гласности – открытость для общества процедур рассмотрения, принятия бюджета, информации об исполнении бюджета;
- принцип самостоятельности – обеспечивается наличием у бюджетов собственных источников доходов, а так же правом соответствующих органов определять направления расходования бюджетных средств;
- принцип эффективности – состоит в достижении заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств;
- принцип общего покрытия расходов – расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой всех доходов в нем не могут быть увязаны с определенными источниками доходов;
- принцип достоверности – формирование бюджетов на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей;
- принцип адресности – поступление бюджетных средств в распоряжение конкретных получателей бюджетных ассигнований;
- принцип ответственности – каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия или бездействия на каждой стадии этого процесса.
27.Государственные внебюджетные фонды. Обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
- ФСЗН Минтруда и соцзащиты;
- Гражданской авиации;
- Департамента исполнения наказаний МВД.
- Работодатели, т.е. ЮЛ и ИП, предоставляющие работу по трудовым и гражданско-правовым договорам;
- Работающие граждане;
- Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы (ИП, лица, осуществляющие ремесленную деятельность, творческие работники и др.).
Источник: studfile.net
Бюджетная система РФ: структура и тенденции развития
Структура бюджетной системы Республики Беларусь
В современных условиях бюджет представляет собой план формирования и использования финансовых ресурсов для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.
Применительно к Республике Беларусь различают вышестоящий бюджет и нижестоящий бюджет. Вышестоящий бюджет — это республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно – территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно – территориальной единицы.
Бюджетная система России и принципы ее организации
Нижестоящий бюджет – это бюджет нижестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету вышестоящей административно-территориальной единицы или республиканскому бюджету [4, с. 89].
Бюджеты разных стран имеют схожую структуру доходов (их формирование по большей части за счет налогов) и расходов, несмотря на любые национальные и другие особенности. В Законе РБ «О бюджетной системе РБ и государственных внебюджетных фондах» № 2347-XII от 4.03.1993 «государственный бюджет» определен как «основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно- территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов)».
Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. В настоящее время в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, бюджетная система Республики Беларусь состоит из двух уровней: республиканского и местных бюджетов [4, с. 96].
В соответствии с территориальным уровнем местных Советов депутатов местные бюджеты делятся на:
· бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);
· бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения);
· бюджеты областного уровня и бюджет города Минска.
Различают еще такое понятие, как «консолидированный бюджет», который представляет собой совокупность бюджетов Республики Беларусь или соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.
Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения и районного бюджета. Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, городов областного подчинения и областного бюджета. Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета города Минска.
В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь доходы бюджета классифицируются по следующим группам:
♦ взносы на государственное социальное страхование;
К налоговым доходам относятся:
♦ установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы;
♦ суммы задолженности по налогам, сборам (пошлинам);
♦ налоговый кредит, отсрочка и (или) рассрочка;
♦ проценты за пользование налоговым кредитом, отсрочкой и (или) рассрочкой;
♦ денежные взыскания (штрафы), предусмотренные за нарушение налогового и таможенного законодательства.
К неналоговым доходам относятся:
♦ доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
♦ доходы от предпринимательской и иной, приносящей доходы, деятельности;
♦ денежные взыскания (штрафы), за исключением тех штрафов, которые относятся к налоговым доходам;
♦ прочие неналоговые доходы.
К безвозмездным поступлениям относятся необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают поступления от иностранных государств, международных организаций, другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов. Безвозмездные поступления в форме межбюджетных трансфертов подлежат учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств [4, с. 101].
Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания (налоговые, неналоговые и др.), но и по другим признакам, а именно:
♦ в зависимости от порядка распределения доходов между уровнями бюджетной системы они делятся на собственные и регулирующие. Собственные доходы бюджетов — это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством. К ним относятся:
♦ налоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе;
♦ взносы на государственное социальное страхование на постоянной основе;
♦ неналоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе;
♦ безвозмездные поступления за исключением межбюджетных трансфертов.
Регулирующие доходы — это республиканские налоги (в унитарных государствах), распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования по определенным нормативам, устанавливаемым при утверждении вышестоящего бюджета:
♦ по источникам образования различают доходы, поступающие от юридических лиц и от населения;
♦ в зависимости от гражданства субъектов налогообложения — уплачиваемые резидентами или нерезидентами;
♦ по юридическому основанию взимания доходов в бюджет различают обязательные и добровольные платежи. Основная доля доходов поступает в бюджет на обязательной основе, добровольные платежи занимают незначительный удельный вес;
♦ в зависимости от государственного устройства страны различают доходы центрального и местных бюджетов (в унитарном государстве) и доходы федерального бюджета, доходы бюджетов членов федерации, доходы местных бюджетов (в федеративном государстве);
♦ по праву собственности государства на мобилизуемые в бюджет доходы их делят на собственные и привлеченные (заемные), возникающие в результате применения кредитного метода формирования.
♦ по конкретным видам — на прямые и косвенные налоги. К первым относятся: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль субъектов хозяйствования и др.; ко вторым — налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др.
Конкретный перечень доходов республиканского бюджета и местных бюджетов предусматривается ежегодными законами о бюджете Республики Беларусь и решениями местных советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.
Необходимо отметить, что состав и структура бюджетов всех уровней в значительной степени определятся финансовой политикой государства, а также объемом валового внутреннего продукта.
Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно – территориальных единиц.
В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам [17, с. 302].
Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделяются соответствующей компетенцией.
Центральным органом, проводящим финансовую политику и осуществляющим управление финансами, является Министерство финансов Республики Беларусь. Оно функционирует в соответствии со специальным Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным Правительством Республики Беларусь.
Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:
2. полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
3. сбалансированности бюджетов;
5. самостоятельности бюджетов;
6. эффективности использования бюджетных средств;
7. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
8. достоверности бюджетов;
9. адресности и целевого назначения бюджетных средств;
10. ответственности участников бюджетного процесса.
Источник: infopedia.su
Бюджетная система. 1. Бюджетное устройство и принципы построения бюджетной системы
Бюджетное устройство — организация и принципы формирования системы бюджетов различных органов государственной власти, и управления, взаимоотношения между ними, бюджетные права и бюджетный процесс.
Различают два вида государственных и бюджетных устройств — унитарное и федеральное.
В унитарных (единых) государствах бюджетная система имеет два основных бюджетных звена: государственный бюджет и местные бюджеты. В унитарном государстве орган государственного управления может быть единым или многоуровневым, но контроль за выполнением функций государственной власти закреплен за правительством в центре. Большинство из существующих в мире государств является унитарными. К ним относятся многие страны Западной и Центральной Европы, в том числе и РБ.
В федеральных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев: государственного бюджета (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства), бюджета членов федерации, местных бюджетов.
Бюджетное устройство представляет собой организацию бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетная система РБ основывается на принципах:
2) полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
3) сбалансированности бюджетов;
5) самостоятельности бюджетов;
6) эффективности использования бюджетных средств;
7) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
8) достоверности бюджетов;
9) адресности и целевого назначения бюджетных средств;
10) ответственности участников бюджетного процесса.
Принцип единства означает, что единство бюджетной системы РБ обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией РБ, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.
Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип гласности означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, а также опубликование в установленном порядке в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов (кроме сведений, отнесенных к государственным секретам).
Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы РБ собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих государственных органов в порядке, установленном законодательством, определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.
Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением:
¾ расходов государственных целевых бюджетных фондов;
¾ целевых средств, полученных из бюджетов других уровней бюджетной системы РБ;
¾ средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий;
¾ средств бюджета в соответствии с международными договорами РБ;
¾ средств бюджета за пределами территории РБ;
Принцип достоверности бюджетов означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития РБ, соответствующей административно-территориальной единицы РБ.
Принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей.
Принцип ответственности участников бюджетного процесса заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса.
-2-
В бюджетную систему РБ как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты.
Консолидированный бюджет представляет собой совокупность бюджетов РБ или ее соответствующей административно-территориальной единицы.
Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района (бюджет района).
Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области (бюджет области).
Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет РБ (бюджет республики).
Министерство финансов РБ и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты РБ и ее административно-территориальных единиц.
Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение. Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания их экономического и социального развития. Из средств республиканского бюджета бюджетам областей и г. Минска могут выделяться дотации, субвенции, субсидии при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.
Распределение доходов и расходов между республиканским бюджетом и бюджетами областей и г. Минска утверждается Законом о бюджете РБ на очередной финансовый (бюджетный) год.
В доходы республиканского бюджета включаются:
¾ регулирующие доходы, за вычетом отчислений бюджетам областей и г. Минска;
¾ доходы от внешнеэкономической деятельности;
¾ поступления от разбронирования государственных запасов и резервов;
¾ доходы государственных целевых бюджетных фондов;
¾ трансферты, получаемые от других государств в соответствии с заключенными договорами;
¾ другие доходы в соответствии с законодательством РБ.
Из республиканского бюджета финансируются:
¾ капитальные вложения в объекты, относящиеся к республиканской собственности;
¾ природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общегосударственными программами;
¾ мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
¾ общегосударственные программы по социальной защите населения;
¾ другие общегосударственные целевые программы;
¾ затраты, связанные с внешнеэкономической деятельностью;
¾ государственные учреждения и организации образования, подготовки кадров, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения;
¾ затраты по закладке и обновлению государственных запасов и резервов;
¾ национальная оборона, пограничные войска, таможенные органы;
¾ погашение кредитов банков, выданных для покрытия бюджетных расходов, государственного долга, и оплата процентов по ним;
¾ погашение внешнего долга и уплата процентов по кредитам, полученным от иностранных государств и банков, международных финансовых организаций;
¾ образование резервных и государственных целевых бюджетных фондов;
¾ выдача займов, ссуд, дотаций, субвенций, субсидий юридическим и физическим лицам, областным бюджетам и бюджету г. Минска;
¾ другие расходы, предусматриваемые в республиканском бюджете на соответствующий финансовый (бюджетный) год.
Местные бюджеты делятся на:
¾ бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));
¾ бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));
¾ бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).
Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории.
Местные исполнительные и распорядительные органы, Советы депутатов в пределах своей компетенции самостоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджеты, исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Вмешательство любых органов в процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РБ.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru