«Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России»
Понятие и значение стратегии развития предприятия
Posted on 07.10.2020 07.10.2020 by ВУЗРУ
Скачать текст в WORD Стратегия – это упорядоченная во времени система приоритетных направлений, форм, методов, средств, правил, приемов использования ресурсного, научно-технического и производственно-сбытового потенциала предприятия с целью экономически эффективного решения поставленных задач и поддержания конкурентного преимущества [8]. Само слово «стратегия», как известно, очень древнее и происходит от греческого «strategia», что означает искусство или наука быть полководцем.
Значение полководцев (стратегов) в Древней Греции было очевидным. История свидетельствует, что наиболее талантливые полководцы очень большое значение придавали правильному построению обеспечения армии, а также решениям, когда вступать в битву, а когда вступать в переговоры с народом, политиками, дипломатами.
Понятие стратегии
В современных условиях от стратегов, их решений напрямую зависит успех или провал организации в целом. Виханский О.С. определяет «стратегию» как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.
Стратегия – это заранее спланированная реакция организации на изменения внешней среды. Стратегия – это генеральная программа действий организации, устанавливающая приоритеты проблем, ресурсы, последовательность шагов для достижения целей, включающая механизм изменения программы в случае изменения среды организации.
Оригинальную и достаточно компактную трактовку понятия «стратегии» дает Г. Минцберг. По мнению Минцберга «стратегия» определяется через комбинацию пяти «П»: план, паттерн, позиция, перспектива и прием [4]. 1. Стратегия как План – некий вид намеренно разработанной последовательности действий, руководства, которого придерживаются в конкретной ситуации.
У стратегии-плана две существенные характеристики – она создается заранее, до начала действий и ее намеренно разрабатывают с определенной целью. Так называемая дорога из настоящего в будущее 2. Стратегия как Паттерн действий – устойчивые характеристики, принципы поведения или следование некой модели поведения организации.
Согласно такому пониманию стратегия может быть заранее продуманной, а может разрабатываться по ходу развития событий, и представляет некую последовательность в поведении. Организации разрабатывают планы на будущее и выводят принципы поведения из своего прошлого.
Таким образом, стратегию как план можно назвать намечаемой, заранее планируемой стратегией, а стратегию как способ поведения – осуществляемой стратегией. Из опыта известно, что заранее разрабатываемые стратегии не всегда реализуются. Но есть и третий случай — появление и развитие новой, стратегии, когда реализуется модель поведения незапланированная раннее.
Стратегическое планирование и методы постановки стратегии
Предпринимаемые шаги, один за другим, со временем выстраиваются в некую последовательность или принцип – паттерн действий. 3. Стратегия как Позиция – заключается в поиске наиболее выгодной позиции компании на рыночном поле боя. При этом выгодная позиция заключается в лучшем потенциале прибыльности, защищенности от конкуренции, наличии необходимых ресурсов и способностей компании функционировать в сложившихся условиях и т.д. 4. Стратегия как Перспектива – рассматривается как разделяемое членами организации видение/восприятие мира, которое реализуется через их намерения и действия. 5. Стратегия как Прием, особый маневр, который предпринимает компания, чтобы обыграть своих конкурентов, перехитрить в конкретной ситуации или игре. Скачать текст в WORD
Источник: vuzru.ru
Билет 22. 36. Основные понятия стратегического менеджмента
Стратегическое управление — это процесс разработки принятия и реализации стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешней среды.
Стратегия — это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основных целей. Таким образом, стратегия формулирует главные цели и пути их достижения так, чтобы предприятие получило единое направление развития.
Рынок — это неформальная интегрированная сеть товаров работ и услуг, где продавцы и покупатели взаимодействуют, устанавливая альтернативы в соотвествии с которыми они будут взаимодействовать в будущем.
Отрасль — это совокупность компаний производящих и реализующих аналогичные товары и услуги Конкурирующие на одном и том же потребительском рынке.
Миссия — это четко выраженная причина ее существования, ее предназначение. формулируется она с точки зрения социальной роли организации. Так же характеризует возможность заниматься бизнесом с учетом рыночной потребностей, характера потребителей, особенности продукции и наличия конкурентных преимуществ.
Стратегическая бизнес-единица — любая организационная единица имеющая свою стратегию и менеджеров отвечающих за ее исполнение (продвижение).
Диверсификация — это охват таких направлений деятельности которые не имеют прямой связи с основной деятельностью предприятия. При этом у компании могут отсутствовать общие ресурсы, технологии.
Внешняя среда (окружение бизнеса) состоит из двух частей: • макросреда (или отдаленное окружение); • микросреда (отраслевое или ближнее окружение). Внешняя среда — это комплекс факторов, оказывающих непосредственное влияние на производственную и финансово-хозяйственную деятельность компании.
Внутренняя среда предприятия — это люди, средства производства, информация и деньги, результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция (выполненная работа, оказанные услуги).
Стратегическое планирование — это процесс создания и претворения в жизнь алгоритмов действий, связанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегических задач.
Конкурентные преимущества предприятия (КП) — это уникальные осязаемые и неосязаемые ресурсы, которыми владеет предприятие, а также стратегически важные для данного предприятия сферы бизнеса, которые позволяют побеждать в конкурентной бо
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
1. Введение в стратегический менеджмент 1.1 Предпосылки возникновения и этапы развития стратегического менеджмента
Стратегический менеджмент является быстро развивающейся областью науки и практики управления, возникшей в ответ на возрастание динамизма внешней среды бизнеса. Теория стратегического планирования и управления была развита американскими исследователями бизнеса и консультационными фирмами, далее этот аппарат вошел в арсенал методов внутрифирменного планирования всех развитых стран.
В настоящее время существует множество определений стратегии, но всех их объединяет понятие стратегии как осознанной и продуманной совокупности норм и правил, лежащих в основе выработки и принятия стратегических решений, влияющих на будущее состояние предприятия, как средства связи предприятия с внешней средой. «Стратегия – это генеральная программа действии, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения».
«Стратегическое управление – это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Стратегию можно рассматривать как основное связующее звено между тем, что организация хочет достичь: ее целями и линией поведения, выбранной для достижения этих целей».
Термин «стратегическое управление» был введен на стыке 1960–70 гг. для того, чтобы внести различие между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость проведения такого различия была вызвана переходом к новой модели управления развитием организации в меняющейся среде.
Выделяют четыре фактора-условия определяющие актуальность стратегического управления:
1. Во второй половине ХХ в. число задач, обусловленных внутрифирменными и внешними изменениями неуклонно возрастало. Многие из них были принципиально новыми и не подлежали решению, исходя из опыта, полученного в первой половине ХХ в.
2. Множественность задач наряду с расширением географических рамок деятельности национальных экономик приводила к дальнейшему усложнению управленческих проблем.
3. Возрастала роль высшего звена управления, в то время как совокупность управленческих навыков, выработанных в первой половине века, все меньше соответствовала условиям решения возникавших задач.
4. Усиливалась нестабильность внешней среды, что повышало вероятность стратегических внезапных изменений, их непредсказуемость.
Исключительно важным стало использование гибкого управления, которое обеспечивало бы адаптацию предприятия к быстро меняющейся окружающей среде. Своевременное реагирование на возникавшие изменения достигалось посредством стратегического управления развитием предприятия.
Быстрые изменения внешней среды отечественных предприятий также стимулируют появление новых методов, систем и подходов к управлению. Если внешняя среда практически стабильна, то нет особой нужды заниматься стратегическим менеджментом.
Однако в настоящее время большинство российских предприятий работают в быстро изменяющемся и трудно предсказуемом окружении, следовательно, нуждаются в методах стратегического менеджмента.
Необходимость становления системы стратегического менеджмента в отечественной практике обусловливается также происходящими интеграционными процессами. В российском бизнесе возникают промышленные группы, объединяющие технологически связанные предприятия, идет активный процесс образования финансово-промышленных групп (ФПГ), коммерческие компании почти одновременно с созданием основного бизнеса начали организовывать финансово-коммерческие группы
Следующей важной предпосылкой развития стратегического менеджмента является процесс глобализации бизнеса, который затронул и нашу страну. Глобальные фирмы рассматривают мир как единое целое, в котором стираются национальные различия и предпочтения, происходит стандартизация потребления. Продукция глобальных фирм – Mars, Siemens, Sony, Procter
• изменения могут быть столь значительными, что важно, по возможности, влиять на них.
Указанные факторы объясняют стремление крупного бизнеса влиять на принятие политических, экономических, законодательных и иных изменений на макро- и микроуровне.
Эволюция систем общефирменного управления показана в таблице 1.1.
Из таблицы видно, что сменявшие друг друга системы управления были ориентированы на растущий уровень нестабильности и все меньшую предсказуемость будущего. С этой точки зрения дается следующая классификация систем управления.
1. Управление на основе контроля исполнения (постфактум).
2. Управление на основе экстраполяции, когда темп изменений ускоряется, но будущее еще можно предсказать путем экстраполяции тенденций прошлого.
3. Управление на основе предвидения изменении. Темп изменений ускорился, однако представляется возможным предвидеть шансы и опасности внешнего окружения и учесть их при разработке стратегического плана.
4. Управление на основе гибких экстренных решений, когда многие важные задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно вовремя предусмотреть.
Источник: econom-lib.ru