Программирование является второй ступенью в процедуре стратегического планирования. Оно базируется на прогнозных разработках и имеет своей целью составление проектов целевых комплексных программ решения важнейших проблем развития национальной экономики страны, межотраслевых, отраслевых, региональных и локальных (на уровне хозяйствующих субъектов) проблем.
Под программой в макроэкономическом стратегическом планировании понимают научное предвидение состояния какого-то локального объекта управления в определенный срок (через 5, 15 и более лет), основанное на четком определении цели и системы мероприятий, обеспечивающих достижение этой цели, согласованных между собой по ресурсам, срокам исполнения и исполнителям.
Программы, разрабатываемые на любом уровне управленческой иерархии, должны содержать: а) перечень основных решаемых задач; б) совокупность и последовательность мероприятий, с помощью которых она реализуется; в) расчет прямых и косвенных (сопряженных) затрат всех основных видов используемых при осуществлении этих мероприятий ресурсов; г) распределение заданий по срокам и исполнителям.
Курс обучения «Стратегическое планирование» — 5 этапов успешной разработки стратегического плана
Особое место в системе программ, разрабатываемых в рамках стратегического планирования, занимают целевые (стратегические) комплексы. Стратегические программы — это адресный, различной степени директивности документ, содержащий систему согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям социально-экономических, производственных, финансовых, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели, решение задач наиболее эффективными путями и в установленные сроки.
Эта связанность и представляет существующие программы.
В процессе своей реализации стратегические программы выполняют следующие функции.
1. В полном соответствии с философией маркетинга осуществляют ориентацию программ не на выпускаемую продукцию, а на удовлетворение определенных общественных потребностей.
2. Усиление целевой направленности плановых расчетов, создание возможности перехода в процессе стратегического планирования от языка целей к языку ресурсов.
3. Формирование стратегии для комплексного решения определенных проблем, обеспечение возможности формирования комплекса мероприятий не по отдельным признакам (отраслевым, региональным), а по признаку решаемой проблемы.
4. Резкое изменение сложившихся темпов и пропорций развития (обеспечение
структурных сдвигов), не осуществимое в рамках ранее сформулированной системы экономической политики.
Комплексные целевые программы федерального уровня разрабатываются, прежде всего, как программы, имеющие важное значение для решения проблем развития национальной экономики. С их помощью осуществляется: во-первых, глубокое и всестороннее обоснование стратегических решений по глобальным проблемам развития национальной экономики; во-вторых, планомерная концентрация ресурсов, необходимых для решения важнейших задач перспективного развития; в-третьих, повышение уровня сбалансированности мероприятий, обеспечивающих решение основных задач программы;
Стратегическое планирование и методы постановки стратегии
в-четвертых, координация и обеспечение своевременности решения задач всего цикла работ по осуществлению программы; в-пятых, согласование деятельности хозяйствующих субъектов, субъектов федерации и центральных органов власти в решении поставленных задач.
Различия в содержании, значимости программно решаемых проблем, составе подсистем, продолжительности осуществления мероприятий и т.д. порождают большое разнообразие потенциально возможных к разработке программ. Хотя каждая из них направлена на решение конкретной проблемы, специфична, все же можно выделить признаки, общие для определенных групп программ.
Классификация, типология программ по этим признакам важна для определения некоторых общих закономерностей их разработки и реализации, для выявления: а) нетипичных форм представления и структуризации программных проблем; б) систем, управляющих процессом разработки программ; в) основных этапов, на которые разделяется этот процесс; г) методов составления и увязки программных мероприятий; д) возможного механизма и структуры систем управления их реализацией и т.д.1
Отметим, что региональная экономика содержит в своей сущности проблемы, с которыми сталкиваются экономические субъекты, осуществляющие процесс хозяйствования в каком-либо регионе, и прежде всего вопрос о конкурентоспособности в регионе и стране и соотношении между ними; методах рационального распределения ресурсов и т.д.
Важной особенностью отношений по поводу управления является их планомерный характер. Сущность планомерности состоит в том, что люди сознательно определяют цели своих действий и соразмеряют свои действия с ресурсами, учитывая при этом прямое и косвенное воздействие внешней по отношению к ним среды. Опыт развития современной цивилизации свидетельствует о том, что планомерность, свойственная каждому трудовому акту, развивается по мере развития самого общества, углубления разделения и кооперации труда. Она выходит за рамки отдельных производственных единиц, распространяется на деятельность союзов предпринимателей, национальные и транснациональные корпорации, самого государства, активно вмешивающегося в экономические и социальные процессы. Таким образом управление, а следовательно, и планирование имманентно (внутренне присуще) как для коммерческих структур, осуществляющих производство материальных благ и услуг, так и для общества в целом и его отдельных подсистем.
Имеются и другие объективные обстоятельства, обусловливающие потребность макроэкономического планирования в рыночном хозяйстве. К ним следует отнести.
1. Неспособность механизма свободного рынка обеспечить макроэкономическую устойчивость национальной экономики, преодолеть циклические колебания производства, валового дохода, занятости и т.д.
2. Систематический рост в общем объеме потребления доли коллективного или общественного потребления. Так как коллективное потребление товаров и услуг в значительной мере регулируется не обычным рыночным механизмом, а государством, то
увеличивается и доля совокупных ресурсов страны, распределяемых им с помощью внерыночных механизмов.
3. Рост масштабов воздействия человеческой деятельности (как производственной, так и потребительской) на среду обитания, наличие отрицательных «внешних эффектов» экономической деятельности.
4. Появление более сложных и чрезвычайно важных форм взаимодействия друг с другом хозяйствующих субъектов и целых секторов экономики в результате расширения деятельности и развития интеграционных процессов.
5. Обострение глобальных проблем современности (продовольственный кризис, истощение невоспроизводимых природных ресурсов, ухудшение состояния окружающей среды и др.) обуславливает все усиливающийся интерес общества, государства к проблемам долгосрочного прогнозирования.
6. Возникновение чрезвычайных ситуаций (войны, экономические кризисы, стихийные бедствия и необходимость ликвидации их последствий), стимулирующих деятельность в области планирования.
Формы планирования многообразны. Они определяются многоуровневостью и многоаспектностью управления. В частности, различают: а) в зависимости от уровней планирования — межстрановьш, общегосударственный, региональный (субъектов федерации), уровень хозяйствующих субъектов (коммерческих и других рыночных организаций), их ассоциаций; б) в зависимости от сферы планирования — социальный научно-технический, экологический, финансовый и другие аспекты планироввания;
в) в зависимости от горизонта планирования: долгосрочное, среднесрочное, текущее;
г) в зависимости от круга решаемых проблем — стратегическое и тактическое планирование.
Многоаспектность планирования отражает многообразие проблем, которые решаются в процессе управления экономическим и социальным развитием общества. Являясь ведущим элементом системы управления, планирование выполняет роль инструмента реализации политики как государства и его отдельных субъектов, так и собственников коммерческих организаций.
В связи с нарастанием динамизма экономических и социальных процессов, происходящих в обществе, быстрым изменением конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках, необходимостью обеспечения стабильного развития общества в долгосрочной перспективе все больше возрастает на макро- и микроуровне социально-экономической системы роль стратегического планирования.
Стратегическое планирование представляет собой особый вид практической деятельности людей — плановой работы, состоящей в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов программ и планов), предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.
Стратегическому планированию присущи следующие характерные черты:
— устремленность в среднесрочную и дальнесрочную перспективы (на период более одного года);
— ориентация на решение ключевых, определяющих для рассматриваемой системы целей, от достижения которых зависит ее выживание, социально-экономический прогресс;
— органическая увязка намеченных целей с объемом и структурой ресурсов, требующихся для их достижения, причем как наличных, так и тех, которые будут созданы в планируемой перспективе;
— учет воздействия на планируемый объект многочисленных внешних факторов, оказывающих на него ^позитивное или негативное влияние, и разработка мероприятий, в максимальной степени ослабляющих их негативное влияние либо нейтрализующих их действие, либо использующих позитивное влияние этих факторов для успешного решения стратегических задач;
— адаптивный характер, т.е. способность предвидеть изменения внешней и внутренней сред планируемого объекта и приспособить к ним его функционирование.
Региональная экономика, очевидно, нуждается в стратегическом тонировании. В противном случае в некоторых регионах может возникнуть ситуация экономического кризиса из-за оттока экономических субъектов, оперирующих, в данном регионе, а также проблемы несостоятельности экономических структур региона обеспечить сферу приложения сил предприятий с наибольшим эффектом.
Источник: finance-credit.news
Стратегическое программирование
Оно базируется на прогнозных разработках и его задача — составление проектов целевых комплексных программ, решение важнейших проблем развития национальной экономики страны, межотраслевых, отраслевых, региональных и локальных (на уровне хозяйствующих объектов) проблем. Под программой понимают научное предвидение состояния какого-либо локального объекта управления в определенный срок (через 5,10 и более лет), основано на четком определении цели и системы мероприятий, обеспечивающих достижение этой цели, согласованных между собой по ресурсам, срокам и исполнителям.
— перечень основных решаемых задач, совокупность и последовательность мероприятий, с помощью которых они реализуются;
— расчет прямых и косвенных (сопряженных) затрат всех ресурсов;
— распределение по срокам и исполнителям.
1. Осуществляют ориентацию программ не на выпускаемую продукцию, а на удовлетворение определенных общественных потребностей.
2. Усиливают целевую направленность плановых расчетов, создают возможность перехода в процессе стратегического программирования от языка цели к языку ресурсов.
3. Формируют стратегию для комплексного решения определенных проблем, обеспечивают возможность формирования комплекса мероприятий не по отдельным показателям (отраслевым, региональным), а по признаку решаемой проблемы.
4. Изменяют сложившиеся темпы и пропорции развития (обеспечивают структурные сдвиги), не осуществляемые в рамках ранее сформулированной системы экономической политики.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Программирование >вторая ступень в процедурах стратегического планирования. База> прогнозные разработки; цель> составление проектов целевых комплексных программ решения важнейших проблем развития нац. экономики страны, межотраслевых, отраслевых, региональных и локальных проблем. Программа – научное предвидение состояния какого-либо локального объекта управления через 5, 10, 15 лет и более, Особое место в системе программ >целевые комплексные (стратегические) программы (ЦКП).Содержание программ: перечень основных решаемых задач; совокупность и последовательность реализуемых мероприятий; расчет прямых и косвенных (сопряженных) затрат всех основных ресурсов, используемых при осуществлении мероприятий; распределение заданий по срокам и исполнителям. Особое место в системе программ >целевые комплексные (стратегические) программы (ЦКП).
27. Проектирование как важнейшая процедура стратегического планирования Проектирование — заключительная процедура стратегического планирования, которая состоит в разработке проектов стратегических планов всех уровней и временных горизонтов. Проект стратегического плана по сути своей — это проект управленческого решения, обеспечивающего реализацию стратегии и политики соответствующих субъектов управления. В процессе проектирования должны разрабатываться различные варианты развития соответствующих объектов управления с тем, чтобы можно было выбрать оптимальный проект стратегического плана в данной хозяйственной ситуации и иметь в наличии такой вариант проекта стратегического плана, который в будущем будет соответствовать изменившимся условиям хозяйствования, рыночной конъюнктуре. Проект стратегического плана не подлежит безусловному исполнению.
28. Стратегическое планирование как наука: предмет, объект, важнейшие аспекты Стратегическая планилогия — это сфера исследовательской деятельности людей, направленная на производство новых знаний в области составления и обеспечения возможности реализации управленческих решений в форме стратегических прогнозов, программ и планов Предметом науки стратегического планирования является изучение возможностей использования объективных законов, определяющих развитие рыночной экономики, составление стратегических прогнозов, проектов программ Объект стратегического планирования — деятельность хозяйствующих субъектов три чрезвычайно важных аспекта научной деятельности: • социально-экономический • методологический. • организационныйМетодология стратегического планирования — инструмент познания социально-экономических процессов, использование полученных знаний в процессе государственного регулирования и планирования деятельности хозяйствующих субъектов.
29. Система методологии стратегического планирования: общая характеристика Методология стратегического планирования — это органическое единство логики разработки стратегических прогнозов, проектов программ и планов; специфических методологических принципов и подходов;Методология стратегического планирования, являясь научной основой разработки системы прогнозов, проектов программ и планов, позволяет получить ответ на следующие принципиально важные вопросы: Каковы цели развития соответствующего объекта стратегического планирования?
Какой должна быть последовательность процесса разработки управленческих решений в форме стратегических прогнозов, программ и планов? Какими должны быть сами стратегические прогнозы, программы и планы и каким требованиям они должны удовлетворять? Какие методологические подходы следует использовать и при решении каких проблем стратегического планирования? С помощью какой системы показателей и методов можно обеспечить оптимизацию стратегических прогнозов, программ и планов?
30. Логика стратегического планирования: общая характеристика Под логикой стратегического планирования понимают упорядоченную последовательность, взаимосогласованность и обоснованность процедур, связанных с решением любой проблемы стратегического планирования, а также определение исходного пункта, который является отправной точкой для решения проблем и которому должен подчиняться весь процесс плановой работы. Логика1)определение и формулирование цели 2)анализ исходного уровня развития объекта 3)определение объема и структуры потребностей общества в планируемом периоде
31. Процесс формирование целей – центральный элемент в системе логики стратегического планирования Процесс формирования целей, как следует из определения сущности и содержания логики стратегического планирования, занимает центральное место. Под целями в стратегическом планировании понимаются желательные состояния или результаты функционирования соответствующего объекта планирования в определенный момент будущего. Задачи — это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода стратегического планирования.
32. Анализ исходного уровня объекта стратегического планирования и всестороннее изучение объема и структуры потребностей как элемента логики стратегического планирования Анализ исходного уровня состояния объекта стратегического планирования в предплановый период — вторая важная процедура логики планирования. Значение этой процедуры обусловлено тем, что развитие национальной экономики, корпорации, фирмы в ближайшие после базисного периода годы в значительной мере предопределено наличными производственными мощностями, трудовыми ресурсами и другими факторами воспроизводства, которые сложились в предплановый период.
Анализ уровня развития национальной экономики включает комплексное изучениетемпов развития, структуры внутри каждой отрасли, между отраслями, в границах регионов, субъектов федерации, межрегиональных и межгосударственных пропорциях. Завершается анализ состояния национальной экономики страны в предплановый период общей оценкой уровня ее социально-экономического развития.Потребность — это некое специфическое состояние человека (группы людей, общества в целом), возникающее вследствие того, что человек (социальная общность людей), существуя сам по себе, т.е. в виде отдельной биологической особи, является составной частью (элементом) общественной системы, взаимодействует с внешним окружением — внешней средой (обществом, живой и неживой природой). Потребности общества — это сложная, полиструктурная, динамичная система. Ее подсистемы — это материальные и нематериальные потребности.
38. Система показателей стратегического планирования: сущность структура, важнейшие требования, предъявляемые к ним Разработка прогнозов, стратегических программ и планов невозможна без использования системы показателей. В страт. планирование под показателем следует понимать меру (количественную или качественную) планового задания, придающую ему количественную или качественную определенность. Современная система показателей позволяет охарактеризовать основные социально-экономические процессы в обществе и его подсистемах и используется в их гос. регулировании.
40. Методология стратегического планирования: современные подходы к ее пониманию Методология планирования — учение о сущности и содержании планилогии, в которой в органического единстве рассматриваются такие структурные элементы , как логика разработки прогноза , плана , проектов, методологических принципов и подходов, сис-ма показателей , используемых в процессе планирования , а также системы методов разработки и обоснования оптимальности плановых заданий , устанавливаемых с помощью прогнозных и плановых показателей .
42. Проблемы использования в теории и практике стратегического планирования элементов концепций кансианства, монетаризма и марксизма МПП соц-эк процессов базируется на познания и использования объективных законов общества и закономерностей, которые формирует экономическая теория. Экономическая наука исследуют производственные отношения во взаимосвязи с производстевнными силами общества, объекты плановой деятельности и формулируем соответствующие понятия категории и законы.
Закон отражает строгую зависимость, причинно- следственную обусловленность между экономическими явлениями: например . распределение и потребление всегда ограничены имеющимися ресурсами , а обмен требует эквивалентности. Закономерности –тенденции выявленных степеней и тесноты взаимно связей, например, зависимость результата и факторов. Разработка научных представлений о будущем развитии экономики основывается на положениях сформулированных экономической теорией: — кейнсианство; — монитаризм; — марксизм . Кейнсианкая теория делает упор на совокупные расходы или совокупные спрос и на их компоненты . W=C + G +I ( E-I): W объем товаров и услуг за вычетом промеж потребление; C — потребление в частном секторе; G — Гос. расходы ; I — инвестиции ; Е — экспорт; I — импорт . В состоянии равновесия объем производства в стране = совокупные расходам. Модель основана на роли спроса , который обеспечивает сбалансированный рост . На этой модели базируется методика расчета ВВП , возможных инвестиционных потоков , экспорта и импорта товаров и услуг. 2.Милтон Фридман , основатель теории монитаризма . Главный параметр — денежная масса , поэтому все сводится к определению кол-ва денег необходимых для обслуживания производства. Mg *V = Q * P Монетарная политика – один из основ. микроинструментов, опирается на способность ДКС влиять на денежное предложение и на ставку процента . 3. В Марксизме идет деление общественного пр-ва на сферу мат пр-ва и непроизводственную сферу
Источник: studfile.net