Несмотря на все трудности, система российского образования выжила и сохранила свой высокий мировой статус. Более того, наше образование не только сохранилось, но и приобрело новые качества: стало более мобильным, демократичным и вариативным. Появилась реальная возможность выбора типа учебного заведения, уровня изучаемых программ, степени и характера помощи. Следует подчеркнуть, что образование выжило именно потому, что оно обновлялось, что проводился настойчивый и продуктивный поиск новых вариантов, нового содержания и средств обучения и воспитания.
Кризис образования развился на фоне кризиса детства, который проявляется в сокращении рождаемости, высоком уровне заболеваемости детей (по последним данным, в России менее 10 % здоровых детей и 35 % — хронически больных), росте преступности несовершеннолетних, бродяжничестве, социальном сиротстве (при живых родителях), появлении большой группы подростков и молодых людей, которые не учатся и не работают. Вместо акселерации в последние годы наблюдается «децелерация» — замедление темпов роста и развития молодого поколения. Социологи фиксируют снижение ценности детства, потребности в детях.
Программа развития Образования и Обучения Взрослых #adulteducation #education in #kyrgyzrepublic
Кризис образования, как и всей социальной сферы, не является фатальным, скорее, это кризис обновления, и, обновляясь, система образования и воспитания стремится преодолеть кризис, вырваться из него.
Анализ социальной ситуации, практики преобразований, мирового педагогического опыта с позиции современных научных подходов позволяет наметить новые ориентиры развития образования, стратегию его обновления. Полагаем, что эти стратегические установки составляют ядро нового педагогического мышления — важнейшего условия успеха преобразований.
Происходит, прежде всего, серьезное изменение целей образования, а следовательно, и критериев его эффективности. Не качество знаний, как таковое, и тем более не объем усвоенных знаний и умений, а развитие личности, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни становятся ведущей целью образования, которое не ограничивается рамками школы, а выходит далеко за ее пределы.
Наша образовательная система пока все еще ориентирована на знания, умения и навыки как конечную цель, как результат. Уровень знаний служит основным критерием при выпуске из школы, при поступлении в вуз и другие учебные заведения. «Культ знаний» нередко остается тем идеалом, к которому стремится школа. Это, однако, не совсем верно.
Еще древние утверждали: многознание уму не научает. Наши школьники, о чем говорят последние данные ЮНЕСКО, занимают по предметным знаниям и умениям места где-то во втором десятке. Мы отстаем в этом отношении от Южной Кореи, Тайваня, Швейцарии, Венгрии, ряда других стран, но заметно опережаем США, Англию, Францию, Германию и другие развитые страны. Казалось бы, не так уж плохо.
Однако по развитию творческого интеллекта эксперты отводят нам куда более скромное место. Вроде бы парадокс. Но на деле все объяснимо. Знания сами по себе еще не обеспечивают развития, даже интеллектуального.
Стратегические приоритеты страны и ориентиры развития системы образования, Фатима Жакыпова
А ведь современные цели обучения охватывают не только развитие интеллекта, но и развитие эмоций, воли, формирование потребностей, интересов, становление идеалов, черт характера. Знания — основа, плацдарм развивающего обучения, промежуточный, но не его итоговый результат. Все обучение должно быть ориентировано на развитие личности и индивидуальности растущего человека, на реализацию заложенных в нем возможностей. От знаниецентризма наше образование должно прийти к человекоцентризму, к приоритету развития, к «культу личности» каждого воспитанника. Обучение в этом плане выступает как способ реализации воспитательных задач, как его часть. Вся же образовательная система должна быть широким полем для жизнедеятельности, утверждения и развития человека и включать в себя семью, внешкольные учреждения, неформальные контакты и т. д.
— повышение роли гуманитарного знания как основы развития, как содержательного «ядра» личности;
— движение от обязательного, одинакового для всех содержания к вариативному и дифференцированному, а в предельном случае — индивидуализированному; от единого государственного, официально утверждаемого содержания к оригинальным авторским программам, курсам и учебникам (с обязательным сохранением единого образовательного ядра, определяемого обязательным минимумом и государственными стандартами).
— утверждается подход к отбору и оценке содержания с точки зрения его образовательного и развивающего потенциала, способного обеспечить:
— формирование у обучающихся адекватной научной картины мира,
— гражданского сознания,
— интеграцию личности в систему мировой и национальной культур,
— содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми (ст. 14 Закона «Об образовании»).
Ставится задача сформировать у ученика целостную картину мира, помочь ему на основе общечеловеческих и национальных ценностей выявить личностные смыслы в изучаемом материале, передать молодому поколению лучшие традиции, творческие способности, чтобы эти традиции развиват ь.
Совершенно ясно обозначилось также движение от унифицированных форм организации образования (средняя общеобразовательная школа, профтехучилище) к разнообразию форм образования и типов образовательных учреждений: гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, высшие профтехучилища, комплексные образовательные учреждения типа сад—школа, лицей—колледж вуз и т. д. Особенно актуальными становятся поиски в области модернизации и обновления массовой школы с тем, чтобы она была адаптирована к возможностям развития и потребностям разных категорий учащихся, а также проблемы, связанные с развитием реабилитационных, образовательно-оздоровительных и специализированных учреждений разного профиля.
Начинает, хотя и очень робко, преодолеваться абсолютизация урока как формы организации обучения в школе. Наряду с уроками проводятся семинары, лекции, практикумы, диспуты, обучающие игры.
Постепенно осознается необходимость перехода от массового обучения к дифференцированному — не в смысле отказа от коллективных форм работы, а в смысле индивидуализации и уровневой дифференциации программ и методик, учета потребностей и возможностей каждого обучаемого.
Осознается также необходимость перехода от запаздывающего образования к опережающему, хотя эту проблему решить в рамках отдельной школы невозможно. Она связана с возрастающей многофункциональностью образования в целом как социальной сферы и каждой его ячейки — образовательного учреждения. Наряду с ведущими традиционными функциями — образовательной, воспитывающей и развивающей — образованию и его институтам приходится все более полно брать на себя функции культуропреемственности и культуротворчества, социальной защиты педагогов и воспитанников, выполнять роль социального стабилизатора и катализатора социально-экономического развития. Наконец (о чем уже шла речь), все большую роль играет в последние годы поисково-исследовательская функция.
Начинается постепенный переход образования и воспитания на диагностическую основу, чему способствует становление психологической службы в образовательных учреждениях. Утверждается новое понимание стандарта в образовании не как обязательной унификации требований, а как единого базиса, обязательного минимума знаний, уровня минимальных требований и ограничителя учебной нагрузки.
Пробивает дорогу тенденция повышения роли регионального и местного (муниципального, общинного) факторов в образовании. Как показывает опыт многих цивилизованных стран, да и отечественные традиции, община — объединение людей по месту жительства (по принципу соседства) — является самым заинтересованным и заботливым хозяином дошкольного учреждения, школы, социального центра микрорайона. Конечно, всегда необходим баланс общечеловеческих, общероссийских (федеральных), региональных и местных ценностей и установок и интересов региона при условии приоритета ценностей федеральных и общечеловеческих.
Интенсивно происходит переход от разрушенного жизнью регламентированного, авторитарного воспитания к гуманистическому, ненасильственному, свободному воспитанию, основанному на добровольном выборе форм деятельности, инициативе и взаимном доверии воспитателей и воспитанников. Воспитание переориентируется на общечеловеческие ценности, на идеи и идеалы гуманизма и милосердия.
Эти идеи вовсе не обязательно должны выражаться в религиозной форме. Ребенок должен быть огражден от навязывания любой идеологии, как коммунистической, так и религиозной. В современной образовательной системе все более пробиваются и прорастают идеи не замкнутой в себе, а открытой в социальную среду школы, активно участвующей в жизни микрорайона и использующей его педагогические и материальные ресурсы. Школьная образовательная и воспитательная система активно взаимодействует с дополнительным (внешкольным) образованием, ориентированным на семью, на человека, на гуманитарные ценности.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Стратегия-2025: что это за проект и зачем он нужен родителям и учителям
За последние несколько месяцев появилось как минимум два масштабных проекта, которые, по задумке, должны изменить образование в России. Стратегия-2025 и «12 решений для нового образования». Про второй мы уже писали. Теперь про Стратегию-2025 — план развития образования в Москве на ближайшие семь лет. Что это за стратегия, какая от неё польза родителям и учителям — рассказал один из разработчиков стратегии, директор московской школы № 444 Павел Северинец.
В феврале 2018-го мэр Москвы Сергей Собянин предложил педагогам поучаствовать в создании стратегии развития столичного образования до 2025 года. Цель проекта очень простая: сделать образование лучше (что бы это ни значило).
Своими предложениями и идеями стали делиться молодые директора московских школ — всё это в соцсетях по хештегу #стратегия2025. При этом многие педагоги относятся к проекту настороженно и не понимают, в чём его смысл. В чём суть стратегии и какие у неё минусы — объясняет директор школы № 444 Павел Северинец.
Павел, если бы вы рассказывали своему другу, который не очень в теме образования, о проекте Стратегии-2025, что бы вы ему сказали?
Я бы сказал, что современная жизнь совсем не похожа на ту, что была в нашем детстве. Интернет и цифра изменили всё вокруг: «Умный дом», «Умный город», «Умный человек». Все умные. С помощью условного смартфона мы можем быстро и оперативно найти нужную информацию. Наши с тобой дети растут в этой реальности, они не осваивают её, она им привычна и понятна.
Школа тоже должна соответствовать времени.
Школа с задачей «передать знания» обречена. Дети из неё будут уходить на самообразование. Так вот: задача стратегии — задать направление развития московской системы образования на ближайшее время, не игнорируя, а опираясь на очевидные достижения.
Расскажите о самых интересных предложениях Стратегии, в чём их смысл?
Начну с того, что современные технологии позволяют нам уйти от адских портфолио и неравенства в зачёте достижений ученика. Это один из важных смыслов изменений, который касается учеников.
Теперь о главных направлениях:
ПОТОК — это персонализация учебной траектории ребёнка.
К 8 классу уже более или менее понятно, что ребёнку интересно. Он вместе с семьёй и учителем в качестве наставника может составить свой учебный план. Ученик знает, какие у него достижения и проблемы в учёбе. Для этого планируют использовать ресурсы не только своей школы, но и города или района.
Пройти так называемые предпрофессиональные пробы, определиться с выбором профессии или, наоборот, отказаться от того или иного занятия (что тоже результат) — вот в чём смысл. Так ребёнок не тратит время на подготовку и не штурмует вуз, чтобы потом разочароваться и уйти. Разве это плохо?
РОСТ — это оценка достижений детей: учебных, творческих, спортивных, жизненных навыков (туризм, школа безопасности). Всё это с учётом автоматизации и компьютеризации этих достижений. Имеется в виду формирование системы хранения и обработки всех достижений школьников. Успехи в спорте, искусстве, туризме можно и нужно засчитывать как модули образовательных программ в основной школе.
Не совсем понятно: а как автоматизировать и компьютеризировать жизненные навыки?
Жизненные навыки не надо компьютеризировать и автоматизировать. Надо сделать запись о том, что ребёнок прошёл поход 1-2 категории сложности, умеет обращаться с огнетушителем и знает правила дорожного движения.
8 важных вопросов о детской безопасности: отвечают учитель, психолог и пожарный
Следующее направление УРБОШКОЛА. Это объединение образовательных ресурсов в макрорайоне. Раньше школы конкурировали за доступ к ресурсам — у кого больше денег, лучше оборудование или здание. Сейчас при формульном финансировании, которое ориентировано на ученика, такой проблемы нет.
Мы подошли к задаче скоординировать ресурсы школ одного межрайонного совета или макрорайона. Это удобно в первую очередь семьям из Москвы. Всё рядом. Не надо никуда ехать.
То есть в районе не будет хороших и плохих школ? Все школы будут примерно одинаковыми, не считая педагогический состав?
Школы всегда были и будут разными. С разным укладом и традициями. Это хорошо. Но у ребёнка и его семьи появляется возможность выбора. А школы макрорайона развиваются за счёт сетевого взаимодействия.
И наконец, Город как школа — это формирование ответственного отношения к городу, в котором мы живём. У нас любят говорить «Москва — город талантов». Москва действительно заинтересована в развитии талантов. Для этого нужен новый учитель — технологически грамотный, который бы говорил с детьми на одном языке.
Почему тогда многие учителя настроены к стратегии скептически?
Ну, во-первых, традиционная консервативность человека. Нам кажется, что изменения идут постоянно, всё время что-то реформируют. Но на самом деле учёбы это не касалось. Мы до сих пор опираемся на дидактику педагога Яна Амоса Коменского. При этом очевидно, что скорость изменений жизни выросла.
Двадцать лет назад мобильный телефон и интернет были в диковинку, а сейчас с ними справляется трехлётний малыш.
Во-вторых, возможно, учителей смущает обсуждение стратегии наравне с директорами, как это ни странно. Впервые разработка такого документа была доверена не академикам, учёным (хотя они входят в экспертное сообщество), а практикам. Группа разработчиков-директоров предложила четыре принципа. Но не саму стратегию! Лишь некое видение, куда надо идти.
Теперь всем нужно подключиться к написанию и проработке. Для этого проводят встречи, педсоветы, обсуждения. Есть сайт, где можно писать предложения и участвовать в обсуждении. Все идеи рассматриваются.
Учителя ждут готовых ответов на простые вопросы: как, почему, кто будет отвечать? И не получив готовый ответ, видят в обсуждении распил каких-то средств
Статья на тему: «Стратегия развития современного образования»
В настоящей работе анализируется современное состояние дошкольного образования в России как составляющей социальной сферы. Рассматриваются такие аспекты как основные задачи дошкольного образования, система дошкольного воспитания и ее характерные черты, учреждения дошкольного образования, принципы воспитательно-образовательного процесса, порядок работы дошкольных учреждений, проблемы дошкольного образования, основные направления развития.
Скачать:
![]() |
19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Стратегия развития современного образования
Strategy for the development of modern education
Бойкова Людмила Алексеевна – студент
Автономной некоммерческой организации высшего образования.
Кафедра — Государственного, муниципального управления и права.
Направление магистерской подготовки –
«Государственное и муниципальное управление»
«Национальный открытый институт г. Санкт-Петербург».
— воспитатель ГБДОУ детский сад №13 комбинированного вида Кронштадтского района г. Санкт-Петербурга
Аннотация: В настоящей работе анализируется современное состояние дошкольного образования в России как составляющей социальной сферы. Рассматриваются такие аспекты как основные задачи дошкольного образования, система дошкольного воспитания и ее характерные черты, учреждения дошкольного образования, принципы воспитательно-образовательного процесса, порядок работы дошкольных учреждений, проблемы дошкольного образования, основные направления развития.
Annotation: This paper analyzes the current state of preschool education in Russia as a component of the social sphere. Discusses aspects: the main objectives of preschool education the system of preschool education and its characteristic features, institutions of preschool education, principles of educational process, the order of work of preschool institutions, the problems of preschool education, the main directions of development.
Ключевые слова: Социальная сфера, дошкольное образование, дошкольные образовательные учреждения, дошкольный возраст, социокультурное развитие, дети, воспитанники.
Keyword: Social sphere, preschool education, preschool educational institutions, preschool age, socio-cultural development, children, pupils.
Согласно закону РФ «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
ЗАДАЧИ РЕШАЮЩИЕ СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
— обеспечить общедоступное, в том числе, гарантированное бесплатное образование в пределах государственных образовательных стандартов на всех ступенях и уровнях системы в соответствии с законодательством РФ;
— содействовать развитию сети образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, в том числе, негосударственных;
— создать государственно-общественную систему оценки качества и контроля деятельности образовательных учреждений.
Согласно ст. 2 Закона РФ «Об образовании» выделяет следующие принципы:
– гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
– единство федерального культурного и образовательного пространства, включая защиту и развитие системы образования, национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
– общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
– светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
– свобода и плюрализм в образовании;
– демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений.
В инновационном сценарии развития страны системе российского образования отведена особая роль. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2025 года образование рассматривается как один из результатов инновационного развития и как необходимое условие для системных изменений во всех сферах жизнедеятельности государства. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование зависит благосостояние всех будущих поколений.
Основная цель стратегии – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Соответствие требованиям инновационного развития и современным потребностям общества и каждого гражданина предполагает:
— Определение требований инновационного развития к образованию;
— Определение потребностей общества и каждого гражданина в области образования;
— Установление необходимого или приемлемого соответствия образования этим требованиям.
Для достижения стратегической цели необходимо решить четыре основные задачи:
- Обеспечение инновационного характера базового образования;
- Модернизация институтов образования как инструментов социального развития;
- Создание современной системы непрерывного образования;
- Формирование системы оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.
Рассмотрим ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 26 декабря 2017 года N 1642
Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
(с изменениями на 14 августа 2019 года)
Срок реализации Программы — 2018-2025 годы
Ответственный исполнитель Программы — Министерство просвещения Российской Федерации
Параметры финансового обеспечения Программы
на 2018 год — 3529521538,4 тыс. р.
на 2019 год — 230513367 тыс. р
на 2020 год — 212934365,2 тыс. р
на 2021 год — 227047058,3 тыс. р
на 2022 год — 181728625,8 тыс. р
на 2023 год — 182446795,9 тыс. р
на 2024 год — 187482727,7 тыс. р
на 2025 год — 179198939,7 тыс. р
общий объем финансового обеспечения государственной программы – 4.930.873.417,9 тыс. рублей
на 2018 год — 141546767,8 тыс. р
на 2019 год — 156382059,9 тыс. р
на 2020 год — 137158179,4 тыс. р
на 2021 год — 142448440,5 тыс. р
на 2022 год — 95559706,9 тыс. р
на 2023 год — 95176306,9 тыс. р
на 2024 год — 99181306,9 тыс. р
на 2025 год — 0 тыс. рублей,
общий объем финансового обеспечения в рамках государственной программы —
867.452.768,3 тыс. рублей
Цели Программы и их значения по годам реализации
цель 1 — качество образования, которое характеризуется:
обеспечением глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождением Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, в том числе: обеспечением средневзвешенного результата Российской Федерации в группе международных исследований не ниже:
14 места в 2018 году,
не ниже 12,5 места в 2019 году,
не ниже 12 места в 2020 году,
не ниже 11,5 места в 2021 году;
не ниже 11 места в 2022 году;
не ниже 10,5 места в 2023 году;
не ниже 10 места в 2024 году;
увеличением удельного веса численности выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательной организации, обучавшихся по образовательным программам среднего профессионального образования:
в 2018 году — до 51 процента;
в 2019 году — до 53 процентов;
в 2020 году — до 54 процентов;
в 2021 году — до 55 процентов;
в 2022 году — до 56 процентов;
в 2023 году — до 57 процентов;
в 2024 году — до 58 процентов;
в 2025 году — до 59 процентов;
цель 2 — доступность образования, которая характеризуется в том числе доступностью дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет:
в 2018 году — 84,77 процента;
в 2019 году — 94,02 процента;
в 2020 году — 100 процентов;
в 2021 году — 100 процентов;
в 2022 году — 100 процентов;
в 2023 году — 100 процентов;
в 2024 году — 100 процентов;
в 2025 году — 100 процентов;
от 3 до 7 лет — сохранение 100 процентов
цель 3 — воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, которое обеспечивается:
увеличением охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования:
в 2018 году — не менее 71,5 процента;
в 2019 году — не менее 73 процентов;
в 2020 году — не менее 75 процентов;
в 2021 году — не менее 76 процентов;
в 2022 году — 77 процентов;
в 2023 году — 78,5 процента;
в 2024 году — 80 процентов;
численностью обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций общего образования, среднего и высшего профессионального образования, (нарастающим итогом):
в 2018 году — 1,8 млн. человек;
в 2019 году — 2,8 млн. человек;
в 2020 году — 4 млн. человек;
в 2021 году — 5,2 млн. человек;
в 2022 году — 6,4 млн. человек;
в 2023 году — 7,6 млн. человек;
в 2024 году — 8,8 млн. человек
Направления (подпрограммы) Программы:
«Развитие среднего профессионального и дополнительного профессионального образования»;
«Развитие дошкольного и общего образования»;
«Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики»;
«Совершенствование управления системой образования»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
Постановление ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 26 декабря 2017 года N 1642 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
(с изменениями на 14 августа 2019 года)
Источник: nsportal.ru