Стоимостные показатели производственной программы
К стоимостным показателям производственной программы относятся такие показатели, как:
— товарная продукция;
— валовая продукция;
— реализованная продукция;
— чистая продукция.
Товарная продукция (наряду с этим понятием также используется понятие «объем товарной продукции») – это готовая продукция, прошедшая все стадии обработки, принятая ОТК, сданная на склад готовой продукции и предназначенная для реализации потребителям.То есть по существу – это стоимость продукции, работ, услуг, предназначенных для реализации на сторону:
где Цi – цена за единицу, руб./шт.; Qi – объем производства в натуральных показателях; i – вид продукции, работ, услуг.
В состав товарной продукции входят:
— готовые изделия, предназначенные для продажи;
— полуфабрикаты собственного производства, отпущенные на сторону (например, произведенные полуфабрикаты были запущенны не в дальнейшее производство, а отгружены покупателям);
Анализ производства и реализации продукции (лекция)
— продукция вспомогательных цехов, отпущенная на сторону (например, пар, вода, сжатый воздух, электроэнергия, произведенные вспомогательными цехами, но поставленные покупателям);
— инструмент или оснастка, изготовленные предприятием и отпущенные на сторону или «зачисленные» в основные средства предприятия;
— работы промышленного характера: ремонт оборудования, транспортных средств и т. п. по заказам со стороны; капитальный ремонт собственного оборудования и др. При этом стоимость работ промышленного характера включается в стоимость товарной продукции только по стоимости дополнительной обработки без стоимости ремонтируемых изделий, поставленного сырья и материалов.
Также в стоимость товарной продукции включается (включается по факту, но заранее не планируется):
— некомплектная и нестандартная продукция, если она реализована на сторону потребителям, даже по сниженным ценам;
— брак всех видов, если он реализован на сторону потребителям, даже по сниженным ценам;
— стоимость отходов производства, реализованных покупателям или сданным на предприятия по переработке отходов, и др.
Товарная продукция планируется в оптовых ценах, действующих на момент разработки плана, в отчете товарная продукция уже отражается в двух ценах:
а) в ценах, принятых в плане;
б) в ценах, действующих на момент реализации продукции.
Товарная продукция служит основой для расчета валовой продукции и учитывается при расчете себестоимости продукции.
Валовая продукция (наряду с этим понятием используется понятие «объем валовой продукции») – это показатель, характеризующий полный объем всех запланированных в плановом периоде работ. Валовая продукция (ВП) рассчитывается по формуле:
ВП = ТПн.ц. ± ΔНП ± ΔПФ ± ΔИ, (3)
где ТПн.ц. – товарная продукция в неизменных ценах, руб.; ± ΔНП – изменение остатков незавершенного производства на начало и конец периода, руб.; ± ΔПФ – изменение стоимости полуфабрикатов собственного производства для внутреннего потребления на начало и конец периода, руб.; ± ΔИ – изменение стоимости инструмента собственного изготовления для внутреннего потребления на начало и конец периода, руб.
Основные показатели | Анализ эффективности
То есть показатель валовой продукции учитывает весь объем произведенной продукции, работ, услуг не зависимо от их предназначения и степени готовности.
Так как большинство предприятий не занимаются изготовлением полуфабрикатов и инструментов для собственного потребления, то можно сказать, что валовая продукция включает только товарную продукцию и незавершенное производство. Но следует отметить, что незавершенное производство учитывается при расчете валовой продукции в следующих случаях:
— если длительность производственного цикла превышает 2 месяца;
— если имеет место быстрое наращивание незавершенного производства или, наоборот, его спад.
Таким образом, для большинства предприятий можно принять, что валовая продукция равняется товарной продукции:
Но главное для организации не произвести продукцию, а продать ее, для этого рассчитывается показатель реализованной продукции. Реализованной продукции (наряду с этим понятием также используются такие понятия как «выручка», «объем реализации», «объем реализованной продукции», «товарооборот», «объем продаж», «доходы от продажи» и др.), которая рассчитывается как произведение цены (Ц) продукции и планируемого объема продаж в натуральных показателях (Q):
где РП – реализованная продукция, руб.; Qi – объем реализации в натуральных показателях.
Следует отметить, что при расчете фактических объемов реализации понятие «реализованной продукции» может иметь разные значения. С юридической точки зрения факт реализации продукции связан с моментом смены ее собственника, то есть когда продукция перестала быть собственностью продавца и стала собственностью покупателя. С точки зрения Налогового Кодекса реализованная продукция может рассчитываться двумя методами:
1) для большинства предприятий под реализованной продукцией фактически понимается продукция, отгруженная покупателям (ОП), независимо от факта поступления денежных средств в кассу или на расчетный счет. То есть отгруженная продукция считается реализованной (именно в этом случае чаще всего используются понятия «объем продаж» и «отгруженная продукция»). В этом случае реализованная продукция (РП) может быть рассчитана по изменению остатков готовой продукции на складе:
РП = ОП = ТП + ОРПн.п. — ОРПк.п., (6)
где ТП – объем товарной продукции за период, руб.; ОРПн.п. – остатки нереализованной продукции на складе на начало периода, руб.; ОРПк.п. – остатки нереализованной продукции на складе на конец периода, руб..
Данный метод расчета реализованной продукции называется «методом по отгрузке», «метод начислений»;
2) в отдельных случаях объем реализованной продукции может рассчитываться по факту поступления денежных средств в кассу или на расчетный счет организации (то есть реализованной считается оплаченная продукция, независимо от факта отгрузки продукции). Данный метод называется «метом по оплате» или «кассовым методом». Согласно ст. 273 Налогового Кодекса Российской Федерации данный метод имеют возможность использовать предприятия, объем реализации которых не превышает в среднем 1 млн. руб. за квартал без НДС.
Чистая продукция (также используются понятия «условно-чистая продукция», «объем чистой продукции», «добавленная стоимость»). Показатели товарной и валовой продукции включают стоимость потребленных сырья и материалов (так называемые затраты прошлого труда), поэтому их нельзя использовать для оценки фактического выполненного предприятием объема работ. Для этих целей используется показатель нормативно-чистой продукции, который отражает «добавленную на предприятии стоимость». Чистую продукцию (ЧП) можно рассчитать двумя способами:
ЧП = ФЗПс отч. + П, (7)
НЧП = ТП – (А + МЗ), (8)
где ФЗПс отч.. – фонд заработной платы предприятия со страховыми взносами, руб.; П – прибыль организации, руб.; А – сумма амортизационных отчислений за период, руб.; МЗ – сумма материальных затрат, руб.
Следует отметить, что показатель чистой продукции в практике предприятий фактически не используется, однако именно он учитывается при расчете валового внутреннего продукта по отраслям, регионам и стране в целом.
Источник: lektsia.info
Сущность производственной программы организации и ее стоимостные показатели.
ПП – план выпуска продукции, определяемый различными показателями.
Показатели могут быть натуральными, характеризующими вещественный выпуск продукции стоимостными, характеризующими выпуск продукции в денежном выражении.
Основой для определения в плане объема продукции в стоимостном выражении является план производства в натуральном выражении.
Стоимостными показателями ПП являются:
1. Товарная продукция – стоимость готовых изделий, предназначенных для реализации на сторону, своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия.
ТП = ГП + ПФ + У + Об + КР
ГП – готовая продукция,прошедшая ОТК (отдел технического контроля) и готовая к отгрузке
ПФ – полуфабрикаты для реализации на сторону
У – услуги промышленного характера
Об – оборудование собственного изготовления
КР – капитальный ремонт, выполненный хозяйственным способом (собственными силами)
2.Валовая продукция – включает в себя всю продукцию, произведенную на предприятии независимо от степени ее готовности и назначения
ВП = ТП + (НЗПк-НЗПн)
3. Реализованная продукция – продукция, деньги за которую поступили на расчетный счет
предприятия. Включает в себя те же элементы, что и товарная продукция, но в объемах фактической реализации.
4. Чистая продукция – вновь созданная стоимость в организации. (часть валового продукта, остающаяся после вычитания из него материальных затрат)
ЧП = ТП – (МЗ + ∑А) = Пр+З/п
МЗ – материальные завтраты
∑А – сумма амортизации основных фондов
Планирование производственной программы.
В рамках планирования ПП определяются дизайн продукции, ее ассортимент и объем выпуска.
Планирование дизайна следует осуществлять в деталях с учетом требований потребителей.
Это необходимо, чтобы своевременно выяснить, может ли собственное производственное оборудование обеспечить требуемый дизайн с необходимым качеством.
Если это невозможно, то следует либо приобрести недостающее оборудование, либо изменить свойства изделия на аналогичные, но разрешимые для имеющегося оборудования.
Для планирования ассортимента характерно противоречие
С одной стороны планирование сбыта ориентировано на изготовление по возможности более широкого ассортимента, т.к. это улучшает возможности сбыта. С другой стороны широкий ассортимент не в интересах выполнения производственной программы, т.к. он требует специализированного оборудования и ведет к росту затрат.
При планировании объемов производства, особенно если выпускается несколько видов продукции, следует планировать больше тех видов, которые приносят большую прибыль на одно изделие, загружают меньшее количество оборудования и требуют меньше времени на обработку и сбыт одного изделия.
Объем выпуска в производственной программе предприятия разрабатывается в следующей последовательности:
1. организация производит исследование рынков, определяет позицию товара на рынке, возможный спрос и объем продаж.
2. на основе возможного объема продаж определяют объем реализованной продукции
РП = Vпродаж*Ц (цена единицы продукции)
3. планируют объем товарной продукции
4. определяют величину ВП
ВП = ТП + (НЗПк-НЗПн)
5. сопоставляют возможный объем выпуска продукции с имеющимися у предприятия ресурсами
Производственная мощность, ее расчет. Виды производственной мощности.
ПМ – это максимально возможный объем выпуска продукции за определенный период времени в заданной номенклатуре при полном использовании производственного оборудования и площадей с учетом применения передовой технологии, улучшения организации производства и обеспечения качества продукции.
Номенклатура – перечень наименований выпускаемой продукции.
Ассортимент – перечень видов продукции внутри конкретного наименования.
ПМ измеряется в тех же единицах, что и производство основной продукции в натур выражении.
Если организация выпускает несколько видов продукции, то ПМ устанавливается отдельно по каждому виду
В общем виде ПМ рассчитывается:
n- количество установленного оборудования
Фmax – максимально возможный годовой фонд времени работы 1 единицы оборудования в часах
Мт – норма времени на обработку единицы изделия в часах
ПРП – продолжительность рабочего периода в днях
ПРД – продолжительность рабочего дня в часах
Тп – время перерывов и простоев в %
ПРС – продолжительность рабочей смены в часах
Qсм – количество смен в сутки
Если известна производительность одной единицы оборудования, то
П – производительность одной единицы оборудования за час
n‾ — среднегодовое количество оборудования
Пм предприятия зависит от установленного оборудования, степени автоматизации производства, организации труда и является величиной переменной.
В связи с этим выделяют следующие виды ПМ:
1. Входящая – мощность на начало года – Мнг
2. Мощность, вводимая в пр-во в течение года – Мвв
3. Мощность, выбывающая в течение года М выб
4. Выходящая — мощность на конец года – Мкг
5. среднегодовая Мгод‾
Твв – количество месяцев с момента ввода мощности в производство до конца года
Твыб – количество месяцев с момента выбытия мощности из производства до конца года
Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 83 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.net