В чем разница между дипломом бакалавра, специалиста и магистра, у кого больше шансов на рынке труда в России и за рубежом
Бакалавр, специалист и магистр – это степени высшего образования, которые присваиваются после прохождения соответствующего обучения и подтверждаются дипломом. Но разобраться в том, чем отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры, не так просто. Разница заключается в ряде факторов – условиях поступления, сроках обучения, насыщенности программы, уровне профессиональной подготовки, а также в дальнейших перспективах и степени востребованности на рынке вакансий.
Как отличить бакалавриат от специалитета и магистратуры
Двухуровневая система образования была принята в 1999 году на Болонском процессе. Это позволило сохранить единые стандарты обучения в странах Европы и других государствах, присоединившихся к стратегии. В России соответствующие изменения в сфере образования вступили в силу в 2003 году.
Болонская система предполагает 2 уровня образования, где бакалавру и специалисту присваивается первый, а магистру – второй. Она устанавливает четкие отличия между ними, касающиеся с условий, сроков и итогов обучения. Подробнее с этой информацией можно ознакомиться в таблице.
Cтоит ли входить в IT в 2022? Зарплаты, конкуренция, востребованные IT профессии.
Дипломы бакалавра, специалиста и магистра дают возможность претендовать на должности, недоступные для соискателей без высшего образования. Но есть некоторая разница в карьерных перспективах. Положение бывших студентов специалитетов и магистратур на отечественном рынке вакансий выше, чем у людей, имеющих степень бакалавра. Они имеют больше шансов занять высокую должность.
Бакалавриат
Бакалавриат является первой ступенью высшего образования. Студенты обучаются по ускоренной системе на протяжении 4 (реже 5) лет. Программа включает в себя:
- общеобразовательные и общепрофессиональные дисциплины;
- специальные предметы в рамках выбранного направления;
- практику.
Кроме того, будущие бакалавры могут параллельно осваивать и другие, смежные профессии. По окончании обучения студент проходит итоговую аттестацию и получает соответствующую квалификацию. То есть, при успешном преодолении всех этапов он становится обладателем диплома о высшем образовании. В приложении к документу отражены сроки учебы и пройденные дисциплины.
Но есть один существенный минус – положение бакалавров на российском рынке вакансий часто весьма неоднозначно. Если в международной системе они котируются как полноценные специалисты, то отечественные работодатели нередко рассматривают их как «недоученных», приравнивая степень бакалавриата к «неполному высшему». Однако это заблуждение, программа, по которой обучаются будущие бакалавры, соответствует университетской, и выпускники имеют должный уровень подготовки. А значит, такой специалист имеет полное право занять должность, где необходимым условием является высшее образование.
Повысить свои позиции бакалавры могут, поступив в магистратуру. На протяжении 2 лет студент будет получать углубленные знания по своей специальности. Причем поступить можно не только на первоначально выбранное направление, но и попробовать свои силы в другой профессии. Кроме того, необязательно учиться в том заведении, где была получена степень бакалавра.
MBA — ЗАЧЕМ ПОЛУЧАТЬ??
Можно выбрать любой ВУЗ, в программе которого есть магистерские направления. При успешном прохождении вступительного этапа есть шанс попасть на бюджетное отделение.
После завершения обучения бакалавру будет присвоена степень магистра, что откроет перед ним больше карьерных возможностей.
Специалитет
Так же как и бакалавриат, специалитет причисляют к первой ступени высшего образования. Разница заключается в сроках и насыщенности обучения. Будущих специалистов готовят в течение 5 (реже 6) лет, делая упор на выбранное направление. Но это не говорит о том, что студенты изучают лишь профильные дисциплины – общеобразовательным предметам уделяется достаточно времени.
В целом в программу обучения будущих специалистов входят:
- профессиональная подготовка по выбранной специализации;
- гуманитарные, социально-экономические и естественные науки;
- общенаучные предметы;
- практика.
Первые 2 года отводятся на общеобразовательные предметы и получение базовых профессиональных знаний. Далее студенты изучают специальные дисциплины по углубленной программе. Получить параллельно вторую специальность, как в бакалавриате, учащиеся специалитетов не могут. По завершении обучения им предстоит итоговая аттестация и защита дипломной работы. Успешно пройдя все этапы, студенты получают диплом о высшем образовании с присвоенной квалификацией специалиста в выбранной области.
Несомненным плюсом такой формы обучения является то, что выпускники могут сразу поступать в аспирантуру, тогда как бакалаврам для этого потребуется сначала получить степень магистра. То есть специалитет изначально больше подходит тем, кто нацелен на научную работу в дальнейшем.
Отечественные работодатели более лояльны к специалистам, нежели к бакалаврам, считая их лучше подготовленными. Такая форма обучения привычна, являясь в России традиционной, но сильно отличаясь от европейской. Хотя в настоящее время она сохранилась лишь в немногих ВУЗах. Чаще это учебные заведения медицинской, военной и инженерной направленности.
Иначе обстоит дело на зарубежных рынках труда. Дипломы специалистов редко признают заграницей, это исключительно российская «фишка». В лучшем случае их приравнивают к бакалавриату. Кроме того, в другой стране документ о таком образовании придется подтверждать, и не факт, что после этого шансы на получение хорошей должности сильно повысятся.
Еще один минус специалитета в том, что по его окончании нельзя поступить на бюджетное отделение в магистратуре, если возникла такая необходимость.
Магистратура
Магистратура – это вторая ступень образования, перейти на которую можно, имея степень бакалавра. Система обучения построена на основе программы бакалавриата, но с более углубленным подходом к профильным предметам. На теорию и научно-исследовательскую практику отводится 2 года. То есть, вместе с первой ступенью учеба занимает 6 (иногда 7) лет.
По окончании учащимся требуется пройти итоговую аттестацию и представить магистерскую работу. При условии успешной защиты студент получает степень магистра по изученному направлению. Такие соискатели признаются как работодателями в РФ, так и в Европе и США. Выпускники могут претендовать на место в аспирантуре или руководящую должность. Часто целью получения магистерской степени является преодоление карьерного «потолка» и дает возможность занять высокий пост.
Минусом считается то, что далеко не в каждом учебном заведении можно пройти обучение по второй ступени. И не так много специальностей, предусматривающих получение этой степени.
Что лучше выбрать
Разобравшись с тем, чем отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры, у абитуриентов может появиться вопрос, что же лучше. Ответить на него однозначно невозможно.
Бакалавр и специалист – это люди, прошедшие начальную ступень высшего образования. Однако на отечественном рынке вакансий шансы выпускников неравны, у бывших студентов специалитетов они несколько выше. Для работодателей в нашей стране они находятся примерно на одном уровне с магистрами. Поэтому тем, кто планирует после обучения работать в России, лучше получить диплом специалиста. Тогда как соискателям, желающим делать карьеру за рубежом, нужно учесть, что степень бакалавра вызовет больше доверия у потенциальных работодателей.
В этом смысле магистратура является почти «беспроигрышным» вариантом. У таких соискателей одинаково высокие шансы занять хорошую должность как в российской, так и в европейской или американской компании. Но в этом случае на обучение придется затратить не менее 6 лет, тогда как диплом бакалавра или специалиста можно получить за меньший срок.
Источник: razvivashka.online
Факторы и система оценки эффективности обучения в ВУЗе
Обучение в ВУЗе – это не просто процесс развития личности и специалиста. Он предполагает подготовку конкретного специалиста, который в дальнейшем будет приносить отрасли науке или стране в целом пользу, делиться опытом, знаниями и совершенствовать среду.
Обучение в ВУЗе – это не просто процесс развития личности и специалиста. Он предполагает подготовку конкретного специалиста, который в дальнейшем будет приносить отрасли науке или стране в целом пользу, делиться опытом, знаниями и совершенствовать среду.
Можно ли оценить эффективность обучения в СУЗе или ВУЗе? Как она отражается на студентах и выпускниках? Сегодня мы поговорим именно об этом.
Что такое эффективность обучения?
Эффективность обучения в образовательном заведении – критерий относительный. Он включает в себя ряд показателей, которые отражают востребованность, престиж ВУЗа, качество образования и пр.
Многие приравнивают понятие эффективности обучения с успеваемостью студента. Отчасти данные понятия тесно взаимосвязаны, но одним и тем же не являются.
От чего зависит эффективность обучения в СУЗе или ВУЗе?
Здесь можно выделить два основных аспекта: позиция ВУЗа и позиция студента.
Позиция ВУЗа предполагает разработку и утверждение образовательной программы, которая будет соответствовать реалиям и нуждам общества государства. Здесь важно предусмотреть не только «стандартные» предметы, но и новые дисциплины, которые осветят последние новшества в рамках определенной специальности, обучат пользованию конкретными инструментами и пр. Усвоение такой программы позволит ВУЗу выпускать высококвалифицированных и востребованных профессионалов, которые будут работать по специальности, развивать отрасль и стремиться к дальнейшему росту.
Позиция учащегося предполагает, что он добросовестно посещает все занятия и выполняет все задания, усваивает программу и стремится к саморазвитию, как личностному, так и профессиональному.
Следует отметить, что на 80% эффективность обучения зависит от личной позиции студента. В ВУЗах большая часть специальностей преподается «стандартно», то есть одна и та же образовательная программа распространяется на конкретные группы, курсы и пр. Единицы учащихся по объективным причинам переходят на «индивидуальное обучение».
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как оценивается эффективность обучения?
Первым и самым очевидным критерием оценки эффективности обучения является успеваемость студента. С одной стороны, данный параметр отражает уровень профессиональной подготовки учащегося, степень усвоения им программы и отдельных предметов, его знания и навыки, способности и возможности. С другой стороны, чем больше учащихся с положительной успеваемостью, тем лучше статистика ВУЗа или СУЗа.
Еще одним критерием оценки эффективности обучения является престиж ВУЗа. Обратите внимание, что это самый «приблизительный» и относительный критерий оценки деятельности ВУЗа. Считается, что на «топовом» ВУЗе требования к студентам более жесткие, чем в «провинциальных» учреждениях. Отчасти, так оно и есть, но это не значит, что выпускники небольших провинциальных ВУЗов – некомпетентные специалисты. Порой «профи из поселка» может выполнить задание (поручение) лучше, чем выпускник топового ВУЗа.
Оценка учебной программы позволяет определить, насколько грамотным и квалифицированным будет будущий специалист. В этом случае экспертная комиссия проводит анализ предметов (учебных планов, план-конспект занятия), сопоставляет преподаваемые материалы с требованиями работодателей к соискателям работы, оценку методов обучения и пр.
Востребованность выпускников ВУЗов на рынке труда также помогает оценить эффективность обучения. Каждый работодатель стремится принять в свой штат «лучшего из лучших», «универсального солдата», способного работать в режиме многозадачности и идеально выполнять свои должностные обязанности.
Определить эффективность обучения в ВУЗе можно с помощью выполнения курсовых и дипломных, контрольных и лабораторных работ, отчетов по практике. Выполнение этих работ позволяет определить степень усвоения студентов программы обучения, их готовность применять знания на практике, следовать утвержденным стандартам, инструкциям и правилам и пр.
Собеседование, опросы и стажировка как способ оценки эффективности обучения в ВУЗе
Каждый специалист, имеющий за плечами среднее профессиональное или высшее образование, так или иначе ищет работу. Чтобы заполучить желаемую должность, он должен пройти «конкурсный отбор» в виде заполнения анкеты или предоставления резюме, собеседования и стажировки.
«Опросники» и резюме позволяют определить самооценку претендента. В этих документах он отмечает свои личностные и профессиональные качества, посильные для него задачи, особенности темперамента, способности и возможности.
В ходе собеседования работодатель определяет психологическую и профессиональную готовность потенциального сотрудника с помощью наводящих вопросов, решения ситуационных задач, простого общения.
Во время стажировки человек демонстрирует, что он может и умеет, чему научился в ВУЗе и на предыдущих местах работы, готовность к дальнейшему развитию и пр.
Таким образом, эффективность обучения в ВУЗе зависит в большей степень от заинтересованности студента в конечном результате: его погружении в обучение, усвоении программы обучения, успеваемости и пр. В то же время каждый ВУЗ и СУЗ заинтересован в разработке новых программ обучения, которые будут соответствовать реалиям и выпускать достойных и нужных специалистов.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Источник: disshelp.ru
Самые востребованные направления обучения и профессии 2019 года
Уже в старших классах общеобразовательной школы будущим абитуриентам и их родителям, а также педагогам и всем, кто, так или иначе, влияет на выбор будущей профессии выпускника, полезно проводить регулярный мониторинг рынка труда. Это позволит своевременно переориентироваться в выборе профессии и «подтянуть» нужные предметы для вступительных экзаменов.
Выбор профессии определяет несколько факторов. И один из наиболее важных является востребованность специалистов на рынке труда. Именно поэтому при поступлении в ВУЗ молодые люди зачастую руководствуются не только личными предпочтениями и объективными возможностями для обучения. Не менее важна уверенность, что приложенные усилия не пропадут зря. Что после обучения в университете не придется идти на биржу труда или торговать овощами на рынке (и это имея в кармане диплом престижного ВУЗа!).
Естественно, любая профессия важна, почетна и полезна людям. Но уж лучше сразу освоить в совершенстве профессию продавца или менеджера – специалиста по продажам, чем несколько лет учиться на математика или физика, а потом дополнительно осваивать ту же профессию продавца, но уже опытным путем.
Одним словом, направление обучения нужно выбирать обдуманно, учитывая, в том числе, спрос работодателей. А каких специалистов ждут работодатели в 2019 году? Предлагаем вам это узнать прямо сейчас.
Какие специальности выбирают выпускники?
По данным поискового сервиса Superjob, выпускники в этом году стремились поступать в ВУЗы, специализирующиеся на подготовке по таким направлениям, как:
- IT-технологии – 17%;
- Врачи – 16%;
- Инженерные специальности – 10%;
- Юристы – 10%;
- Учителя – 6%.
Если же говорить о техникумах и колледжах, то наибольшей популярностью у вчерашних школьников в 2019 году пользовались такие направления подготовки, как:
- IT-технологии или программирование – 17%;
- Медицинские специальности – 16%;
- Повара и кондитеры – 7%;
- Дизайнеры – 6%;
- Бухучет – 6%.
Такую статистику специалисты Superjob получили на основе опроса, в котором принимали участие 600 респондентов из 150 населенных пунктов России.
Какие профессии наиболее востребованы в этом году?
Одновременно с опросом выпускников ресурсом Superjob свои подсчеты проводило и российское статистическое ведомство, в ходе которого была выявлена нехватка кадров в сфере здравоохранения. В частности, наибольший дефицит в государственной системе здравоохранения отмечается среди врачей узких специальностей: онкологов, анестезиологов-реаниматологов и врачей общей практики.
Согласно данным статистического управления, на сегодняшний день не хватает 25 000 врачей, что на 1/3 меньше, чем в 2012 году. Сократить дефицит медработников удалось во многом благодаря программам государственной поддержки: увеличению количества профильных ВУЗов, введению новых образовательных стандартов, методике расчета потребности в медицинских кадрах и увеличению заработной платы. Разрыв же в количестве работников среднего медицинского звена и их потребностью составляет 125 000 человек.
Проблему дефицита кадров испытывает и сфера образования – на сегодняшний день российской системе образования не хватает 32 000 учителей. В этой области также наметилась тенденция к снижению дефицита работников, но пока это незначительные цифры.
В списке востребованных профессий, согласно результатам опроса, проведенного ВНИИ труда – продавец-кассир и повар (недостаток кадров в сфере общественного питания – 17 000 человек). Интересно что, по прогнозам экспертов, недостаток специалистов IT-технологий и руководителей высшего и среднего звена будет наблюдаться до 2030 года.
По данным исследований Korn Ferry Hay Group, проведенных в конце 2018 года, больше всего в России ощущается дефицит аналитиков, программистов и технических специалистов. На основе этих сведений данная консалтинговая компания прогнозирует, что к 2030 году в России начнется кадровый кризис, который приведет к недополучению прибыли – около 300 млрд. долларов.
Какие профессии теряют актуальность?
Говоря о самых востребованных профессиях, надо понимать, что выпускники нередко руководствуются при их выборе и такими второстепенными критериями, как популярностью, престижем и т.д. При этом они упускают из вида, что некоторые профессии, в силу развития технологий, станут невостребованными или скоро исчезнут. Например, к умирающим профессиям относят такие специальности, как:
- Психолог;
- Служащий госучреждения;
- Экономист;
- Полицейский;
- Менеджер;
- Администратор;
- Секретарь.
Сокращение штата неизбежно и в тех сферах, где тяжелый или даже опасный труд человека возьмут на себя роботы. Из этого следует, что выпускникам следует обратить внимание на те направления обучения, которые в будущем позволят управлять сложной техникой и обеспечить себе занятость на долгие годы трудовой деятельности.
Вместо заключения
Выбор профессии состоит из нескольких значимых факторов, на которые нужно обращать внимание еще в школьные годы: увлеченности профессией, наличие способностей к изучению тех или иных наук. Кроме того, влияние на выбор выпускников оказывают родственники и друзья, престиж профессии. Последние критерии, впрочем, имеют свойство изменяться с течением времени, а самый значимый из них – уверенность в завтрашнем дне.
По данным Минтруда, на начало мая количество безработных составляло около 759 000 человек. При этом работодателями заявлено о наличии 1,5 млн. вакансий. Эти цифры напрямую касаются будущего каждого человека, который рассчитывает на стабильное и обеспеченное будущее, поскольку они свидетельствуют только об одном: при выборе ВУЗа выпускникам следует обращать внимание на перспективные запросы, выбирать направление обучения, которое обеспечит стабильность на протяжении всей трудовой деятельности, чтобы усилия, потраченные на обучение, не оказались напрасными.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
- выбор профессии
- востребованные профессии
- выбор вуза
Источник: fulledu.ru
В Госдуме заявили о востребованности программы льготной ипотеки
Член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб прокомментировала в четверг, 15 декабря, заявление президента России Владимира Путина о том, что льготная ипотека будет продлена до 1 июля 2024 года с увеличением ставки до 8%.
«Льготную ипотеку стоит продлить»
Замглавы Минстроя Никита Стасишин — о рекордном вводе нового жилья, обелении рынка аренды и законопроекте о меблировке квартир
По словам парламентария, программа льготной ипотеки является востребованной. «Множество российских семей прибегает к ней. Поэтому общественное мнение заключается в том, что эту программу, как и программы материнского капитала и поддержки многодетных по частичной оплате ипотечного кредита, необходимо продлевать», — сказала она в беседе с RT.
Бессараб отметила, что глава государства видит запрос общества и реагирует на него. Она добавила, что сегодня для российского общества и российской действительности с учетом тех проблем, которые создает давление Запада, очень значима поддержка молодых российских семей, которые хотят иметь собственное жилье.
Она подчеркнула, что это тот задел на будущее, который завтра позволит улучшить качество жизни россиян. Ранее в этот день Путин сообщил, что льготная ипотека будет продлена до 1 июля 2024 года с увеличением ставки до 8%, сообщает телеканал «Звезда». Кроме того, российский лидер добавил, что в России будет расширен доступ к семейной ипотеке.
В настоящее время такой кредит могут получать только те семьи, где дети родились в 2018 году и позднее. Президент же предложил обеспечить доступ к ипотеке по ставке 6% для семей, у которых как минимум два ребенка не достигли 18-летнего возраста, сообщается на сайте kp.ru.
Ранее, 27 октября, сообщалось, что льготные кредиты по программе «Семейная ипотека» в 2023–2024 годы возьмут еще около 240 тыс. семей. По информации правительства РФ, на конец сентября количество участников программы «Семейная ипотека» составляло около 400 тыс. семей, общая сумма выданных кредитов достигла более чем 1,4 трлн рублей. 29 ноября аналитики федеральной компании «Этажи» сообщили «Известиям», что доля спроса на льготную ипотеку с господдержкой в ноябре достигла рекордных 48,5%. До этого, 16 ноября, замглавы Министерства финансов Алексей Моисеев рассказал журналистам в кулуарах Госдумы, что выдача льготной ипотеки под 7% на жилье в новостройках закончится 31 декабря.
Источник: iz.ru