Стабилизационная программа мвф это

Одной из попыток выхода из кризиса макроэкономической нестабильности стало неохот­ное, но все более частое обращение стран, подверженных высокому уровню инфляции, дефициту государственного бюджета и нехватке иностранной валюты наряду с крупными обязательствами перед иностранными кредиторами, к частным международным банкам для проведения переговоров о погашении внешней задолженности. В основе переговоров лежит идея продлить сроки выплаты основного долга и процентов по нему, а также полу­чить доступ к новым источникам финансирования на более благоприятных условиях. Од­нако обычной процедурой стало предварительное проведение страной-должником перего­воров с МВФ, и лишь после этого консорциумы международных банков соглашались на новое финансирование или отсрочку. Должники были вынуждены соглашаться на долго­срочную процедуру («кондишнэлити») и проведение жесткой «политики стабилизации» МВФ, чтобы получить доступ к средствам фонда сверх своей страновой квоты. Частные банки рассматривали успех переговоров с МВФ как свидетельство восстановления креди­тоспособности и серьезного намерения задолжавших стран расплачиваться с долгами и зарабатывать валюту на погашение ранее накопленной задолженности. Стабилизационная программа МВФ представлена четырьмя основными компонентами:

Сокращение программы МВФ: какими будут последствия для Украины

1. Отмена или либерализация валютного и импортного контроля.

2. Снижение обменного курса местной валюты.

3. Жесткая внутренняя антиинфляционная программа, включающая:

а) контроль за кредитами банков с целью повысить их процентные ставки и увеличить величину резервов;

б) правительственный контроль за дефицитом государственного бюджета путем со­кращения расходов, прежде всего в социальной сфере на беднейшую часть населе­ния и на продовольственные субсидии, наряду с увеличением налогов и цены про­дукции государственных предприятий;

в) контроль за заработной платой, чтобы ее рост отставал от темпов инфляции (т. е. отказ от индексации заработной платы);

г) снятие различных форм контроля за ценами и поощрение свободы рынков.

4. Поощрение иностранных инвестиций и открытие экономики страны мировому хозяйству.

В начале 1980-х годов многие развивающиеся страны (Мексика, Бразилия, Аргентина и Филиппины), финансовые резервы которых оказались исчерпанными, вынуждены были обратиться к МВФ за дополнительным кредитованием. К 1992 г. десять стран достигли договоренности о займе у МВФ на общую сумму в 37,2 млрд. СДР (по курсу того времени — 27 млрд. долл.).

Для получения кредитов и, что еще более важно, начала переговоров с частными банками о новых заимствованиях все должники должны были согласиться на проведение некоторых стабилизационных процедур. Хотя эти процедуры могут способствовать сниже­нию темпов инфляции и улучшению платежных балансов участвующих в подобных программах развивающихся стран, но политически они крайне непопулярны, поскольку подрывают усилия по развитию и ложатся непомерным бременем на слои населения с низкими и средними доходами. К тому же отношение к ним неоднозначное: часто лиде­ры Третьего мира видят в них двойные стандарты, когда от них требуют жестких мер для наведения порядка в государственных бюджетах и при этом не реагируют на огромный торговый дефицит США — крупнейшего должника мира. Наконец, политику МВФ экономисты школы зависимости рассматривают как проводника интересов индустриальных стран, заинтересованных прежде всего в сохранении нищеты и зависимости Третьего мира, чтобы обеспечить беспрепятственное функционирование глобальной рыночной струк­туры.

Читайте также:
Программа для записи звука в дискорде

МВФ утвердил 18-месячную программу Stand-by для Украины на $5 млрд

Источник: studfile.net

Стабилизационная программа МВФ

Одной из попыток выхода из кризиса макроэкономической нестабильности стало неохот­ное, но все более частое обращение стран, подверженных высокому уровню инфляции, дефициту государственного бюджета и нехватке иностранной валюты наряду с крупными обязательствами перед иностранными кредиторами, к частным международным банкам для проведения переговоров о погашении внешней задолженности. В основе переговоров лежит идея продлить сроки выплаты основного долга и процентов по нему, а также полу­чить доступ к новым источникам финансирования на более благоприятных условиях. Од­нако обычной процедурой стало предварительное проведение страной-должником перего­воров с МВФ, и лишь после этого консорциумы международных банков соглашались на новое финансирование или отсрочку. Должники были вынуждены соглашаться на долго­срочную процедуру («кондишнэлити») и проведение жесткой «политики стабилизации» МВФ, чтобы получить доступ к средствам фонда сверх своей страновой квоты. Частные банки рассматривали успех переговоров с МВФ как свидетельство восстановления креди­тоспособности и серьезного намерения задолжавших стран расплачиваться с долгами и зарабатывать валюту на погашение ранее накопленной задолженности. Стабилизационная программа МВФ представлена четырьмя основными компонентами:

1. Отмена или либерализация валютного и импортного контроля.

2. Снижение обменного курса местной валюты.

3. Жесткая внутренняя антиинфляционная программа, включающая:

а) контроль за кредитами банков с целью повысить их процентные ставки и увеличить величину резервов;

б) правительственный контроль за дефицитом государственного бюджета путем со­кращения расходов, прежде всего в социальной сфере на беднейшую часть населе­ния и на продовольственные субсидии, наряду с увеличением налогов и цены про­дукции государственных предприятий;

в) контроль за заработной платой, чтобы ее рост отставал от темпов инфляции (т. е. отказ от индексации заработной платы);

г) снятие различных форм контроля за ценами и поощрение свободы рынков.

4. Поощрение иностранных инвестиций и открытие экономики страны мировому хозяйству.

В начале 1980-х годов многие развивающиеся страны (Мексика, Бразилия, Аргентина и Филиппины), финансовые резервы которых оказались исчерпанными, вынуждены были обратиться к МВФ за дополнительным кредитованием. К 1992 г. десять стран достигли договоренности о займе у МВФ на общую сумму в 37,2 млрд. СДР (по курсу того времени — 27 млрд. долл.).

Для получения кредитов и, что еще более важно, начала переговоров с частными банками о новых заимствованиях все должники должны были согласиться на проведение некоторых стабилизационных процедур. Хотя эти процедуры могут способствовать сниже­нию темпов инфляции и улучшению платежных балансов участвующих в подобных программах развивающихся стран, но политически они крайне непопулярны, поскольку подрывают усилия по развитию и ложатся непомерным бременем на слои населения с низкими и средними доходами. К тому же отношение к ним неоднозначное: часто лиде­ры Третьего мира видят в них двойные стандарты, когда от них требуют жестких мер для наведения порядка в государственных бюджетах и при этом не реагируют на огромный торговый дефицит США — крупнейшего должника мира. Наконец, политику МВФ экономисты школы зависимости рассматривают как проводника интересов индустриальных стран, заинтересованных прежде всего в сохранении нищеты и зависимости Третьего мира, чтобы обеспечить беспрепятственное функционирование глобальной рыночной струк­туры.

Читайте также:
Opendiag Лада веста как пользоваться программой

Источник: studopedia.su

Стабилизационные программы МВФ.

В случае опасного размера внешнего долга и неравновесия платежного баланса МВФ предоставляет соответствующему государству так называемые стабилизационные кредиты. Их главное предназначение — погасить отрицательные тенденции, не дать развиться кризису, предотвратить его на первых стадиях, сохранить или восстановить устойчивость платежного баланса. По таким соглашениям государство, получающее кредит, берет на себя определенные обязательства, направленные на улучшение бюджетных показателей, на осуществление согласованной с МВФ стабилизационной программы.

Наличие подобного соглашения рассматривается потенциальными частными кредиторами — банками и банковскими группами — как свидетельство платежеспособности страны-должника. Если соглашение с МВФ заключено, государству-должнику начинают давать кредиты и на частном кредитном рынке, причем не на таких жестких условиях в плане процентов и сроков, которые, как правило, предлагаются «ненадежным должникам» с большим риском неплатежеспособности.

Обычно МВФ предоставляет кредит частями — «траншами»: по 25% квоты данного государства в капитале Фонда. Первый транш предоставляется без всяких условий, остальные — с учетом хода выполнения стабилизационной программы.

Максимальный объем средств, которые страна-должник может получить по такой программе, — 90— 110% ее квоты в капитале МВФ в течение одного года, 270—330% квоты в течение трех лет. При этом совокупная задолженность Фонду не должна превышать 400—440% квоты.

Международный валютный фонд практикует индивидуальный подход к каждому государству-заемщику или должнику, что позволяет дифференцировать требования и критерии по отношению к разным странам. В качестве условий предоставления кредита МВФ выдвигает требования: приватизации хозяйственных объектов; ликвидации убыточных государственных предприятий; отмены государственных субсидий товаропроизводителям; сокращения государственных расходов на социальные нужды — в целях достижения сбалансированности платежного баланса по текущим операциям; перевода национальной финансовой системы под мировые стандарты; открытия внутреннего рынка, облегчения действий иностранных компаний и др.

Международный валютный фонд контролирует ход выполнения каждой стабилизационной программы и в случаях отступления от нее государством-должником приостанавливает выдачу очередного транша. Невыполнение программы влечет за собой прекращение кредитования не только со стороны МВФ, но и со стороны других международных организаций и транснациональных частных банков.

Помимо выдачи стабилизационных кредитов нуждающимся странам в МВФ разработаны и применяются дополнительные механизмы, направленные на предотвращение долговых и валютных кризисов. В 1995 году в МВФ был разработан механизм срочного финансирования. Он включает в себя меры по незамедлительному вмешательству МВФ во внутренний кризис страны-участницы МВФ в тех случаях, когда кризис может выйти за пределы страны. В 1997 году был создан дополнительный резервный фонд; из него и берутся средства для дополнительного финансирования государств — членов МВФ, которые получили стабилизационные кредиты, но этих кредитов оказалось недостаточно. Данный механизм впервые был задействован в 1997 г. на Филиппинах, в Таиланде, Индонезии, Корее, а в 1998 г. — в России.

Читайте также:
Как правильно проводить проводку в доме схема программа

В МВФ создан Фонд поддержки стабилизации национальной валюты. Из этого фонда, по замыслу, должны финансироваться программы стран-участниц, которые направлены на стабилизацию валютного курса.

В апреле 1999 г. в МВФ возникла новая форма кредитования — пропорциональные кредитные линии (в некоторых источниках используется также термин «обусловленные кредитные линии»). Цель данного инструментария — предотвращать неконтролируемый дефицит платежного баланса. Если дополнительный резервный фонд — это «спасательный круг» для страны, когда проблема налицо, то механизм пропорциональных кредитных линий используется как мера превентивная, когда проблемы еще нет, но она может появиться. Кредиты предоставляются стабильным странам, у которых произошла неожиданная проблема с платежным балансом. Для открытия каждой такой кредитной линии требуется соответствующее решение МВФ.

Особое кредитование в МВФ предусмотрено для категории наименее развитых государств, имеющих большую задолженность. Для них создан Фонд финансирования структурных преобразований в беднейших странах. Фонд предоставляет льготные кредиты для осуществления структурных изменений в экономике этих стран.

Кредиты выдаются на срок пять и более лет под низкую процентную ставку (0,5%) и с мягкими условиями погашения: два раза в год в течение последующих четырех — пяти лет. Чтобы получить кредит из данного фонда, страна-должник заключает соглашение с МВФ и МБРР. В соглашении предусматриваются конкретные меры, перечень инвестиционных проектов и т.п.

Если МВФ не хватает собственных ресурсов для выдачи кредитов, он в чрезвычайных ситуациях привлекает дополнительные финансовые ресурсы через сложный механизм — Генеральное соглашение о займах. Так, Фонду стало не хватать средств для кредитных программ во время финансовых потрясений 90-х гг.

XX в. Чтобы увеличить объемы ресурсов, МВФ подписал с группой развитых государств в 1998 г. так называемое Новое Генеральное соглашение о займах. Оно действует наряду с предыдущим. Благодаря этому ресурсы МВФ возросли в конце 1990-х гг. с более чем 200 до почти 300 млрд дол. Впервые Новое Генеральное соглашение о займах было задействовано в 1998 г. для того, чтобы кредитовать Бразилию.

Глобальный финансовый кризис заставил МВФ пересмотреть программы кредитования в 2009—2011 г. и увеличить ресурсную базу МВФ, которая по итогам Лондонской встречи на высшем уровне «Группы 20» выросла до 1 трлн дол. Были значительно снижены требования обусловленности получения кредитов выполнением определенных требований (conditionality), увеличено количество случаев предоставления необусловленных кредитов, а максимальный размер кредитов, который в течение года может быть предоставлен одной стране, вырос с 200 до 600% квоты такой страны в МВФ. Была введена также программа срочной помощи (Rapid Financing Instrument) государствам, испытывающим кризисные явления.

Источник: bstudy.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru