1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
1.5. Стандарт направлен на достижение следующих целей:
- повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Основные понятия Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в требованиях к образовательной программе дошкольного образования.
Готовимся к реализации ФОП дошкольного образования: что нужно знать и уметь педагогу
У-11. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования
II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта.
2.4. Программа направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие; речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру
2.9. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.
2.10. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участникамиобразовательных отношений, не более 40%.
2.11. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.
Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:
- специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
3.1. Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Основные понятия Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования
4.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
4.7. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Источник: asou-mo.ru
Статья 64. Дошкольное образование
1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Источник: www.zakonrf.info
Организация образовательной деятельности
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам дошкольного образования (Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373)
Копировать ссылку Распечатать
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 31 июля 2020 года № 373
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования
Вступает в силу с 1 января 2021 года.
3. Дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций — в форме семейного образования.
4. Форма получения дошкольного образования определяется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения дошкольного образования учитывается мнение ребенка (ч. 4 ст. 63 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
16. Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой дошкольного образования, а для детей-инвалидов также в соответствии с ИПРА (индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида).
Условия для получения образования детьми с ОВЗ определяются в заключении ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) (п. 21 Положения о ПМПК, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082).
19. В целях доступности получения дошкольного образования детьми с ОВЗ организацией обеспечивается:
- для детей с ОВЗ по зрению: присутствие ассистента, оказывающего ребенку необходимую помощь, и обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлов;
- для детей с ОВЗ по слуху: обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
- для детей, имеющих НОДА (нарушения опорно-двигательного аппарата), материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа детей в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
20. Дошкольное образование детей с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или отдельных образовательных организациях (ч. 4 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Количество детей в группах компенсирующей направленности не должно превышать:
- для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) — 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет
- для детей с ФФНР (фонетико-фонематическими нарушениями речи) — 12 детей в возрасте старше 3 лет
- для глухих детей — 6 детей для обеих возрастных групп
- для слабослышащих детей — 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет
- для слепых детей — 6 детей для обеих возрастных групп
- для слабовидящих детей — 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет
- для детей с амблиопией, косоглазием — 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет
- для детей с НОДА (нарушениями опорно-двигательного аппарата) — 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет
- для детей с ЗПРР (задержкой психоречевого развития) — 6 детей в возрасте до 3 лет
- для детей с ЗПР (задержкой психического развития) — 10 детей в возрасте старше 3 лет
- для детей с ЛУО (умственной отсталостью легкой степени) — 10 детей в возрасте старше 3 лет
- для детей с УУО, ТУО (умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени) — 8 детей в возрасте старше 3 лет
- для детей с РАС (расстройствами аутистического спектра) — 5 детей для обеих возрастных групп
- для детей с ТМНР (тяжелыми и множественными нарушениями развития, со сложными дефектами) — 5 детей для обеих возрастных групп
Количество детей в группах комбинированной направленности не должно превышать:
- в возрасте до 3 лет — не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ОВЗ
- в возрасте старше 3 лет: не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с НОДА, или детей с УУО, ТУО, или с РАС, или детей с ТМНР
- не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих ТНР, или детей с ЛУО
- не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с ЗПР, детей с ФФНР
Допускается организовывать разновозрастные группы компенсирующей или комбинированной направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет и старше с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям детей каждой возрастной группы, с предельной наполняемостью 6 и 12 человек соответственно.
При комплектовании групп комбинированной направленности не допускается смешение более 3 категорий детей с ОВЗ; при объединении детей с разными нарушениями в развитии учитываются направленность адаптированных образовательных программ дошкольного образования и возможности их одновременной реализации в одной группе.
21. При получении дошкольного образования детьми с ОВЗ в группах компенсирующей направленности в штатное расписание вводятся штатные единицы следующих специалистов: учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор, ассистент (помощник) на каждую группу:
- для детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших) — не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда, не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога (сурдопедагога), не менее 0,5 штатной единицы педагога-психолога
- для детей с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием) — не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога (тифлопедагога), не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда, не менее 0,5 штатной единицы педагога-психолога
- для детей с ТНР — не менее 1 штатной единицы учителя-логопеда, не менее 0,5 штатной единицы педагога-психолога
- для детей с НОДА — не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога и (или) педагога-психолога, не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда, не менее 0,5 штатной единицы ассистента (помощника)
- для детей с РАС — не менее 0,5 штатной единицы учителя-дефектолога (олигофренопедагогога) и (или) педагога-психолога, не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда
- для детей с ЗПР — не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога (олигофренопедагога) и (или) педагога-психолога, не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда
- для детей с УО (умственной отсталостью / интеллектуальными нарушениями) — не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога (олигофренопедагога), не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда и не менее 1 штатной единицы педагога-психолога
- для детей с ТМНР — не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога и (или) педагога-психолога, не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда, не менее 1 штатной единицы ассистента (помощника)
На каждую группу компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения (слепых), или РАС, или умственной отсталостью (умеренной и тяжелой степени) — не менее 1 штатной единицы тьютора.
При получении дошкольного образования детьми с ОВЗ в группах комбинированной направленности для организации непрерывной образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей детей в штатное расписание вводятся штатные единицы следующих специалистов: учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор, ассистент (помощник) из расчета 1 штатная единица:
- учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога) на каждые 5 — 12 обучающихся с ОВЗ
- учителя-логопеда на каждые 5 — 12 ОВЗ
- педагога-психолога на каждые 20 обучающихся с ОВЗ
- тьютора на каждые 1 — 5 обучающихся с ОВЗ
- ассистента (помощника) на каждые 1 — 5 обучающихся с ОВЗ
22. Для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по образовательным программам дошкольного образования организуется на дому или в медицинских организациях (ч. 5 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Источник: xn--b1akt.xn--p1ai