6 Сроки и формы освоения образовательных учебных программ подготовки обучающихся
6.1 Продолжительность обучения зависит от сложности образовательных учебных программ и уровня присваиваемой квалификации. Сроки освоения образовательной учебной программы при очной форме обучения составляют:
-на базе основного среднего образования: — 1 год 10 месяцев (без получения общего среднего образования), 2 года 10 месяцев; 3 года 6 месяцев; 3 года 10 месяцев;
-на базе общего среднего образования: — до 1 года, 1 год 6 месяцев, 1 год 10 месяцев; 2 года 6 месяцев; 2 года 10 месяцев;
-на базе технического и профессионального, послесреднего, высшего образования: — 1 год; 1 год 6 месяцев; 1 год 10 месяцев.
6.2 Нормативные сроки обучения по конкретной профессии и специальности устанавливаются Перечнем профессий и специальностей технического и профессионального образования, утвержденным уполномоченным органом в области образования.
6.3 Освоение образовательных учебных программ технического и профессионального образования может осуществляться в следующих формах обучения: очное, вечернее, заочное.
Требования стандарта к результатам освоения основной образовательной программы
7 Требования к образовательным учебным программам технического и профессионального образования и условиям их реализации
7.1 Структура образовательной учебной программы определяет перечень дисциплин и видов учебной работы обучающихся, объединенных в следующие циклы дисциплин:
— общеобразовательные дисциплины (ООД);
— общегуманитарные дисциплины (ОГД);
— социально-экономические дисциплины (СЭД);
— общепрофессиональные дисциплины (ОПД);
— специальные дисциплины (СД);
— лабораторно-практические занятия (ЛПЗ);
— производственное обучение (ПО);
— профессиональная практика (ПП);
— дисциплины определяемые организацией образования с учетом требований работодателей (ДО);
— факультативные занятия (Ф).
7.2 Содержание и объем учебного времени образовательной учебной программы определяется типовым учебным планом и типовыми учебными программами.
7.3 Типовой учебный план является одним из основных компонентов государственного общеобязательного стандарта образования по профессии и специальности (форма прилагается).
7.4 Содержание образовательных учебных программ технического и профессионального образования в зависимости от уровня квалификации предусматривает:
1) при подготовке кадров по массовым профессиям технического и обслуживающего труда изучение
— интегрированных курсов по общеобразовательным предметам, являющимся профилирующими для успешного освоения общепрофессиональных и специальных дисциплин,
— прохождение производственного обучения и профессиональной практики по приобретению и закреплению профессиональных навыков;
2) при подготовке кадров поболее сложным (смежным) профессиям, специальностям технического и обслуживающего труда (во всех отраслях экономики, связанными с высокими технологиями и профессиональной деятельностью)
Образовательные программы: виды и требования к реализации
-общегуманитарных, экономических, общепрофессиональных, специальных дисциплин;
— выполнение лабораторно-практических занятий по техническим и специальным дисциплинам;
-прохождение производственного обучения и профессиональной практики по приобретению и закреплению профессиональных навыков;
3) при подготовке высококвалифицированных специалистов технического и обслуживающего труда (среднего звена) изучение:
-интегрированных образовательных программ технического и профессионального образования с образовательными программами 1-2 курсов высших учебных заведений, включающих:
-общепрофессиональные дисциплины, изучаемые в соответствии с
объектом профессиональной деятельности;
-специальныедисциплины, составляющие основу профессиональной компетентности, с учетом уровня квалификации;
— выполнение лабораторно-практических занятий по техническим и специальным дисциплинам с прохождением производственного обучения и профессиональной практики.
-отражать современные достижения в области техники, технологии, производства по отраслям экономики;
-учитывать нормы организации учебного процесса по кредитной технологии обучения;
-включать необходимые компетенции специалистов соответствующего уровня квалификации;
-предусматривать возможность использования технологии модульного обучения.
Содержание дисциплин, включенных в учебные планы, определяется в соответствии с образовательной учебной программой по каждой профессии и специальности.
7.5 Содержание общеобразовательных учебных программ определяется совокупностью общеобразовательных дисциплин (ООД- в учебных планах, разработанных на базе основного среднего образования), объем которых составляет не более 30-35% от общего объема образовательной учебной программы, включая дисциплины по выбору.
7.6 Содержание образовательных учебных программ пообщепрофессиональным, специальным дисциплинам, производственному обучению и профессиональной практике, отражающим теоретические и практические основы профессиональной деятельности, составляют 65-70% от общего объема образовательной учебной программы.
7.7 Образовательные учебные программы технического и профессионального образования должны включать циклы дисциплин и виды учебной работы по приобретению и закреплению профессиональных навыков,указанные в п. 7.1.
7.8 При разработке и реализации образовательной учебной программы организации технического и профессионального образования имеют право:
— изменять объем учебного времени, отводимого на освоение учебного материала для циклов в пределах 15-25% и для дисциплин, входящих в циклы в пределах 10-20% при сохранении суммарного объема учебного времени отведенных на освоение профессиональных учебных программ;
— выбирать различные технологии обучения, формы, методы организации и контроля учебного процесса, которые предполагают практико-ориентированное обучение; основными результатами их освоения является развитие общих компетенций и формирование профессиональных компетенций.
7.9 Образовательные учебные программы технического и профессионального образования включают, наряду с обязательными дисциплинами и дисциплины по выбору, факультативные занятия и консультации.
Консультации и факультативные занятия направлены на обеспечение индивидуальных способностей и запросов обучаемых.
7.10 Реализация образовательных учебных программ технического и профессионального образования обеспечиваются педагогическими кадрами, имеющими базовое высшее, техническое и профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающихся педагогической и методической деятельностью.
7.11 Образовательные учебные программы, направленные на профеcсиональную подготовку включают:
— изучение общепрофессиональных и специальных дисциплин;
— выполнение лабораторно-практических занятий по техническим и специальным дисциплинам;
— прохождение производственного обучения и профессиональной практики.
Производственное обучение обучающихся осуществляется в учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах и учебных полигонах под руководством мастера производственного обучения.
Содержаниеучебных программ производственного обучения определяется в соответствии с учебными планами и квалификационными требованиями.
Профессиональная практика проводится в соответствующих организациях на самостоятельных рабочих местах, предоставляемых работодателями на основе договора и направлена на закрепление знаний, полученных в процессе обучения, приобретение практических навыков и освоение передового опыта. Профессиональная подготовка (лабораторно-практические занятия по общепрофессиональным и специальным дисциплинам; производственное обучение, профессиональная практика) должна составлять не менее 40 % от общего объема учебного времени обязательного обучения.
7.12 Реализация технического и профессионального образования обеспечивается наличием библиотечного фонда учебной литературы и учебно-методических пособий, в том числе: электронных учебных пособий, аудио- и видеоматериалов, методических наглядных пособий и рекомендаций по дисциплинам, профессиональным практикам, письменно-квалификационным работам, дипломным проектам.
7.13 Материально-техническое, учебно — методическое обеспечение учебного процесса должны соответствовать нормативным требованиям, установленным уполномоченным органом Республики Казахстан в области образования.
7.14 Воспитательные программы должны быть направлены на привитие национальных ценностей, формирование патриотизма и гражданственности, развитие разносторонних интересов и способностей обучающихся.
Источник: studfile.net
Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования
1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ;
3) возможность формирования основных профессиональных образовательных программ различных уровней сложности, профилей и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, а также потребностей общества и государства в квалифицированных кадрах;
4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.
3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.
5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования разрабатываются по уровням образования либо по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, а также по областям и видам профессиональной деятельности, утверждаемым в соответствии с трудовым законодательством.
5.1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.
6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.
7. Утратил силу с 1 сентября 2021 года. — Федеральный закон от 26.05.2021 N 144-ФЗ.
8. Перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям и специальностям среднего профессионального образования, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим специальностям и направлениям подготовки высшего образования, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.
8.1. Обучение по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) осуществляется по научным специальностям, предусмотренным номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
9. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.
9.1. Федеральные государственные требования устанавливаются:
1) к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;
2) к минимуму содержания дополнительных предпрофессиональных программ, структуре и условиям их реализации, срокам обучения по этим программам уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.
10. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», образовательные организации высшего образования, осуществляющие образовательную деятельность на территории инновационного центра «Сколково» и территориях инновационных научно-технологических центров, а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.
11. Образовательные организации высшего образования, указанные в части 10 настоящей статьи, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно устанавливаемые требования, которые не могут быть ниже федеральных государственных требований.
Источник: www.zakonrf.info
Что представляет собой ФГОС?
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию
Какие требования содержит ФГОС?
ФГОС включает в себя требования:
– к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
– к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
– к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям
Каков нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования?
Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет четыре года.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
Какой подход лежит в основе ФГОС?
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход.
Каковы основные характеристики выпускника начальной школьника?
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
– любящий свой народ, свой край и свою Родину;
– уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
– любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
– владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
– готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
– доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
– выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Какие результаты освоения ООП планируются в ФГОС?
Результаты освоения ООП:
– личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
– метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
– предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
В чем состоит инновационность предметных результатов?
Инновационность предметных результатов состоит в гарантированности достижения планируемых результатов всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями, что позволяет ориентировать всю систему образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования, а также создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, обеспечивает рост творческого потенциала в решении практических задач.
Какие результаты подлежат итоговой оценке?
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:
-результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
– результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
Какие результаты не подлежат итоговой оценке?
К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся:
– ценностные ориентации обучающегося;
– индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.
Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.
Что определяет ООП?
Какие разделы включает ООП?
ООП НОО реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы:
1) пояснительная записка;
2) планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
3) учебный план начального общего образования;
4) программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
5) программы отдельных учебных предметов, курсов;
6) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
7) программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
8) программа коррекционной работы;
9) система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
(ответ на основе Приказа Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г. №1241)
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
Источник: vaskino-sch.ru
Срок освоения образовательной программы что это
Срок освоения образовательной программы по ФГОС составляет 3 года 6 месяцев. Студент 1 курса восстанавливается в училище с 15 января 2022 года на внебюджетной основе. 1 вопрос: какой срок освоения образовательной программы надо указать в договоре об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, если он один семестр закончил в 2020-2021 учебном году на бюджетной основе? 2 вопрос: какую сумму надо указать для этого студента в пункте договора «полная стоимость образовательных услуг», т.е. как рассчитать стоимость образовательных услуг для этого студента? Без 1 семестра?
ГБПОУ РД «Каспийское медицинское училище им.А.Алиева»
Договор об образовании может указывать нормативный срок освоения образовательной программы, который установлен соответствующим ФГОС СПО, и срок обучения конкретного обучающегося по индивидуальному учебному плану, поскольку рассматриваемый случай предусматривает зачет ранее полученных обучающимся результатов согласно приказу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 30.06.2020 № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность», ускорение обучения за счет зачета одного семестра.
Срок обучения является существенным условием договора, обусловливающим расчет стоимости платных образовательных услуг, поэтому должен быть отражен в договоре.
Полная стоимость образовательных услуг, указываемая в договоре, – это стоимость в соответствии со сроком обучения, который для обучающегося будет установлен при разработке индивидуального учебного плана. Т.е. базовая стоимость программы минус стоимость семестра, который зачтен.
Расчет стоимости обучения — компетенция образовательной организации, заключающей с обучающимся договор об образовании (статья 54 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ).
Ответ от 20.01.2022 г. актуализирован
Источник: www.informio.ru
Вправе ли муниципальное или государственное учреждение профессионального образования самостоятельно устанавливать нормативные сроки освоения основных образовательных программ?
Согласно п. 7 ст. 9 закона РФ «Об образовании» нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются этим законом, другими принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов либо соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
Согласно п. 2 ст. 19 закона РФ «Об образовании» нормативные сроки освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования определяются федеральным законом.
Согласно п. 32 Типового положения об общеобразовательном учреждении общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
первая ступень — начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);
вторая ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения 5-6 лет);
третья ступень — среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года).
Согласно п. 4 ст. 6 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляют:
для получения квалификации (степени) «бакалавр» — четыре года;
для получения квалификации (степени) «специалист» — не менее пяти лет;
для получения квалификации (степени) «магистр» — два года.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 19.08.2009 N 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования» (вместе с «Положением о проведении в 2009-2014 годах эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования») Программа прикладного бакалавриата является экспериментальной основной профессиональной образовательной программой с нормативным сроком освоения 4 года, обеспечивающей профессиональную практико-ориентированную подготовку, характерную для образовательных программ среднего профессионального образования, и профессиональную теоретическую подготовку, характерную для программ бакалавриата.
Согласно п. 20 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) В среднем специальном учебном заведении сроки обучения по образовательным программам среднего профессионального образования устанавливаются в соответствии с нормативными сроками их освоения, определяемыми федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.
Источник: studwood.net