Средство новый метод методика технология программа это

Новация — это средство (новый метод, методика, технология, программа и т. п.), а инновация — это процесс освоения этого средства. Инновация — это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Новшества в образовании представляют собой творческую проработку новых идей, принципов, технологий, в отдельных случаях доведение их до типовых проектов, содержащих условия их адаптации и применения.

Следует различать новшества и нововведения. Если под педагогическим новшеством следует понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества. Нововведения — это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.

ВОТ КАК ЯПОНЦЫ СЖИГАЮТ ЖИР НА ЖИВОТЕ ЗА 2 мин в день! Как сделать плоский живот?

Понятие «нововведение» часто считают синонимом понятия «инновация». Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (ред. 2017 г.) инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определенной новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению.

Реализация основной общеобразовательной программы всегда обусловливает осуществление в общеобразовательной организации инновационных процессов, связанных с осмыслением, освоением и введением в педагогическую практику системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии детей, новых организационных форм обучения и воспитания, педагогических технологий, методов его осуществления, технологий формирования универсальных учебных действий, частных методик обучения, воспитания и духовно-нравственного развития детей, нового содержания образования, с освоением новых учебных программ, учебников, созданием, освоением и тиражированием нового педагогического опыта и пр.

Ключевое понятие в инноватике — инновационный процесс. В общем виде, инновационный процесс — это последовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Причем инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением. Процесс не прерывается, так как по мере распространения в образовании нововведение совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые свойства, что открывает для него новые области применения (87).

Программируйте мозг пока Вы спите

В педагогике инновационный процесс в общеобразовательной организации рассматривается в трех аспектах:

  • 1) как динамическая образовательная система, обладающая управляемостью и способностью к самоорганизации; эффективность инновационного процесса напрямую связана с эффективностью управления им;
  • 2) как сложная метасистема, в структуре выделяются отдельные инновации и направления инновационной деятельности; целесообразность и эффективность каждой отдельной инновации определяется тем, насколько она интегрирована в эту метасистему и оптимизирует ее структуру;
  • 3) как субсистема, входящую в образовательную систему «общеобразовательная организация» и придающую динамику ее развитию; эффективность инновационного процесса зависит от того, насколько он интегрирован в образовательную систему, адаптирован к ее особенностям и способствует ее целостному развитию.

Под инновационными процессами в системе образования понимаются управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и «применения педагогических новшеств».

Для общеобразовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы, значимыми являются следующие инновационные педагогические процессы:

  • — осуществление перехода на вариативные программы, методики обучения и воспитания;
  • — активное обновление содержания общего среднего образования на основе идей гуманизации и гуманитаризации;
  • — перестройка организационных форм, методов обучения и воспитания с учетом личностно-ориентированного и личностно-центрири- рованного подходов;
  • — переход общеобразовательной организации из режима функционирования в режим устойчивого развития;
  • — создание в общеобразовательной организации диагностической службы (валеологической, психологической, социологической и др.);
  • — управление качеством образования на диагностической основе;
  • — осуществление непрерывного процесса повышения квалификации педагогических кадров;
  • — развитие творческой инициативы, профессиональной компетентности и педагогической культуры педагогических работников (263).

Управление инновационными процессами в общеобразовательной организации рассматривается как определенным образом организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленное на оптимизацию и гуманизацию образовательного процесса, на достижение планируемых результатов реализации основных общеобразовательных программ (253).

Кроме того, управление инновационными процессами представляет собой деятельность по формированию инновационного потенциала развития общеобразовательной организации, созданию условий для его реализации педагогическим коллективом (225).

Управление инновационной деятельностью в образовательном учреждении — это целенаправленная деятельность субъектов управления различного уровня, обеспечивающая развитие всей управляемой системы образовательного учреждения через комплексную деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств, включающая в себя взаимодействие учащихся, педагогических кадров, родителей, социума; условия материально-технического, информационного, программно-методического, кадрового, социально-психологического обеспечения; предполагающая достижение более эффективных результатов деятельности.

При инновационной деятельности появляется необходимость распределения функциональных обязанностей, прав, ответственности между всеми субъектами инновации; построения организационной структуры управления, способной обеспечить успешное управление инновационными процессами (разработка и практическое апробирование эффективной функциональной модели структуры управления развивающимся образовательным учреждением); создания ситуации успеха, положительной мотивации, стимулирования деятельности субъектов; выбора инструментария; выявления путей и условий повышения эффективности и качества целостного педагогического процесса, организации образовательного процесса, методической работы.

Читайте также:
Составить программу для решения следующей задачи известный пират флинт

Графически организационная структура управление инновационными процессами представлено на рис. 4.2.2.

Организационная структура управления инновационными процессами в общеобразовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу

Рис. 4.2.2. Организационная структура управления инновационными процессами в общеобразовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу

Системообразующей структурой управления инновационными процессами является Научно-методический совет, в состав которого на заседании педагогического Совета общеобразовательной организации делегируются по представлению администрации заместитель директора по научно-методической работе (председатель Научно-методического совета), педагог-психолог, руководители предметных методических объединений, педагоги-предметники и классные руководители, имеющие опыт инновационной деятельности (111).

Научно-методический совет утверждает план научно-методической работы, разработанный администрацией, внеся его предварительно на обсуждение Педагогическим советом. План разрабатывается при активном участии руководителей предметных методических объединений и руководителя научно-исследовательской комиссии Совета обучающихся. В разделе «Научно-исследовательская работа в педагогическом коллективе» отражается тематика экспериментальной работы, сроки осуществления исследований. В разделе «Исследовательская работа обучающихся» отражены темы исследований, вид представления итогов исследований (доклад, статья, презентация, выставка), сроки представления итогов исследований, тематика научно-исследовательских конференций. Кроме того, научно-методический Совет участвует в разработке локальных нормативных актов, имеющих отношение к инновационным процессам, реализующимся в общеобразовательной организации.

Научно-исследовательская комиссия Совета обучающихся создает НИО (научно-исследовательское общество обучающихся), которое организует и проводит различные формы представления итогов исследовательской деятельности обучающихся (конференции, выпуск электронного научного журнала, создание видеоролика, дискуссии и пр.). Руководят индивидуальной исследовательской работой обучающихся педагоги-предметники и классные руководители.

В педагогическом коллективе создаются временные научно-исследовательские коллективы, творческие команды педагогов-исследова- телей, кроме того, экспериментальной работой занимаются педагоги- предметники и классные руководители. При Научно-методическом совете создаются экспертные группы для осуществления экспертизы продуктов экспериментальной работы. Все субъекты экспериментальной работы разрабатывают программы эксперимента, включающие его концепцию, теоретическое обоснование и план проведения. Программы утверждаются Научно-методическим советом. Затем по необходимости проводится внешняя экспертиза с привлечением специалистов из городских методических и научно-исследовательских структур, — только после этого принимается решение о внедрении продуктов экспериментальной деятельности педагогов в практику работы общеобразовательной организации.

Объектами (субъектами) управления становятся не просто педагог и не только педагог, а педагог-исследователь; не просто обучающийся (и не только он), а обучающийся-исследователь; появляются временные научно-исследовательские коллективы, лаборатории, временные творческие группы; к процессам, происходящим в функционирующем образовательном учреждении добавляется и инновационный процесс, который требует разработки механизмов его осуществления, документов, его регламентирующих, то есть осуществления процедуры обеспечения инновации и инновационной деятельности (там же).

При этом продуктами осуществления функции планирования становятся: план научно-исследовательской работы, исследовательский проект, Программа развития образовательного учреждения, программы экспериментальной работы, программы инновационного апробирования результатов эксперимента.

Информационно-аналитическая функция управления инновационными процессами представлена диагностикой; поиском новшества, позволяющих решить проблемы и разрешить противоречия, определением отношением к новшеству всех субъектов, сбором альтернативных мнений о нем; принятием решения об использовании новшества и развитии инновации в образовательной организации.

Объектами внутришколъного контроля при анализе инновационных процессов могут стать: соответствие инновационной деятельности логике реализуемой основной образовательной программы, концепции развития школы; степень научной обоснованности нововведений; результативность нововведений; уровень научной образованности педагогов, участвующих в экспериментальной работе; все виды обеспечения инновационной деятельности и исследовательская деятельность учащихся (181).

Источник: studme.org

17. Традиционные и инновационные технологии обучения

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем в обучении наряду с традиционными появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.

Обучение – самый важный и надёжный способ получения систематического образования. Обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемой педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Обучение – это двусторонний процесс. Деятельность учителя обычно называют преподаванием, а деятельность ученика – учением. Термин преподаванием следует считать условным, поскольку учитель не только преподаёт (преподносит) знания, но ещё и развивает и воспитывает учащихся. Учение же не только процесс овладения тем, что дано преподаванием, это сложный процесс познавательной деятельности, в котором происходит освоение обобщённого опыта, накопленного человечеством в виде знаний, это и приобретение индивидуального опыта познания при помощи самостоятельного оперирования знаниями, овладения необходимыми действиями и способами.

В традиционном обучении ведущую роль играет учитель.

Процесс обучения происходит в постоянном общении учащихся с учителем, что оказывает большое влияние на характеры протекания познавательной деятельности.

К традиционным видам обучения относят:

  • догматическое учение – первый вид коллективной организации познавательной деятельности, где главными видами были слушание и механическое заучивание.
  • объяснительно – иллюстративное обучение пришло вследствие широкого привлечения в учебный процесс наглядности. Основная цель этого обучения – формирование умений и навыков. Это пассивно-созерцательное обучение характерно для традиционной школы. Главная задача учителя сводится к изложению материала.
  • самостоятельное добывание знаний, как новый вид обучения появился в начале ХХ века. В целом это выглядело так: на вводном занятии учитель ставил проблему, указывал литературу, инструктировал учащихся и назначал сроки выполнения задания. В чистом виде этот вид обучения имел много недостатков: не обеспечивалась систематичность знания, отсутствовал контроль, позиция учителя была пассивной.
Читайте также:
Программа не показывает рекламу

Источник: studfile.net

Педагогические инновации и инновационные процессы в образовании

Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.

Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. Инновация – это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Таким образом, новация – средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация – процесс освоения этого средства. Также следует разграничивать такие понятия, как «инновация» и «реформа». Реформа – это нововведение, которое организуется и проводится государственной властью. Инновация – это нововведение, которое организуется и проводится работниками системы образования.

Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов:

1) генерирование идеи (в определённом случае – научное открытие);

2) разработка идеи в прикладном аспекте;

3) реализация нововведения в практике.

Т.е инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально-педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.Существует и другие характеристики этапов развития инновационного процесса.

Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению.

Существующие инновации разделяют (в зависимости от признака):

1) по видам деятельности: педагогические и управленческие;

2) по характеру вносимых изменений (радикальные – основаны на новых идеях, комбинаторные – на сочетании известных, модифицирующие – на совершенствовании существующих);

3) по масштабу вносимых изменений (локальные, модульные, системные);

4) по проблематике;

5) по области реализации: в содержании, в структуре, в технологиях;

6) по источнику возникновения: внешние, внутренние;

7) по масштабу использования: единичные, диффузные;

8) по функциональным возможностям;

9) по масштабности социально-педагогической значимости (федеральные, региональные, для обр. учреждения);

10) по признаку интенсивности инновационного изменения или уровню инновационности;

11) по осмыслению перед внедрением инноваций: случайные, полезные, системные.

Именно инновации (нововведения), как результат научных поисков и передового педагогического опыта, являются наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования.

Инновационная деятельность — это освоение в образовательных учреждениях новшеств, которые могут вести к изменению состояния функционирования и проектированию развития образовательной системы, ее подсистем и звеньев.

Инновационный подход к обучению или воспитанию означает введение и использование в образовательном процессе учебного заведения педагогических инноваций.

Инновационные процессы в образовании существуют не изолированно друг от друга, а взаимодействуют между собой. Эта тенденция обусловлена интеграционными процессами в науке, в формировании современного стиля научного мышления человека и интеграционными процессами в самом образовании.

Для полного и точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в современном российском образовательном пространстве, в системе образования можно выделить два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим.

В инновационной деятельности образовательного учреждения используются документы различного уровня – от актов международного права, федеральных законов до постановлений местных органов власти, решений муниципальных и региональных органов управления образованием, органов управления и должностных лиц самой школы.

Федеральным законодательством установлено, что общепринятые международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РФ и непосредственно порождают права и обязанности граждан РФ.

Сегодня, в условиях возросшей самостоятельности школы, её руководитель получает возможность опираться непосредственно на нормы закона, в том числе и международного. Такого рода управленческая практика сама по себе является инновационной.

Широкие возможности для обновления школьного образования представляет, например, Конвенция о правах ребёнка, принятая 44-й сессией Генеральной ассамблеи ООН 5 декабря 1989 г.

Центральное место в нормативо-правовом обеспечении развития школы принадлежит закону РФ “Об образовании“. Только на основе Закона органами управления образованием разрабатываются Положения о типах и видах учебных заведений, а самими школами – Устав и другие документы, обеспечивающие их функционирование и развитие.

Читайте также:
Как в программе 1с установить цену номенклатуры

Знание Закона позволяет руководителю школы во всей инновационной деятельности отстаивать интересы своего коллектива, защищать их от любых и чьих бы то ни было посягательств, от некомпетентного вмешательства в педагогический и управленческий процессы, самостоятельно реализуемые школой.

Закон РФ “Об образовании“ вводит в компетенцию школы не только выбор, но и разработку, и утверждение общеобразовательных программ, учебных планов, программ учебных курсов и дисциплин. Эти полномочия конкретизируют принцип автономности образовательных учреждений.

Возросшая компетенция, реализация принципа автономности школы означают одновременно и повышение ответственности педагогического персонала, руководителя школы за результаты и последствия любой, но особенно – инновационной деятельности.

Школа в установленном законодательством РФ порядке несёт ответственность за:

— невыполнение функций, отнесённых к её компетенции;

— реализацию в неполном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;

— качество образования своих выпускников;

— нарушение прав и свобод учащихся, воспитанников и работников школы;

— жизнь и здоровье учащихся и работников во время образовательного процесса.

Гарантией права на образование призваны стать государственные образовательные стандарты. Единая составная часть государственных стандартов – федеральный компонент образовательных программ. Грамотное управление инновациями предполагает способность руководителя школы обеспечивать качественное выполнение федерального компонента каждым учителем.

Несоблюдение минимальных требований к учебным программам грозит разрывом, дестабилизацией единого образовательного пространства России, нарушением преемственности в развитии интеллектуального потенциала как условия национальной безопасности, потерей эквивалентности документов, выдаваемых выпускникам школ.

Современная образовательная система характеризуется коренными изменениями во всех ее звеньях,направленными на достижение нового качества образования. Правительственная концепция и стратегия модернизации образования определяют основные приоритетные направления таких изменений — обновление целей и содержания образования, методов и технологий обучения на основе современных достижений педагогической науки и инновационных подходов к его совершенствованию.

В настоящее время в практике общеобразовательных и профессиональных учебных заведений присутствуют лишь элементы педагогических инноваций.

В практике отечественного образования делались постоянно попытки внедрить психологически ориентированные модели, которые строятся с учетом психологических механизмов умственного развития обучающегося. Все представляемые ниже модели располагаются в виде иерархической «лестницы» в зависимости от приоритета в их целях, либо превалирования «свободы субъективного выбора» учащегося, либо увеличения объема «управляющих воздействий» преподавателя.

Для «свободной модели» характерно неформальное отношение к процессу обучения — в таком случае нет традиционной классно-урочной системы, обязательных учебных программ, контроля и оценки знаний учащихся. Ключевой психологический элемент — «свобода индивидуального выбора». В этой модели максимально учитывается внутренняя инициатива обучающегося.

«Диалогическая модель» предполагает целенаправленное развитие интеллекта учащихся, которое понимается в качестве «глубинного развития ума». Образование направлено на освоение учащимися культурных основ человеческого познания. У них формируется диалогизм, как основного определения человеческой мысли. В такой модели постоянно происходит диалог знания и незнания, так как знание в его высших формах оказывается полным сомнения и проблематичности.

Приверженцами этой модели признается непредсказуемость, самобытность интеллектуального развития личности, в том числе возможность даже для ребенка учиться самостоятельно, «одиноко» (дома, за книгой). Вместо учебников в данной модели используются тексты как произведения соответствующей культуры. Ключевым психологическим элементом является «диалогичность индивидуального сознания».

Сам термин «личностная модель» предполагает, что целью обучения в данном случае является общее развитие обучающегося: его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей. Обучение происходит на высоком уровне трудности. На начальном этапе обучения ведущая роль принадлежит теоретическим знаниям. Ключевым психологическим элементом является «целостный личностный рост». Он достигается за счет постоянно доверительной атмосферы общения, направленности преподавателей на развитие разных сторон личности, последовательного усложнения предлагаемого для усвоения знания.

«Развивающая модель» направлена на развитие теоретического мышления учащегося. Разрабатывалась с ориентацией на младших школьников. Много внимания уделялось развитию способности обобщать. Совместно с учителем ребенок учился мыслить по принципу «от общего — к частному».

На повышение уровня познавательной активности направлена «активизирующая модель», когда в учебный процесс включаются проблемные ситуации, происходит опора на познавательные потребности и интеллектуальные чувства. Эта модель наиболее приближена к традиционной модели обучения. «Познавательный интерес» — ключевой психологический элемент этой модели.

Завершаем анализ психологически ориентированных моделей обучения так называемой «формирующей моделью», которая базируется на деятельностном подходе в психологии и педагогике. В такой образовательной модели велико управляющее влияние «команд» учителя. Творческая деятельность также является процессом, выполняемым на осознаваемом уровне. Разновидностью этой модели является программированное и алгоритмическое обучение. Поэтому ключевым психологическим элементом является «умственное действие».

Таким образом, «свободная модель» отвечает критерию «максимум свободы субъективного выбора при минимуме управляющих воздействий», а завершающая наш список «формирующая модель» соответствует противоположному критерию: «максимум управляющих воздействий — минимум свободы субъективного выбора».

Тем не менее, каждая из указанных моделей сталкивается с серьезным вопросом: если выбрать стратегию на прочные знания и конкретные способы решения задач, сформировать «умственные действия с заранее заданными качествами», то изначально определяются границы личной интеллектуальной свободы. Если же предоставить полную интеллектуальную свободу, то велика вероятность формирования личности неспособной к напряженной и продуктивной интеллектуальной работе. Эта дилемма на сегодня не разрешена ни одной из существующих моделей обучения.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru