Способы организации исследовательской ориентации учебного процесса. Практикоориентированные модели формирования научно-исследовательских процедур в обучении. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационный опыт педагогов-новаторов.
Инновационное обучение: понятие, сущностные характеристики.
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения.
Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика — наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.
Старый зубник: Нам запретили про такое рассказывать! Как вырастить новые зубы в любом возрасте
Педагогическая инновация — нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Итак, новация — это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация — это процесс освоения этого средства.
Инновация- это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.
В инновационной политике в области дидактики выделяются следующие направления:
1) прогноз, анализ и оценивание основных тенденций развития школы;
2) анализ содержания и преодоление важных разногласий и проблем в процессе функционирования образовательной системы школы;
3) создание системы дополнительного образования и образования повышенного уровня;
4) повышение уровня образовательной культуры педагогов в школах;
5) создание организационно-правовых актов и научно-методического обеспечения реализуемого в школе комплекса целевых программ развития;
6) создание и развитие социально-образовательного региона школы.
Инновационная учебно-воспитательная система предполагает следующие задачи:
1) формирование в сознании учащихся целостной и научно-обоснованной картины мира – на это должны быть направлены учебный процесс и внеклассная работа;
2) развитие у подрастающего поколения деятельного характера и творческого начала;
3) формирование гражданского самосознания, патриотизма, ответственности за судьбу Родины;
4) приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;
5) формирование самосознания, педагогическая поддержка личностной самоорганизации учащегося.
Основные критерии инновационной деятельности в системе образования:
1) свободный доступ учащихся к большим объемам информации, приобщение к культуре, творчеству;
2) сохранение физического, психического и нравственного здоровья детей;
Древняя тибетская техника восстановления зрения! Улучшение прямо во время просмотра
3) способность системы образования включать в себя социальные программы, направленные на решение жизненных проблем учащихся;
4) способность инновационных преобразований адаптироваться к потребностям каждого ребенка, индивидуализировать обучение и воспитание, определять подход, обеспечивающий психологическую комфортность учащегося в образовательном процессе;
5) демократическое устройство совместного сосуществования учащихся и педагогов; способность школы обеспечивать уровень воспитанности, отвечающий требованиям общечеловеческой нравственности и достижениям учащихся, проявленным в культурном саморазвитии.
Основные критерии педагогических инноваций:
1. Новизна. Поэтому для учителя, желающего включиться в инновационный процесс, очень важно определить, в чем состоит сущность предлагаемого нового, каков уровень новизны. Для одного это может быть действительно новое, для другого оно таковым может не являться. В этой связи необходимо подходить к включению учителей в инновационную деятельность с учетом добровольности, особенностей личностных, индивидуально-психологических характеристик.
Выделяют несколько уровней новизны (М.С.Бургин):
· отличающуюся степенью известности и областью применения.
2. Оптимальность, что означает затрату сил и средств учителей и учащихся для достижения результатов. Разные учителя могут добиваться одинаково высоких результатов при разной интенсивности собственного труда и труда учащихся. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствуют о ее оптимальности.
3. Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности учителей. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания.
4. Возможность творческого применения инновации в массовом опыте своеобразный критерий оценки педагогических инноваций. В действительности если ценная педагогическая идея или технология остается в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности учителя, то вряд ли в данном случае мы можем говорить о педагогическом новшестве.
«Инновационное обучение» — процесс и результат такой учебной и образовательной деятельности, которая стимулирует вносить инновационные изменения в существующую культуру, социальную среду. Такой тип обучения (и образования) помимо поддержания существующих традиций стимулирует активный отклик на возникающие как перед отдельным человеком, так и перед обществом проблемные ситуации. Обращение к такому пониманию расширяет взгляд на значение дидактических поисков. Планируемый учебный процесс, т.е. то, чем занимается дидактика, охватывает первые два из названных типов обучения. Важно отметить, что первый из них связан с ретрансляцией, воспроизводством социального опыта, второй — с творческим поиском на основе имеющегося опыта и тем самым с его обогащением.
Дата добавления: 2020-11-27 ; просмотров: 1028 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ.
«Инновация – это существенный элемент развития образования, выражающийся в тенденциях накопления и видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве, которые в совокупности приводят к более или менее глобальным изменениям в сфере образования и трансформации его содержания и качества.
Инновации в образовании.ppt
М.Е. Никитин, преподаватель высшей категории
М.Е. Никитин,
преподаватель высшей категории
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Использование инновационных педагогических технологий в обучении и воспитании учащихся
Использование инновационных педагогических технологий в обучении и воспитании учащихся
Новация – это средство
(новый метод, методика,
технология, программа и т.п.),
а инновация – это процесс освоения этого средства.
Слово «инновация» происходит от латинского inovatis (in – в, novus – новый) и в переводе означает «обновление, новинку, изменение»
Слово «инновация» происходит от латинского inovatis (in – в, novus – новый) и в переводе означает «обновление, новинку, изменение».
Педагогическая инновация – это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения школьников.
Источники инноваций Потребности жизнедеятельности школы: необходимость частичной замены традиционного подхода к получению, закреплению, приобретенных знаний, умений, навыков
Потребности жизнедеятельности школы: необходимость частичной замены традиционного подхода к получению, закреплению, приобретенных знаний, умений, навыков.
Профессиональный опыт учителей. Этот источник инноваций предполагает личное продуцирование идей (выработку, изобретения, придумывание, догадку).
Заказ социальный: родители, предприятия, учебные заведения.
К основным функциям инновационной деятельности учителя относятся прогрессивные (так называемые бездефектные) изменения педагогического процесса и его компонентов: изменение в целях; изменение в содержании образования; новые…
К основным функциям инновационной деятельности учителя относятся прогрессивные (так называемые бездефектные) изменения педагогического процесса и его компонентов:
изменение в целях;
изменение в содержании образования;
новые средства обучения;
новые идеи воспитания;
новые способы и приемы обучения, развития, воспитания младших школьников и т.д.
Инновационные процессы В зависимости от того, в какой области происходят инновационные процессы, можно выделить следующие инновационные процессы: в содержании образования; в технологии; в организации; в…
В зависимости от того, в какой области происходят инновационные процессы, можно выделить следующие инновационные процессы:
в содержании образования;
в технологии;
в организации;
в системе и управлении;
в образовательной экологии.
Инновационные процессы Новшества в образовательной экологии относятся к архитектуре школьных объектов, их комплексов, местоположению и социальному окружению
Новшества в образовательной экологии относятся к архитектуре школьных объектов, их комплексов, местоположению и социальному окружению.
В процессе обучения можно выделить как минимум содержательную (чему учить), процессуальную (как обучать), мотивационную (как активизировать деятельность учащихся) и организационную (как структурировать деятельность преподавателя и учащихся) стороны.
Содержательной стороне соответствуют концепции содержательного обобщения, генерализации учебного материала, интеграции учебных предметов, укрупнения дидактических единиц и др
Содержательной стороне соответствуют концепции содержательного обобщения, генерализации учебного материала, интеграции учебных предметов, укрупнения дидактических единиц и др.
Процессуальной стороне – концепции программированного, проблемного, интерактивного обучения и др.
Мотивационной – концепции мотивационного обеспечения учебного процесса, формирования познавательных интересов и пр.
Организационной – идеи гуманистической педагогики, концепции педагогики сотрудничества, «погружения» в учебный предмет, концентрированного обучения и др.
Инновационные процессы В зависимости от способа осущест-вления нововведений их можно разделить на: систематические, заранее задуманные; стихийные, спонтанные, случайные
В зависимости от способа осущест-вления нововведений их можно разделить на:
систематические, заранее задуманные;
стихийные, спонтанные, случайные.
Инновационные процессы В зависимости от широты и глубины новаторских мероприятий можно говорить о: массовых, крупных, глобальных, стратегических, систематических, радикальных, фундаментальных, существенных, глубоких и других; частичных,…
В зависимости от широты и глубины новаторских мероприятий можно говорить о:
массовых, крупных, глобальных, стратегических, систематических, радикальных, фундаментальных, существенных, глубоких и других;
частичных, малых, мелких и т.п.
Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:
В качестве источников идей обновления школы или вуза выступают: — потребности страны, региона, города, района как социальный заказ; — воплощение социального заказа в законах, директивных…
В качестве источников идей обновления школы или вуза выступают:
— потребности страны, региона, города, района как социальный заказ;
— воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных документах федерального, регионального или муниципального значения;
— достижения комплекса наук о человеке;
— передовой педагогический опыт;
— интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок;
— опытно-экспериментальная работа;
— зарубежный опыт.
Цели и задачи инновационной деятельности: 1
Цели и задачи инновационной деятельности:
1. Совершенствование преподавания и воспитания учащихся в средних школах, лицеях, гимназиях, производственно-технических колледжах, учреждениях дополнительного образования.
2. Включение учителей в деятельность по разработке нового содержания, новых педагогических технологий и новых организационных форм массового образования.
3. Поиск и поддержка творческих педагогов-исследователей, а также содействие внедрению их разработок.
Цели и задачи инновационной деятельности: 4
Цели и задачи инновационной деятельности:
4. Создание инновационного пространства, объединяющего педагогов и специалистов по близким к педагогике проблемам для аккумуляции идей и объединения возможностей.
5. Распространение лучшего педагогического опыта.
6. Привлечение ученых ведущих научно-исследовательских центров России к проблемам среднего образования.
Педагогические инновации по сроку действия: долгосрочные среднесрочные краткосрочные
Педагогические инновации по сроку действия:
долгосрочные
среднесрочные
краткосрочные
Спектр педагогических инноваций огромен
Спектр педагогических инноваций огромен
Участники инновационного процесса всегда должны помнить, что новое: добивается признания, пробивает себе дорогу с большим трудом; носит конкретно-исторический характер и может быть прогрессивным для определенного…
Участники инновационного процесса всегда должны помнить, что новое:
добивается признания, пробивает себе дорогу с большим трудом;
носит конкретно-исторический характер и может быть прогрессивным для определенного отрезка времени, но устареть на более позднем этапе, стать даже тормозом в развитии.
Новое может выступать в разных формах: принципиально неизвестное новшество (абсолютная новизна); условная (относительная) новизна; «оригинальничанье» (не лучше, но по-другому), формальная смена названий, заигрывание с наукой;…
Новое может выступать в разных формах:
принципиально неизвестное новшество (абсолютная новизна);
условная (относительная) новизна;
«оригинальничанье» (не лучше, но по-другому), формальная смена названий, заигрывание с наукой;
изобретательские мелочи.
Типы нововведений также группируются по следующим основаниям:
Типы нововведений также группируются по следующим основаниям:
По влиянию на учебно-воспитательный процесс:
— в содержании образования;
— в формах, методах воспитательно-образова-тельного процесса;
— в управлении ДОУ.
Типы нововведений также группируются по следующим основаниям: 2
Типы нововведений также группируются по следующим основаниям:
2. По масштабам (объему) преобразований:
— частные, единичные, не связанные между собой;
— модульные (комплекс частных, связанных между собой);
— системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).
По инновационному потенциалу: — усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения); — новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом…
3. По инновационному потенциалу:
— усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);
— новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);
— радикальные инновации.
Типы нововведений также группируются по следующим основаниям:
По отношению к предшествующему: — новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество); — прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение); — освоение…
4. По отношению к предшествующему:
— новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);
— прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);
— освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);
— ретро введение — освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.
Типы нововведений также группируются по следующим основаниям:
Существуют различные причины нововведений: 1
Существуют различные причины нововведений:
1. Необходимость вести активный поиск путей решения существующих в дошкольном образовании проблем.
2. Стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить свои детские сады.
3. Подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива.
4. Постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить. Потребность в причастности к большому, значительному делу.
5. Стремление недавних выпускников педвузов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания.
6. Возрастающие запросы отдельных групп родителей.
7. Конкуренция между детскими садами.
Отношение педагогов к инновационной деятельности —характерно стремление к творческому росту, активность к инновационной деятельности
Отношение педагогов к инновационной деятельности
—характерно стремление к творческому росту, активность к инновационной деятельности.
—характерны как стремление к достижению успехов в своей профессиональной деятельности, так и ориентация на саморазвитие;
—ориентированные на внешние оценки своей деятельности, весьма чувствительны к материальным стимулам, что позволяет руководителям даже при ограниченном количестве организационных, включая финансовые, ресурсов эффективно влиять на их труд.
—ориентированы на внешние оценки своей работы, но при этом для них в большей степени актуальны потребности в безопасности, они стремятся избегать дисциплинарных взысканий и критики.
—отрицательно относятся к организационным изменениям и инновациям в педагогической деятельности, уделяют повышенное внимание условиям труда.
Условия влияющие на отношение педагогов к нововведениям
Условия влияющие на отношение педагогов к нововведениям
Позитивное отношение возможно при:
— неудовлетворенности результатами образовательного процесса;
— потребности в творчестве, осознании происходящих перемен в обществе;
— положительной оценке творческих возможностей коллег;
— совпадении собственных воззрений с целями нововведений, наличии собственных идей, применимых в инновационном процессе;
— высоком уровне информированности о достижениях педагогической науки;
— демократическом стиле отношений в коллективе;
— практическом опыте инновационной деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Источник: znanio.ru
Презентация на тему Основные понятия педагогической инноватики
Слайд 5Новшество – это именно средство (новый метод,
методика, технология, учебная программа и т.п.), а
инновация — это процесс освоения этого средства».
(М. М. Поташник и О. Г. Хомерики)
«Если новшество – это потенциально возможное изменение, то нововведение (инновация) — это реализованное изменение, ставшее из возможного действительным».
(В.С.Лазарев)
Нововведение — это продукт освоения и внедрения новшества.
Слайд 6Уровни новшеств в образовании
1. Усовершенствование – изменение
одного или более элементов образовательного процесса; приспособление
известной методики к новым условиям учебной деятельности.
2. Рационализация – установление нового правила использования известных педагогических средств для решения традиционных задач.
3. Модернизация – изменение нескольких элементов действующей образовательной системы.
Слайд 7Уровни новшеств в образовании
4. Эвристическое решение –
отыскание способа решения известных педагогических проблем; создание
и использование неизвестных ранее педагогических форм, методов, средств для решения актуальных педагогических задач.
5. Педагогическое изобретение – новое средство, технология или новое сочетание известных педагогических средств для осуществления образования.
6. Педагогическое открытие – постановка и решение новой педагогической задачи, приводящей к принципиальному обновлению образовательной системы в целом или существенному улучшению ее составляющего элемента.
Слайд 8«Инновация»
(innovatis – in – в, novus
– новый) – нововведение.
Этимология слова «нововведение»
(innovation) указывает на то, что оно означает «введение», т.е. создание и использование какого-либо новшества.
(Н.И.Лапин )
«Нововведение»
— это внедрение нового в существующий процесс – «вновление»
— органичное вживление чего-то нового в ткань существующего процесса.
(В. И. Слободчиков)
— выступает в качестве формы управляемого развития и есть такое целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения новые, относительно стабильные элементы.
(А. И. Пригожин)
Слайд 9«Инновация»
— это «комплексный социокультурный процесс, развивающийся по
неким объективным законам, тесно взаимосвязанным с историей
и традициями рассматриваемых социальных систем, и кардинально преобразующий их структуру.
(А.А. Мешков)
Два подхода в изучении инновации:
— организационно-ориентированном
— индивидуально-ориентированном
Слайд 10Организационно-ориентированный подход
термин «инновация» используется как синоним
понятия «изобретение» и относится к созидательному процессу,
где два или более представления, идеи, объекта сочетаются вовлеченным в процесс социальным субъектом неким особым образом с целью сформировать ранее не существовавшую конфигурацию. Этот субъект называется агентом инновации.
Инновация представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов и является результатом концептуализации новой идеи, направленной на решение проблемы и далее — к практическому применению нового явления.
Новизна измеряется не по отношению к обществу, а по отношению к исследуемой организации.
Слайд 11Индивидуально-ориентированный подход
описывает процесс, посредством которого некий социокультурный
объект (новшество) становится частью набора образцов поведения
индивидов и одной из составляющих их когнитивной сферы.
Инновация рассматривается как изобретательская деятельность, когда особым образом пересекаются две ранее не связанные между собой системы — индивид и инновация.
Слайд 12«Инноватика»
— наука, изучающая природу, закономерности возникновения и
развития инноваций, их связи с традициями прошлого
— включает прогностику (науку о прогнозировании), креатологию и интеллектику (науку о законах работы интеллекта и объективных законах творчества), системогенетику как общую теорию преемственности в
развитии систем (и по принципу инверсии — как общую теорию обновления и развития систем).
(А. И. Субетто)
К инновациям относятся новые продукты, наукоемкие технологические процессы, модификации продуктов, новые услуги.
Слайд 13«Инновационная деятельность»
Это сфера разработки и практического освоения
технических, технологических и организационно-экономических нововведений, она включает
в себя не только инновационные процессы, но и маркетинговые исследования, а также новый подход к организации информационных, социальных, образовательных и других видов услуг.
Элемент инновационной деятельности
– инновационный поиск
— процесс разработки, получения нового знания и новой практики.
Слайд 14«Инновационная идея»
– заявка о появившемся замысле чего-либо
нового, требующего привлечения внимания возможных участников инновационного
процесса (исследователей, ученых, педагогов, разработчиков, производителей, маркетологов, потребителей) для организации работ по всем или отдельным стадиям и этапам инновационного цикла.
Слайд 15«Инновационная программа»
Комбинация нескольких связанных между собой проектов
как объект управления отличается от отдельного проекта.
В инновационной программе проекты взаимосвязаны функционально, а также по срокам, исполнителям и ресурсам.
Примеры:
повышение престижа или конкурентоспособности национальной системы образования;
техническое перевооружение школ;
улучшение экологической обстановки и др.
Для разработки и реализации инновационных программ в области образования необходимо привлечение специалистов разных сфер — педагогов, ученых, экономистов, инвесторов, управленцев, политиков, представителей общественности и др.
Слайд 16«Инновационная доктрина»
– система базовых положений, выработанных руководством
государства или его региона и определяющих политику
Слайд 17Инновационной доктрины в области образования в России
на сегодня не существует.
Имеется «Национальная доктрина
образования в Российской Федерации», охватывающая период до 2025 г., но в ней отсутствует четкое обозначение вопросов, относящихся к инновациям в образовании.
В определенной степени роль инновационной доктрины выполняет «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.», в которой изложены новые социальные требования к системе российского образования.
Слайд 18«Педагогическая инновация»
– это изменение, направленное на улучшение
развития, воспитания и обучения школьников.
Синонимом понятия
«педагогическая инновация» является понятие «инновация в образовании».
3 блока понятий и идей педагогических инноваций (Н.Р. Юсуфбекова )
1 блок: раскрываются особенности создания педагогических новшеств, их источники, классификация, критерии новизны.
2 блок: исследуются проблемы восприятия, оценки и освоения педагогическим сообществом возникающих новшеств.
3 блок: обобщаются данные о применении нового в образовании.
Слайд 19«Педагогическая инноватика»
– учение о создании педагогических новшеств,
их оценке и освоении педагогическим сообществом и
использовании в практике.
Основные теоретические блоки педагогической инноватики
1. Педагогическая неология (учение о новом в педагогике, где систематизируются научные и опытные данные о процессе научно-педагогического творчества, его особенностях и главных результатах).
2. Сравнительная педагогическая аксиология (дисциплина раскрывает специфику оценки и освоения педагогическим сообществом того, что возникает в педагогической теории и практике).
3. Инновационная праксиология (осмысление практики применения педагогических новшеств).
Слайд 20«Инновационное обучение»
– направлено на развитие личности учеников
при помощи специально организуемых учителем педагогических, дидактических
или методических изменений.
– это организованная социальная ситуация развития личности, способной принять вызов будущего, где проектируется как это будущее (смысло- и целеполагание), так и процесс достижения готовности к участию в его осуществлении.
(В.Я. Ляудис)
Слайд 21«Инновирование»
– процесс создания и оптимизации структур поведения
и деятельности различных социальных субъектов.
С педагогической точки
зрения инновирование: «технологический процесс саморазвития свойств дели обучения, генерирующей, транслирующей и ассимилирующей «эффект саморазвития» в социальную среду»
Источник: thepresentation.ru