Презентация на тему: » ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА Светлана Михайловна Харчук.» — Транскрипт:
1 ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА Светлана Михайловна Харчук
2 Прикладное программное обеспечение Прикладное программное обеспечение Системное программное обеспечение Системное программное обеспечение Системы программирования Системы программирования Понятие программного обеспечения Программа — это описание на формальном языке, «понятном» компьютеру, последовательности действий, которые необходимо выполнить над данными для решения поставленной задачи. Совокупность всех программ, предназначенных для выполнения на компьютере, называют программным обеспечением (ПО) компьютера. Компьютерные программы
3 Системное программное обеспечение Системное программное обеспечение включает в себя операционную систему и сервисные программы. Операционная система — это комплекс программ, обеспечивающих совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляющих пользователю доступ к ресурсам компьютера. Управление процессами Управление процессами Пользовательский интерфейс Пользовательский интерфейс Управление ресурсами Управление ресурсами Операционная система обеспечивает Операционная система обеспечивает согласованную работу всех аппаратных средств компьютера согласованную работу всех аппаратных средств компьютера выполнение программ, их взаимодействие с уст-ми компьютера, с данными выполнение программ, их взаимодействие с уст-ми компьютера, с данными диалог пользователя с компьютером, выполнение определенных простых команд операций по обработке информации диалог пользователя с компьютером, выполнение определенных простых команд операций по обработке информации
Система компоновки данных Создание отчета на СКД
4 Системное программное обеспечение однозадачные Многозадачные, которые оставались однопользовательские Многозадачные, которые оставались однопользовательские Первые операционные системы При работе одного периферийного устройства все остальные, в том числе и центральный процессор, простаивали. Затем появились
5 Системное программное обеспечение Многозадачные ОС обеспечивают постановку заданий в очередь на выполнение, параллельное выполнение заданий, разделение ресурсов компьютера между блоками выполняющими задания. При многозадачном режиме 1. в оперативной памяти находится несколько заданий пользователей; 2. время работы процессора разделяется между программами, находящимися в оперативной памяти и готовыми к обслуживанию процессором; 3. параллельно с работой процессора происходит обмен информацией с различными внешними устройствами.
6 Системное программное обеспечение Наиболее совершенны и сложны многопользовательские многозадачные операционные системы, которые предусматривают одновременное выполнение многих заданий многих пользователей, обеспечивают разделение ресурсов ЭВМ в соответствии с приоритетами пользователей и защиту данных каждого пользователя от несанкционированного доступа. Такая операционная система работает в режиме разделения времени, т.е. обслуживает многих пользователей, работающих каждый со своего терминала. Одной из разновидностей режима разделения времени является фоновый режим, когда программа с более низким приоритетом работает на фоне программы с более высоким приоритетом.
№6 Консоль Системы Компоновки Данных Для чего нужна, пример | #1с | #программирование | #СКД
7 Системное программное обеспечение восприятие запроса на прерывание; запоминание состояния прерванного процесса, определяемое значением счетчика команд и других регистров процессора; передача управления прерывающей программе, для чего в счетчик команд заносится адрес, соответствующий данному типу прерывания; обработка прерывания; восстановление прерванного процесса. При построении операционной системы базовой является концепция прерываний. При обработке каждого прерывания должна выполняться следующая последовательность действий: В большинстве ЭВМ первые три этапа реализуются аппаратными средствами, а остальные блоком программ обработки прерываний операционной системы.
8 Системное программное обеспечение Существует понятие « виртуальной » памяти. Физическая оперативная память по объему, как правило, ограничена. Функционально ее объем может быть увеличен путем частичной записи содержащего ОЗУ на магнитный диск, и пользователь воспринимает всю расширенную память как оперативную.
9 Системное программное обеспечение состоящее из наиболее часто используемых модулей, таких как модуль управления системой прерываний; программ, которые при загрузке ОС помещаются в оперативную память, их называют резидентными. К резидентным программам относят также и программы-драйверы, управляющие работой периферийных устройств Основные элементы, входящие в состав операционных систем ЯДРО КОМАНДНЫЙ ПРОЦЕССОР КОМАНДНЫЙ ПРОЦЕССОР НАБОР УТИЛИТ НАБОР УТИЛИТ программа, отвечающая за интерпретацию и исполнение простейших команд, подаваемых пользователем, и его взаимодействие с ядром ОС небольшие программы, обслуживающие различные устройства ЭВМ, например, утилита форматирования магнитных дисков, утилита восстановления необдуманно удаленных файлов и т.д.
10 Windows Apple Наиболее распространённые ОС для персональных компьютеров: Системное программное обеспечение
12 ОЗУ Загрузка компьютера Загрузка компьютера — это последовательная загрузка программ операционной системы из долговременной памяти (жёсткого или оптического диска) в оперативную память компьютера. Диск с программой- загрузчиком Диск с программой- загрузчиком Тестирование и настройка аппаратных средств Тестирование и настройка аппаратных средств Компьютер ПЗУ BIOS Программы тестирования Программы тестирования Поиск начального загрузчика Поиск начального загрузчика
13 Сервисные программы Сервисные программы Сервисные программы Обслуживание дисков Обслуживание дисков WinrarWinzip Архиваторы Антивирусные программы Антивирусные программы Коммуникационные Программы (браузеры) Коммуникационные Программы (браузеры) DrWebAvast
14 ввод текста программы редактирование отладка компиляция исполнение работа с файлами режим помощи ввод текста программы редактирование отладка компиляция исполнение работа с файлами режим помощи Системы программирования Программирование — это процесс создания программ, разработки всех типов программного обеспечения. Комплекс программных средств, предназначенных для разработки компьютерных программ на языке программирования, называют системой программирования. Режим работы систем программирования Режим работы систем программирования Создание, отладка и выполнение программ с целью: решения вычислительных задач обработки текстов и графики создания системного ПО создания прикладного ПО Создание, отладка и выполнение программ с целью: решения вычислительных задач обработки текстов и графики создания системного ПО создания прикладного ПО Назначение систем программирования Назначение систем программирования
15 Системы программирования трансляторы с языков высокого уровня; средства редактирования, компоновки и загрузки программ; макроассемблеры (машинно-ориентированные языки); отладчики машинных программ. трансляторы с языков высокого уровня; средства редактирования, компоновки и загрузки программ; макроассемблеры (машинно-ориентированные языки); отладчики машинных программ. В состав систем программирования входят В состав систем программирования входят
16 Системы программирования текстовый редактор (Edit) осуществляет функции записи и редактирования исходного текста программы; загрузчик программ (Load) позволяет выбрать из директории нужный текстовый файл программы; запускатель программы (Run) осуществляет процесс выполнения программы; компилятор (Compile) предназначен для компиляции или интерпретации исходного текста программы в машинный код с диагностикой синтаксических и семантических (логических) ошибок; отладчик (Debug) выполняет сервисные функции по отладке и тестированию программы; диспетчер файлов (File) предоставляет возможность выполнять операции над файлами: хранение, поиск, уничтожения и т.д. Системы программирования включают в себя Системы программирования включают в себя
17 Системы программирования Языки программирования процедурные непроцедурные низкого уровня низкого уровня объектные декларативные высокого уровня высокого уровня Процедурные (алгоритмические) программы это системы предписаний для решения конкретной задачи. Роль компьютера сводится к механическому выполнению этих предписаний.
18 Системы программирования Фортран для решения математических задач; Бейсик для обучения программированию; Алгол — алгоритмический язык, используемый для теоретического программирования; СИ для создания системного программного обеспечения; Паскаль — для обучения и создания программ (на его основе создали языки Модула, Ада, Дельфи); Кобол язык, ориентированный на общий бизнес; Дельфи язык объектно-ориентированного «визуального» программирования; Джава для создания, в основном, интерактивных веб-страниц. Программы на языках высокого уровня близки к естественному (английскому) языку и представляют набор заданных команд. Наиболее известные системы программирования: Языки низкого уровня (машинно-ориентированные) позволяют создавать программы из машинных кодов, обычно в 16-ричной форме. С ними трудно работать, но созданные с их помощью высококвалифицированным программистом программы занимают меньше места в памяти и работают быстрее.
19 Прикладное программное обеспечение Программы, с помощью которых пользователь может работать с разными видами информации, принято называть прикладными программами или приложениями. издательские системы бухгалтерские программы программы компьютерного моделирования математические пакеты геоинформационные системы медицинские экспертные системы учебники, тренажёры, словари издательские системы бухгалтерские программы программы компьютерного моделирования математические пакеты геоинформационные системы медицинские экспертные системы учебники, тренажёры, словари ПС специального назначения текстовые редакторы электронные таблицы графические редакторы редакторы презентаций Мультимедиа проигрыватели системы управления базами данных текстовые редакторы электронные таблицы графические редакторы редакторы презентаций Мультимедиа проигрыватели системы управления базами данных ПС общего назначения ПС профессио- нального уровня АРМ САПР АСУ Системы телекомму- никаций Педагогич. комплексы АРМ САПР АСУ Системы телекомму- никаций Педагогич. комплексы
20 Прикладное программное обеспечение Редакторы презентаций Текстовые редакторы Электронные таблицы Графические редакторы Системы управления базами данных Системы управления базами данных Мультимедийные проигрыватели Мультимедийные проигрыватели Логотипы офисных программ
21 Прикладное программное обеспечение Наибольшее распространение получили следующие офисные пакеты: Microsoft Office для операционных систем Windows и Mac OS; OpenOffice.org для операционных систем Windows и Linux.
22 Обеспечивает доступ всем желающим к исходным кодам программ Обеспечивает доступ всем желающим к исходным кодам программ Правовые нормы использования программное обеспечение Правовой статус программ ПО – частная собственность ПО – частная собственность Свободное программное обеспечение Свободное программное обеспечение Коммерческие Условно бесплатные Условно бесплатные Свободно распространяемые Свободно распространяемые
Источник: www.myshared.ru
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И КОМПОНЕНТЫ
Системы программирования — это комплекс инструментальных программных средств, предназначенный для работы с программами на одном из языков программирования. Системы программирования предоставляют сервисные возможности программистам для разработки их собственных компьютерных программ.
В настоящее время разработка любого системного и прикладного программного обеспечения осуществляется с помощью систем программирования, в состав которых входят
• трансляторы с языков высокого уровня;
• средства редактирования, компоновки и загрузки программ;
• макроассемблеры (машинно-ориентированные языки);
• отладчики машинных программ.
Системы программирования, как правило, включают всебя
• текстовый редактор (Edit), осуществляющий функции записи и редактирования исходного текста программы;
•загрузчик программ (Load), позволяющий выбрать из директория нужный текстовый файл программы;
• запускатель программ (Run), осуществляющий процесс выполнения программы;
• компилятор(Compile), предназначенный для компиляции или интерпретации исходного текста программы в машинный код с диагностикой синтаксических и семантических (логических) ошибок;
• отладчик(Debug),выполняющий сервисные функции по отладке и тестированию программы;
• диспетчер файлов (File), предоставляющий возможность выполнять операции с файлами:сохранение, поиск, уничтожение и т.п.
Ядро системы программирования составляет язык. Существующие языки программирования можно разделить на две группы: процедурные и непроцедурные, рис. 2.9.
Процедурные (или алгоритмические) программы представляют из себя систему предписаний для решения конкретной задачи. Роль компьютера сводится к механическому выполнению этих предписаний.
Процедурные языки разделяют на языки низкого и высокого уровня.
Языки низкого уровня (машинно-ориентированные) позволяют создавать программы из машинных кодов, обычно в шестнадцатиричной форме. С ними трудно работать, но созданные с их помощью высококвалифицированным программистом программы занимают меньше места в памяти и работают быстрее. С помощью этих языков удобнее разрабатывать системные программы, драйверы (программы для управления устройствами компьютера), некоторые другие виды программ.
Рис. 2.9. Общая классификация языков программирования
Программы на языках высокого уровня близки к естественному (английскому)
языку и представляют набор заданных команд.
Перечислим наиболее известные системы программирования.
1. Фортран (FORmula TRANslating system — система трансляции формул); старейший и по сей день активно используемый в решении задач математической ориентацииязык.
2. Бейсик (Beginner’s All-purpose Symbolic Instruction Code — универсальный символический код инструкций для начинающих); несмотря на многие недостатки и изобилиеплохо совместимых версий — самый популярный по числу пользователей.
3. Алгол (ALGOrithmic Language — алгоритмический язык); сыграл большую роль в теории, но для практического программирования сейчас почти не используется.
4. ПЛ/1 (PL/I Programming Language — язык программирования первый). Многоцелевой язык; сейчас почти не используется.
5. Си (С — «си»); широко используется при создании системного программного обеспечения.
6. Паскаль (Pascal — назван в честь ученого Блеза Паскаля); чрезвычайно популярен как при изучении программирования, так и среди профессионалов. На его базе созданы несколько более мощных языков (Модула, Ада, Дельфи).
7. Кобол (COmmon Business Oriented Language — язык, ориентированный на общийбизнес); в значительной мере вышел из употребления.
8. Дельфи (Delphi) — язык объектно-ориентированного «визуального» программирования; в данный момент чрезвычайно популярен.
9. Джава (Java) — платформенно-независимый язык объектно-ориентированного программирования, чрезвычайно эффективен для создания интерактивных веб-страниц.
Среди непроцедурных языков наиболее известны
2. Пролог (PROgramming in LOGic);
3. Оккам (назван в честь философа У. Оккама).
Широкое распространение среди разработчиков программ, а также при обучении программированию, получили системы программирования «Турбо» (Turbo) фирмы Borland, ядром которых являются трансляторы с языков программирования Бейсик, Паскаль, Си, Пролог и др. Интерфейс Турбо-оболочки для любых систем программирования внешне совершенно одинаков и предоставляет пользователю стандартный набор функций и команд, описанных выше и отображаемых в главном меню системы.
Рассмотрим технологию разработки программ с использованием популярной системы программирования Турбо-Паскаль 7 (оставив знакомство с самим языком до следующей главы).
В подобных интегрированных системах программирования сделана попытка предоставить разработчику программ максимум сервисных возможностей. Помимо основных функций система Турбо-Паскаль 7 позволяет настроить компилятор на работу в трех режимах: обычном режиме MS DOS (Real), защищенном режиме (Protected) и в режиме операционной среды Windows (Windows).
После загрузки системы (файл TURBO. EXE), на экране монитора появляется интерфейсное окно, рис. 2.10.
Рис. 2.10. Вид экрана интегрированной среды Турбо-Паскаля версии 7 (монтаж)
Главное меню системы (верхняя строка экрана) содержит команды, которые позволяют осуществлять следующие виды работ:
File — работа с файлами (сохранение, загрузка, связь с операционной
системой);
Edit — работа с текстовым редактором (после загрузки системы по умолчанию
текстовый редактор находится в активном состоянии);
Search — поиск и замена фрагментов текста;
Run -запуск программы на выполнение;
Compile — компиляция программы и установка параметров компиляции;
Debug — установка параметров отладки программы;
Tools — инструментальные программные средства (ненавязчивый сервис);
Options -установка опций интегрированной среды;
Window — работа с окнами;
Help -система помощи и подсказок.
Для начала работы с системой программирования необходимо иметь проект текста программы, который можно набирать на рабочем поле окна системы. Встроенный текстовый редактор прост и максимально приспособлен для набора текстов программ на языке Паскаль. В нем предусмотрена специальная подсветка управляющих структур, команд. Удобна система контекстной помощи (Shift+Fl), которая вызовет подсказку по набираемому текущему тексту программы в любой момент и в любом месте. Впрочем, текст программы можно приготовить в любом текстовом редакторе, хранящем тексты в ASCII-кодах (например, в Лексиконе); необходимо лишь снабдить имя файла расширением .pas.
Если текст (тексты) программы был ранее сохранен на жестком диске или дискете, то он может быть загружен в поле редактирования с помощью пункта меню File.
После окончания формирования текста необходимо откомпилировать программу (пункт меню Compile). Если в программе есть ошибки, то компилятор их укажет. После исправления ошибок можно снова повторить компиляцию.
После удачной компиляции запуск программы осуществляется командой менюRun.
Но на этом этапе чаще всего работа не заканчивается. Сложные алгоритмы требуют тестирования и отладки. Многие программы составляются из отдельных модулей, требуют связи с другими программами и системами и т.д. Для решения всех этих проблем предназначены другие команды системы (Debug, Options и пр.).
Разумеется, программисту, работающему на Паскале, нет нужды самому программировать такие непростые, но часто встречающиеся операции, как вычисление значений математических функций, построение изображений простых геометрических объектов (отрезков прямых, окружностей и т.д.), очистка экрана и множество других. Высокоэффективные, тщательно отлаженные программы таких действий сведены в стандартные модули и надо лишь уметь к ним обратиться. В состав пакета библиотек стандартных модулей входят:Crt — работы с экраном, Graph -работы с графикой и другие, такие как Overlay, String, System, Turbo3,WinAPI, WinCrt, WinDos, WinPrn, WinTypes, WinProcs.
Дата добавления: 2020-02-05 ; просмотров: 412 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник: poznayka.org
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И КОМПОНЕНТЫ
Системы программирования — это комплекс инструментальных программных средств, предназначенный для работы с программами на одном из языков программирования. Системы программирования предоставляют сервисные возможности программистам для разработки их собственных компьютерных программ.
В настоящее время разработка любого системного и прикладного программного обеспечения осуществляется с помощью систем программирования, в состав которых входят
• трансляторы с языков высокого уровня;
• средства редактирования, компоновки и загрузки программ;
• макроассемблеры (машинно-ориентированные языки);
• отладчики машинных программ.
Системы программирования, как правило, включают всебя
• текстовый редактор (Edit), осуществляющий функции записи и редактирования исходного текста программы;
•загрузчик программ (Load), позволяющий выбрать из директория нужный текстовый файл программы;
• запускатель программ (Run), осуществляющий процесс выполнения программы;
• компилятор (Compile), предназначенный для компиляции или интерпретации исходного текста программы в машинный код с диагностикой синтаксических и семантических (логических) ошибок;
• отладчик (Debug), выполняющий сервисные функции по отладке и тестированию программы;
• диспетчер файлов (File), предоставляющий возможность выполнять операции с файлами:сохранение, поиск, уничтожение и т.п.
Ядро системы программирования составляет язык. Существующие языки программирования можно разделить на две группы: процедурные и непроцедурные, рис. 2.9.
Процедурные (или алгоритмические) программы представляют из себя систему предписаний для решения конкретной задачи. Роль компьютера сводится к механическому выполнению этих предписаний.
Процедурные языки разделяют на языки низкого и высокого уровня.
Языки низкого уровня (машинно-ориентированные) позволяют создавать программы из машинных кодов, обычно в шестнадцатиричной форме. С ними трудно работать, но созданные с их помощью высококвалифицированным программистом программы занимают меньше места в памяти и работают быстрее. С помощью этих языков удобнее разрабатывать системные программы, драйверы (программы для управления устройствами компьютера), некоторые другие виды программ.
Рис. 2.9. Общая классификация языков программирования
Программы на языках высокого уровня близки к естественному (английскому)
языку и представляют набор заданных команд.
Перечислим наиболее известные системы программирования.
1. Фортран (FORmula TRANslating system — система трансляции формул); старейший и по сей день активно используемый в решении задач математической ориентацииязык.
2. Бейсик (Beginner’s All-purpose Symbolic Instruction Code — универсальный символический код инструкций для начинающих); несмотря на многие недостатки и изобилиеплохо совместимых версий — самый популярный по числу пользователей.
3. Алгол (ALGOrithmic Language — алгоритмический язык); сыграл большую роль в теории, но для практического программирования сейчас почти не используется.
4. ПЛ/1 (PL/I Programming Language — язык программирования первый). Многоцелевой язык; сейчас почти не используется.
5. Си (С — «си»); широко используется при создании системного программного обеспечения.
6. Паскаль (Pascal — назван в честь ученого Блеза Паскаля); чрезвычайно популярен как при изучении программирования, так и среди профессионалов. На его базе созданы несколько более мощных языков (Модула, Ада, Дельфи).
7. Кобол (COmmon Business Oriented Language — язык, ориентированный на общийбизнес); в значительной мере вышел из употребления.
8. Дельфи (Delphi) — язык объектно-ориентированного «визуального» программирования; в данный момент чрезвычайно популярен.
9. Джава (Java) — платформенно-независимый язык объектно-ориентированного программирования, чрезвычайно эффективен для создания интерактивных веб-страниц.
Среди непроцедурных языков наиболее известны
2. Пролог (PROgramming in LOGic);
3. Оккам (назван в честь философа У. Оккама).
Широкое распространение среди разработчиков программ, а также при обучении программированию, получили системы программирования «Турбо» (Turbo) фирмы Borland, ядром которых являются трансляторы с языков программирования Бейсик, Паскаль, Си, Пролог и др. Интерфейс Турбо-оболочки для любых систем программирования внешне совершенно одинаков и предоставляет пользователю стандартный набор функций и команд, описанных выше и отображаемых в главном меню системы.
Рассмотрим технологию разработки программ с использованием популярной системы программирования Турбо-Паскаль 7 (оставив знакомство с самим языком до следующей главы).
В подобных интегрированных системах программирования сделана попытка предоставить разработчику программ максимум сервисных возможностей. Помимо основных функций система Турбо-Паскаль 7 позволяет настроить компилятор на работу в трех режимах: обычном режиме MS DOS (Real), защищенном режиме (Protected) и в режиме операционной среды Windows (Windows).
После загрузки системы (файл TURBO. EXE), на экране монитора появляется интерфейсное окно, рис. 2.10.
Рис. 2.10. Вид экрана интегрированной среды Турбо-Паскаля версии 7 (монтаж)
Главное меню системы (верхняя строка экрана) содержит команды, которые позволяют осуществлять следующие виды работ:
File — работа с файлами (сохранение, загрузка, связь с операционной
системой);
Edit — работа с текстовым редактором (после загрузки системы по умолчанию
текстовый редактор находится в активном состоянии);
Search — поиск и замена фрагментов текста;
Run -запуск программы на выполнение;
Compile — компиляция программы и установка параметров компиляции;
Debug — установка параметров отладки программы;
Tools — инструментальные программные средства (ненавязчивый сервис);
Options -установка опций интегрированной среды;
Window — работа с окнами;
Help -система помощи и подсказок.
Для начала работы с системой программирования необходимо иметь проект текста программы, который можно набирать на рабочем поле окна системы. Встроенный текстовый редактор прост и максимально приспособлен для набора текстов программ на языке Паскаль. В нем предусмотрена специальная подсветка управляющих структур, команд. Удобна система контекстной помощи (Shift+Fl), которая вызовет подсказку по набираемому текущему тексту программы в любой момент и в любом месте. Впрочем, текст программы можно приготовить в любом текстовом редакторе, хранящем тексты в ASCII-кодах (например, в Лексиконе); необходимо лишь снабдить имя файла расширением.pas.
Если текст (тексты) программы был ранее сохранен на жестком диске или дискете, то он может быть загружен в поле редактирования с помощью пункта меню File.
После окончания формирования текста необходимо откомпилировать программу (пункт меню Compile). Если в программе есть ошибки, то компилятор их укажет. После исправления ошибок можно снова повторить компиляцию.
После удачной компиляции запуск программы осуществляется командой меню Run.
Но на этом этапе чаще всего работа не заканчивается. Сложные алгоритмы требуют тестирования и отладки. Многие программы составляются из отдельных модулей, требуют связи с другими программами и системами и т.д. Для решения всех этих проблем предназначены другие команды системы (Debug, Options и пр.).
Разумеется, программисту, работающему на Паскале, нет нужды самому программировать такие непростые, но часто встречающиеся операции, как вычисление значений математических функций, построение изображений простых геометрических объектов (отрезков прямых, окружностей и т.д.), очистка экрана и множество других. Высокоэффективные, тщательно отлаженные программы таких действий сведены в стандартные модули и надо лишь уметь к ним обратиться. В состав пакета библиотек стандартных модулей входят: Crt — работы с экраном, Graph -работы с графикой и другие, такие как Overlay, String, System, Turbo3, WinAPI, WinCrt, WinDos, WinPrn, WinTypes, WinProcs.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru