Среднее профессиональное образование программы подготовки квалифицированных рабочих служащих что это

Статья 68. Среднее профессиональное образование

1. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

2. К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

3. Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования и положений федеральной основной общеобразовательной программы среднего общего образования, а также с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.

Что такое среднее профессиональное образование

4. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено настоящей частью. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, осуществляется на основании результатов вступительных испытаний в порядке, установленном в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона. В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательная организация в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона, учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, результаты вступительных испытаний (при наличии), результаты индивидуальных достижений, сведения о которых поступающий вправе представить при приеме, а также наличие договора о целевом обучении с организациями, указанными в части 1 статьи 71.1 настоящего Федерального закона. Лицам, указанным в части 7 статьи 71 настоящего Федерального закона, предоставляется преимущественное право зачисления в образовательную организацию на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования при условии успешного прохождения вступительных испытаний (в случае их проведения) и при прочих равных условиях.

Виды и уровни образования

5. Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно.

6. Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании. Указанные обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию бесплатно.

Источник: www.zakonrf.info

Гарантии получения среднего профессионального образования

• навыками применения правовых норм, регулирующих образовательные отношения, в правоприменительной деятельности.

Среднее профессиональное образование: понятие и структура

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Среднее профессиональное образование является первым уровнем профессионального образования и состоит из двух видов образовательных программ:

  • • программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
  • • программы подготовки специалистов среднего звена.

Место среднего профессионального образования в структуре профессионального образования показано в табл. 1.

Структура профессионального образования

Уровень профессионального образования

Образовательные программы, реализуемые на данном уровне профессионального образования

Среднее профессиональное образование

Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Программы подготовки специалистов среднего звена

Высшее образование — бакалавриат

Высшее образование — магистратура

Высшее образование — специалитет

Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации

Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) Программы ординатуры Программы ассистентуры-стажировки

Среднее профессиональное образование следует отличать от профессионального обучения, которое является отдельным видом образования. В отличие от программ среднего профессионального образования в результате освоения образовательных программ профессионального обучения образовательный уровень лица, их освоившего, не повышается. Также существенно отличаются требования к предыдущему образованию лица, которое может быть допущено к освоению программ профессионального обучения и программ среднего профессионального образования соответственно.

Читайте также:
Битрикс что это за программа простыми словами

Следует отметить, что среднее профессиональное образование является единым уровнем образования. Его дальнейшее деление на уровни, подуровни и т. д. российским законодательством не предусматривается.

Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программы подготовки специалистов среднего звена не являются уровнями среднего профессионального образования и не могут быть охарактеризованы как начальное и последующее, первое и второе и т. д. Они являются отдельными программами, входящими в среднее профессиональное образование, которые между собой практически никак не соотносятся. Так, студенты программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих обучаются по соответствующим профессиям, а студенты программ подготовки специалистов среднего звена — по специальностям. Различается и срок обучения по этим программам. Так, срок обучения в очной форме по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, как правило, на базе основного общего образования составляет 2 года 10 месяцев; на базе среднего общего образования — 10 месяцев. Срок обучения в очной форме по программам подготовки специалистов среднего звена, как правило, на базе основного общего образования составляет 3 года 10 месяцев; на базе среднего общего образования — 2 года 10 месяцев.

Наименование рассматриваемого уровня образования в условиях наименования других уровней профессионального образования выглядит несколько нелогично, так как само слово «средний» подразумевает, что перед этим есть что-то начальное, младшее и т. д. Однако наименование «среднее профессиональное образование» имеет длительную историю и не является нововведением Закона об образовании. Ранее действовавшее законодательство предусматривало еще один уровень профессионального образования — начальное профессиональное образование. После вступления в силу Закона об образовании данный уровень формально перестал существовать, однако, по сути, он сохранился в качестве программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, которые являются преемниками начального профессионального образования. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 108 Закона об образовании начальное профессиональное образование приравнивается к уровню среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Источник: studme.org

Как определить уровень образования после окончания СПТУ?

В 1985г закончила СПТУ. Каким считается такое образование среднее,начально профессиональное или средне специальное?

12 февраля 2017, 16:12 , Инна, г. Уфа
Ответы юристов
Виталий Бровченко
Юрист, г. Москва
Общаться в чате

Здравствуйте согласно ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 68. Среднее профессиональное образование

1. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
2. К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
3. Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.
4. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено настоящей частью. При приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания в порядке, установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательной организацией при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации.
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 238-ФЗ)
5. Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно.
6. Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании. Указанные обучающиеся проходят государстве

нную итоговую аттестацию бесплатно.

Читайте также:
Chm ediTor что это за программа

Скорее всего согласно данной статьи у Вас среднее професиональное образование.

Источник: pravoved.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

• навыками применения норм законодательства о профессиональном образовании в правоприменительной практике.

Уровни профессионального образования. Право на получение профессионального образования

Профессиональное образование можно разделить на две составляющие:

  • • среднее профессиональное образование;
  • • высшее образование.

В подп. «а» п. 2 ч. 3 ст. 12 Закона об образовании выделяются два вида программ среднего профессионального образования:

  • • программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
  • • программы подготовки специалистов среднего звена.

Следует отметить, что данные программы являются именно отдельными образовательными программами, а не уровнями среднего профессионального образования, так как деление на уровни в нем отсутствует.

До принятия Закона об образовании предусматривался еще один вид профессионального образования — начальное профессиональное образование. В действующем образовательном законодательстве начальное профессиональное образование не выделяется, так как фактически оно вошло в среднее профессиональное образование в виде программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 108 Закона начальное профессиональное образование приравнено к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), а лица, получившие ранее начальное профессиональное образование, считаются имеющими среднее профессиональное образование по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

Часть 5 ст. 10 Закона выделяет следующие уровни профессионального образования:

  • • среднее профессиональное образование;
  • • высшее образование — бакалавриат;
  • • высшее образование — магистратура, специалитет;
  • • высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации. Двухуровневая система высшего образования в России (бакалавриат —

магистратура) появилась сравнительно недавно и связана с участием России в Болонских соглашениях 1999 г.

Мнение специалиста

Существование «параллельных систем»: бакалавриат — магистратура и специали- тст, по-прежнему вызывает в ряде случаев скептическое отношение. Так, А. М. Кальяк отмечает, что «магистратура сейчас выглядит как не совсем понятная “надстройка” которая относится к высшему образованию (и сводится к углубленному изучению отдельных положений из уже пройденных дисциплин в рамках бакалавриата), с другой стороны, возможна только после получения “простого”, “массового” высшего образования (т.е. бакалавриата)» [1] .

Ранее действовавший Закон РФ «Об образовании» в подп. 4 п. 5 ст. 9 отдельно выделял программы послевузовского профессионального образования. Статья 25 указанного Закона к данному виду программ относила: программы аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры и интернатуры; программы дополнительного профессионального образования; программы докторантуры.

Действующий Закон об образовании отдельно данный вид программ не выделяет, а предлагает принципиально иное распределение программ послевузовского профессионального образования. Программы аспирантуры (адъюнктуры) и ординатуры в настоящее время отнесены к высшему образованию и входят в программы подготовки кадров высшей квалификации. Программ интернатуры теперь не существует. Дополнительное профессиональное образование сейчас является подвидом дополнительного образования, а докторантура выведена из сферы регулирования законодательства об образовании в сферу регулирования законодательства о науке.

Мнение специалиста

Как отмечает Д. М. Полухина, «. “прежняя” аспирантура — это уровень послевузовского профессионального образования с целью написания диссертации, где аспиранты имеют особый статус по сравнению с обучающимися по иным уровням образования. “Новая»аспирантура, исходя из норм образовательного законодательства, направлена, прежде всего, на получение обучающимся навыков и компетенций, определенных соответствующим ФГОС и необходимых для выполнения научно-исследовательской работы» [2] .

Следует отметить, что в отличие от программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, которые являются преемственными, а лица, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к освоению программ последующих уровней, в преемственности и условиях допуска к освоению образовательных программ профессионального образования есть свои особенности.

Согласно ч. 2 ст. 68 Закона об образовании к освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования. Единственным исключением из этого правила является освоение программ среднего профессионального образования, интегрированных с программами общего образования (п.

2, 3 ч. 2 ст. 83 Закона). К освоению таких программ могут быть допущены лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования.

Вместе с тем возможность освоения программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования не отменяет обязательности среднего общего образования. В этом случае среднее общее образование получается одновременно в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования (ч. 3 ст. 68 Закона об образовании).

Как уже отмечалось выше, в среднем профессиональном образовании не выделяются уровни. В России гарантируется бесплатность и общедоступность среднего профессионального образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ч. 3 ст. 5 Закона об образовании).

Исходя из этого, формально получается, что если лицо ранее освоило программу подготовки квалифицированных рабочих (служащих), то оно уже не вправе за счет средств соответствующего бюджета освоить программу подготовки специалистов среднего звена. Однако на самом деле это не так, так как ч. 5 ст. 68 Закона устанавливает исключение из данного правила.

Читайте также:
Sqlite browser что это за программа

Согласно данной норме получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно. При этом обратное исключение не работает.

Лицо, получившие среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена, не может получить бесплатно среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих. Исключение из этого правила составляет только специальная норма Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях но социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (и. 2 ст. 6), предусматривающая право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих без взимания платы.

Части 2—4 ст. 69 Закона об образовании устанавливают следующие условия допуска к освоению отдельных программ высшего образования:

  • • к освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование;
  • • освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня;
  • • освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура);
  • • освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование;
  • • освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.

Как видно из данного перечня, условия допуска можно условно разделить на две группы: уровень предыдущего образования претендента и область, в которой данное образование было получено. Если первая группа требований является универсальной, то вторая группа требований касается лишь программ подготовки кадров высшей квалификации в медицине, фармацевтике и в области искусств.

Обобщенно условия допуска к отдельным видам программ профессионального образования представлены в табл. 14.1.

  • [1] Кальяк А. М. Двухуровневая система высшего образования в странах СНГ и ее отражение в Кодексе Молдовы «Об образовании» // Право и образование. 2015. № 7. С. 29.
  • [2] Полухина Д. М. К вопросу об аспирантуре как послевузовском профессиональном образовании и уровне высшего образования // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2014. Т. 9. С. 270-271.

Источник: studme.org

Профессиональное образование и его уровни

Профессиональное образование осуществляется по основным профессиональным образовательным программам. Лица, освоившие эти программы, могут выполнять профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) работать по конкретной профессии или специальности (п. 12 ст. 2, ч. 2 и п. 2 ч. 3 ст. 12 Закона N 273-ФЗ).

Различают следующие уровни профессионального образования (ч. 5 ст. 10, п. 2 ч. 3 ст. 12 Закона N 273-ФЗ):

— среднее профессиональное образование (включает программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена);

— высшее образование (включает программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки кадров высшей квалификации, в том числе научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, ассистентуры-стажировки).

Лица, закончившие освоение программ профессионального образования, допускаются к государственной итоговой аттестации. Данная процедура является обязательной, ее порядок и формы определяются образовательной организацией, если иное не установлено Законом N 273-ФЗ (ч. 3 ст. 59 этого Закона).

Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено Законом N 273-ФЗ, документы об образовании и о квалификации (ч. 4 ст. 60 данного Закона).

Такими документами, в частности, являются (ч. 7 ст. 60 Закона N 273-ФЗ):

— диплом о среднем профессиональном образовании. Образцы диплома и приложения к нему утверждены Приказом Минобрнауки России от 04.07.2013 N 531;

— диплом бакалавра. Образцы диплома бакалавра и диплома бакалавра с отличием, а также приложений к ним утверждены Приказом Минобрнауки России от 01.10.2013 N 1100;

— диплом специалиста. Образцы диплома специалиста и диплома специалиста с отличием, а также приложений к ним утверждены Приказом Минобрнауки России от 01.10.2013 N 1100;

— диплом магистра. Образцы диплома магистра и диплома магистра с отличием, а также приложений к ним утверждены Приказом Минобрнауки России от 01.10.2013 N 1100;

— диплом об окончании аспирантуры. Образцы диплома об окончании аспирантуры и приложения к нему утверждены Приказом Минобрнауки России от 01.10.2013 N 1100;

— диплом об окончании адъюнктуры. Образцы диплома об окончании адъюнктуры и приложения к нему утверждены Приказом Минобрнауки России от 01.10.2013 N 1100;

— диплом об окончании ординатуры. Образец диплома об окончании ординатуры утвержден Приказом Минздрава России от 06.09.2013 N 634н;

— диплом об окончании ассистентуры-стажировки. Образцы диплома об окончании ассистентуры-стажировки и приложения к нему утверждены Приказом Минздрава России от 19.08.2013 N 1191.

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru