Сравнительная характеристика учебных программ

Он обосновал и разработал новые творческие пути и идеи в области художественного развития детей, ввел термин «полихудожественное образование», который включает в себя способность ребенка воспринимать, творить и развиваться в самых разных видах деятельности. Ребенок изначально полихудожественнен, в его душе взаимодействуют все виды искусств, а это значит, что он к ним открыт, способен и творчески направлен.

В своих трудах Б.П.Юсов раскрывает значение таких важных понятий педагогики, как грамотность и выразительность.

В 70-е годы ХХ в. По решению Коллегии Министерства просвещения СССР проводился Всесоюзный эксперимент по определению содержания преподавания изобразительного искусства в 1-х классах общеобразовательной школы, и эту работу возглавил Б.П.Юсов. В основу художественного развития школьников им были заложены следующие принципы:

  • Реализация полноты средств и возможностей изобразительного искусства как формы общественного сознания и отражения действительности в художественном творчестве учащихся с учетом их возраста и особенностей развития.
  • Построение учебного процесса на основе современных научных данных о развитии визуального аппарата и его значении для человеческой деятельности.
  • Оптимальное соотношение художественного восприятия и практической деятельности в процессе овладения специфическими выразительными средствами художественного изображения.
  • Сочетание изобразительной деятельности на плоскости с созданием объемно-пространственных видов художественного отображения действительности.
  • Выделение в самостоятельную область деятельности эстетического восприятия действительности и произведений искусства с собственной системой задач, в результате решения которых возможно развитие художественного восприятия у учащихся (знаний в области искусства, отзывчивости на его язык, эстетических суждений об искусстве).

Помимо принципов, впервые в школьной программе предлагалась и закладывалась система развития у учащихся «навыков восприятия художественного образа» в произведении искусства, вместо традиционных для всех предыдущих программ, навыков их изучения.

Небольшое сравнение учебных планов ММФ НГУ и МГУ

Новая программа, по сравнению с предыдущими, нацеливала педагогов на более широкое ознакомление детей с миром искусства и соответственно на расширение видов деятельности. Б.П. Юсов ввел в практику отечественной школы особые «уроки восприятия». На уроках восприятия ученики изучали произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры.

В разделе практической работы дети осваивали навыки работы на плоскости (живопись, графика), в объеме (круглая скульптура и рельеф), в прикладных видах искусства (декоративная работа и художественное конструирование на плоскости и в объеме). С целью обогащения процесса эстетического восприятия действительности программа предлагала восприятие подкрепить моторными навыками.

Программа была принята Министерством просвещения СССР в качестве типовой, Б.П.Юсов и члены возглавляемого им коллектива лаборатории НИИ художественного воспитания создали систему развития художественного восприятия, учитывающую возрастные особенности учащихся.

Сравнение ФГОС и ФОП, разработка учебных планов волнует руководителей образовательных учреждений

В результате проведения этого эксперимента предмет «Рисование» стал называться «Изобразительное искусство», в школу возвратились понятия «декоративно — прикладная деятельность», «предметно — пространственная деятельность», «лепка», «восприятие природы и окружающей действительности» — т.е. те направления, которые развивались в так называемой в «новой» отечественной школе конца 20 – х годов ХХ века.»

Разделяя научную теорию Б.П. Юсова как перспективную и продуктивную стратегию современной образовательной политики в области художественного образования, мы всецело используем разработанную им логику на интегрированных занятий, сохраняя полихудожественный подход в решении творческих задач воспитания подростков.

Таким образом, полихудожественный подход открывает новые возможности воспитания личности ребенка, его социокультурной ориентации, способствует нравственному формированию, творческому развитию.

Общая характеристика учебного предмета по Шпикаловой (согласно Примерной программе начального общего образования)

Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Основные содержательные линии

В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

Читайте также:
В панели задач не отображаются значки запущенных программ

Цели обучения

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Источник: studfile.net

Сравнительный анализ двух образовательных программ ДО

Основные направления программы «Развитие +» : развитие способностей дошкольников в процессе детских видов деятельности.

Особенности организации учебно-воспитательного процесса в детском саду:

-общение с детьми на основе взаимного доверия и сотрудничества;

-работа педагогов в режиме проектирования с учетом индивидуальности каждого ребенка и уровня развития группы в целом;

Публикация «Сравнительный анализ двух образовательных программ ДО» размещена в разделах

  • Анализ работы, отчеты, из опыта работы
  • Анализ. Аналитический отчет, справка
  • Темочки

-новые формы организации педагогического процесса с детьми, совместная деятельность взрослого и детей, сотрудничество детей друг с другом;

-интеграция образовательных областей в различные виды детской деятельности;

-наполнение деятельности детей различными развивающими задачами;

-готовность педагога к сотрудничеству с ребенком в совместном решении задач;

Программа «Развитие» разработана для четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей, подготовительной к школе.

Цель программы : развивать интеллектуальные и художественные способности дошкольников, которые понимают, как ориентировочные действия с образными средствами решения задач.

«Радуга» — в этой программе 7 основных видов деятельности, характерных для дошкольника. Они включают в себя игру, конструирование, математику, физическую культуру, изобразительное искусство и ручной труд, музыкальное и пластическое искусство, развитие речи и знакомство с окружающим миром. Развитие по программе происходит по всем вышеперечисленным направлениям.

Одно из положений, на которых базируется программа, — личность представляет собой систему, основанную на отношении человека к окружающему миру, другим людям, к себе самому. В программе поставлены задачи формирования бережного и уважительного отношения к окружающему миру рукотворных предметов и сфере человеческого труда, экологического отношения к природе, разработаны и предложены эффективные технологии создания в группе спокойных и доброжелательных взаимоотношений.

Цель — сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения и др., которые позволяют ребенку, не потеряв интереса к учению, полноценно овладевать знаниями не только в школе, а постоянно.

Структура программы

Программа «Развитие» состоит из 13 разделов:

Сенсорное воспитание; Ознакомление с пространственными отношениями; Развитие элементов логического мышления; Развитие элементарных математических представлений; Овладение основами первоначальной грамоты; Ознакомление с художественной литературой и развитие речи; Конструирование; Развитие экологических представлений; Изобразительное искусство; Игра; Режиссерская игра; Художественное конструирование; Выразительное движение Содержание программы соответствует семи различным видам детской деятельности: красный цвет — физическая культура, оранжевый цвет – игра, желтый цвет — изобразительная деятельность и ручной труд, зеленый цвет – конструирование, голубой цвет — занятия музыкальным и пластическим искусством, синий цвет — занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим,

фиолетовый цвет – математика.

Приложения, методические материалы к программе

«Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие» Авторы: О. М. Дьяченко, А. И. Булычева, Н. С. Варенцова, Т. В. Лаврентьева, И. В. Маврина, Л. Н. Павлова, Е. Л. Пороцкая. «Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста» Авторы: Р. И. Бардина, А. И. Булычева, О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева, В. В. Холмовская. «Организация сюжетной игры в детском саду» Авторы: Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Методическое обеспечение «Знакомимся с программой «Развитие» Под редакцией О. М. Дьяченко, Н. С. Денисенковой и другие Программа имеет комплект методического обеспечения по каждой возрастной группе для педагогов, детей, родителей. Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Состав серии «Радуга» Пособия для программы публикуются издательством «Просвещение». Развивающие книги «Познаю мир» для дошкольников всех возрастов, посвящённые назначению и функциям окружающих объектов, знакомству со связями между явлениями и вещами, знаками и символами. Книги «Моя математика». Дидактические альбомы «Сделаю сам». Альбомы-пособия по ручному и художественному труду. Новое методическое пособие для подготовительной группы «На пороге школы» (авторы — Т. Н. Доронова, Т. И Гризик) и другие

Краткие выводы Это особенная программа дошкольного обучения, которая основана на принципе постепенного усложнения учебных, образовательных и воспитательных задач. Программа обеспечивает планомерный, последовательный подход в дошкольном обучении и развитии ребёнка.

Переработанная под ФГОС психолого-ориентированная программа является удобным для творческой группы ДОО инструментом по созданию уникальной образовательной программы своей организации. В новой редакции Программа представляет собой своеобразную программу-конструктор и любая ДОО, в процессе ее реализации, сможет по максимуму эффективно использовать те ресурсы и возможности, которыми располагает. Кроме того, данная версия Программы позволяет учреждению определить желаемые направления развития организации на ближайшее время и отдаленную перспективу.

Публикации по теме:

НОД «Порядковый счет, сложение числа 10 из двух меньших, логическая задача на анализ и синтез предмета сложной формы» Тема: «Порядковый счет, сложение числа 10 из двух меньших, логическая задача на анализ и синтез предмета сложной формы, треугольник, круг,.

Читайте также:
Как можно искать логическую ошибку в программе кратко

Анализ авторских комплексных и парциальных образовательных программ дошкольного образования Анализ авторских комплексных и парциальных образовательных программ дошкольного образования Название программы Программа 1 Программа «Радуга».

Анализ образовательных дошкольных программ В настоящее время существует множество образовательных и вариативных программ дошкольного образования. Перед образованием часто встает вопрос,.

Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС в системе дошкольного образования В соответствии с ФГТ к развитию детей меняется цель образовательной работы — вместо наборов ЗУНов (знаний, умений, навыков) предлагается.

Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр Педагог должен строить педагогический процесс на основе диагностики и индивидуального подхода к развитию ребенка. В начале и конце учебного.

Сравнительный анализ содержания образовательных программ дошкольного образования Сравнительный анализ содержания программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой и комплексной программы,.

Внедрение современных образовательных программ и технологий в работу дошкольных организаций. Часть 2 В профессиональной деятельности педагогическим кадрам ДО рекомендуется использовать следующие технологии 1. Технологию развивающего обучения.

Внедрение современных образовательных программ и технологий в работу дошкольных организаций. Часть 3 Информационно-коммуникативные технологии Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные.

Внедрение современных образовательных программ и технологий в работу дошкольных организаций Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский Инновационность.

Источник: www.maam.ru

Сравнительный анализ примерных образовательных программ
материал на тему

Сравнительный анализ примерных образовательных программ, переработанных (или специально написанных) в соответствии с ФГТ: «От рождения до школы», «Истоки», «Детство» и «Успех». Описаны концептуальные основы указанных программ, их структура, методическое обеспечение.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Название примерной общеобразовательной программы

Целевые установки или Концептуальные основы программы

Приложения, методические материалы к программе

«От рождения до школы»

— В Программе на первый план выдвинута развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

— Программа поострена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.

— Ведущий тип деятельности – игра.

— Развитие – важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

— Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки

духовно-нравственного и эмоционального воспитания.

— Образование – процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

— Программа соответствует всем принципам построения ООП в соответствии с ФГТ.

— Ведущие цели Программы :

* Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

* Формирование основ базовой культуры личности.

* Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

* Подготовка к жизни в современности обществе, к обучению в школе.

* Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

— Возрастная категория: от рождения до 7 лет.

— Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение макро- и микросреды и их составляющих.

— Тематический принцип построения образовательного процесса.

В конце Программы представлен широчайший список пособий, допустимых в использовании при работе в ДОУ. Педагоги могут самостоятельно выбрать необходимые для работы пособия. Программа является переработанным в соответствии с ФГТ вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Поэтому все пособия к этой программе могут быть использованы и в работе по Программе « От рождения до школы» с предварительной обработкой под ФГТ. Наряду с методическими пособиями Программа обеспечена книгами для занятий родителей с детьми.

Программу «От рождения до школы» можно назвать самой базовой, фундаментальной программой дошкольного образования. Она охватывает возраст от 0 (от рождения!) до 7 лет (с ориентацией преимущественно на паспортный возраст). Программа нацелена на развитие личности ребенка, а не на приобретение им определенного набора ЗУНов. Важнейшим условием реализации программы является личностно-ориентированное

взаимодействие взрослых с детьми. Отводится место для самостоятельной деятельности детей. Занятия, как форма обучения, не используется, предлагаются для работы игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Так же программа позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику ДОУ, что так же делает ее заманчивой в плане основы для составления индивидуальной ООП ДОУ. А достаточно широкий список методических пособий, рекомендаций еще больше облегчают эту задачу.

— Название Программы «Истоки» отражает непреходящее значение дошкольного детства, как уникального периода, в котором закладываются основы будущего развития личности.

— Цель программы : разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.

— Программа отражает базисное образование детей от рождения до 7 лет и обеспечивает полноценное всестороннее развитие ребенка.

— В основе Программы концепция психологического возраста (четыре психологических возраста – младенчество, ранний возраст, младший дошкольный и старший дошкольный возраст) : каждый возраст включает в себя особые отношения детей со взрослым, виды деятельности, в т.ч. и ведущий тип деятельности, а так же психологические достижения ребенка.

Читайте также:
Составьте программу закрашивания клеток поля отмеченных звездочкой 9 вариант

— В основе программы лежит деятельностный подход: деятельность развивается и меняется от возраста к возрасту.

  1. Дошкольное детство:

— младший дошкольный возраст;

— старший дошкольный возраст.

  1. Общие условия реализации программы:

-организация жизни детей;

— психолог в дошкольном учреждении;

— сотрудничество воспитателя с семьей;

— развивающая предметно-пространственная среда детства.

  1. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного
    образования: — мониторинг промежуточных результатов освоения ООП ДО; — мониторинг итоговых результатов освоения детьми ООП ДО.
  2. Приложения 1 – 3.

В Программе есть три приложения, в которых даны три факультатива: «Обучение неродному языку», «Компьютер в детском саду» и «Живой мир природы в городе и ребенок». А так же представлен список рекомендуемой литературы, методических и наглядно-дидактических пособий как вышедших в свет, так и готовящихся к печати.

Программа «Истоки» как и Программа «От рождения до школы» отражает образование детей от рождения до 7 лет. Однако, в основу программы «Истоки» положена концепция психологического возраста. Это позволяет гибко выстраивать педагогический процесс с учетом неравномерности развития детей и осуществлять его индивидуализацию. Традиционное занятие не утратило своей ценности, но оно сохраняется преимущественно на этапе знакомства с новым материалом.

В основе программы лежит деятельностный подход, в каждом возрасте выделяется свой ведущий тип деятельности: младенчество – общение, ранний возраст – предметная деятельность, дошкольный возраст – игра. В программе почти не сказано об интеграции между образовательными областями.

— Цель программы «Детства» : обеспечить всестороннее развитие (физическое, эмоциональное, нравственное, волевое, социально-личностное, интеллектуальное развитие) ребенка в дошкольный период через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду.

— Девиз программы : «Чувствовать-Познавать-Творить». Эти три линии пронизывают все разделы Программы, придавая ей целостность и единую направленность.

— В Программе впервые практически реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения.

* укрепление физического и психического здоровья, формирование основ безопасного поведения, КГН;

* развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;

* развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи;

* обогатить опыт самостоятельной деятельности, пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение.

— Программа соответствует всем восьми принципам построения Программы, утвержденным в ФГТ.

— Программа охватывает возраст от 3 до 7 лет.

— Содержание Программы «Детство» центрировано на ребенке, создания ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств.

*ребенок знакомится с малой Родиной;

*ребенок познает родную страну и мир;

*ребенок в поликультурной и полиэтнической семье;

*ребенок изучает английский язык.

— Название Программы «Успех» — отражает основную миссию всей системы непрерывного образования РФ – формирование успешных граждан.

У спешность маленьких россиян – это результат освоения ООП дошкольного образования по направлениям:

С оциально-личностное развитие

П ознавательно-речевое развитие

Е динство физического развития и воспитания культуры здоровья

Х удожественно-эстетическое развитие.

— Программа ориентирована на детей 3-7 лет и обеспечивает достижение детьми физической и психологической готовности к школе.

— Программа соответствует всем принципам построения ООП в соответствии с ФГТ.

— Принципиальным отличием Программы от большинства программ является исключение из образовательного процесса детей 3-6 лет учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Формирование предпосылок учебной деятельности является одним из главных итоговых результатов освоения Программы.

— Адекватными возрасту формами работы с детьми являются экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др.

— Главный тип деятельности – игра. Это и служит основным критерием выбора форм образовательной работы. Так же самостоятельными, самоценными и универсальными видами детской деятельности являются чтение (восприятие) художественной литературы, общение, продуктивная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская и конструктивная деятельность, труд.

— Программа построена на основе примерного календаря праздников, что обеспечивает «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности. Праздники могут быть заменены другими значимыми событиями.

  1. Пояснительная записка.
  2. Возрастные особенности детей.
  3. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы.
  4. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей («Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество»).
  5. Планируемые результаты освоения Программы.
  6. Приложения 1-7. (Показатели физического развития детей.)
  7. Примерная циклограмма образовательной деятельности.

В приложении даны следующие материалы:

— Антропометрические показатели физического развития и здоровья детей.

— Возрастно-половые нормативы физиометрических показателей.

— Средние возрастно-половые значения показателей развития физических

качеств детей 4—7 лет.

— Возрастные нормативы двигательной активности детей за полный день пребывания в детском саду.

— Критерии частой (острой) заболеваемости детей по количеству заболеваний органов дыхания за год.

— Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов.

— Оценка функционального состояния ЦНС.

— Примерная циклограмма образовательной деятельности.

На данный момент библиотека программы активно наполняется методическими пособиями, демонстрационным материалом, мониторингом и пр.

Достаточно новая программа, направленная на детей 3 – 7 лет (исключаются дети раннего возраста). Ее отличительными чертами являются событийный принцип построения образовательного процесса, деятельностный подход и полное исключение учебной деятельности у детей 3-6 лет. В программе достаточно подробно рассмотрен процесс интеграции между различными образовательными областями.

Источник: nsportal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru