Сравнительная характеристика программ начальной школы

Актуальность выбранной темы в том, что огромного запаса не проходить неосознанно. из задач речи в начальной является словарной работы, основных ее направлений и их обоснование, процессами словаря школьников. В настоящее существует между словами и словами омонимами, т.к. не легко установить, ли два слова настолько, что их уже считать словами, т.е. омонимами, или эти значения еще что-то общее, и это полисемии.

Цель работы – методическую обеспеченность словарной работы, и программы по языку и учебные для начальных классов.

Ставя грамматические задачи, учебник русского языка для начальных классов через конкретные приемы умственной деятельности в процессе последовательной, систематической работы со словом, предложением, текстом, через их разносторонний анализ способствует решению задачи развитию речи и мышления школьника, расширяет кругозор детей в области родного языка, создает языковую среду как условие формирования реевых умений. Учебный материал создает базу для развития связной речи: устные речевые упражнения, ознакомление с простейшими изобразительно-выразительными средствами языка (рассказывание, восстановление деформированного предложения и небольшого текста, т. е. преобразующая речевая деятельность учащихся).

О программах начальной школы

Программа «Школа России» направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средст в зависимости от цели, темы, осноыной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности[2, с. 4]

Систематизируем результаты проведенного анализа УМК и обобщённо покажем типологию выявленных лексических упражнений (Таблица 1).

Упражнения на работу над многозначной и омонимичной лексикой

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Сравнительный анализ школьных программ

В моей работе описаны и даны характеристики популярным школьным программам. Сравнительный анализ проходит по следующим характеристикам:

1. Принцип построения

2.Последовательность изучения букв и звуков

3.Характеристика литературного материала для чтения

4.Как решаются задачи развития речи

5.Виды иллюстрационного материала,назначение иллюстрационного материала

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сравнительный анализ школьных программ»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Программа «Школа России». Азбука. Авторы: Горецкий В.Г.,

Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др.

Программа «Гармония» Букварь. Авторы: М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова, Н.С. Кузьменко, О.Е. Курлыгина б

Принцип построения

Учебник предусматривает освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Знакомство с элементарными грамматическими понятиями проходит на известных детям литературных произведениях, на сериях сюжетных картинок .Дети вспоминают сказки, составляют предложения, описывают иллюстрации со сказочными героями, задают вопросы друг другу. Большое внимание уделяется осмыслению значений пословиц: «Азбука — к мудрости ступенька», «Ученье — путь к уменью» и т. д. При чтении и работе с текстами школьники готовят совместно выступления на заданную тему, вспоминают стихотворения, рассказывают о своих наблюдениях, слушают товарищей, задают собственные вопросы. Выбор упражнений соответствует и изучаемым темам. Многообразие упражнений по каждой теме помогает легче и быстрее запомнить изучаемый материал. В букварный (основной) период обучения грамоте в учебнике даны упражнения такие как: составление предложений по заданным словам, определение значений слов, различие одинаковых по написанию и звучанию, но разных по значению слов, озаглавливание текстов, продолжений рассказов, игры с превращением слов

Букварь предполагает первоначальное знакомство детей с необходимыми лингвистическими понятиями и формирование на их основе осознанных, а потому контролируемых различных умений. Центральное место среди этих умений занимают те, которые обеспечивают четыре вида речевой деятельности: чтение, письмо, говорение, слушание. На основе букваря (на уроках чтения) в употребление вводится понятие речь, выявляются её главные качества (быть понятной и вежливой), разновидности (деловая и «картинная», устная и письменная), начинают осваиваться правила общения, в том числе на уроке.

Содержание букваря позволяет организовать работу по развитию всех видов речевой деятельности учащихся: слушания – восприятие и понимание звучащей речи; говорения – использование средств языка устной речи в соответствии с условиями общения; овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой; чтения – чтение и понимание учебного текста, выборочное чтение, нахождение необходимого учебного материала. В течение всего периода обучения грамоте объектом внимания детей выступает слово. Наблюдение за словом проводится с разных позиций и на разных уровнях: фонематическом, морфемном, морфологическом и лексическом. Учащимся предоставляется возможность проводить наблюдения за различными языковыми явлениями: словообразованием и словоизменением, различием произношения и написания слов. Эти наблюдения помогают развитию у детей языкового чутья и орфографической зоркости, способствует началу формирования у учащихся ведущих приемов анализа фактов языка, таких, как изменение и сравнение.

Читайте также:
Как собрать все книги в одну программу

Последовательность изучения звуков и букв

Последователь­ность изучения звуков и букв основыва­ется на принципе частотности употребления звуков(букв) в русском языке: сначала используются наиболее употребительные (исключение сделано для гласных Ы и У), затем идут менее употребительные, и, наконец, вводится группа малоупотребите-

льных. Это позволяет значитель­но обогатить лексику ученика и ускорить процесс становления техники чтения. Появляется возможность проводить работу по развитию речи и мышления в связи с чтением и анализом содержания текстов, выполнением специальных упражнений над словом (логические упражнения, обобще­ния и классификация, наблюдения над омонимией, многозначностью слов, антонимами, словоизменением и словообразованием),над предложением(составление предложений по вопросам, картинкам, схемам, и др.), над связной речью (составле­ние рассказов по серии картинок, по аналогии с прочитан­ным, на основе наблюдений, пересказ прочитанного по воп­росам и др.) Материалы каждой страницы учебника объединены од­ной темой, что направлено на систематизацию представле­ний детей об окружающей действительности.

Сочетание традиционного-линейного предъявления букв (последовательно, чаще по одной) с появившимся в

современной методике парным их изучением, помогают открывать детям особенности русской фонетики и графики. Сочетание этих двух способов позволяет сделать так, что большая часть букв

проходит перед первоклассниками дважды. Первыми, как основные ориентиры при чтении, осваиваются буквы гласных. Далее изучаются буквы непарных звонких согласных звуков (сонорных). Третий блок – те буквы парных по глухости-звонкости согласных, которые обозначают глухие звуки.

Следующий шаг (четвёртый) связан с изучением на уроках чтения и письма всего блока букв, обозначающих мягкость согласных. Новый этап работы-продолжение освоения букв парных по глухости-звонкости согласных. Далее происходит освоение тех букв, которыми

обозначаются непарные по глухости-звонкости глухие согласные. Последними изучаются разделительные знаки – ь и ъ.

Последовательность изучения букв в букваре основана на принципе частотности использования букв в русской речи. Чередование букв гласных звуков с буквами сонорных согласных помогает уже в самом начале процесса обучения чтению значительно расширить объем доступного для чтения материала..

Характеристика литературного материала для чтения

Знакомство с элементарными грамматическими понятиями проходит на известных детям литературных произведениях, на сериях сюжетных картинок по сказкам «Репка», «Колобок», «Вини-Пух», «Волк и лиса». Дети вспоминают сказки, составляют предложения, описывают иллюстрации со сказочными героями, задают вопросы друг другу. Большое внимание уделяется осмыслению значений пословиц: «Азбука — к мудрости ступенька», «Ученье — путь к уменью» и т. д. При чтении и работе с текстами («Весна», «Лес», «Земля», «Подарки» и др.) школьники готовят совместно выступления на заданную тему, вспоминают стихотворения, рассказывают о своих наблюдениях, слушают товарищей, задают собственные вопросы.

Постепенно осваивая систему условных обозначений,

ребёнок начинает приобретать первый опыт самостоятельной ра

боты с учебной книгой. Со временем ученик поймёт, что в букваре есть не только картинки, которые можно рассматривать, слова,предложения, короткие рассказы, которые следует читать, – в нём есть ещё и задания, которые нужно выполнять. Работая с материалами букварныхстраниц, он впервые встретится с короткими сообщениями, в которых сформулированы результаты совместных наблюдений, орфографические правила, в данном букваре осуществляется целенаправленная подготовка учеников к освоению курса русского языка.

как учебник, в котором интегрированно решаются задачи как разностороннего развития и воспитания ребёнка, так и формирования у него не только читательских, но и языковых умений. Уже в букваре ученик подводится к мысли о том, что в разных случаях мы говорим по- разному. Он учится создавать изобразительную речь (рисовать словами) и научно-деловую (говорить как учёный) – соответствующие рисунки-подсказки даются на полях букварных страниц

Большую воспитательную направленность имеют пословицы и поговорки, введенные внизу страницы букваря в связи с изучением новой буквы. Они учат ценить доброжелательные отношения, дружбу, трудолюбие

Как решаются задачи развития речи

Очень много заданий в «Азбуке» на развитие связной речи. Ведется работа по развитию устной речи учащихся. Такая работа наблюдается в составление предложений на определенную тему: о маме, о школе, о детях и т.п. («Расскажи о своем дне рождении», «Кого ты пригласил?); небольших устных рассказов по сюжетным картинкам, по личным наблюдениям детей (по вопросам учителей)

Совершенствование умения говорить и

слушать, соблюдение правила поведения при общении в различ-

ных ситуациях.Формирование диалогической и монологической речи – как деловой, так и «картинной». Наблюдение за значением слов; расширение словарного запаса детей и обогащение их речи; работа над построением различных видов предложений, а также деловых сообщений (по моделям-опорам) и рассказов по картинкам на основе имеющихся у детей впечатлений, воспоминаний.

Обучение пониманию читаемых текстов, их озаглавлива-

нию после уточнения темы и главной мысли (без терминов),

участие в беседе по прочитанному. Обучаясь созданию речевых произведений, школьники осваивают жанры: устное воспоминание, записка, телеграмма, поздравление, письмо.

Одним из основных средств формирования речевых умений выступает диалог (учителя и ученика; учащихся при работе в паре, диалоги, заключенные в букварных текстах). Представленные тексты являются образцами литературной речи и дают возможность для совершенствования диалогической и формирования монологической речи учащихся.

Виды иллюстрационного материала,

назначение иллюстрационного материала

На каждый урок отводится две страницы (разворот «Азбуки»), которые содержат текстовой ма­териал: столбики слов, предложения и тексты для чтения. Текстовой материал дополнялся иллюстративным: предметные и сюжетные картинки. Предметные картин­ки используются для подбора слова, в процессе звукового анализа которого выделяется новый звука, а также для проведения лексических и логических упражнений. Сю­жетные картинки содействуют прояснению смысла про­читанного, позволяют организовать работу по составлениюпредложений и рассказов. Для упражнений в связном рас­сказывании специально помещены серии рисунков на от­дельных страницах.

Читайте также:
Программы по борьбе с нищетой относятся к государствам

Кроме текстового материала и иллюстраций, «Русская азбука» содержит разнообразные внетекстовые эле­менты (схемы слов и предложений, слоговые таблицы, лента букв), которые способствуют выработке техники чте­ния и развитию речи и мышления.

В учебнике широко представлен разнообразный зани­мательный материал: ребусы, «рассыпанные» слова, «цепочки» слов, скороговорки и т.д. Главное назначение игрового материала — воспитывать у детей любовь и инте­рес к родному языку, способствовать развитию их речи имышления.

Внешнее и внутреннее оформление книги очень привлекательное. Яркие, четкие иллюстрации сразу заинтересовывают детей, вызывают у них большой интерес к работе. Все изображения на страницах букваря, на протяжении всего периода обучения грамоте, не вызывают у детей сомнений: «А что это? А кто это?» Они удачно подобраны с учетом особенностей зрительного восприятия первоклассников. Удачно выбран шрифт. Крупные буквы привлекают внимание детей, помогают сосредоточиться во время чтения. у. Он учится создавать изобразительную речь (рисовать словами) и научно-деловую (говорить как

учёный) – соответствующие рисунки-подсказки даются на полях букварных страниц. Сначала он будет

учиться понимать задания, предъявленные условными значками,

а потом, в той или иной мере научившись читать, станет «вычерпывать смысл» установок авторов из заданий-заголовков , осмысливать тексты по прочитанным после них вопросам. Работая с материалами букварных

страниц, он впервые встретится с короткими сообщениями, в ко

торых сформулированы результаты совместных наблюдений, орфографические правила.

Авторы курса, реализуя дифференцированный подход к процессу обучения грамоте, предусмотрели систему упражнений. Среди них особый интерес представляют многофункциональные тренинговые листы для отработки навыков чтения разного уровня. Тренинговый лист в конце рабочей тетради «…» обращение к нему может быть многократным. Вызывает интерес алфавитная лента, введенная на страницах букваря и прописи с целью пропедевтического знакомства со всеми буквами, с порядком следования букв в алфавите, постепенного запоминания «соседей» изучаемой буквы.
Каждая тема в букваре завершается разворотом по проектной деятельности, расширяющей кругозор учащихся по изучаемым темам и осуществляемой во внеурочное время. Предварительной знакомство с разворотом учебника поддерживает учебную мотивацию учащихся, развивает их творческие способности, умение организовать целенаправленную деятельность для достижения цели.

«Азбука» В.Г. Горецкого предусматривает работу по развитию всех видов речевой деятельности, но не предполагает системного обучения младших школьников слушанию. Учащиеся должны уметь определять тему и основную мысль текста, составлять план (простой) исходного текста, подробно, выборочно и сжато излагать повествовательные тексты.

Многие из представленных умений определяют умение слушать, но развивать их необходимо в условиях устной речи, когда необходимая информация воспринимается учащимися на слух. Реальная же практика показывает, что учащиеся обычно имеют дело с текстами учебников, что развивает умение эффективно читать, но не слушать. . в «Азбуке» нет упражнений по обучению умениям восприятия информации (как нужно слушать, приемы слушания). В учебнике есть упражнения, развивающие некоторые умения глобального слушания, такие, как анализ предложенных заголовков, определение предметного содержания текста (темы), умение «схватывать» смысл сказанного, выделять главное и второстепенное, оценить услышанное. Упражнения на развитие других умений глобального слушания в учебниках не представлены. В учебниках есть небольшое количество упражнений, направленных на развитие умений критического слушания (выразить свое отношение к воспринятой информации), развитие других умений этого вида не найдено.

Букварь ориентирован на детей, только начинающих учиться читать, что проявляется в отборе и расположении материала, в том числе в порядке изучения букв. Одновременно букварь создаёт условия, во-первых, для успешного продвижения учащихся, имеющих разный уровень дошкольной читательской подготовки, а во-вторых, для организации на уроке дифференцированной работы с разными группами учеников.

Наблюдение за словом проводится с разных позиций и на разных уровнях: фонематическом, морфемном,морфологическом и лексическом. Учащимся предоставляется возможность проводить наблюдения за различными языковыми явлениями:словообразованием и словоизменением, различием произношения и написания слов.

Эти наблюдения помогают развитию у детей языкового чутья и орфографической зоркости, способствует началу формирования у учащихся ведущих приемов анализа фактов языка, таких, как изменение и сравнение. В учебнике представлены упражнения на развития текстовых умений (выделять основную мысль в тексте и др.). Учащиеся работают с письменными текстами, то есть они имеют возможность прочитать текст, видеть его в процессе анализа, тогда как развитие аудирования предполагает работу с услышанным однократно текстом.В данном учебнике по обучению грамоте ведется работа по развитию всех видов речевой деятельности, однако целенаправленной и систематической работы по развитию слушания не происходит. Большинство упражнений и заданий направлены на развитие говорения и чтения.

Источник: kopilkaurokov.ru

Анализ вариативных программ и учебников по математике для начальной школы

Назрела необходимость выявить те существенные характеристики учебников математики для начальных классов, которые обеспечивают развивающую функцию обучения на методическом уровне.

Заметим, что понятие «развивающий учебник» не встречается в дидактической литературе. Тем не менее, оно получило широкое распространение в современной школьной практике и отражает те характеристики, ко­торые даются учебнику ведущими дидактами. А именно:

— учебник – это модель педагогического процесса (В. П. Беспалько);

Читайте также:
Как в интернет секьюрити добавить программу в исключения

— учебник призван служить организации всего процесса обучения (И. Я. Лернер);

— учебник – это прообраз реального учебного процесса (М. Краликова);

— в основе построения учебника должна лежать методическая система (Л. В. Занков);

— в учебнике в той или иной мере запрограммирована методика обучения, это своеобразный сценарий (прообраз, проект) предстоящей деятельности обучения (М. Н. Скаткин);

— теория учебника – это вто же время определенная теория обучения (В. В. Краевский);

Таким образом, развивающий учебник является комплексной моделью, которая отображает процесс развивающего обучения.

Сформулируем требования к развивающим учебникам математики для начальных классов, которые классифицируются как методические, и в связи с этим они адресуются к системе заданий учебника.

В системе заданий учебника должны быть:

2. Отражена организация процесса учебной деятельности (постановка учебной задачи, ее решение, самоконтроль и самооценка, мотивационный аспект с учетом возрастных особенностей младших школьников). Учебный процесс рассматривается как способ влияния на развитие личности при акцентированном внимании на развитие познавательных процессов, главным образом мышления, путем целенаправленного влияния на развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и др. Продуктивным заданиям, способствующим активизации всех познавательных процессов, в особенности мышления, должен быть отдан приоритет. В заданиях должны быть предусмотрены различные способы постановки учебных задач, учитывающие математическую подготовку и развитие мышления учащихся.

3. Уделено особое внимание развитию гибкости и критичности мышления. Для этого могут быть использованы задания на наблюдение изменения, выявление зависимости, определение закономерности, нахождение правила, а также задания с намеренными ошибками («ловушками»).

Система заданий учебника должна предусматривать баланс между алгоритмизацией и вариативностью, логикой и интуицией. Вариативность может находить выражение на уровне формулировки заданий, что способствует развитию математически грамотной речи, на уровне процесса выполнения задания, а также на уровне результата. Вариативность рассмотрения материала должна обеспечивать дифференцированный подход в учебном процессе, моделью которого является учебник.

4. Предусмотрено преимущественное использование проблемно-поисковых методов как наиболее эффективного способа организации учебной деятельности.

5. Отражено руководство продуктивным общением на уроке как основным способом открытия субъективно новой информации и необходимым условием организации учебной деятельности.

Важно отметить, что сформулированные требования к развивающим учебникам математики не должны ограничивать творчества учителя в конструировании урока, в разработке системы заданий для изучения темы, в выборе средств обучения и форм организации деятельности учащихся.

Выводы:

Концептуальные положения нового учебника математики для начальной школы:

1. Каждая следующая тема в учебнике должна быть органически связана с предыдущей темой, и создавать тем самым условия для повторения ранее изученных вопросов на более высоком уровне.

2. Новые методические подходы к усвоению учащимися математических понятий строятся на основе установления соответствия между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями. Формирование общих представлений об изменении, правиле (закономерности) является надежной основой для дальнейшего изучения математики и для осознания закономерностей окружающего мира. Как показала практика обучения, этот подход позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление и постепенно вводить его в мир математических понятий, терминов, символов, способствуя развитию как эмпирического, так и теоретического мышления.

3. Новая система учебных заданий, процесс выполнения которых носит продуктивный характер, определяется соблюдением баланса между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, догадкой и рассуждением.

4. Новый методический подход к обучению решению задач сориентирован на формирование обобщенных умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, устанавливать взаимосвязь между ними, осознанно использовать математические понятия для ответа на вопрос задачи. Необходимым условием реализации данного подхода в практике обучения является специально продуманная подготовительная работа к обучению решению задач.

5. В основе методики формирования геометрических представлений учащихся лежит активное использование приемов умственной деятельности, нацеленность на развитие пространственного мышления и установление соответствия между моделями геометрических тел, их изображением и разверткой.

6. Предусматривается возможность для использования калькулятора в процессе обучения младших школьников математике, который рассматривается не только как вычислительный прибор, а как средство организации познавательной деятельности учащихся (для проверки различных гипотез, усвоения математической терминологии и символики, для эффективного формирования вычислительных умений и навыков).

В настоящее время в Российской Федерации существуют традиционная и развивающие системы обучения.

К традиционным относятся программы:

Ø «Начальная школа ХХI века»;

Ø «Перспективная начальная школа»;

Ø «Классическая начальная школа»;

Ø «Планета знаний»;

Ø «Начальная инновационная школа».

К развивающим системам относятся две программы:

Ø Программа Л. В. Занкова;

Ø Программа Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.

2.1. Программы и учебники по математике для традиционной начальной школы:

1) УМК «Школа России» (авт. программы по математике М. И. Моро и др.);

2) УМК «Перспектива» (авт. программы по математике Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова);

3) УМК «Школа 2000…» — «Школа 2100» (рук. Л. Г. Петерсон);

4) УМК «Перспективная начальная школа» (рук.Н. А. Чуракова);

5) УМК «Классическая начальная школа» (авт. Э. И. Александрова);

6) УМК «Начальная школа XXI века» (рук. Н. Ф. Виноградова);

7) УМК «Планета знаний» (рук.И. А. Петрова);

8) УМК «Гармония» (рук. Н. Б. Истомина);

9) УМК «Начальная инновационная школа» (авт. программы по математике Б. П. Гейдман и др.).

Источник: megaobuchalka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru