Сравнительная характеристика программ дошкольного образования

Сравнительный анализ «Основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100» /под редакцией Р.Н. Бунеева/ и «Образовательной программы дошкольного образования «Развитие» /под редакцией Булычёвой А. И./

Обе Программы переработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
В соответствии с требованиями к структуре образовательной программы программа «Развитие» обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических особенностей.
Программа направлена на развитие способностей у детей в процессе специфических дошкольных видов деятельности, в процессе коммуникации с взрослыми и детьми.

В отличие от Программы «Развитие» результатом воспитания ребенка по Программе «Детский сад 2100» должно стать осознание дошкольником самого себя, своих особенностей и возможностей, раскрытие своего индивидуального потенциала, умение сотрудничать с ровесниками и взрослыми, общаться с ними, привычка к ведению здорового образа жизни, к занятиям физкультурой, а также психологическая и функциональная готовность к школе. Особенностью ООП «Детский сад 2100» является то, что она разработана с учётом особенностей и закономерностей развития современных детей, которые значительно отличаются от своих сверстников прошлого века.

Сравнительный анализ образовательных программ дошкольного образования из опыта работы

Современные дети обладают новым типом сознания: системносмысловым (Н.А. Горлова), а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века. В их сознании доминирует смысловая сфера, которая определяет смысловую ориентацию на деятельность. Иными словами, если ребёнок не понимает смысла деятельности, которую ему предлагают, то он отказывается её выполнять.

Основное внимание авторы программы «Развитие» переносят с содержания обучения на его средства. Задача, стоявшая перед авторами программы, заключалась в том, чтобы в каждом возрасте специально создавать образовательные ситуации и использовать ситуации естественной жизни детей, которые в максимальной степени развивают их общие способности.

Теоретическими основаниями программы «Развитие» являются следующие положения. Первое — концепция самоценности дошкольного периода развития, разработанная А. В. Запорожцем. Второе — теория деятельности, разработанная А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым и др. Третье — концепция развития способностей, разработанная Л. А. Венгером и его сотрудниками.

Основной же целю программы «Детский сад 2100» является реализация принципа преемственности, обеспечение воспитания и развития дошкольников в тесной взаимосвязи с комплексной системой «Школа 2100», с ее постулатами и концепциями. Ключевая особенность программы – реальное решение проблемы непрерывности дошкольного и начального школьного образования.

Дошкольное образование должно создавать условия для максимально возможного раскрытия потенциала каждого ребенка в соответствии с его возрастом. Современный детский сад синхронизирует процессы воспитания и обучения, которые начинают взаимно дополнять друг друга, а не противостоять друг другу, а также обеспечивают богатое развитие детей. Ребенок верит в свои силы, учится быть успешным, видит свой потенциал, становится субъектом своей жизнедеятельности. Все это, несомненно, облегчает ребенку прощание с детским садом и поступление в школу, а также сохраняет и развивает в нем интерес к обучению в новых условиях.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования: изучаем, обсуждаем, размышляем

Программа «Развитие» имеет несколько линий развития:
* развитие интеллектуальных способностей детей, которое происходит в процессе усвоения действий замещения, построения и использования наглядных моделей, а также слова в планирующей функции.

* развитие творческих способностей ребенка. Они проявляются в самостоятельном опробовании нового материала, в совместном с взрослым и другими детьми процессе освоения новых способов действия, но самое главное — в формировании замыслов и их реализации. Во многих разделах программы имеются задачи, направленные на развитие у детей возможностей на все более высоком уровне создавать и реализовывать собственные замыслы.
* развитие коммуникативных способностей. Коммуникативные способности рассматриваются, как играющие ведущую роль в социальном развитии ребенка-дошкольника. Результатом развития коммуникативных способностей станет «социализация» как овладение способами поведения, позволяющими соответствовать коммуникативным нормам, быть принятым в обществе.

Специальные развивающие задачи по освоению различных средств программы «Развитие» предлагаются ребенку в контексте специфических дошкольных видов деятельности, в основном в игровой форме (в этом программы схожи, это их сближает). В игровой форме, в форме общения с взрослыми и сверстниками происходит и «проживание» ребенком определенных ситуаций, соединение его эмоционального и познавательного опыта. Наряду с этим развивается и собственно познавательная деятельность ребенка — от детского экспериментирования (Н. Н. Поддъяков) до перехода к решению познавательных задач и головоломок вне игровой формы.
Схожесть Программ также прослеживается в организации работы по всем образовательным областям:
1. Физическое развитие;
2. Игровая деятельность;
3. Социально-личностное развитие;
4. Познавательное развитие;
5. Речевое развитие;
6. Художественно-эстетическое развитие.
Что касается Планируемых результатов освоения программы «Детский сад 2100» и «Развитие» опираются на точку зрения А.Г. Асмолова: «…в дошкольном образовании оценивается не ребёнок, а условия, созданные для его развития, позволяющие ему быть разным, быть успешным и чувствовать себя человеком с комплексом полноценности» (в соответствии с ФГОС ДО — это психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые, информационно-методические и другие условия деятельности дошкольного учреждения).

Читайте также:
Как создать ярлык программы на столе

В программе «Детский сад 2100» для каждого целевого ориентира и каждого возраста авторы описали понятийную базу (в виде первичных представлений) и этапы формирования и присвоения умений, а также их реализацию в творческой деятельности. Эта таблица планируемых результатов создаёт основу для вариативных подходов к оценке уровня индивидуального развития ребёнка. Она не задаёт жёстких нормативов развития, а лишь описывает возможные его проявления, позволяя выстраивать индивидуальную образовательную траекторию для каждого ребёнка.

В программе «Развитии» в качестве основного критерия оценки психолого-педагогических условий деятельности дошкольного учреждения авторами предлагается оценивание способов профессиональной деятельности педагогов. С этой целью ими разработана специальная схема наблюдения за деятельностью педагога и его взаимодействия с детьми в любой из образовательных ситуаций и методика оценивая способов деятельности.
В обеих программах для оценки эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации разработана система педагогической и психологической диагностики детей. По результатам диагностики не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности учреждения.
В заключении, хочется отметить особенности анализируемых Программ.

Достоинство программы «Детский сад 2100». Дошкольники, которые воспитываются по этой программе, умеют четко отстаивать свою точку зрения, они независимы, общительны, раскрепощены и открыты миру. Программа базируется на ведении диалога с детьми, причем воспитатель не просто передает знания, а позволяет ребенку самому их открывать.

Процесс обучения сопровождается занятиями с красочными пособиями, состоящими из нескольких частей и включающими в себя внушительный объем знаний и занимательных заданий. И ещё – принцип минимакса. Знания даются в пределах возрастной нормы по максимуму, но к усвоению знаний предъявляются минимальные требования (согласно определенным Госстандартом пределам).

Обеспечиваются комфортные условия развития для каждого ребенка, каждый из дошколят обучается в индивидуальном темпе. Так исключается перегрузка, но результативность не уменьшается. Принцип минимакса позволяет определить нижний уровень содержания, которое должен усвоить каждый ребенок, а также предлагает его верхнюю границу.

Индивидуальность программы «Развитие» – это то, что в программе указаны особенности профессиональной деятельности и подготовки педагогов по программе «Развитие» (взаимодействие взрослых с детьми, кадровые условия реализации программы). Авторы данной программы всегда находились на позиции обязательной специальной подготовки педагогов для работы по программе «Развитие». Предложенная на рынок образовательных услуг в начале 90-х годов, когда образование повернулось на развивающее личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, реализация программы стала возможной только в условиях специальной подготовки педагогов. С этой целью создан и продолжает работать образовательный Центр подготовки педагогов для работы по программе «Развитие».

Думаю, я смогла раскрыть достоинства, индивидуальность, нюансы данных программ, что поможет вам без сомнения выбрать ту или иную программу и надеяться, что с её помощью вы успешно создадите условия для максимально возможного раскрытия потенциала каждого ребенка в соответствии с его возрастом.

Источник: ped-kopilka.ru

Сравнительный анализ комплексных образовательных программ детей дошкольного возраста

Публикация «Сравнительный анализ комплексных образовательных программ детей дошкольного возраста» размещена в разделах

  • Анализ работы, отчеты, из опыта работы
  • Анализ. Аналитический отчет, справка
  • Темочки

Аннотация: данная работа может быть использована педагогами дошкольного образования при выборе образовательной Программы в дошкольных организациях.

Ключевые слова: система образования, образовательные программы.

Educational consortium Central Russian University

Autonomous nonprofit organization

«Moscow humanitarian University, Moscow» Podolsk, Russia

Author’s help

Strakhova Nadezhda Andreyevna

Abstract: this work can be used by teachers of preschool education when choosing an educational Program in preschool organizations.

Key words: education system, educational programs.

Современная система дошкольного образования в России в настоящее время строится по принципу динамизма, а также с помощью различных вариантов организационных форм и с учетом индивидуальных потребностей общества и личности. В системе дошкольного образования рассматривается создание новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей дошкольного возраста. В свою очередь дошкольные учреждения предлагают различные педагогические услуги для развития дошкольников, учитывая их возраст и здоровье.

В настоящее время в дошкольном образовании существуют разные виды образовательных программ для работы с детьми дошкольного возраста, которые разработаны разными авторами и могут применяться в дошкольном учреждении. В любой программе учитывают возраст и способности детей.

Все образовательные программы определяют необходимый объем знаний и умений, которые необходимо сформировать у детей дошкольного возраста, для успешного обучения в начальной школе.

Все дошкольные учреждения при выборе образовательной программы, должны принимать во внимание наличие в программе условий, которые направлены: на охрану жизни и здоровья дошкольников, должны учитывать индивидуальные способности и особенности каждого ребенка.

Читайте также:
Как выбрать программу на беговой дорожке

Все образовательные программы, которые разработаны для дошкольных учреждений направлены на развитие: эмоционально-ценностное, социально — личностное, познавательное, эстетическое.

В настоящее время педагогам дошкольных учреждений предоставляется право выбора любой образовательной программы, которая бы соответствовала нормам ФГОС. Также необходимо учитывать индивидуальность каждого ребенка: способности, возраст, здоровье.

Для анализа мы возьмем несколько образовательных программ дошкольных учреждений, которыми наиболее часто пользуются в детских садах. Это такие, как «Радуга» (под ред. Т. Н. Дороновой, «Детство» (под ред. В. И. Логиновой, Т. Н. Бабаевой, «Развитие» (под ред. О. М. Дьяченко, «От рождения до школы» (под ред.

М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, «Гармония развития» (под ред. Д. И. Воробьева, «Истоки» (под ред. Л. Е. Курнешовой).

Проанализируем программу «Радуга».

Это общеобразовательная программа, которая предназначена для работы с детьми от 2 до 7 лет.

Важными преимуществами программы «Радуга» являются следующие:

1. она отражает обычаи российской культуры и учитывает психофизиологию детей дошкольного возраста.

2. эта программа применялась на практике и показала себя как: надежная, располагающая обширным многолетним опытом успешного достижения тех целей, которые определены федеральными государственными требованиями.

3. хорошо подходит для социализации ребенка дошкольного возраста. В ней рассматриваются такие идеи, как формирование комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении среди сверстников, а также полноценное развитие ребенка.

4. это развивающая программа нового поколения, которая реализует индивидуальный подход к каждому воспитаннику и обеспечивает системную подготовку ребенка к последующей ступени образования.

5. программа «Радуга», была разработана для детского сада общего развития.

Далее перейдем к анализу программы «Детство». Программа «Детство» была разработана в 1995 году. Целью данной образовательной программы является обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.

«Детство» — это образовательная программа, в основе которой лежит социализация каждого дошкольника. В программе «Детство» исключен ранний возраст, так как в 1995 году группы раннего возраста перестали пользоваться спросом у населения.

Знакомство с окружающим миром осуществляется ребенком через познание различных сфер быта и культуры. Обучение на таких занятиях направлено на систематизацию, углубление и обобщение личного опыта ребенка.

Содержание программы можно разделить на такие пункты: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».

Данная образовательная программа ориентирована на воспитание и развитие у ребенка положительного отношения к окружающему миру. Планирование занятий по этой программе рассчитано на творческую деятельность педагога. Педагог сам определяет количество и продолжительность занятий, учитывая возраст и способности детей.

Образовательная программа «Развитие» предусматривает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических особенностей.

Данная программа направлена на развитие способностей у детей в процессе специфических дошкольных видов деятельности, в процессе коммуникации со взрослыми и детьми.

Образовательная программа «От рождения до школы», является доработанным и обновленным вариантом российской «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой (М. : Просвещение, 1985).

Цель данной программы – это всестороннее развитие психических и физических качеств детей от рождения до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Проведем анализ образовательной программы «Гармония развития». Основная цель данной программы – это всестороннее, гармоническое развитие ребенка 2-7 лет; сохранение и укрепление физического и психического здоровья; равноценное развитие интеллектуальной, эмоциональной и нравственно-волевой сфер личности ребенка дошкольного возраста; создание необходимых условий для всемерного раскрытия творческого потенциала ребенка и педагога.

Построена на традиционной отечественной культуре и достижениях методической системы российского дошкольного образования; на принципе интеграции различных по содержанию видов творческой деятельности детей (игровой, познавательной, речевой, конструирования, природоведческой, математической и др.). При этом в качестве основной деятельности выступает изобразительная и разные виды искусства, что позволяет принципиально по-новому организовать художественно-творческую деятельность самого ребенка и весь педагогический процесс в целом.

Данная образовательная программа определяет ряд педагогических условий, которые помогают ребенку самостоятельно и с помощью взрослого освоить определенные материальные и духовные ценности, а также познать окружающий мир и себя в нем; развивает умение строить взаимоотношения с живым и неживым миром.

В образовательной программе «Истоки» лежит деятельностный подход в сфере образования детей раннего и дошкольного возрастов (от рождения до 7 лет). Данная образовательная программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон.

Все образовательные программы задают основополагающие принципы, в том числе цели и задачи воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Все программы составлены так, чтобы было можно творчески использовать различные педагогические технологии. Именно такой подход позволяет педагогу грамотно организовывать образовательный процесс.

Из проведенного анализа по программам дошкольного образования, можно сделать следующий вывод: все образовательные программы не противоречат федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, все можно применять в дошкольных учреждениях, учитывая возраст дошкольников. Любая, из выбранных дошкольным учреждением образовательная программа, направлена на всестороннее развитие дошкольника.

Читайте также:
Интеллект стайл программа для гостиниц инструкция по применению

Все образовательные программы, кроме программы «Детство», можно применять для работы в группах начиная с раннего возраста и до школы. Так как в настоящее время в дошкольных учреждениях вновь стали пользоваться спросом группы раннего возраста, то программа «Детство» там может применяться только, начиная с младшей группы.

Также в детские сады общего вида стали поступать дети с проблемами по здоровью, это тоже надо учитывать педагогам при составлении и проведении занятий.

1. Ерофеева Т. И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. М. : Академия, 2000. 344 с.

2. Михайлова З. А. Готовимся к аттестации! Методическое пособие для педагогов ДОУ. Детство-Пресс, 2005 г. 288 с.

3. Чепцова Н. А. Анализ современных образовательных программ дошкольного воспитания — «Развитие», «Детство», «Шаг за шагом» Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2101

Публикации по теме:

Анализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС до

Анализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС до Тема моей презентации: «Анализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС ДО»Необходимо помнить, что воспитательно.

Анализ образовательных дошкольных программ В настоящее время существует множество образовательных и вариативных программ дошкольного образования. Перед образованием часто встает вопрос,.

Обзор образовательных программ дошкольного образования 3 слайд – О вариативности в дошкольном образовании. Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается.

Разработка цикла музыкальных комплексных занятий для детей старшего дошкольного возраста «П. И. Чайковкий и его музыка» Ноктюрн Дети входят в зал под пение соловья (фонограмма, слушают его. М. р; Приходилось ли вам наблюдать как наступает вечер? Усталое солнышко.

Реферат «Сравнительный анализ произведений и педагогических идей К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого» Одним из условий реформирования современного образования являются инновационные процессы в педагогике. Теоретико-методологической базой.

Анализ работы по освоению образовательных программ Качественный анализ. Очевиден положительный результат проделанной работы. Результаты мониторинга образовательного процесса показали, что.

Сравнительный анализ двух образовательных программ ДО Название примерной общеобразо вательной программы «Развитие +» «Радуга» Целевые установки или Концептуальные основы программы Основные.

Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр Педагог должен строить педагогический процесс на основе диагностики и индивидуального подхода к развитию ребенка. В начале и конце учебного.

Сравнительный анализ результатов исследования развития речи детей раннего возраста После проведенной системной работы по развитию речи детей раннего возраста в МБДОУ № г. Петушки был проведен контрольный эксперимент – вторичная.

Источник: www.maam.ru

Виды рабочих программ по ФОП ДО

Сравнительный анализ рабочих программ образования и воспитания по ФОП ДО и ФГОС

Федеральная образовательная программа позволяет реализовать такую функцию дошкольного уровня образования, как обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста, как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами.

Виды рабочих программ по ФОП ДО

При этом процессы обучения и воспитания условно разделены. Отдельным пунктом программы образования выделена Федеральная программа воспитания. Следовательно, возникает необходимость разработки двух документов, отражающих весть процесс образования дошкольников: рабочая программа воспитания и рабочая программа образования (образовательной деятельности). Давайте разбираться, в чём особенности каждой из них.

Целевой раздел

В целевом разделе обеих программ прописаны цели и задачи: в программе образования это — цели и задачи реализации рабочей программы образования, описание принципов построения программы, а в программе воспитания — цели и задачи воспитания, а также направления воспитательной работы.

Итог работы определён в обеих рабочих программах. В программе воспитания представлены целевые ориентиры воспитания детей в раннем возрасте и на этапе завершения освоения программы, в программе образования (обучения) — планируемые результаты освоения программы по возрастам.

Содержательный раздел

В содержательном разделе рабочей программы образования прописаны:

Содержательный раздел программы воспитания содержит:

  • описание уклада и традиций группы;
  • особенности РППС и воспитывающей среды группы;
  • интеграцию воспитательных задач в образовательные области.

Организационный раздел

Организационный раздел рабочей программы образования содержит сведения о психолого-педагогических условиях реализации рабочей программы, режиме дня, планирование образовательной деятельности (сетка занятий), особенности организации развивающей предметно-пространственной среды группы.

В разделе представлены примерное распределение тем в течение года в разных группах с учётом Федеральной программы воспитания, материально-техническое обеспечение образовательного процесса и перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности с детьми.

Программа воспитания в организационном разделе содержит описание форм организации сотрудничества воспитателей и родителей, совместной деятельности воспитателей и детей в образовательных ситуациях. Проектирование воспитательной работы с детьми представляет собой перспективный план воспитания по направлениям, прописанным в ФОП.

Проанализировав ФОП ДО можно сделать вывод о том, что выделены два основных направления работы: обучение (образовательная деятельность) и воспитание дошкольников. Рабочая программа образования детей содержит ответы на вопросы: чему и как обучаем (формируем навыки и умения), а программа воспитания — что и как воспитываем.

Может быть интересным

No related posts found.

Источник: planfopdo.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru