информационно-справочные системы предназначены для хранения и представления пользователю информации (данных, фактографических записей, текстов, документов и т.п.) в соответствии с некоторыми формально задаваемыми характеристиками. Для и ИСС характерны два основных этапа функционирования: сбор и хранение информации; поиск и выдача информации пользователю. Движение информации в таких системах осуществляется по замкнутому контуру от источника к потребителю информации. При этом ИСС выступает лишь как средство ускорения поиска необходимых данных.
Информационно-управляющие системы (иус).
- языка описания данных. Его часто называют языком определения данных. Описание данных средствами ЯОД называют схемой б.д. оно включает в себя описание логической структуры данных и налагаемых на нее ограничений целостности в рамках тех правил, которые регламентированы моделью данных используемой СУБД, которая обеспечивает возможности задания ограничения доступа к данным или полномочий пользователей.
- языка манипуляции данных. Позволяет запрашивать предусмотренные в и.с. операции над данными и б.д., т.е. содержит набор операторов манипулирования данными, позволяющих заносить данные, удалять, модифицировать или выбирать их. Аналогично ЯОД, ЯМД не обязательно выступает в качестве синтаксически самостоятельной СУБД.
- автономные языки программирования. Языки, которые не только реализуют функции определения и манипулирования данными, но и обладают управляющими структурами и другими средствами, свойственными традиционным языкам программирования. Благодаря этому они могут использоваться как функционально полное средство для создания прикладных программ м для формулировки запросов пользователей к б.д.
- языка конечного пользователя. Автономные непроцедурные ЯВУ, позволяющие осуществлять выборку данных, формировать отчеты, разрабатывать приложения и запрашивать выполнение уже разработанных. В некоторых языках такого типа обеспечиваются также возможности обновления б.д. и реализация достаточно сложной их обработки.
Источник: studfile.net
Корпоративные информационные системы
Информационно-справочные системы (АИСС).
Информационно-справочные системы – это автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС), предназначенные для сбора, хранения, поиска и выдачи в требуемом виде потребителям информации справочного характера.
Такие электронные справочники с базой данных (БД), построенные на компьютере с помощью СУБД, позволяющие сократить время, затрачиваемое на поиск нужной информации. Это локальные полнотекстовые БД по различным областям знаний (Гарант, Консультант + и др.)
АИСС используются для накопления и постоянного корректирования больших массивов информации о лицах, фактах и предметах, представляющих интерес. Эти системы работают преимущественно по принципу «запрос — ответ», поэтому обработка информации в них связана в основном не с преобразованием первичных данных, а с их поиском.
Система информационно-справочной документации
Можно привести следующие примеры информационно-справочных систем: городская справка, диспетчерская служба организации, отделы поиска данных в хранилищах и другие.
Отдельно стоят в ряду АИСС справочно-правовые системы СПС (информационно-правовые системы) — как класс компьютерных баз данных, направленных на информационное сопровождение правовой работы граждан и предприятий: содержат нормативные правовые акты, судебную практику, постатейные комментарии, профессиональные юридические журналы и прочую профессиональную юридическую литературу и обеспечивают некоторый уровень связности этих элементов через механизмы перекрёстных ссылок, истории версий и поиска.
Основные СПС на сегодня: «КонсультантПлюс»; «Кодекс»; «Гарант».
Такие СПС позволяют совершать онлайн поиск через соответствующий сайт в Интернете, так существуют как отдельным приложением для компьютера (или серверное решение для предприятий).
Гарант — справочно-правовая система по законодательству Российской Федерации, разрабатываемая ООО НПП «Гарант-Сервис-Университет», первая массовая коммерческая справочно-правовая система в России (выпускается с 1990 года). Распространяется через дилерскую сеть из более чем 250 компаний в России и СНГ. http://ivo.garant.ru
СПС «Консультант Плюс» — системы поддержки принятия решений – это мощнейший инструмент, позволяющий верно применять действующее законодательство и правильно ориентироваться в практических ситуациях. Единая гипертекстовая среда объединяет эти системы и системы по законодательству.
1. Поиско́вые систе́мы в Интернете
Поиско́вая систе́ма (англ. search engine) — это компьютерная система, предназначенная для поиска информации [ источник не указан 454 дня ] . Одно из наиболее известных применений поисковых систем — веб-сервисы для поиска текстовой или графической информации во Всемирной паутине. Существуют также системы, способные искать файлы на FTP-серверах, товары в интернет-магазинах, информацию в группах новостей Usenet.
Для поиска информации с помощью поисковой системы пользователь формулирует поисковый запрос [1] . Работа поисковой системы заключается в том, чтобы по запросу пользователя найти документы, содержащие либо указанные ключевые слова, либо слова, как-либо связанные с ключевыми словами [2] . При этом поисковая система генерирует страницу результатов поиска. Такая поисковая выдача может содержать различные типы результатов, например: веб-страницы, изображения, аудиофайлы. Некоторые поисковые системы также извлекают информацию из подходящих баз данных и каталогов ресурсов в Интернете.
Поисковая система тем лучше, чем больше документов, релевантных запросу пользователя, она будет возвращать. Результаты поиска могут становиться менее релевантными из-за особенностей алгоритмов (см. «Пузырь фильтров» [ ⇨ ] ) или вследствие человеческого фактора [ ⇨ ] . По состоянию на 2015 год самой популярной поисковой системой в мире является Google, однако есть страны, где пользователи отдали предпочтение другим поисковикам. Так, например, в России «Яндекс» обгоняет Google больше, чем на 10 % [ ⇨ ] .
По методам поиска и обслуживания разделяют четыре типа поисковых систем: системы, использующие поисковых роботов, системы, управляемые человеком, гибридные системы и мета-системы [ ⇨ ] . В архитектуру поисковой системы обычно входят:
· поисковый робот, собирающий информацию с сайтов сети Интернет или из других документов,
· индексатор, обеспечивающий быстрый поиск по накопленной информации, и
· поисковик — графический интерфейс для работы пользователя [ ⇨ ] .
Google (МФА [ɡuːɡl] [3] [4] , MWCD /ˈgü-gəl/ [5] ) — крупнейшая в мире поисковая система интернета, принадлежащая корпорации Google Inc.
Основана в 1998 году Ларри Пейджем и Сергеем Брином.
Первая по популярности система (77,05 % [6] ), обрабатывает 41 млрд 345 млн запросов в месяц (доля рынка 62,4 % [7] [8] [9] ), индексирует более 25 миллиардов веб-страниц [10] (на закрытой конференции в начале мая 2014 [11] представитель Google упомянул, что на данный момент проиндексировано 60 триллионов документов, и как можно заметить в результате тестов, счётчик в поиске Google ограничен числом 25 270 000 000, также на это число при выдаче влияют фильтры, встроенные в алгоритм ранжирования выдачи).
Поддерживает поиск в документах форматов PDF, RTF, PostScript, Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint и других.
«Я̀ндекс» — поисковый движок, принадлежащий российской корпорации «Яндекс», основной продукт компании.
Доля «Яндекс.Поиска» составляет 50,9 % на рынке Рунета (октябрь 2018 года) [1] и 7 % на рынке Турции (по данным на октябрь 2015 года)
Проблеммы поисковых систем:
— Проблемы с авторскими правами;
— Проблемы с неприкосновенностью личной жизни (Выдача частных данных пользователей и организаций)
Интеллектуальные поисковые системы:
— «Алиса» — виртуальный голосовой помощник,
— «Siri» — виртуальный ассистент от Apple.
— Cortana от Microsoft
— «Алиса» — виртуальный голосовой помощник, созданный компанией «Яндекс». Распознает естественную речь, имитирует живой диалог, даёт ответы на вопросы пользователя и, благодаря запрограммированным навыкам, решает прикладные задачи. «Алиса» работает на смартфонах, в автомобилях и в Яндекс.Станции. По данным «Яндекса», ежедневная аудитория голосового помощника «Алисы» составляет 8 млн пользователей, а месячная аудитория «Алисы» по состоянию на декабрь 2019 года составила 45 млн человек
— «Siri» — виртуальный ассистент от Apple. (ˈsɪəri, рус. Сири, бэкр. англ. Speech Interpretation and Recognition Interface) — облачный персональный помощник и вопросно-ответная система, программный клиент которой входит в состав iOS, iPadOS, watchOS, macOS, и tvOS компании Apple. Данное приложение использует обработку естественной речи, чтобы отвечать на вопросы и давать рекомендации. Siri приспосабливается к каждому пользователю индивидуально, изучая его предпочтения в течение долгого времени.
— Google Assistant, Google Assistant (Google Ассистент) — облачный сервис персонального ассистента, разработанный компанией Google и представленный на презентации Google I/O 18 мая 2016 года. Он считается продолжением более раннего Google Now, но в нем появилась возможность участия в двухсторонних [ уточнить ] переговорах. Помощник может использоваться в смартфонах, также он включен в Google Allo — приложение для мгновенного обмена сообщениями, Google Home — умный голосовой Wi-Fi динамик для управления вашим домом, Android Wear — умные часы от Google.
— Amazon Alexa; Amazon Alexa, или Alexa [1] — виртуальный ассистент, разработанный компанией Amazon и впервые появившийся в умных колонках Amazon Echo и Amazon Echo Dot. Ассистент поддерживает голосовое общение, воспроизведение музыки, подкастов и аудиокниг, составление списков дел, настройку будильников, предоставление актуальной информации о погоде, трафике, спорте, новостях и т. п., управление устройствами в умном доме [2] . Пользователи могут расширять возможности Alexa, устанавливая «навыки», разработанные сторонними поставщиками.
Большинство устройств с Alexa начинают диалог с помощью активационной фразы (например, Alexa); другие, как, например, смартфон — требуют нажатия кнопки включения. Alexa доступна на английском, немецком, французском, итальянском, испанском [3] и японском языках. В Канаде Alexa доступна на английском и французском языках (с квебекским акцентом) [4] [5] .
На сентябрь 2017 года в Amazon в командах, работающих над Alexa и сопутствующими продуктами, насчитывалось более 5000 сотрудников [6] . В январе 2019 года команда Amazon отчиталась о продаже более 100 миллионов устройств с поддержкой Alexa [7] .
— Cortana от Microsoft. Корта́на — виртуальная голосовая помощница с элементами искусственного интеллекта от Microsoft для Windows Phone 8.1 [1] , Microsoft Band [2] [3] , Windows 10, Android, Xbox One и iOS.
Впервые была продемонстрирована во время конференции Build в Сан-Франциско 2 апреля 2014 года [4] [5] . Кортана была названа в честь героини серии компьютерных игр Halo — голос помощницы в версии для американского рынка принадлежит Джен Тейлор, которая также озвучивала Кортану в оригинальной игре [6] .
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Современные информационно-справочные системы: принцип работы, виды и характеристики
Благодаря техническим, человеческим, финансовым и многим другим ресурсам собираются полезные сведения, которые хранятся в информационно-справочных системах. ИСС выступает в роли современного инструмента для осуществления обработки и предоставления человечеству актуальной информации, по поводу различных сфер деятельности. Задав определенную область, любой житель получит необходимые сведения за короткий промежуток времени, это основная задача ресурса. Найти получится довольно большой спектр документов, данных и структурированных баз. Не будет лишним познакомиться со всеми характеристиками, задачами и свойствами информационно-справочной системы.
Основная классификация
От вида обработки информации будет зависеть группа, в которую входит система, их существует две. Первый вариант связан со сложными схемами, эти ресурсы самостоятельно обрабатывают данные и зачастую состоят из автоматизированных программ. Второй тип информационно-справочных систем обходится без сложных схем, каждая из них способна работать по специальному запросу, поиск происходит на высокой скорости, а данные поступают в удобном для человека формате.
Характеристики ресурса
К основным задачам системы можно отнести следующее:
- Сбор информации.
- Обработка.
- Хранение.
- Предоставление данных.
Пользователь может отправить запрос на ассоциативный поиск информации и получить все необходимые данные в желаемом формате. Архивная отрасль информационно-справочной системы позволяет накапливать данные и сохранять их долгое время. Появляется возможность обмениваться сведениями с источниками извне. Вот несколько примеров таких ресурсов: городская справка, диспетчерские услуги и отделы для поиска данных.
Виды систем
Структура делится на два типа:
- Фактографическую.
- Документальную.
Первый вариант использует схемы для сбора совокупности фактов и их выдачи населению, это могут быть названия процессов, предметов, значение величины или нечто подобное. Документальный тип связан с более строгим форматом хранения, это могут быть акты, положения или сертификаты, которые необходимо предоставлять пользователю без сложной обработки. Некоторые информационно-справочные системы оборудуют смысловым анализом данных, они могут выбрать определенный абзац или факт из нескольких страниц документа.
Подробное описание
Автоматизация способна в значительной степени повлиять на скорость обработки сведений, программы поиска пользуются огромной популярностью и повсеместно внедряются новые виды ресурсов. Хранение и обновление информации с развитием вычислительных машин очень облегчилось, но основные элементы остались неизменными:
- Техническая составляющая процесса.
- Хранилище сведений.
- Математические элементы.
В комплект оборудования входят различные накопительные носители, такие как диски, флешки, магнитные ленты. Выносное оборудование стало очень удобным для людей, телетайпы приняли участие в развитии информационно-справочной системы. Но соединение происходит через ЭВМ, телефонные или телеграфные каналы. Большой популярностью у пользователей стали пользоваться специальные пульты со встроенной клавиатурой, с их помощью можно вывести на экран нужные данные.
Математическое оснащение
Набор программ для информационно-справочных систем достаточно обширный, с его помощью можно выполнять различные алгоритмы действий. Облегчилось управление и преобразование данных внутри ресурса. Без «формальных языков» этот вид не смог бы существовать, сюда относятся:
- Внешний мир.
- Программы.
- Подпрограммы.
- Программирование.
На продуктивность могут повлиять некоторые факторы, к ним стоит отнести правильное структурирование процессов, оптимальное распределение режимов работы и четкость команд, принятых от пользователя. Новые разработки программного обеспечения также играют немаловажную роль в производительности любой информационно-справочной системы. Современные ресурсы способны распознавать наиболее важные задачи и выполнять их в первую очередь, режимы иногда совмещаются, а сведения доходят за определенное время. Нестандартные запросы не страшны, программа самостоятельно подбирает максимально приближенную информацию и преподносит ее человеку.
Источник: blah.ru