Исторически в построении учебных программ сложилось два способа их построения: концентрический и линейный.
Концентрический способ построения учебных программ позволяет один и тот же материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей. Концентрическое расположение материала в программе предусматривает не простое повторение, а изучение одних и тех же вопросов на расширенной основе с более глубоким проникновением в сущность рассматриваемых явлений и процессов. Недостатком концентрического способа является замедление темпов школьного обучения вследствие неоднократного возвращения к одному и тому же материалу. Это особенно ярко проявляется в процессе изучения языка, математики, истории и других предметов, которые изучаются в начальной школе и затем в старших классах [24, 252].
Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что учебный материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением как бы по одной восходящей линии. При чем новое знание излагается на основе уже известного и в тесной связи с ним, как правило, только один раз. Достоинство линейного способа расположения содержания учебной программы заключается в экономии во времени, поскольку исключается дублирование материала. Недостатком этого способа является то, что в силу возрастных и психологических особенностей учащихся, особенно на младшей ступени обучения, школьники не в состоянии постигать сущность изучаемых явлений, сложных по своей природе [33, 241].
Современные подходы к проектированию учебных программ предметов
Негативных сторон линейного и концентрического способа построения учебных программ в значительной степени удается избежать при составлении учебных программ, прибегая к спиральному расположению в них учебного материала, благодаря которому удается сочетать последовательность и цикличность его изучения. Характерной особенностью этого способа является то, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.
Кроме названных способов в построения учебных программ выделяют смешанный способ, являющейся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур. Смешанная структура позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами [24, 252].
Источник: bstudy.net
Способы построения учебных программ
На основе учебного плана и государственного образовательного стандарта преподаватель составляет учебную программу и тематический план изучения дисциплины.
Учебная программа обычно содержит:
1. наименование учебной дисциплины, категорию студентов, для которой она предназначена, информацию о том, кем и когда подготовлена;
2. пояснительную записку, в которой описываются значимость дисциплины в рамках образовательной программы, предмета, требования к знаниям и умениям студентов, формы и методы контроля и оценки знаний;
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ САМООБУЧЕНИЯ?
3. краткое описание содержания изучаемых тем;
4. список литературы, на которую опирается преподаватель при раскрытии содержания курса.
Учебная программа является, с одной стороны, официальным документом, хранящимся на кафедре и свидетельствующим о том, насколько в преподаваемой дисциплине отражаются требования государственного образовательного стандарта, а с другой стороны, рабочим документом, на основе которого преподаватель строит процесс обучения.
Тематический план является документом, который описывает распределение тем учебной программы по видам занятий, необходимое методическое обеспечение, формы контроля и аттестации знаний и умений студентов.
При разработке учебных планов и программ преподавания психологии возникает сложная проблема в отборе содержания, которое будет изучаться на разных ступенях обучения.
Существует три способа построения учебных программ: линейный, концентрический, спиралевидный (Педагогика, 2002, с. 252-253).
Источник: pedlib.ru
Структура, способы и принципы построения учебной программы
Программа – это краткое изложение содержания учебного предмета (48, с. 1063).
Учебная программа – это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса (32, с. 210).
Существуют типовые, авторские программы.
Типовые программы очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков и умений, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения, специфических для конкретного предмета обучения. Типовые программы служат основанием для составления рабочих и индивидуальных учебных программ.
Типовая учебная программа в структурном отношении состоит из трех основных компонентов:
· объяснительная записка, или введение, в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин общеобразовательной школы;
· методические указания о путях реализации программы, касающиеся методов, организационных форм, средств обучения, а также оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых детьми в процессе изучения данного материала.
Особое внимание в программах последнего десятилетия уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов. Это позволяет педагогу проявить творческий подход к разработке рабочей учебной программы, к реализации межпредметных связей в реальной педагогической действительности (32, с. 211).
Теория и практика разработки учебных программ знает следующие способы их построения: линейный, концентрический и спиральный. В последнее время все более интенсивно обосновывается так называемый спиральный способ построения учебных программ.
Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что отдельные части учебного материала выстраиваются как бы по одной линии и образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой взаимообусловленных звеньев – ступеней учебной работы, как правило только один раз. Причем новое выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним. Такое построение учебных программ несет в себе как положительные, так и отрицательные явления в обучении.
Достоинством линейного способа расположения содержания учебной программы заключается в его экономичности во времени, поскольку исключается дублирование материала.
Недостатком линейного способа является то, что в силу возрастных и психологических особенностей детей, особенно дошкольного возраста, они не в состоянии постигать сущность изучаемых явлений, сложных по своей природе. Например, достудентам сложно понять сущность классических произведений живописи.
Концентрический способ построения учебных программ допускает один и тот же материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей.
Концентрическое расположение материала в программе предусматривает не простое повторение, а изучение тех же вопросов на расширенной основе с более глубоким проникновением в сущность рассматриваемых явлений и процессов. И хотя концентризм замедляет обучение, требует больших затрат учебного времени на изучение учебного материала, порой порождает у детей иллюзии знания тех вопросов, с которыми они повторно сталкиваются, что, возможно, снижает уровень их активности в обучении, концентризм в дошкольном образовании неизбежен. Это особенно ярко проявляется в процессе обучения изобразительной деятельности дошкольников (32, с. 212).
Негативные стороны линейного и концентрического способа построения учебных программ в значительной степени удается избежать при составлении учебных программ, прибегая к спиралеобразному расположению в них учебного материала, благодаря которому удается сочетать последовательность и цикличность его изучения.
Характерной особенностью этого способа является то, что студенты, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют круг связанных с ней знаний. В отличие от концентрической структуры, при которой к исходной проблеме возвращаются порой даже спустя несколько лет, в спиральной структуре нет перерывов такого типа.
Кроме того, в отличие от линейной структуры обучение, обладающее спиральной структурой не ограничивается одноразовым представлением отдельных тем (31, с. 99).
Построение содержания обучения на инвариантной основе дает возможность избежать перегрузки учебных программ. При этом их информационная емкость не только не снижается, а, наоборот, повышается, так как усвоение инвариантных знаний позволяет обучаемым самостоятельно их получать, причем не только те знания, которые известны в настоящее время, но и новые.
Анализ знаний, накопленных в разных предметных областях, показывает, что их накопление идет, как правило, путем увеличения все новых и новых частных явлений, новых частных зависимостей, основа же остается той же самой. В силу этого при построении содержания важно выделитьинварианты.
Реализация инвариантных принципов построения учебных программ повышает эффективность обучения по нескольким направлениям:
1) сокращается объем учебного предмета (иногда в несколько раз);
2) такое построение содержания обучения позволяет получить обучаемым более глубокие знания;
3) сокращение объема учебных предметов, как правило, позволяет сократить время их изучения обычно на 25-30% и тем самым разгрузить детей;
4) новый тип построения учебных программ повышаетразвивающий эффект обучения. Вместо обучения частным умениям педагог получает возможность формировать способности дошкольников.
Разработка обучающей программы. Обучение любому предмету можно разделить на конечное число циклов обучения. Под циклом мы понимаем деятельность педагога и ребенка, которая приводит обучаемого к усвоению единицы содержания и соответствующих умений, в которых они должны функционировать.
Для того чтобы все учащиеся усвоили намеченные знания и умения, педагогу необходимо выполнить ряд требований, вытекающих как из закономерностей процесса усвоения, так и из общей теории управления. Дело в том, что обучение — это частный случай управления, и поэтому успешность его протекания зависит от того, насколько полно выполняются требования к эффективному управлению. Остановимся на основных из них.
Проверка исходного состояния познавательной деятельности. Усвоение любых новых знаний и умений предполагает определенный уровень развития познавательной деятельности обучаемых: наличие тех или иных знаний и умений, на которых строятся новые.
Эта работа должна идти в двух направлениях:
1) проверяется наличие тех специфических знаний, которые предшествуют новым, являются для них предварительными;
Важно также проверить наличие необходимых компонентов умения учиться: умение включаться в работу, составлять план работы и т.д.
Если необходимые предварительные умения отсутствуют, то их следует сформировать.
Обеспечение прохождения этапов процесса усвоения. Процесс усвоения, как известно, проходит шесть этапов: мотивационный, этап составления схемы ориентировочной основы деятельности; этап формирования деятельности в материальной форме; этап внешнеречевой деятельности; этап выполнения деятельности во внешней речи про себя и этап выполнения деятельности в форме внутренней речи.
Проектируя мотивационный этап, педагог должен помнить, что характер учебных мотивов существенно влияет на эффективность учебного процесса: она значительно повышается выше при наличии внутренних мотивов, в качестве которых выступают получаемые знания, усваиваемые виды познавательной деятельности. Разрабатывая проблемные ситуации для данного этапа, педагог должен заинтересовать студентов намеченными знаниями и умениями.
Источник: megaobuchalka.ru