Титова, Е. И. Методы изложения материала для его обобщения и систематизации / Е. И. Титова, А. В. Чапрасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1196-1198. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17683/ (дата обращения: 13.07.2023).
В последнее время в учебных заведениях замечена тенденция увеличения изучаемого материала, а времени все так же отводится мало. Все это связано с активным познанием человека в насыщенном информационном мире и постоянной нехваткой времени. Перед педагогами стоит задача систематизировать все изучаемые знания, отсюда можно выделить следующие приемы систематизирующей деятельности:
1. Составление таблиц, с помощью которых прослеживаются знания о причинно-следственных связях в определенном разделе учебного предмета.
2. Построение классификационных схем, посредством которых отражаются отношения подчинения между видовыми и родовыми понятиями и соподчинения между видовыми понятиями, имеющими ближайший род.
3. Использование метода графов, который позволяет в наглядной и сжатой форме выразить логико-генетическую связь между понятиями и последовательность их формирования у учащихся.
Суперпамять: Я узнал как запомнить всё что угодно.
4. Построение таблиц, в которых в определенной системе представлены свойства тел и основные, наиболее важные применения их в технике.
В качестве используемых методов, применимых в методике преподавания, использование графов, как один из примеров применения структурно-логических схем (СЛС). Также, рассматриваются такие приемы, как: составление схемы-конспекта в процессе изучения нового материала с дальнейшим воспроизведением его учащимися по памяти. Методически грамотным является применение для обобщения и систематизации знаний опорных сигналов (ОС), которые также встречаются под названиями опорный конспект, опорный плакат, схема-конспект, обобщающий конспект, компакт и являются по своей сути дидактическими моделями знаний.
Опорный сигнал — это образный план излагаемого материала, система взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и других зрительных опор.
Разработка ОС требует учета психолого-педагогических закономерностей процесса усвоения знаний. Так, немаловажную роль играет сочетание слухового восприятия объяснения учителя со зрительным восприятием различных средств наглядности. Необходимо учитывать, что пропускная способность различных анализаторов далеко не равнозначна. Пропускная способность системы «ухо — мозг» составляет 50000 бит/сек, тогда как системы «глаз — мозг»- 5000000 бит/сек, то есть в 100 раз больше. Поэтому зрительный анализатор является значительным резервом для усвоения информации в процессе обучения.
С точки зрения психологии опорные сигналы являются средством наглядности, и их следует рассматривать как своеобразные раздражители,
которые, благодаря умелому использованию света, цвета, контрастного изображения, конкретного расположения материала, способствуют привлечению внимания учащихся, его активизации, порождают непроизвольное внимание, превращая его в произвольное.
Используй учебный потенциал по максимуму с помощью этих простых методов- Marty Lobdell
С учетом этого выделено несколько основных этапов составления ОС:
1. Анализ учебной программы по данной теме, отбор основного содержания и структурирование на разделы, то есть выделение блоков информации.
2. Вычленение опорных понятий в каждом блоке и изображение их в сжатой образной форме в виде знаков (общепринятых или специально придуманных).
3. Компоновка закодированных понятий в блоки различной геометрической формы и размеров с четко обведенными контурами.
5. Решение цветовой гаммы опорных сигналов.
Целесообразно привлечение учащихся к конструированию опорных сигналов: такой прием способствует выработке у учащихся способности логически мыслить, обобщать, приводить знания в систему.
Опыт разработки и использования схем в процессе обучения позволяет выделить два их вида: схемы-программы и схемы учебного содержания. Схемы-программы объединяют в систему программные вопросы конкретной темы или раздела теоретического курса. Целесообразность схем-программ связана с тем, что:
1) наглядное предъявление программных вопросов в процессе обучения приводит к лучшему усвоению учебного материала по сравнению с
2) текстовым видом этих вопросов;
3) уяснение места и взаимосвязей определенного учебного вопроса в содержании программы положительно влияет на качество знаний учащихся.
Схемы-программы предназначены для постоянного использования их как в школе, так и дома. Составление схем-программ начинается с анализа вопросов программы по данной теме и внутрипредметных связей, после чего программные вопросы в соответствии с логической взаимосвязью между ними изображаются в схеме.
А. Н. Звягин дает довольно обширную совокупность приемов, содействующих систематизации знаний по предметам естественнонаучного цикла:
1) определение места изучаемой темы в структуре раздела;
2) планирование изучаемого материала;
3) вторичное уточнение структуры материала после его объяснения;
4) «перекидывание мостика» между изложенным и последующим материалом;
5) установление преемственной связи между новым и старым материалом;
6) сопоставление, установление сходства и различия одного материала с другим;
7) воспроизведение в целом с помощью итоговых схем раздела программы;
8) составление таблиц о том, что познано;
9) использование классификационных схем, разнообразных матриц, графов, которые сводят воедино и отображают все зависимости, вскрытые при изучении данной темы;
10) формирование самостоятельных выводов;
11) проведение регулярных обобщений знаний;
12) показ места общего правила или закона в общей системе знаний;
13) воспроизведение изученного материала в другой системе;
14) раскрытие центральной идеи курса;
15) привлечение теоретического материала для решения той или иной практической задачи;
16) повторение по узловым вопросам с использованием опорных знаний;
17) самостоятельное использование системы опытов и наблюдений, проходящих через ряд тем и отражающих становление понятий в сознании учащихся;
18) использование постепенно усложняющихся схематических рисунков для формирования цельного знания о чем-либо;
19) подведение частного случая под то или иное общее положение;
20) отбор учебного материала в учебнике, продумывание текста и его смысла в соответствии с поставленной задачей;
21) работа с оглавлением учебника как с объектом и средством изучения его материала;
22) планирование хода изучения отдельных статей, озаглавливание их частей;
23) выделение главных мыслей из частей текста, определение общей идеи текста в целом;
24) различные виды конспектирования изучаемого материала;
25) установление межпредметных связей и т. д»..
1. Буркина В. А., Титова Е. И. Механизмы систематизации математических знаний// Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 884–886.
2. Ермолаева Е. И. Систематизация математических знаний у студентов строительных специальностей в рамках модульного обучения// Наука и школа. 2008. № 1. С. 33–37.
3. Ермолаева Е. И. Методика обобщения и систематизации знаний в преподавании математики//Materialy VIII mezinarodni vedecko-prakt. Konferencji «Efektivni nastroji modernich ved-2012». Pedagogika.: Praha, 2012. C. 79–81.
Источник: moluch.ru
Структуры изложения содержания учебного материала
При линейной структуре отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время обучения, как правило, только один раз (пригодна для изложения языков, истории, литературы, музыки и т.п.).
Характерной особенностью спиральной структуры изложения является то, что слушатели (учащиеся), не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В спиральной структуре нет перерывов, характерных для концентрической структуры, нет в ней и одноразовости в изучении материала, который отличает линейную структуру (пригодна для изложения общественных, педагогических, психологических наук).
Смешанная структура, является комбинацией трех вышеназванных структур. Она позволяет маневрировать при организации изучения содержания учебного материала, излагать отдельные его части различными способами.
Первый заместитель генерального директора
по авиационной безопасности
_______________ В.В. Волков
«___» ____________ 2012 года
План
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Папа Карп
Четыре базовых формата изложения учебного материала
С точки зрения практики, все наши рассказы детям и подросткам на темы школьных предметов удобно разделить на четыре группы. Я не претендую на то, что это деление – полное и единственно верное. Просто лично мне так удобнее ориентироваться, когда что-то излагаю – по математике, по физике, по русскому языку…
Разумеется, в процесс обучения входят не только рассказы учителя (или родителя), но и самостоятельные тренировки учеников, совместная работа учителя и ученика, контрольные проверки… Но здесь я хочу сказать лишь о способах изложения информации преподавателем.
На мой взгляд, занимаясь обучением ребенка, важно осознавать в каждый момент суть и смысл своих действий, их логику и структуру. Это существенно оптимизирует процесс. Не надо зацикливаться на данном моменте (ведь многое мы делаем интуитивно, не задумываясь, автоматически…), но иногда полезно о нем поразмыслить.
К примеру, стили плавания: кроль, брасс, на спине, дельфин… В каждом из них есть всего несколько базовых движений руками, ногами и корпусом. И каждый стиль представляет собой четкую комбинацию этих нескольких движений. Обучаясь плаванию, мы осваиваем стили по одному, чтобы не путаться. Логика движений в каждом стиле своя. А уж потом, освоив базовые стили, мы можем и как-то их совмещать, чередовать, варьировать… Но, кстати, далеко не всегда это целесообразно…
Форматы изложения нового учебного материала тоже можно разделить всего на несколько основных стилей. Логика ваших действий как преподавателя в каждом из этих стилей весьма различается. Важно это осознавать, важно понимать, в каком формате вы преподаете в данный конкретный момент.
Обратите внимание: для того, чтобы передать ученику полноценные и устойчивые знания, необходимо уметь использовать все описанные ниже четыре базовых формата. Нужны именно все! Но для разных учебных тем, для разных школьных предметов, для учеников с разными характерами пропорция между четырьмя стилями ваших рассказов будет разная. В процессе практики вы научитесь ее подбирать оптимально.
Итак, четыре естественные категории изложения учебного материала: “объяснялки”, “решалки”, “запоминалки”, “обобщалки”.
“Объяснялки” – это когда вы подробно и по-всякому именно объясняете учебный материал, излагаете правила, растолковываете суть дела, рассказываете обо всяких фактах и событиях… Это стиль научно-популярной книжки. Ну или стиль хорошего и понятного объяснения в учебнике. Вдохновенный рассказ любящего предмет педагога. Лаконичные и точные формулировки, которые легко понять…
Например, вы рассказываете о событиях в Древнем Риме или о правилах умножения чисел с нулями на конце, или что-нибудь про дроби и проценты, или о трех склонениях имен существительных в русском языке, или о том, как образуются черные дыры в далеком космосе…
Действуя в формате “объяснялок”, вы именно передаете логику учебной темы, ваше осознание данного кусочка учебной программы, ваш уровень понимания принципов и закономерностей, алгоритмов и классификаций… Цель заключается в том, чтобы ученик именно понял материал, понял его глубоко, надежно и основательно.
“Решалки” – это когда вы просто показываете, как это делается практически. Вы говорите ученику: “Посмотри, как я это сейчас сделаю”. И делаете. А он внимательно наблюдает. Это совсем не то же самое, что слушать всякие умные (и абстрактные) слова про теорию и историю.
Здесь ваш ученик видит конкретику.
То есть вы демонстрируете ученику ход решения задачи или уравнения, ход выполнения упражнения по английскому языку, ход последовательного построения изображения на чертеже в трех проекциях, ход фонетического разбора слова… Вы именно показываете процесс – написания букв в 1 классе или решения тригонометрических уравнений в 11 классе…
Многие вещи гораздо лучше передаются, если их не пытаться объяснять с точки зрения принципа действий, а обстоятельно и подробно показывать на практике. Просто прорешать перед учениками десяток-другой задач такого типа. Просто показать, как я записываю текст английскими буквами. Просто верно расставить коэффициенты в нескольких уравнениях по химии… Цель – продемонстрировать ученику правильный способ действий.
“Запоминалки” – это когда вы много и по-разному повторяете одно и то же. Некоторые учебные темы надо изучать именно так. Здесь мы обращаемся не к логике и не к наблюдательности, а просто-напросто долбим раз за разом – чтобы засело в памяти надолго.
Скажем, таблицу умножения по-другому не выучишь, кроме как многократными повторениями. И даты по истории тоже. И названия столиц крупных стран. Да и много чего еще из стандартной школьной программы. Цель – именно запомнить материал.
Когда вы работаете в режиме “запоминалок”, имеет смысл несколько варьировать способы и последовательность повторений. Ну, чтобы не было совсем уж скучно и занудно… И не презирайте, пожалуйста, данный формат изложения учебного материала! Он не противоречит развитию логического и практического мышления, а подкрепляет силу “решалок” и “объяснялок”. Хотя, разумеется, не надо выстраивать обучение на одних “запоминалках”, толку от этого в итоге не будет…
“Обобщалки” – это такой формат вашего рассказа, когда вы смешиваете в кучу разные сведения, объединяя разные блоки учебной информации, разные темы курса. Иногда даже можно совмещать сведения из различных предметов, вспоминать пройденное пару лет назад, а то и вообще вдаваться в далекие ассоциативные рассказы.
Цель – сформировать целостное, системное видение учебного материала. Ученик должен осознавать связи между разделами годового курса, между пройденным ранее и тем, что проходим сейчас… В голове должно уложиться все в одну ясную схему, по которой легко ориентироваться при решении любых заданий, при ответе на любые вопросы.
Значение “обобщалок” чрезвычайно велико! Хотя часто им почему-то не уделяют должного внимания. Сие странно. Ведь чтобы из отдельных изученных кусочков собрать единую картину, единый устойчивый навык, необходимо потратить время и силы именно на обобщение информации.
Ясное дело, в реальной практике все эти четыре базовых формата изложения учебного материала – “объяснялки”, “решалки”, “запоминалки” и “обобщалки” – смешиваются и комбинируются в разных сочетаниях и пропорциях, а также переходят друг в друга
Но все же обычно можно заметить: вот эти 15 минут я рассказываю в режиме “объяснялок”, а потом 10 минут действую в стиле “решалок”, а потом мы на 5 минут перейдем к “запоминалкам”, а вот еще время осталось и для “обобщалок”… Или же целый урок планируется как объяснение материала, а на другой день – только повторение, повторение, повторение…
Я вовсе не призываю вас подгонять преподавание под описанную здесь условную схему. Просто держите в уме четыре эти формата. И осознавайте, какой из них вы используете в данный период урока. Тогда ваши действия по обучению детишек и подростков будут более эффективными.
Но, может, вам вся данная идея и не придется по душе… Тогда воспримите эту статью просто как шутку.
Разделы
- Автор о себе
- Домашнее изучение основ физики и химии(14)
- Энергия математики(13)
- Эффективные методы обучения школьников(42)
- Индивидуальные прописи
- «Принцип орла» и «принцип черепахи» в освоении школьной программы
- Принцип «Я всегда могу уйти и не заниматься с вами» как элемент педагогической силы
- Главное в преподавании математики
- Дидактические игры в школе и дома
- Дизайн учебной странички
- Зачем каждому человеку нужно изучать физику в школе
- Каждому ребенку нужен глобус
- Классические стратегии полководца в обучении школьников
- Ключевые образы
- Крупный рукописный шрифт
- Нарисуйте по-другому
- Не бойтесь шутить и отвлекаться
- Переформулировка текстов из учебников
- Принцип сказочной необходимости
- Развлекательные элементы на учебной странице
- Разломайте стереотип школьного стиля
- Скороход придумал это 100 лет назад
- Старшие дети учат младших
- Стереотип пошагового изучения математики
- Урок-диалог и урок с акцентом на самостоятельность
- Ученик диктует, учитель записывает
- Эта потрясающе интересная математика
- Не требуйте, а рассказывайте
- Четыре базовых формата изложения учебного материала
- 12 структурных элементов в изучении математики и физики
- Принцип параллельных стратегий
- Принцип локальных стратегий
- Как передать интерес к предмету
- Повторения в объяснениях
- Шоковый тест для преподавателя
- Домашний урок с сильной разбивкой по времени
- Домашние животные как фактор учебного процесса
- Подсознательное привыкание к предмету
- Соотношение 1+9+90 в педагогике
- Правильный путь в неведомый район
- Страшный стереотип слов и логики
- Без исключений
- Обучающие комиксы
- Особое число 60
- Навык внимания
- Заблаговременно
Источник: papakarp.ru