Летние каникулы — наиболее благоприятный период для улучшения здоровья, физической подготовленности и развития, восстановления сил и спортивной реализации физической активности детей. Физическое воспитание как организованный процесс воздействия, включая в себя физические упражнения, гигиенические мероприятия и использование естественных сил природы для обеспечения необходимого уровня физического развития, физической подготовленности, призвано занять ведущее место в деятельности учреждений, организуемых в период школьных каникул.
В настоящее время в оздоровительном лагере различным видам двигательной активности ежедневно отводится от 20 мин до 1 ч. Физическая культура и спорт по значимости стоят на первом месте среди других видов деятельности школьников в оздоровительном лагере, а по интенсивности воспитательного общения 21 день лагерной смены равен учебному году. Условия оздоровительного лагеря могут обеспечить правильный двигательный режим для детей во время каникул, что является мощным оздоровительным средством.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Целью является организация активного отдыха и оздоровления детей через регулярную физическую активность.
Летний загородный лагерь отдыха школьников, как внешкольное оздоровительное учреждение решает следующие Задачи:
— укрепление здоровья и закаливание детей;
— вовлечение всех детей в регулярные занятия физическими упражнениями;
— совершенствование естественных движений человека;
— привитие навыков спортивного бега, прыжков, метаний, игры с мячом;
— обучение туристским знаниям и умениям ориентироваться на местности;
— воспитание самостоятельности при самообслуживании;
— соблюдение норм коллективного и индивидуального поведения.
Пребывание большого числа детей в лагере предполагает организацию их режима дня. Занятия физическими упражнениями проводятся с учетом возрастных особенностей детей, состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности по группам 7—9, 10-13, 14—15 лет. Ориентиром для ежедневных физкультурных и спортивных занятий следует считать затрату не менее 3 часов организованной двигательной активности в день.
На опыте долголетней организации детских лагерей отдыха наметилась определенная система в организации физического воспитания.
1. Физкультурные мероприятия в режиме дня.
2. Отрядная физкультурная работа.
3. Массовая спортивная работа.
4. Учебно-тренировочные занятия кружков (секций), команд по разным видам спорта.
5. Общественно полезные формы труда.
6. Агитационно-пропагандистская работа.
Ваш браузер должен поддерживать фреймы
Веселые старты:
1. Эстафета с скакалкой – допрыгать до контрольного пункта и вернуться обратно, побеждает команда участники которой быстрее всех преодолеют дистанцию.
2. Эстафета с скакалкой – взять скакалку в одну руку и перепрыгивая через скакалку добежать до контрольного пункта, побеждает команда участники которой быстрее всех преодолеют дистанцию.
В Забайкалье начала работать новая спортивно-оздоровительная программа для дошкольников «Маугли»
3. Эстафета с мячом – довести мяч до контрольного пункта и вернуться, побеждает команда, участники которой быстрее всех преодолеют дистанцию.
4. Эстафета с тремя мячами (чебурашка) – 1 мяч зажат коленями, остальные два в руках – нужно добежать до контрольного пункта и вернуться с 3 мячами в руках.
5. Эстафета с мячом – довести ногами вокруг кеглей мяч до контрольного пункта и вернуться с мячом бегом, побеждает команда, участники которой быстрее всех преодолеют дистанцию.
6. Эстафета с мячом в парах – зажать мяч между головами и добежать до контрольной точки, вернуться с мячом, зажатым между головами.
7. Эстафета с обручем – перепрыгивая через обруч добраться до контрольного пункта, вернуться бегом, с обручем в руках, побеждает команда участники которой быстрее всех преодолеют дистанцию.
8. Эстафета с обручем и мячом – один участник команды (капитан) становится на контрольной линии с обручем, члены команды по очереди ведут мяч до контрольного пункта и оттуда бросают, стараясь попасть в обруч (баскетбол) – обручем можно ловить мячи, побеждает команда забросившая больше всех мячей.
Олимпийские игры
Программа соревнований включает в себя конкурсы, командные задания, включающие: бег, прыжки, метания и броски мячей в цель, творческое задание на тему Олимпийских игр. Эстафеты с бегом, прыжками, различными мячами и творческое задание на тему Олимпийских игр.
Пионербол подвижная игра с мячом, схожая по правилам с волейболом предназначалась, прежде всего, для детей школьного возраста (пионеров).
Легкоатлетическая эстафета. Совокупность командных спортивных дисциплин, в которых участники один за другим проходят этапы, передавая друг другу очередь перемещаться по дистанции. В лёгкой атлетике переход с этапа на этап осуществляется передачей эстафетной палочки.
Баскетбол спортивная командная игра с мячом, в которой мяч забрасывают руками в корзину (кольцо) соперника.
Бигбол – зрелищная, захватывающая и веселая игра только для дружных команд: ведь поймать, удержать и перекинуть огромный мяч диаметром почти метр через сетку в одиночку очень нелегко. Участники во время игр ради достижения общей цели проявили все свои спортивные качества, азарт и драйв, силу командного духа и взаимовыручку. А болельщикам была обеспечена масса эмоций и незабываемое зрелище.
Подвижная игра «Красное Белое» Эта игра предполагает большое количество детей для игры. Дети делятся на 2 команды. Задача попасть в логова врага не заляпанным, взять флаг и вернутся на свою базу.
Лапта — русская народная командная игра с мячом и битой. Игра проводится на естественной площадке. Цель игры — ударом биты послать мяч как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки.
Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время. К родственным лаптe видам спорта относятся бейсбол и крикет.
Туристическая эстафета:
параллельные веревки («обезьянник»);
переправа по бревну с использованием веревки;
наклонное бревно с использованием веревки;
тибетский веревочный мостик;
лесенки (передвижение маятником по качающимся лестницам);
переправа по веревке;
подъем, траверс, спуск по склону по веревке;
маятник («тарзанка»);
переправа по качающемуся бревну с использованием веревки;
горизонтальная и вертикальная «паутинка» над землей и другие этапы (их описание встречается довольно часто и знакомо многим).
Кросс бег по пересечённой местности.
Летний биатлон — разновидность биатлона, в которой лыжная гонка заменена на кросс.
Нормативы:
Бег 30м
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу;
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами;
Поднимание туловища из положения лежа на спине;
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье.
Подвижная игра «Круговые вышибалы»
Количество участников – от трёх, но для командной игры — не менее четырех. Нужен мяч средних размеров и просторная ровная площадка. Игровая площадка ограничивается кругом . Дети разбиваются на две равные команды. Одна команда «вышибающие», вторая – «вышибаемые». Те, кто «вышибает», делятся поровну (насколько это возможно) и встают по двум границам квадрата друг напротив друга (желательно прочертить линии мелом). «Вышибаемые» располагаются в середине игровой площадки, они могут перемещаться внутри всей площадки, но не должны забегать за её границы.
Полоса препятствий:
Перепрыгнуть через ручей с помощью шеста;
Определить стороны горизонта по природным признакам;
Показать и назвать лекарственные травы;
Перепрыгнуть с помощью каната, который привязан к дереву, через «ров» (условное препятствие);
Перебраться через «паутину» (веревки, связанные между собой, прикреплены к деревьям);
Пройти по канату (между деревьями снизу и сверху натягивается канат, чтобы иметь возможность держаться);
Взобраться на возвышенность (холм) и т. д.
Поставить палатку;
Оказать первую помощь: перевязать «рану», наложить шину, сделать носилки, отправить «пострадавшего» в «госпиталь» (в лагерь);
Развести костер.
Большие гонки
Кто больше соберет шишек за день для пионерского костра!
Ожидаемые результаты реализации программы:
• укрепление здоровья детей;
• получение детьми новых знаний и умений;
• создание и закрепление у детей ситуации успеха через особую систему стимулирования деятельности;
• расширение кругозора и проявление творческих способностей;
• Укрепление физического и психического здоровья детей;
• создание методического банка апробированных тематических программ.
Итоги спортивно массовой работы:
В соревнованиях принимали участие как мальчики, так и девочки, а также вместе. В период смены были проведены спортивные состязания — спортивные игры — футболу, пионерболу, баскетбол; кросс, летний биатлон Эстафеты — пожарная, легкоатлетическая, Подвижные игры — «красные-белые»,вышибалы, лапта, большие гонки; нормы ГТО – сгибание и разгибание туловища в упоре лежа, веселые старты, Олимпийские игры; Ежедневные занятия дыхательной гимнастикой. Итого за смены было проведено 3 турниров по спорт играм, 7 массовых мероприятий, 4 подвижных игры, 2 индивидуальное соревнование по нормам ГТО. В конце смены все победители и призеры были награждены грамотами и дипломами.
Вывод: укрепление здоровья детей, получение новых знаний и умений, создание и закрепление ситуации успеха через особую систему стимулирования деятельности, расширение кругозора и проявление творческих способностей, укрепление физического и психического здоровья.
Были успешно реализованы, дети довольны своим отдыхом в лагере ведь неотъемлемой частью досуга были спортивные состязания.
Источник: ped-kopilka.ru
программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Путешествие по тропе здоровья»
рабочая программа по теме
программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «,Путешествие по тропе здоровья» для 1-4 классов из расчета один час в неделю.
Скачать:
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Александровка муниципального района Большеглушицкий Самарской области
на заседании МО приказом директора ГБОУ
протокол № _____ СОШ «ОЦ» с. Александровка
от «___»__________ ____г. ____________О.М.Горшкова
__________________ №____от «____»_________2012г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Путешествие по тропе здоровья»
по спортивно-оздоровительному направлению
Айтасова Л.И., учитель начальных классов
ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Александровка
- Актуальность выбранного направления и тематики внеурочной деятельности
- Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности
- Соответствие содержания программы внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы начального общего образования, реализуемой в образовательном учреждении
- Связь содержания программы с учебными предметами
- Особенности реализации программы: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности
- Количество часов и их место в учебном плане
- Характеристика условий образовательного учреждения при реализации программы
- Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
- Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы
- Требования к УУД, которые должны сформировать обучающиеся в процессе реализации программы
- Качества личности, которые могут быть развиты у обучающиеся в процессе реализации программы
- Формы учета знаний, умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы
4. Содержание программы
Программа «Путешествие по тропе здоровья» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования второго поколения.
- Актуальность выбранного направления и тематики внеурочной деятельности
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации.
Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди.
Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» нацелена на формирование у обучающихся ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков обучающихся по гигиенической культуре, на формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, на использование их в целях досуга, отдыха.
Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
В нашей школе за последние годы накоплен большой опыт реализации здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса. Регулярно проводится мониторинг здоровья. На основании которого можно констатировать, что наблюдается увеличение процента детей имеющих нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, ожирение, близорукость.
Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в образовательном учреждении, на заседании методического объединения учителей начальных классов принято решение по проектированию комплексной программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» для обучающихся 1-4 классов, реализация которой будет учить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
1.2.Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в образовательном учреждении. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы.
формирование установки на ведение здорового образа жизни и обучение способам и приёмам сохранения и укрепления собственного здоровья; приобщение к занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, физического воспитания;
- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- обеспечить двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
- познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
- развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции.
Данная программа строится на принципах:
1.3.Соответствие содержания программы внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы начального общего образования, реализуемой в образовательном учреждении
Модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.
Модернизация современного образования направлена на развитие личностного
потенциала ребенка как полноценного участника образовательного процесса, важнейшими характеристиками которого являются: здоровье, творческая свобода, инициативность, активность, способность к саморазвитию.
Цели и задачи программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Александровка, что подтверждено текстом далее.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Следовательно, выпускник младших классов ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Александровка, как современного образовательного учреждения должен иметь устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применять знания на практике, быть исполнительным, уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным, правдимым, креативным, инициативным, чувствовать доброту, иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации, открытый внешнему миру.
В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи :
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Цель и задачи реализации основной образовательной программы учреждения не противоречат цели и задачам ВОП школы согласно Программы развития ОУ.
Соответствие целей и задач программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.
1.4.Связь содержания программы с учебными предметами
Учебная и внеучебная деятельность составляют единое целое, поэтому школьные учебные предметы и занятия по внеурочной деятельности не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья».
Современные занятия внеурочной деятельности — это занятия-познания, занятия-путешествия, занятия-открытия. занятия, где учитель и ученик постигают новое одновременно, подталкивая друг друга к новым открытиям, решениям, противоречиям. Исходя из требований к занятиям внеурочной деятельности, можно создать занятия с использованием межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала учебных предметов. Такие занятия с учётом межпредметных связей должен включать в себя:
- Чёткость и компактность материала.
- Взаимосвязанность материала занятия с учебными материалами интегрируемых предметов;
- Большую информативную ёмкость материала
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
«Путешествие по тропе здоровья»
Источник: nsportal.ru