Особенности реализации образовательных программ физкультурно-спортивной направленности
Реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки, а также на подготовку кадров в области физической культуры и спорта.
В области физической культуры и спорта реализуются следующие образовательные программы :
1) образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта (далее — интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта);
2) профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;
ЭТО ЧТО ТАКОЕ? МОМЕНТЫ ИЗ СПОРТА
3) дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта.
Особенности реализации интегрированных образовательных
программ физкультурно-спортивной направленности
Реализация интегрированных образовательных программ в области физической культуры и спорта осуществляется:
— в общеобразовательных организациях, имеющих интернат, в которых обучаются лица, проявившие выдающиеся способности к занятиям физической культурой и спортом (далее — школы-интернаты спортивного профиля);
— в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования при наличии специализированных структурных подразделений;
— в общеобразовательных организациях, имеющих специализированные спортивные классы.
Разработка интегрированных образовательных программ в области физической культуры и спорта осуществляется образовательными организациями, указанными выше, самостоятельно на основе примерных основных образовательных программ соответствующего уровня и направленности, разработанных в соответствии с частью 11 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Общеобразовательные организации самостоятельно либо на основе сетевой формы реализации образовательных программ формируют специализированные спортивные классы с продленным днем обучения и углубленным тренировочным процессом с учетом следующих особенностей :
— возможность проведения двух и более тренировочных занятий в день, совмещая образовательную и тренировочную деятельность;
— организации питания обучающихся;
— возможность переноса сроков проведения государственной итоговой аттестации обучающимся, участвующим в подготовке или находящимся на официальных спортивных соревнованиях.
Особенности реализации профессиональных
образовательных программ
физкультурно-спортивной направленности
Реализация профессиональных образовательных программ в области физической культуры и спорта осуществляется:
— в образовательных организациях высшего образования, осуществляющих обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки в области физической культуры и спорта;
— в профессиональных образовательных организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, имеющих интернат и реализующих программы спортивной подготовки, в которых обучаются лица, проявившие выдающиеся способности к занятиям физической культурой и спортом (колледжи олимпийского резерва, колледжи-интернаты олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, далее — профессиональные образовательные организации, и (или) осуществляющих обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по специальностям и (или) направлениям подготовки в области физической культуры и спорта.
Особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной направленности
Реализация дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры спорта осуществляется:
— детско-юношеских спортивных школах, детско-юношеских спортивно-адаптивных школах, специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва (далее — спортивные школы);
— иных организациях дополнительного образования физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой направленности (далее — иные организации дополнительного образования);
— общеобразовательных организациях при организации внеурочной деятельности обучающихся физической культурой и спортом, в том числе в рамках школьного спортивного клуба;
— дошкольных образовательных организациях при организации ими дополнительных занятий физической культурной и спортом и (или) реализации ими программ физического воспитания.
Общеобразовательные организации в случае реализации ими дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта используют следующие возможности:
— организация деятельности школьного спортивного клуба;
— организация сетевой формы реализации образовательных программ совместно со спортивными школами, иными организациями дополнительного образования, организациями, осуществляющими спортивную подготовку, физкультурно-спортивными и иными организациями.
Необходимым условием реализации концепции развития физической культуры в условиях учреждений дополнительного образования является разработка и реализация вариативных и дифференцированных программ по оздоровлению подрастающего поколения. На сегодняшний день существует множество программ обучения здоровью детей, молодежи, взрослых, но не все из них отвечают элементарным требованиям к содержанию образовательных программ. Одним из часто встречающихся недостатков таких программ является информационная перегруженность, не учитывающая факта последующего практического использования полученных знаний обучающимися.
Типовой программой для разработки физкультурно-оздоровительных программ с целью формирования культуры здорового образа жизни явилась междисциплинарная программа «Здоровье», рекомендованная Министерством образования Российской Федерации для средних образовательных учреждений. Программа разработана группой авторов под руководством доктора медицинских наук, профессора В. Н. Касаткина. Представленные, в предложенной к обсуждению и апробации программе, элементы содержания и требования к желательному уровню усвоения содержания раскрыты для трех возрастных групп: 1-4 классы, 5-9 классы, 10-11 классы. Каждая возрастная программа содержит 7 разделов. Так же данная программа содержит психологические рекомендации по усвоению программы, элементы тренингов, уроков и студий в профилактических занятиях по программе.
При разработке и реализации физкультурно-спортивных программ педагоги сталкиваются с довольно широким кругом проблем.
Одной из них является качественная и количественная характеристика двигательного режима, определенного программой. На сегодняшний день, до сих пор, не выведена общепринятая методика определения всего многообразия факторов, определяющих двигательный режим человека, в том числе и детей. Ведь дети очень разные, каждый из них в полной мере обладает биологической и психологической индивидуальностью, определяющей его потенциальные возможности, в том числе – физические.
Второй проблемой является выбор системы оценки исходного состояния организма и результатов использования какой-либо оздоровительной программы или методики.
Так же немаловажное значение для разработки физкультурно-спортивной программы имеет определение соответствия содержания и построения программы целям и задачам, поставленным в ней. Программы такого направления деятельности страдают рядом характерных недостатков: часто программы имеют либо слишком узкие и конкретные цели, сковывающие творческий потенциал всех участников данной программы, либо охватывают слишком большие, несвязанные между собой направления деятельности; используемые в программах оздоровительные методики либо не имеют достаточной степени апробации, чтобы использовать в детских учреждениях, либо не имеют достаточного объема методического обеспечения для их реализации, либо вообще не имеют научной основы. При составлении программ данной направленности следует обращаться к программам уже прошедшим этап экспериментальной работы или принявшим статус региональных или государственных стандартов.
Еще одной проблемой является использование информационных технологий в реализации программ физкультурно-спортивной направленности.
Не каждый педагог, работающий над реализацией программ физкультурно-спортивной направленности, имеет достаточного опыта, времени, готового набора методик для того, чтобы оценить эффективность процессов обучения и воспитания по данным программам. Использование современных информационных технологий (компьютерные экспертные системы) позволит педагогу дополнительного образования в полном объеме отслеживать динамику физического развития и двигательной подготовленности каждого ученика; получать объективную оценку выполнения двигательных заданий на основе специфических для каждого типа конституции требований (оценочных шкал, определять тип конституции каждого ребенка, разрабатывать для него индивидуальный план занятий; автоматизировать формирование типологических групп, занятия с которыми должны различаться методически; помогут в выборе адекватных двигательных режимов, ведения документации и оформлении результатов работы. Разработанные в настоящее время во Всероссийском научно-исследовательском институте физической культуры компьютерные экспертные системы «ВИТА-КОМПЛЕКС» для взрослых и «ДЕТСАД» для детей 3-7 лет, «ШКОЛЬНИК» при грамотном использовании помогут решить многие проблемы реализации программ физкультурно-спортивной направленности.
Публикации по теме:
Анализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС до Тема моей презентации: «Анализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС ДО»Необходимо помнить, что воспитательно.
Результаты освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией Критерий 1 «Результаты освоения воспитанниками образовательных про-грамм по итогам мониторингов, проводимых организацией» (по результатам.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.
Методическое объединение воспитателей ДОУ в форме «Ярмарка рабочих программ педагога» Используемые ресурсы: • компьютер; • презентация «Нормативно – правовое обеспечение образовательной деятельности на ступени дошкольного.
Отчёт о работе секции спортивной направленности для детей старшего дошкольного возраста «Тренажёры для дошкольников» В нашем детском саду продолжает работу спортивная секция «Тренажеры для дошкольников». Цель программы: Способствовать формированию навыков.
Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ. Современный этап.
Положение о проведении городской военно-спортивной игры «Зарничка» среди детей дошкольных образовательных учреждений ПОЛОЖЕНИЕ о проведении городской военно-спортивной игры «Зарничка» среди детей дошкольных образовательных учреждений I. Общие положения.
Проект программы кружка физкультурно-оздоровительной направленности «Ласковые ежики» Каждый день воспитателю приходиться придумывать, что — нибудь интересненькое для своих воспитанников. В нашем детском саду, я подменный.
Создание условий на участке ДОУ для организации и проведения игр спортивной направленности в старшей группе (отчет) Федеральные государственные образовательные стандарты и программа дошкольной образовательной организации ставят перед нами, воспитателями,.
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультурно-спортивные кружки в ДОУ
- Темочки
Источник: www.maam.ru
Программа “Спорт” в стиральной машине
Многие стиральные машины на сегодняшний день оснащены специальными программами стирки спортивных вещей. Как правило, они так и называются: «Спорт». Но современному пользователю не так-то легко разобраться, какие спортивные вещи можно стирать на «Спорте», а какие – нет.
Например, не противопоказан ли режим «Спорт» в стиральной машине мембранным тканям с водоотталкивающей пропиткой. И чем вообще особенен именно этот режим? Давайте разбираться.
Как работает такая программа?
Спортивная одежда высокого качества в наше время шьется далеко не из простых тканей, а из высокотехнологичных сложных материалов, обладающих характеристиками, непосильными для натуральных волокон. Они и позволяют легко двигаться, и не мешают потоотделению, и позволяют дышать кожным покровам. Однако чем сложнее ткань, тем более она уязвима. Поэтому рекомендации по уходу за каждой отдельно взятой вещью нужно искать на ярлычке производителя.
Важно! Как правило, стирать такие вещи в машинке допустимо только на специальном «спортивном» режиме.
Автоматические параметры данной программы следующие:
- длительность стирки обычно 70 минут, однако она может измениться из-за ручной настройки некоторых параметров;
- отжим предусмотрен, но на очень низких оборотах (не выше 600);
- вода прохладная – не горячее 30 градусов;
- в ходе цикла барабан вращается очень медленно и иногда вообще замирает, как бы замачивая одежду.
Тем не менее, длительность программы нужно индивидуально уточнять, она может варьироваться у разных СМ. Точное время стирки указано в инструкции к агрегату.
Рекомендации по стирке спортивной одежды
Чтобы спортивная одежда долго служила вам и при этом сохраняла презентабельный вид, мало закинуть ее в автоматическую машинку и запустить стирку. Есть еще несколько дельных советов по уходу.
- Обязательно замачивайте одежду перед стиркой.
- Стирайте вещи сразу после каждого занятия спортом. Ведь именно обитающие на коже бактерии, питающиеся потом, являются причиной неприятного запаха. Если высушить промокшую от пота одежду и потом надеть вновь, никакой антиперспирант не спасет вас и окружающих от резкого неприятного запаха, ведь к старому скопищу бактерий и грязи добавится еще один слой.
- Если нет возможности сразу постирать спортивную вещь, просто предварительно замочите ее в уксусно-водном растворе. Кислота в составе уксуса уничтожит бактерии, источающие неприятный запах. Пропорция воды и уксуса – один к четверти, то есть на 500 грамм уксуса 2 литра воды. Подержите там вещи 15-30 минут и высушите. Либо просто полностью высушите белье перед отправкой в корзину, чтобы не допустить образования плесени.
Не забывайте о том, что любые методы экстренного избавления от следов грязи и пота, а также неприятного запаха хоть и действенны, но не способны заменить настоящую стирку.
Также, полезным будет использовать для стирки не сыпучий порошок, а гель. Современная спортивная одежда изготавливается из водоотталкивающих синтетических материалов, которые при стирке впитывают в себя порошок. В результате скопившийся в швах и порах ткани стиральный порошок при контакте с разгоряченной во время тренировки кожей и потом может вызвать серьезные аллергические реакции. Кроме того, во время тренировки человек активнее дышит, и ему придется вдыхать молекулы порошка. С гелями такого не случится.
Гель можно использовать и перед стиркой для того, чтобы избавиться от застаревших пятен от пота или дезодоранта. Нанесите немного геля на щетку и потрите проблемные участки. После стирки от них не останется и следа.
Не закладывайте в барабан слишком много вещей. Перед помещением одежды внутрь барабана, застегните все замки и карманы, выверните изделия наизнанку.
Внимание! Ни в коем случае не добавляйте кондиционер-ополаскиватель. Он обволакивает вещи и не дает уйти запахам и бактериям. Такое воздействие не только усугубит внешний вид одежды, но и разрушит волокна ткани, лишив ее особых свойств, а чтобы вымыть кондиционер, придется произвести еще несколько стирок.
Функцию кондиционера прекрасно выполнит упомянутый выше уксус. Полстакана добавьте в отсек для кондиционера перед процедурой полоскания, и вещи станут мягкими как после ополаскивателя.
Хоть и кажется, что чем горячее вода, тем качественнее стирка, это не так. Эластичные ткани деформируются и разрушаются от воздействия высоких температур. Так что стирать их нужно в холодной или чуть теплой воде, спортивные программы это предусматривают. То же самое касается и сушки, горячий воздух противопоказан, поэтому если и автоматическая сушка, то только на самых низких температурах.
Интересное:
- Поделитесь своим мнением — оставьте комментарий
Источник: mashmaster.ru
Базовая программа тренировок
В ряде случаев спортсмену нет смысла прилагать сверхусилия и слишком усложнять тренировочный процесс. Если набор мышечной массы стабильный, вполне достаточно использовать во время занятий многосуставные базовые упражнения. Иногда это даже вынужденная мера. К примеру, если у человека не хватает времени на полноценные высокоинтенсивные тренировки, базовая программа тренировок позволит сократить их длительность.
Время сокращается за счет устранения изолированных движений: остаются только базовые – как раз то, что нужно для роста мышц. При этом за одну тренировку спортсмен выполняет не больше 5-6 упражнений, создавая максимум предпосылок для роста мышц, но потратив на это минимум времени и ресурсов.
Сегодня мы рассмотрим, что такое базовая программа тренировок для набора мышечной массы и в чем заключаются её основные преимущества и недостатки.
Предназначение базовой программы
Базовая программа подходит разным группам тренирующихся:
- Опытным спортсменам при соблюдении принципа периодизации нагрузок или отдыха от тяжелых тренировок.
- Начинающим атлетам – база учит правильно сокращать мышцы и постепенно наращивать силовой фундамент.
- Эктоморфам и мезоморфам, желающим набрать качественную мышечную массу.
- Девушкам, всерьёз увлекшимся железным спортом и не до конца научившимся слушать свое тело.
- Спортсменам, для которых фитнес и кроссфит – хобби, но никак не образ жизни или профессия.
Плюсы базовой программы
Основные плюсы таких тренировок:
- Выполнение тяжёлых многосуставных движений стимулирует рост крупных и малых мышечных групп и увеличение силовых показателей.
- Экономия времени. Вы не тратите много времени на выполнение изолированных упражнений, длительность тренировки сокращается в 1,5-2 раза.
- Практически полная гарантия того, что вы не перетренируетесь. Зачастую начинающие атлеты добавляют в программу помимо базы много изоляции, в итоге мышцы получают излишнюю нагрузку, не успевают восстанавливаться и не растут.
Недостатки программы
Однако и минусов базовая программа тренировок на массу не лишена:
- Большинство базовых упражнений травмоопасны. Например, во время жима лёжа можно повредить запястья, локти и плечи, а во время приседаний со штангой – колени или спину.
- У некоторых атлетов есть предрасположенность к гипертрофии косых мышц живота. Постоянное выполнение базы это только усугубит. Как итог – широкая талия и риск возникновения пупочной грыжи. Но это при условии работы с действительно тяжелыми весами (например, становая тяга от 200 кг).
- Психологический фактор. Трудно изо дня в день настраивать себя на монотонную тяжёлую работу в многосуставных упражнениях: большинству спортсменов и спортсменок намного легче даются изолированные – они не так сильно грузят центральную нервную систему.
Советы по составлению базы
Несколько экспертных советов:
- Выполняя базовые программы тренировок в тренажерном зале, уделяйте больше внимания отдыху и восстановлению. Нет смысла тренироваться каждый день – ваши мышцы и суставно-связочный аппарат к этому просто не готовы, рано или поздно всё закончится травмой или перетренированностью. Оптимальный вариант для такого комплекса – три раза в неделю.
- Не ставьте в один день приседания и становую тягу. Это чрезмерная нагрузка на поясницу и разгибатели позвоночника.
- Делайте день-два полного отдыха до и после тренировки приоритетной мышечной группы. Это поспособствует скорейшему восстановлению и росту.
- Засекайте время отдыха между подходами. Старайтесь отдыхать не больше 1,5-2 минут, в приседаниях и становой тяге это время можно увеличить до 3-4 минут.
- Фокусируйте внимание на технике выполнения упражнения и ощущениях сокращения мышц, а не рабочем весе. Без техники вес ничего не значит. Но при этом старайтесь планомерно увеличивать свои силовые показатели.
- Подстраивайте тренировки под свой график. К примеру, если суббота у вас – выходной день, в который вы можете подольше поспать и побольше поесть, а следовательно, и лучше восстановиться, то самую тяжелую тренировку лучше поставить именно на субботу.
- Не забывайте оптимизировать нагрузку. Однообразный тренинг всегда приводит к застою. Если вы чувствуете, что перестали расти и становиться сильнее, вносите коррективы в тренировочный процесс. Тренируйтесь одну неделю в тяжелом режиме, другую – в легком, снизив рабочие веса на 30-40%, увеличив количество повторений и не достигая отказа. Так вы дадите мышцам, суставам и связкам отдохнуть от тяжелых весов, что в дальнейшем приведет к большему прогрессу.
Базовая программа для мужчин
Базовая программа тренировок для мужчин предусматривает тяжёлые многосуставные упражнения, выполняемые в среднем диапазоне повторений (от 6 до 12). Подобный подход приведёт к максимальной гипертрофии мышц.
Сплит на три дня выглядит следующим образом:
Таким образом, за три дня вы проработаете все мышечные группы. Тренировки относительно короткие (не больше 1-1,5 часов), но интенсивные. Стараемся работать с приличными весами и поменьше отдыхать между подходами. Если кому-то этот объем работы покажется недостаточным, добавьте еще по одному упражнению. Однако помните, что наша цель – максимально спрогрессировать, не убиваясь постоянно на тренировках.
Базовая программа для девушек
Базовая программа тренировок для женщин состоит из упражнений, которые выполняют в диапазоне повторений от 10 до 15. При таком режиме вы будете не перегружать суставы и связки и быстро приведёте мышцы в тонус.
Сам сплит на три дня выглядит так:
Упор в данном сплите следует делать на квадрицепс, бицепс бедра и ягодицы – именно те зоны, которые большинство девушек считают «проблемными». Остальные мышечные группы лучше прорабатывать в относительно щадящем режиме, чтобы не перегружать суставы и связки и акцентировать весь тренировочный стресс на целевой мышечной группе, тогда и прогресс в ней будет максимальным.
Рецепты для здорового питания
- 2,8 г Белки
- 6,2 г Жиры
- 15,6 г Углеводы
- 135.5 kcal
Базовая программа для начинающих
Новичкам стоит постепенно набирать обороты в тренировочном процессе. Оптимальное начало на первые несколько месяцев – базовая программа тренировок в стиле фулбади, когда каждую тренировку вы прорабатываете все тело. Так вы сформируете благодатную почву для дальнейших силовых тренировок: научитесь правильной технике, наберете первую мышечную массу, станете сильнее и подготовите суставы и связки для более серьезной работы. Трех тренировок в неделю будет вполне достаточно.
За счет того, что у новичков веса небольшие, мышцы будут успевать восстанавливаться, даже работая три раза в неделю. Переходить на сплит нужно тогда, когда рабочие веса существенно подрастут и вы почувствуете, что должным образом восстановиться уже не получается.
Комплекс состоит из двух тренировок, которые нужно чередовать. Например, на первой неделе в понедельник делаете первую, в среду – вторую, в пятницу – снова первую, а в понедельник следующей недели – опять вторую тренировку и так далее.
Старайтесь с каждой тренировкой повышать силовые показатели, но ни в коем случае не в ущерб технике. В программе нет классической становой тяги и приседаний, поскольку это слишком сложные и травмоопасные упражнение, чтобы включать его в базовую программу тренировок для новичков. Для начала нужно создать мышечный корсет за счет выполнения других, более простых упражнений на спину и ноги и только после этого приступать к изучению техники становой и приседа с небольшими рабочими весами (желательно под руководством тренера).
Еще один вариант базовой программы для новичка вы можете посмотреть на следующем видео:
Источник: cross.expert
Спортивная программа это что
Анализ спортивных программ на телевидении
«Спортивное телевидение — один из старейших и востребованных жанров вещания. Как только появилась возможность прямого эфира, трансляции важнейших спортивных событий заняли прочное место на голубых экранах.
Спорт — это зрелище, которое всегда привлекало на стадионы миллионы людей. И когда у этих «миллионов» появилась возможность получать любимое зрелище «с доставкой на дом», спортивное телевидение превратилось в один из основных вещательных продуктов».
В соответствии с мировыми тенденциями, на российском телевидении значительной место отводится спортивным программам. Исследованию этих телевизионных программ посвящено исследование П.А. Виноградова. Автор приводит сравнительную таблицу объемов трансляций различных спортивных передач телевизионными каналами:
Таблица 1. Освещение в программах телевидения физической культуры и спорта (% от общего объема эфира на спортивную тематику)
Авто- и мотогонки
физическая культура и здоровье
Как мы видим из сравнения приведенной таблицы с современной ситуацией, в 1996 году в эфире России отсутствовал специализированный спортивный канал (отметим, что сегодня таких каналов два). В общем объеме вещания доминировали хоккей, автогонки и фигурное катание. Сегодня ситуация существенно иная. Доминирует в телевизионном эфире футбол.
Причем транслируются не только матчи российского первенства (высшая лига и в отдельных случаях — первая), и самые значительные матчи европейских и мировых первенств, но также матчи английской футбольной лиги. Весьма велик и объем трансляций состязаний баскетбольных клубов.
Так, практически все матчи баскетбольного клуба ЦСКА, по праву считающегося одним из сильнейших в Европе, показываются телеканалом Спорт. Достаточно часто демонстрируются также игры с участием столичного мужского баскетбольного клуба Динамо. Из волейбольных команд чаще других показывают встречи Локомотива из Белогорья, а среди гандбольных команд лидируют в эфире «Медведи» их Чехово. Трансляции хоккея, хотя и являются достаточно частыми, однако их объем стал ниже, чем был в 90-е годы ХХ века, что вызвано падением уровня отечественного хоккея на международной арене.
Обратим внимание на то, что трансляции спортивных игр обычно даются в прямом эфире, а время этого эфира наиболее популярно у телезрителей («Прайм-тайм»).
Уменьшился объем вещания автогонок, а состязания по биатлону стали чаще появляется в эфире. Как и предже особое внимание телевизионные компании уделяют спортивным событиям мирового значения. Так, Зимние Олимпийские игры в Турине (2006) год транслировались практически всеми каналами, причем между Первым каналом и телеканалом Спорт возникла конкуренция за эфир, что не способствовало удобству зрителей, которым по разным каналам показывали одни и те же состязания.
Обратим внимание еще на одну таблицу, приводимую П.А.Виноградовым в своем исследовании.
Таблица 2. Тематическая направленность передач спортивного канала МТК
% от числа сюжетов
Олимпийское и международное спортивное движение
Национальные и народные виды спорта
Экспедиции, походы, путешествия
Встречи с известными спортсменами
Встречи с творческой интеллигенцией
Это соотношение сохраняется и сегодня в региональном эфире. В то же время телевизионные каналы сегодня стремятся специализироваться в каких-то специальных спортивных программах, найдя в них собственную нишу. Так программа НТВ по субботам показывает программу «Ночь нокаутов» о лучших мировых боксерских схватках.
Петербургский 5-й канал регулярно транслирует все матчи футбольного клуба «Зенит» (спонсоры трансляций — пивоваренный завод «Балтика» и компания «Мегафон»). На этом же канале по субботам приводится обзор прошедших футбольных матчей недели. На 11 канале петербургского телевидения транслируются еженедельно встречи болельщиков Зенита с ведущими игроками клуба («Двенадцатый игрок»).
Итак, мы снова видим, что футбол доминирует в региональных телеэфирах Петербурга. Это объяснимо, поскольку «Зенит» в последние годы достаточно успешно выступает как в России, так и во встречах с сильнейшими клубами Европы.
В то же время значительно меньше внимания стало уделяться неигровым видам спорта и передачам, относящимся к популяризации отдельных спорта, пропаганде физической культуры. На телеканале Спорт соревнования детей показываются в утренние часы (10 -11), когда соответствующая категория телезрителей в школе или на работе.
П.А. Виноградов отмечает в своем исследовании, что отчетам о спортивных играх посвящено так же основное время в новостных передачах телевидения о спорте. И эта особенность сохранилась в течение истекших 10 лет.
Спортивный канал предлагает также передачи, подробно рассказывающие об отдельных видах спорта. Например, в утренней программе канала от 23.03.06 очень обстоятельно освещались вопросы подготовки каратистов, система подготовки, формы проведения соревнований и популяризация данного вида спортивных единоборств. Приходится отметить, что такие программы обычно транслируются далеко не в самое популярное у зрителей время.
Предлагаются также экзотические для россиян виды спорта и демонстрация состязаний, в которых нет представителей нашей страны. Так, в течение нескольких вечеров демонстрировались состязания мотоциклистов по преодолению препятствий, установленных в закрытых помещениях. Достаточно странными выглядят передачи, посвященный карточным играм (ночная программа «Преферанс по пятницам»). Особенно непонятна эта передача, если вспомнить, что традиционным для России и, действительно, признанным видом спорта шахматам и шашкам места в эфире сегодня не находится, и даже в новостных программах этим состязаниям уделяется очень мало внимания. Можно вспомнить, что в 70-е и 80-е годы, когда число телеканалов было существенно меньше, существовали телевизионные программы, посвященные разбору шахматных партий и обучению любителей этой древней игры.
С появлением специализированных спортивных каналов существенно снизился уровень спортивного вещания всеми остальными. Кроме того, появились каналы, специализирующиеся на показе развлекательных (приключенческих) фильмов (ТВ3), музыкальные каналы (МузТВ).
В какой-то мере популяризации спорта способствует появление фильмов со спортивной тематикой (примером является отечественные «Запасной игрок», «Вратарь»). Чаще других эти фильмы показывает канал Домашний. Современные приключенческие кинофильмы, демонстрирующиеся на канале ТВ3, НТВ, Россия и других чаще посвящены специалистам в области спортивных единоборств.
Нередко эти специалисты предстают как уже сформировавшиеся «супермены», которые только используют свое мастерство в криминальных разборках или в борьбе с преступниками. Отдельные фильмы (преимущественно отечественные) рассказывают о том, как выдающиеся бойцы занимались и готовились в спортивных секциях и клубах, а уже потом стали участвовать в сражениях с криминальными элементами (также неплохо владеющими приемами восточных единоборств). Нет сомнения, что такие передачи повышают интерес к данному виду спорта.
Достаточно часто спортивные сюжеты используются в рекламных роликах. Причем имеются ролики, использующие спортивные сюжеты для рекламы табачных изделий, хотя большая часть рекламы со спортивным фоном продвигает на рынок парфюмерию (дезодоранты).
Реклама пропагандирует также спортивные принадлежности, в первую очередь тренажеры. Тренажеры продвигаются также с помощью косвенной рекламы: в кинофильмах, в том числе сериалах герои нередко посещают тренажерные залы. Тренажерные залы нередка являются также антуражем эротических фильмов, демонстрирующихся, например, на 11 канале по субботам в ночном эфире.
Анализируя спортивные программы, и сравнивая современные тенденции телеканалов со спортивными программами 90-х и 80-х годов автор делает следующие выводы:
1. Передачи на спортивную тематику ориентированы в первую очередь на достижение коммерческих целей: привлечение зрителей и показа на фоне спортивных программ рекламы. Сами спортивные программы существуют на средства рекламодателей, причем косвенные приемы воздействия рекламодателей на целевую аудиторию (собственно PR) используется редко. Доминирует именно реклама.
2. Не прослеживается какая-либо система в организации спортивных программ. Можно обратить внимание лишь на то, что телевизионные каналы в какой-то мере отслеживают зрительские предпочтения политических лидеров федерального и регионального уровня.
Таким образом, представляется важным сформировать политику телевизионных спортивных программ, имеющую не только коммерческую, но и социальную направленность, продвигающую значимые для жителей региона виды спорта, пропагандирующие именно те спортивные мероприятия, которые наиболее актуальны. Сегодня мода является доминирующим в обществе стимулом, а моду в значительной мере формируют СМИ и в первую очередь — телевидение. Представляется, что «раскрутив» значимый вид спорта, можно получать существенную коммерческую выгоду от показа соревнований по данному виду, от рекламы и пр.
Источник: studbooks.net