Обучающиеся, получающие среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, осваивают профессию рабочего в соответствии с перечнем профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках программы подготовки специалистов среднего звена, в рамках одного из видов профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС СПО. По результатам обучения выдается Свидетельство о профессии рабочего, должности служащего. Вопрос: присваивается ли разряд или только квалификация (Повар 3 разряда или Повар). На какой нормативный документ ссылаться?
ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»
В пункте 36 Порядка СПО утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 г. № 464, сказано: «Если федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в рамках одного из видов профессиональной деятельности предусмотрено освоение основной программы профессионального обучения по профессии рабочего, то по результатам освоения профессионального модуля образовательной программы среднего профессионального образования, который включает в себя проведение практики, обучающийся получает свидетельство о профессии рабочего, должности служащего. Получение обучающимися профессионального обучения по профессии рабочего, должности служащего в рамках образовательной программы среднего профессионального образования завершается сдачей квалификационного экзамена».
Образовательная программа подготовки специалистов среднего звена как предмет анализа
Согласно части 7 статьи 73 Федерального закона об образовании Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием (при наличии) присваиваемых по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификационных разрядов, классов, категорий утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
Согласно приказу Минобрнауки России от 02.07.2013 г. № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение» по программе профессионального обучения, в том числе повышения квалификации рабочих, служащих, переподготовки рабочих, служащих по профессии рабочего 16675 Повар могут присваиваться от 2 до 6 разряда в зависимости от сложности заданий, выполняемых на квалификационном экзамене. Разряды вносятся в свидетельство о профессии рабочего, должность служащего (пункт 19 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Минпросвещения России от 26.08.2020 г. № 438.
Источник: www.informio.ru
Особенности проектирования и реализации ОП СПО в условиях изменения ФГОС СПО и ФГОС СОО
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки специалистов среднего звена, полученных на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования в средних специальных учебных заведениях или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.
ОБРАЗОВАНИЕ СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
образование, имеющее целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования в средних специальных учебных заведениях или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Среднее профессиональное образование
среднее специальное образование, уровень образования, приобретаемый, как правило, на базе полного или неполного общего среднего или начального профессионального образования в средних профессиональных учебных заведениях. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена и удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
процесс подготовки специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширений образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования; является частью послесреднего образования, реализуется в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (техникумах, педагогических, музыкальных и др. училищах, колледжах) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
образование на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования, осуществляемое в средних специальных учебных заведениях или иных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, по основным профессиональным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным Государственным образовательным стандартом. Оно завершается итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о среднем профессиональном образовании.
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
подготовка специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Граждане, имеющие среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях СПО (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений ВПО. Образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
Среднее профессиональное образование
образование на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования, осуществляемое в средних специальных учебных заведениях или иных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, по основным профессиональным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным Государственным образовательным стандартом. Оно завершается итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о среднем профессиональном образовании. Среднее профессиональное образование повышенного уровня образование, которое осуществляется имеющим соответствующую лицензию образовательным учреждением среднего профессионального образования по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов среднего звена повышенного уровня квалификации. Средства обучения и воспитания материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в педагогический процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. (Г)
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
среднее специальное образование, уровень образования, приобретаемый, как правило, на базе полного или неполного общего среднего или начального профессионального образования в средних профессиональных учебных заведениях. С.п.о. имеет целью подготовку специалистов среднего звена и удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
Лица, имеющие полное среднее общее или начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают С.п.о. по сокращенным ускоренным программам. Необходимость особой подготовки работников средней квалификации обусловлена процессами специализации труда. С.п.о. является одним из массовых направлений профессионального образования.
Современные проблемы С.п.о. рассматриваются в русле непрерывного образования. Во мн. странах С.п.о. становится ступенью высшего профессионального образования. Важнейшей педагогической и организационной проблемой С.п.о. является соответствие содержания образования современным требованиям профессиональной деятельности.
Содержание С.п.о., как правило, разделяется на общеобразовательный, общепрофессиональный и специальный циклы. Учебный план формируется на основе квалификационных характеристик, опре- деляющих уровень знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с требованиями профессии. В Рос. Федерации после введения Закона об образовании (1992) приняты нормативные документы, в 1994/95 учебном году введен Государственный образовательный стандарт С.п.о., пересмотрен классификатор специальностей С.п.о. Современная структура С.п.о. строится с учетом постоянной и варьируемой частей учебного плана, отражающих профессиональную направленность подготовки специалистов, а также интересы регионов, отдельных отраслей и групп предприятий. См. также История образования в России,Профессиональное образование, Профессионально-техническое образование, Среднее образование
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Источник: didacts.ru
Статья 23. Среднее профессиональное образование. 1. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
2. Граждане, имеющие среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.
3. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.
4. Образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
Комментарий к статье 23
1. Настоящая статья регламентирует общие вопросы получения среднего профессионального образования в России. Этот образовательный уровень может быть получен как на базе основного общего образования и среднего (полного) общего образования, так и на базе начального профессионального образования (а также всех иных более высоких уровней профессионального образования). Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений среднего профессионального образования (называемых также средними специальными учебными заведениями, ссуз) регламентирована соответствующим Типовым положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.03.2001 N 160 . Однако Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наличие средних специальных учебных заведений на местном уровне не предусматривается.
———————————
СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1034.
2. Образовательная программа среднего профессионального образования реализуется на основе соответствующего государственного образовательного стандарта, а также с учетом цели и задач, стоящих перед этими образовательными учреждениями.
Главная цель среднего профессионального образования — подготовить специалистов среднего звена, удовлетворяющих потребности личности в углублении и расширении образования на базе второй и третьей ступеней общего образования и начального профессионального образования. В данной норме отражена исключительно ориентация на личность, что, безусловно, верно, однако возможно указать и другой достаточно значительный ориентир, а именно потребность предприятий и государства в определенных категориях специалистов среднего звена.
В соответствии с указанной целью данной разновидности профессионального образования на образовательные учреждения, которые реализуют указанную цель, возлагается несколько общих задач:
1) удовлетворить потребность личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения среднего профессионального образования;
2) удовлетворить потребности общества в специалистах со средним профессиональным образованием;
3) сформировать у обучающихся гражданскую позицию и трудолюбие, развить ответственность, самостоятельность, способствовать творческой активности;
4) сохранить и приумножить нравственные и культурные ценности общества.
Как и любое другое юридическое лицо, среднее специальное учебное заведение приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации. Существует два вида государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений:
техникум (училище) — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня;
колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня.
При осуществлении образовательным учреждением среднего профессионального образования, наряду с реализацией основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, производственной (профессиональной) деятельности, соответствующей профилю подготовки специалистов, в его наименовании может указываться характер такой деятельности (например, «лесхоз-техникум»).
3. Поступающие в средние специальные учебные заведения проходят вступительные испытания. Объем и структура приема студентов в среднее специальное учебное заведение на обучение за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации определяются в соответствии с заданиями (контрольными цифрами), устанавливаемыми ежегодно органом государственной власти, в ведении которого находится среднее специальное учебное заведение, по согласованию с федеральным органом управления образованием. Аналогичным образом устанавливаются контрольные цифры приема и на места, финансируемые за счет средств местного бюджета с той лишь разницей, что в данном случае контрольные цифры устанавливает орган местного самоуправления, в ведении которого находится среднее специальное учебное заведение.
Порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения) Российской Федерации установлен Приказом Минобразования России от 09.12.2002 N 4304 , зарегистрированным Минюстом России 03.02.2003 N 4169, и детально регламентирует как саму процедуру поступления, включая сроки проведения испытаний и сроки на подготовку поступающих, так и порядок приема и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний.
———————————
РГ. N 30. 15.02.2003.
Средний срок обучения составляет три года, однако на некоторых направлениях сроки обучения могут доходить до 4 — 5 лет. Общий срок обучения также зависит от того, какой образовательный уровень у поступающего: если он уже имеет среднее (полное) общее образование, то обучение ускоряется за счет зачета предметов, которые уже были пройдены, если поступивший имеет начальное профессиональное образование соответствующего профиля, то, как правило, зачитываются пройденные ранее предметы по профилю. Детальная процедура зачета по предметам, изученным на других уровнях образования, устанавливается локальными нормативными актами данного учреждения (уставом, приказами и инструкциями по данному образовательном учреждению и иными документами).
4. В п. 3 комментируемой статьи закреплено, что среднее профессиональное образование может быть получено не только в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, но и на первой ступени в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Это положение не очень удачно сочетается с понятием «ступени» высшего профессионального образования, которое установлено ст.
6 Федерального закона о высшем образовании, которая не предусматривает освоение программы среднего профессионального образования в качестве отдельной ступени высшего профессионального образования. Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона о высшем образовании первая ступень высшего профессионального образования подтверждается лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, которому присвоена квалификация (степень) «бакалавр». Статья 8 этого же Закона позволяет структурным подразделениям при наличии соответствующей лицензии реализовывать образовательные программы среднего профессионального образования.
Аналогичным образом, при наличии соответствующей лицензии образовательное учреждение среднего профессионального образования тоже может реализовывать не только образовательные программы среднего профессионального, но и начального профессионального образования, дополнительного профессионального образования, а также среднего (полного) общего образования.
Источник: www.zonazakona.ru