Список вариативных программ дошкольного образования

Современные концепции развития, воспитания и обучения нашли свое отражение в ФГОС дошкольного образования и, соответственно, в концептуальных основах и содержании примерных и вариативных программ дошкольного образования, которые строятся на его основе.

За основу методологии ФГОС дошкольного образования [1] была взята культурно-историческая диалектика, рассматривающая уровень развития системы в контексте роста вариативности ее составляющих. В частности, акцент был сделан на признание значимости и весомости дошкольного детства и изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог — ребенок» на более многогранное и объемное взаимодействие в системе «ребенок — взрослые — сверстники» на основе педагогики развития, творчества и свободы. Поэтому ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребенка как на «человека играющего» — в связи с этим современные программы воспитания и обучения, методики и технологии пересматриваются сегодня и переводятся с учебно-дидактического уровня на новый, игровой, в котором дидактический компонент будет реализовываться на основе игровых форм и методов взаимодействия. Кроме того, такие программы будут нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребенка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть на практике предполагается получить более игровой и разносторонний подход с использованием инновационных и активных методов педагогического взаимодействия. Это должно произойти в процессе разработки коллективами детских садов собственных об 2

ФОП ДО ответы на Ваши вопросы

разовательных программ на основе проектов примерных общеобразовательных программ дошкольного образования.

Рассмотрим основные теоретические подходы, которые заложены в проектах таких программ с учетом ФГОС дошкольного образования 1 .

Культурологический подход позволяет рассматривать детство как особую субкультуру, кроме того, давать характеристику способам взаимодействия и формирования взаимоотношений детей и взрослых в процессе передачи культурных ценностей и формирования установок деятельности и поведения, базиса личностной культуры.

Антропологический подход описывает феномены воспитания и обучения через призму адаптации, вхождения ребенка в культуру, решения противоречий между тенденциями социализации и индивидуализации; отражает специфику изменений в деятельности и поведении, сознании и личности ребенка и взрослого, которые происходят благодаря опыту общения и педагогического взаимодействия.

Личностно-ориентированный подход демонстрирует специфику формирования образа себя и мира, самооценки и уровня притязаний ребенка дошкольного возраста на основе учета индивидуальных особенностей детей и социальной ситуации их развития в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.

Средовой подход сочетает в себе требования к оптимальной организации социальной ситуации развития ребенка, педагогическому взаимодействию в контексте предметно-развивающей и пространственной среды группы и дошкольной образовательной организации, формирующейся образовательной среды. В динамике позитивных изменений здесь большую роль играет создание оптимальной образовательной среды, в которую входят:

ФОП дошкольного образования — ответы на главные вопросы

  • 1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
  • 2) характер взаимодействия со взрослыми;
  • 3) характер взаимодействия с другими детьми;
  • 4) система отношений ребенка к миру, другим людям, к себе самому.

Деятельностный подход ориентирует на развитие ребенка в разных видах деятельности, учитывая ведущий вид деятельности и его влияние на формирование личностных новообразований и расширение зоны ближайшего развития дошкольника; позволяет учитывать в процессе развивающего взаимодействия специфику развертывания этапов любой детской деятельности: от мотивационнопотребностного и ориентировочного до операционального и контрольно-оценочного.

Компетентостный подход позволяет сформировать цели и задачи образовательной деятельности как совместной и самостоятельной деятельности детей и взрослых, которые формируют у дошкольников готовность и способность действовать в жизненных ситуациях, проявлять компетентность, выражая свое отношение к происходящему и принимая ответственность за тот способ действия, который используется, и решение проблемы. Эти компетенции связаны с освоением содержания основных образовательных областей, обозначенных в ФГОС дошкольного образования:

  • • физическое развитие;
  • • социально-коммуникативное развитие;
  • • речевое развитие;
  • • познавательное развитие;
  • • художественно-эстетическое развитие.
  • 1) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • 2) обеспечение вариативности и разнообразия содержания и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  • 3) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Читайте также:
Программа чтобы не было всплывающих окон

Кроме того, они ориентированы на комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, на всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской деятельности. В связи с этим примерные программы рассматривают процесс воспитания и обучения в детском саду как механизм реализации принципов куль- туросообразности и развивающего образования. Так, программа «От рождения до школы»:

  • • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
  • • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми и с опорой на игру как ведущую деятельность дошкольников.

Различия в примерных программах связаны с подходами к разработке на данной принципиальной основе моделей организации педагогического взаимодействия между взрослыми и детьми и образовательного процесса в целом. Такие модели могут быть:

Другим отличием между программами выступает их отношение к использованию игровых методов и форм организации образовательного процесса и психолого-педагогической поддержке детской игры как ведущей деятельности дошкольников.

  • • участие в совместных играх со взрослым;
  • • нахождение и показ игрушки по просьбе воспитателя, называние и использования игрушек в соответствии с назначением (из чашки поить куклу, укладывать спать на кроватку и т. д.);
  • • отображение простейших ситуаций собственной жизни в игровых действиях («Покорми куклу», «Уложи куклу спать» и т. д.);
  • • развитие игровых действий (куклу кормят, укладывают спать, возят в коляске, лечат);
  • • осуществление игровых действий в жизненно-логической последовательности;
  • • самостоятельная игра с игрушками, переход от игры со взрослым к игре рядом и вместе с другим ребенком;
  • • обращение с просьбой к взрослому (поменяться игрушкой с другим ребенком), поприветствовать его, попрощаться с ним, поблагодарить;
  • • проявление эмоциональной отзывчивости в общении со взрослыми, сверстниками, совместные действия с предметами и игрушками.

Роль взрослого состоит в предоставлении детям времени для игры и в организации среды.

В других программах, например «Миры детства», сюжетная игра входит в отдельный содержательный раздел [3] .

Работа взрослых разбита на три типа в соответствии с типами проекции события в игре: функциональная проекция заключается в осуществлении условных предметных действий; ролевая — в ролевом диалоге со сверстником; пространственная — в выстраивании игрового предметного пространства. Ребенок останавливает свой выбор на той или иной проекции в зависимости от того, какой аспект репрезентируемых событий его больше занимает.

Взрослый в ходе совместной игры усиливает ту или иную проекцию, акцентирует на ней внимание ребенка, показывает, как разнообразить предметные действия, как обозначить игровое пространство, какое ролевое поведение избрать. Поэтому для каждой возрастной группы разработаны таблицы, подсказывающие педагогам типы проекций: функциональную, ролевую и пространственную (табл. 5) [4] .

На практике это происходит следующим образом: воспитатель начинает игру, вовлекая в нее детей, или подключается к уже начатой игре. В зависимости от поставленной им задачи он может сменить проекцию игры или дополнить одну другой [5] . Например, трехлетний ребенок обезличенно бегает с автомобильным рулем по группе.

Взрослый может обозначить игровое пространство — сделать из стульев макет автобуса, предложить другим детям стать пассажирами. Таким образом, к функциональной проекции добавляются ролевая (ребенок теперь — «шофер» конкретного автобуса) и пространственная («автобус» осязаем и видим). Возможна и другая ситуация — исключение той или иной проекции. Например, чтобы заменить функциональную проекцию ролевой, взрослый может организовать «телефонный разговор». Такая игра обеспечит вербальную коммуникацию ее участников.

Читайте также:
Автором программы радикального перехода к рынку был программы

Задача, возлагаемая на родителей, не столь многопланова: они развивают воображение ребенка, его способность к замещающим действиям — разыгрывают сказки, содержащие обширные ролевые диалоги, мастерят вместе с ребенком маркеры, обозначающие игровое пространство. В целом игровое взаимодействие родителей с ребенком естественным образом тяготеет к режиссерской форме сюжетной игры (которая заключается в использовании игрушек-персонажей и в ролевых диалогах от третьего лица).

Некоторые авторы дополняют образовательную программу приложением, посвященным игре, как, например, в программе «От рождения до школы» [6] . В качестве основных целей развития игры дошкольников называются следующие [7] :

Деятельность взрослых по развитию сюжетной игры в младшем дошкольном возрасте

Источник: studref.com

Список вариативных программ дошкольного образования с краткими аннотациями

-создание необходимых условий для всемерного раскрытия творческого потенциала ребенка и педагога.

Программа позволяет решать задачи:

-познания мира и себя в нем через открытие свойств (явлений), качеств, признаков предметов и экспериментирование с ними;

-развития способности к сопереживанию, сочувствию, общению с живыми и неживыми объектами;

-восприятия, мышления, памяти, воображения, фантазии, умения целенаправленно включаться в творческий процесс.

1. Реальные объекты мира (живая — неживая природа, человек, животные, растения, здания, транспорт).

2. Вторая натура (художественные изображения — живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство).

3. Звучащее искусство (музыка, поэзия, проза, фольклор).

4. Спортивно-двигательная, пластическая и театрализованно-игровая деятельность (пантомима, спортивные и дидактические игры, драматизация).

5. Собственно продуктивная изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка, конструирование).

«Детский сад — дом радости» (Н. М.Крылова),

Задачами программы являются: забота о здоровье ребенка и содействие обогащению психического и физического развития каждого ребенка; содействие освоению ребенком разных видов деятельности на уровне самостоятельности и развитие его творческого потенциала; содействие овладению основами духовной культуры.

Авторы предпочитают называть «Детский сад — дом радости» не программой, а научно-методической системой. В традиционном понимании программа входит в эту систему лишь как одна часть. Вторая часть — «Технология», подробно прописанный проект внедрения программы в практику. Третья — то, что мы называем инноватикой, условиями, которые нужно обеспечить для освоения технологии воспитателями.

Особенности организации работы специалистов ДОУ

Авторы программы «Детский сад — дом радости» считают, что наиболее трудным для педагога является установление доверительных контактов с ребенком. Технология (драматургия, авторское произведение и т.п.) освобождает время и открывает возможность для творчества с детьми, позволяет искать свой неповторимый стиль профессиональной деятельности, свой почерк интерпретации предлагаемых событий.

Метафорой «Лесенка успеха» обозначена деятельность воспитателя, содействующая обогащению развития ребенка. Четыре ступеньки лесенки соответствуют четырем уровням овладения деятельностью (узнавание, воспроизведение под руководством, самостоятельность, творчество).

В программе «Детский сад — дом радости» был реализован замысел обеспечить воспитателя подробным вспомогательным материалом. Технология описана в 34 книгах и включает не только ежедневную, но и почасовую, и даже поминутную организацию всей жизни и деятельности в целом одновозрастной группы от 20—25 детей в течение 10—12-часового режима работы.

«Детство» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и др.);

«Золотой ключик» (Г. Г. Кравцов и др.);

Программа «Золотой ключик» — комплексная программа развития детей от 3 до 10 лет, разработанная Г. Г. Кравцовым, Е. Е. Кравцовой, Е. Л. Бережковской и др. Цель П. — достижение органичного единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие, эмоциональное благополучие. П. представляет собой модель непрерывного образования детей, которая предусматривает разновозрастной состав групп (2-4 года, 5-7 лет, 8-10 лет), преобладание индивидуальных форм работы с детьми, формирование системы отношений по типу семейных взаимоотношений, акцент на развитие игровой деятельности и эмоционально-волевой сферы дошкольников.

«Истоки» (под ред. Л. Е. Курнешовой),

Основная цель программы — формирование разносторонне развитой личности в возрасте от рождения до 7 лет, ее универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям ребенка; обеспечение для каждого ребенка равного старта развития; сохранение и укрепление здоровья.

Читайте также:
Антивирус мешает установить программу

В соответствии с этим подходом в программе выделены следующие возрастные этапы : раннее детство — младенчество (до одного года); ранний возраст (от одного года до трех лет); дошкольное детство: младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший (от пяти до семи лет). Такая возрастная периодизация, по мнению авторов, позволяет видеть как наиболее общие тенденции, так и индивидуальную перспективу развития каждого ребенка.

В программе выделены новые, самостоятельные разделы: «Здоровье», «Речь и речевое развитие», «Мир, в котором мы живем», «Природа и ребенок», «Культура быта» и другие, которые ее существенно дополняют и обогащают.

«Кроха» (Г. Г. Григорьева, Е. Г. Кравцова и др.);

Цель программы — комплексное развитие, воспитание и обучение детей в возрасте до трех лет.

Разработана программа в духе идей гуманизации семейного и общественного воспитания маленьких детей. Программа предусматривает разноуровневый, индивидуально-дифференцированный подход к ребенку.

Программы воспитания и развития ребенка представлены в диалектическом единстве и взаимосвязи. При этом подчеркивается ориентировочный характер их содержания и необходимость учета индивидуальных темпов, уровня и направленности развития малыша.

Программа построена на принципах системности и деятельностного подхода, представлена четырьмя блоками: предродовая педагогика; характеристика особенностей физического и психического развития ребенка от рождения до трех лет; развитие и воспитание детей первого года жизни; развитие и воспитание ребенка второго и третьего года жизни.

Программа содержит информационные материалы по всем направлениям развития личности ребенка до трех лет, а также методические рекомендации. В нее включены подборка хрестоматийных материалов (литературных произведений) для чтения и рассказывания их детям, многофункциональные справочные материалы и перечень методической литературы. В приложениях даны таблицы уровней развития и достижения детей в каждом возрастном периоде, а также приводится литературный материал, примерные сценарии семейных праздников.

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» ( Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева).

Цель: воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение. Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи — воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.

«Развитие» (под ред. О. М.Дьяченко).

В основу программы легли идея А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития и концепция Л.А.Венгера о развитии способностей.

Программа требует установления основанных на личностно ориентированной модели воспитания и обучения. Программа составлена для каждого возраста и содержит объяснительную записку и детальную характеристику работы с детьми.

Цели: развитие у детей умственных и художественных способностей детей, а также развитие специфических дошкольных видов деятельности.

Кардинально изменены способы дошкольного обучения – перед детьми ставится система последовательно усложняющихся задач. Основной акцент программы сделан не на то, какой фактический материал дается детям, а на то, как он дается. При разработке программного материала первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми, и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.

В структуре воспитательно-образовательного процесса, организуемого по программе «Развитие»:

1. Развитие сенсорных способностей (мл.возраст).

2. Развитие речи и ознакомление с художественной литературой.

3. Введение в грамоту (мл., ср.группы); подготовка к обучению грамоте (со старшей группы).

4. Формирование представлений об окружающем мире о себе (мл.возраст).

5. Ознакомление с природой (средняя группа).

6. Формирование элементарных экологических представлений.

7. Развитие элементов логического мышления (со ст.группы).

8. Формирование элементарных математических представлений (со средней группы).

9. Ознакомление с пространственными отношениями (со средней группы).

10. Конструктивная деятельность.

11. Изобразительная деятельность.

12. Игровая деятельность.

Список вариативных программ дошкольного образования с краткими аннотациями

Источник: www.yurii.ru

Список вариативных программ дошкольного образования

Авторизация

> Программы воспитания > Программы воспитания дошкольных образовательных организаций

Программы воспитания дошкольных образовательных организаций

Федеральная рабочая программа воспитания
Практическое руководство «Воспитателю
о воспитании»

  • Положения и приложения
  • Документы
  • Противодействие коррупции
  • Информация об институте

Министерство просвещения Российской Федерации

Год педагога и наставника

Источник: xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru