Проблема нравственного образования и воспитания, согласно Конституции РФ, – это проблема государственная. Постановка проблем нравственности и внимание к ним в мире сегодня исключительно актуальны.
Раскрытие содержания нравственного воспитания предполагает:
- нравственно-этическое просвещение: сообщение нравственных знаний посредством рассказов, бесед, праздников, обсуждений и диспутов, анализа поступков и т. п.;
- нравственно-мотивированную практическую деятельность (практическую работу по выработке навыков и привычек нравственного поведения, включающую воспитание у детей сознательной дисциплины и формирование нравственной культуры их поведения).
В предлагаемом списке литературы, представлены различные программы, формы и методы работы с детьми: разработки уроков, классные часы, сценарии праздников, беседы, игры, родительские собрания на любую возрастную категорию учащихся.
СТАТЬИ
1. Добру откроются сердца // Досуг в школе. — 2008. — № 11. — 32 с. — Содержание: «Если добрый ты — это хорошо!» / О. Н. Сухоносова. «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» / Н. С. Нуриева. «Добру откроются сердца» / В. А. Халилуллина. Под грибком / Н. В. Ахметова. «Помни о других» / Н. В. Ахметова. «Волшебное слово» / Л. Л. Худякова. «С детства дружбой дорожи» / З. А. Гомжина. Дружба мнимая и настоящая / Т. Ю. Ковшарова. «Здравствуйте, пожалуйста, спасибо» / Н. С. Крюкова.
Духовно нравственное развитие и воспитание личности на примере учебной литературы издательства Русс
Подборка сценариев для проведения классных часов, театрализованных уроков по нравственному воспитанию для учащихся младшего и среднего школьного возраста.
2. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. — 2006. — N 11. — с.45-57.
Содержание: Современные методы духовно-нравственного воспитания; Воспитание духовности в системе учебно-воспитательной работы городской школы; Готовность педагогов к духовно-нравственному развитию детей-сирот в условиях православного детского дома.
3. Нравственное воспитание младших школьников // Начальная школа. — 2008. — N 5. — c.7-9, 11-14, 19-25, 28 (вкладка).
Содержание: О воспитании у младших школьников добрых чувств к людям; Национальные традиции в духовно-нравственном воспитании детей в семье и начальной школе; Роль семейных отношений в нравственном воспитании ребенка; Духовно- нравственное воспитание учащихся: предметы регионального компонента; Уроки Д. С. Лихачева — уроки нравственности; Этика для младших школьников.
4. Тема номера: Духовно-нравственное воспитание школьников // Начальная школа: плюс до и после. — 2007. — N 11. — с.3-10, 37-40. Содержание: Методы и механизмы духовно-нравственного воспитания младших школьников; Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки; Нравственное воспитание младших школьников с использованием компьютерной поддержки.
5. Эстетическое воспитание младших школьников // Начальная школа. — 2008. — N 5. — c.14-18, 31 (вкладка).
Рабочая программа воспитания в ДОО: организация нравственного воспитания и социально-коммуникативног
Содержание: Воспитание в поликультурной среде средствами народных сказок; Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников.
6. Архарова Л.И. [Праздники и классные часы на тему нравственности] / Л.И. Архарова // Архарова Л.И. Cценарии праздников, классных часов, игр, развлечений для начальной школы. – М., 2005. – с.58-65
7. Баранец, Надежда Анатольевна. Формирование ценностных ориентаций младшего школьника в современной информационной среде / Н. А. Баранец // Начальная школа: плюс до и после. – 2008. – N 7. – c.75-78
Воздействие информационной среды (СМИ, телевидения, компьютерных игр) на младших школьников. Информационная среда и нравственное воспитание детей.
11. Бразговка Л.П. Значение нравственной установки в процессе морального становления младшего подростка / Бразговка Л.П. // Этическое воспитание. — 2007. — N 3. — с.35-40
12. Величко О.Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников / О.Ю. Величко // Начальная школа + практика: (вкладка к четным номерам). — 2010. — N 7. — c. 97-100
13. Величко О.Ю. Роль нравственно-ориентированной игры в процессе этического воспитания младших школьников / О.Ю. Величко // Начальная школа. — 2008. — N 8. — c.11-15
14. Венецкая А.Б. Формирование культуры общения младших школьников (на материале курса «Этическая грамматика, или Веселый этикет») / А.Б. Венецкая // Начальная школа. — 2009. — N 2. — c.73-77
Понятие «культура общения». Описание программы «Этическая грамматика, или Веселый этикет». Фрагмент занятия по теме «Здравствуй, друг!» о приветствиях.
15. Власов, Игорь. Школа общения: классный час / И. Власов // Начальная школа. Приложение к газете «Первое сентября». — 2009. — N 15. — c.12-14
Сценарий классного часа для 2 класса о дружбе и общении.
16. Гагич, Светлана. Быть волшебником: игровое занятие для 1-5-х классов / С. Гагич // Классное руководство и воспитание школьников. Приложение к газете «Первое сентября». — 2010. — N 6. — c.16-17
Сценарий классного часа о доброте, вежливости, общении детей.
17. Герасимова О.Б. Где добро, там и тепло: командная игра. 4 класс / О.Б. Герасимова // Практика. Пособие для учителя. Вкладка к журналу «Начальная школа». — 2009. — N 6. — c.45-46
Сценарий игры о добре, дружбе и самопознании младших школьников.
18. Ерина Э.Г. Этика (мораль). Программа для учащихся 1-4-х классов / Э.Г. Ерина // Завуч начальной школы. — 2007. — N 6. — c. 119-125
19. Желтовская Л.Я. Обучение русскому языку в интересах речевого развития и духовно-нравственного воспитания младших школьников / Л.Я. Желтовская // Начальная школа. — 2008. — N 1. — c.48-54
Обучение русскому языку в рамках УМК «Планета знаний».
20. Иванова А.П. Формирование нравственных ценностей младших школьников средствами регионализации математического образования / А.П. Иванова // Начальная школа. — 2008. — N 7. — c.26-30
21. Кадырова Е.П. Программа формирования нравственности функционально грамотной личности младшего школьника / Е.П. Кадырова // Начальная школа: Плюс до и после. — 2010. — N 9. — c. 26-30
22. Классные часы по нравственному воспитанию учащихся начальной школы // Завуч начальной школы. — 2008. — N 7. — c. 39-78.
Содержание: «Чтобы радость людям дарить, надо вежливым быть!» / Е. Г. Пенькова. «Добро и зло вокруг нас» / Е. Г. Пенькова. «Доброе сердце» / Г. В. Попова. «Вежливость как часть жизни» / Л. Ф. Кошелева. Поведение в школе / Л. Ф. Кошелева. «О маме» / С. В. Смиронова. День Матери / Л. Ф. Кошелева.
23. Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности / Л.Д. Короткова // Начальная школа. — 2007. — N 11. — c.15-17
24. Кострюкова Е.А. Да здравствует вежливость!: сценарий праздника. 2-4 классы / Е.А. Кострюкова // Начальная школа. — 2008. — N 9. — c.26-30 (вкладка)
25. Латиева Э.И. В школе Вежливых Наук: игра-путешествие с героями мультфильмов / Э.И. Латиева // Практика. Пособие для учителя. Вкладка к журналу «Начальная школа». — 2009. — N 6. — c.43-45
Сценарий занятия о правилах поведения для младших школьников с использованием мультфильмов.
26. Леонова Н.А. Младший школьник: опыт нравственного поведения: Формирование нравственной компетентности младших школьников / Н.А. Леонова // Начальная школа. — 2010. — N 5. — c.22-26
27. Макеева В.В. Какой я?: классный час. 4 класс / В.В. Макеева // Начальная школа. — 2008. — N 7. — c.69-71
Сценарий классного часа о самопознании для 4 кл.
28. Макеева, Виктория. Такой незнакомый Я: [сценарий классного часа о самопознании] / В. Макеева // Начальная школа. Приложение к газете «Первое сентября». — 2008. — N 18. — c.29-30
30. Миловзорова А.М. Воспитание нравственных чувств младших школьников через овладение выразительным чтением / А.М. Миловзорова // Начальная школа: плюс до и после. — 2010. — N 7. — c. 20-24
31. Муртазина В.М. Адаптированная программа нравственного воспитания младших школьников / В.М. Муртазина // Завуч начальной школы. — 2008. — N 1. — с.114-121
32. Петрова В. Программа нравственного образования: 2 класс (34 ч.) / В. Петрова, Хомякова И., Стульник Т.: 2 класс (34 ч. ) / В. Петрова, Хомякова И., Стульник Т. // Воспитание школьников. — 2006. — N 2. — c.46-51. — Продолжение N 3,4,5
33. Подбородкова Г. Путешествие страну Вежливости / Г. Подбородкова // Воспитание школьников. — 2008. — N 1. — С.76-80
34. Рассказова, Ирина. Взаимное уважение: классный час. 1-4 классы / И. Рассказова // Начальная школа. Приложение к газете «Первое сентября». — 2009. — N 6. — c.11-13
Сценарий классного часа о проблеме уважения, воспитанности, скромности.
35. Симонова Т.Р. Роль музыкального искусства в формировании доверительных отношений / Т.Р. Симонова // Воспитание школьников. — 2010. — N 2. — c. 48-52
Художественно-эстетическая деятельность — важнейшее средство создания отношений доверительности, эмпатии, развития способности сопереживать окружающим.
36. Соколова И.И. Формирование ценностных ориентаций личности младшего школьника: методический материал / И.И. Соколова // Начальная школа. — 2007. — N 6. — с.82-85
37. Строганова Л.В. [Беседы и тренинги на тему нравственности для подростков]: методический материал / Л.В. Строганова // Строганова Л. В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности) / Л. В. Строганова. — М., 2007. — с.76-124.
Содержание: Жить с достоинством – что это значит?; Качества человека; Добросердечность; Человек и труд; Легкомыслие, разумность; Можно ли победить жестокость; Щедрость, скупость; Прибавляем бережливость; Спешите делать добро; [Толерантность]
38. Строганова Л.В. [Беседы на тему нравственности для младших школьников]: методический материал / Л. В. Строганова // Строганова Л. В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности) / Л. В. Строганова. — М., 2007. — с.33-75.
Содержание: О равнодушии и добре; Совесть; Друг познается в беде; Каждой вещи — свое место;Душа народа к добру зовет;Что значит быть дисциплинированным?;Урок толерантности, или Учимся сочувствовать.
39. Строганова Л. В. [Нравственное воспитание младших школьников и подростков]: методический материал / Л.В. Строганова // Строганова Л. В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности) / Л. В. Строганова. — М., 2007. — с.3-32
40. Царябина И. В. Нравственное развитие личности детей средствами музыкального фольклора / И.В. Царябина // Дополнительное образование и воспитание. — 2009. — N 5. — c. 49-51
41. Чикулаева Т. С. Моя семья — самая-самая: классный час / Т.С. Чикулаева // Практика. Пособие для учителя. Вкладка к журналу «Начальная школа». — 2009. — N 6. — c.34-36
Сценарий классного часа для младших школьников о семье.
42. Чухарева В. В. Твори добро!: внеклассное мероприятие для 3-4 классов / В.В. Чухарева // Начальная школа. — 2008. — N 7. — c.66-68
43. Шитякова Н. П. Анализ программ духовно-нравственного воспитания младших школьников: методический материал / Н.П. Шитякова // Начальная школа. — 2006. — N 12. — с.16-21
44. Щетнева О. П. Программа нравственного воспитания младших школьников «Преображение» / О.П. Щетнева // Практика административной работы в школе. — 2006. — N 8. — c.46-49
45. Юдина Г. А. Классный час «Человек рожден для добра». 4 класс / Г.А. Юдина // Этическое воспитание. — 2006. — N 6. — с.54-58
КНИГИ
1. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова [и др.]. — СПб.: Питер, 2007. — 304 с.
Материал для практической организации работы с младшими школьниками по нравственному воспитанию в современных условиях. Пособие для студентов педагогических специальностей, учителей начальных классов.
2. Алоева, Марина Андреевна. Классные часы в 5-7 классах: методический материал / М.А. Алоева;ред. Г.Н. Сибирцова. — 8-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2003, 2007, 2008. — 320 с.: ил. — (Сердце отдаю детям). — Национальный проект «Образование»
Сценарии проведения классных часов в 5-7 классах, объединенных проблемами нравственности, духовности, патриотического воспитания учащихся, формирования здорового образа жизни, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Для классных руководителей.
3. Батурина Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях: методический материал / Г.И. Батурина, К. Л. Лисова, Г. Ф. Суворова. — М.: Народное образование, 2002. — 112 с.
Обобщенная модель нравственного воспитания школьников. Практические материалы — программы, конспекты уроков, сценарии внеклассных мероприятий. Народная культура в предметах школьного цикла. Программы курса «Народоведение» (1-9 кл). Программа курса » Народные промыслы».
4. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников. 5-11 классы: Основные аспекты, сценарии мероприятий / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. — М.: 5 за знания, 2005. — 207 с. — (Методическая библиотека).
5. Нравственность в современном мире: методический материал / Сост. О.В. Крючкова, О.А. Хаткевич. — Минск: Красико-принт, 2003. — 128 с. — (Деятельность классного руководителя).
Морально-нравственное воспитание учащихся. Теоретический и практический материал. Специалистам учебно-воспитательных учреждений.
6. Родительские собрания. 5-8 классы. Нравственное воспитание в семье: [методическое пособие] / сост. Е.В. Васильева. — Волгоград: Учитель, 2008. — 143 с. — (Школа и родители).
Разработки родительских собраний, представленные в данном пособии, помогут педагогам организовать диалог с родителями по проблемам нравственного воспитания. Особый интерес вызовут беседы на актуальные темы по созданию детского пространства в семье, применению традиционных принципов воспитания, проверенных временем. Пособие адресовано классным руководителям 5-8 классов.
7. Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе: Практическое пособие / Е.П. Сгибнева. — 2-е изд., испр. — М.: Айрис-Пресс, 2005. — 159 с. Материалы для проведения классных часов в средней школе по темам: «Наш класс», «Нравственно-этическое воспитание».
Источник: strong2gether.ru
Программа по духовно- нравственному воспитанию «Формирование патриотизма и гражданской солидарности»
Одна из самых насущных проблем, стоящих сегодня перед человечеством — это проблема мирного сосуществования различных народов, культур, религиозных концессий. Одним из важнейших аспектов воспитательного процесса в современном российском образовательном учреждении является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в гражданском и духовном развитии личности обучающихся. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, проявляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Важнейшей задачей российского общества сегодня является воспитание гражданина и патриота. Формирование патриотизма и гражданской солидарности в современных условиях заключается в воспитании у подростков положительного отношения:
— к своему Отечеству, к гражданскому обществу и правовому государству;
— к гуманизму как принципу отношений между людьми;
— к социальной активности;
— уважительного отношения к истории прошлого своей Родины, к родному языку, религии, традиции и т.д.
Патриотизм – это чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать Россию крепче, а ее граждан счастливее. Патриотизм – это источник силы народа. Он выражается в ценностях:
Любовь к России.
Любовь к своему народу.
Любовь к своей малой Родине.
Социальная солидарность – это не только наша национальная традиция, но и одно из важнейших условий модернизации страны. Ее следует рассматривать, как возможность личности развиваться в неагрессивной, а в благоприятной социальной сфере.
Социальная солидарность развивается в ценностях:
Свобода личная и национальная.
Честь и честность.
Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. В Федеральных государственных стандартах общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности.
В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся. Поэтому считаю, что тема моей программы «Формирование патриотизма и гражданской солидарности» актуальна и важна.
Нравственное воспитание — непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.
Духовность? — Это устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания; определение человеческого способа жизни, выраженное в стремлении к познанию мира и, прежде всего, самого себя.
Программа «Духовно- нравственного воспитания» предусматривает – воспитание благородного человека, гражданина России. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а так же – раскрывает и дает проявить потенциальные творческие и научные возможности учащихся, несущие им и нам счастье и радость жизни. Главное в программе – системно- деятельностный подход к формированию гражданской позиции обучающегося, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно – исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выбрать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности согласно программы развития школы «Персонифицированная система обучения и воспитания как условие развития личности учащихся в условиях микрорайона – новостройки».
Актуальность программы духовно – нравственного
воспитания обучающихся:
В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан и введения новых образовательных концепций.
Воспитание гражданина – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса.
II . Структура программы
1. Пояснительная записка
2. Цель и задачи Программы
3. Основные направления Программы
4. Реализация цели воспитания школьников
6. План мероприятий по духовно- нравственному воспитанию.
7. Список литературы
III . Цель и задачи программы:
создание условий для воспитания высоконравственной, творческой, компетентной личности, принимающей судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённой в духовных и культурных традициях многонационального народа российской Федерации.
Для достижения данной цели необходима постановка и решение следующих
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно- нравственном воспитании.
IY . Основные направления Программы:
Формирование здорового и безопасного образа жизни.
Социально-педагогическая поддержка детей и молодёжи.
Развитие форм ученического самоуправления.
Y . Принципы духовно- нравственного воспитания учащихся:
Принцип целостности учебно- воспитательного процесса.
YI . Формы работы с учащимися и родителями:
Проведение праздников и мероприятий.
Участие в смотрах – конкурсах, фестивалях, концертах.
Лекторий для родителей.
Тематические и творческие вечера.
Беседы, игры нравственного и духовного содержания.
Исследовательская деятельность учащихся.
Встреча с ветеранами и участниками войны.
Анкетирование учащихся и родителей с целью выявления духовно- нравственного воспитания в семье.
Проведение классного часа и классных часов совместно с родителями.
Проведение родительских собраний.
Информационные стенды для родителей, выставки детских работ.
Совместно организованные с родителями праздники.
Вечера вопросов и ответов.
YII . Список лекций родительского лектория:
«Поощрения и наказания. Воспитание ответственности»
«Физическое здоровье школьников. Борьба с вредными привычками»
«Влияние семейных взаимоотношений на развитие ребёнка»
«Проблема подростковой агрессивности»
«Роль семьи в развитии личности»
YIII . Планируемые результаты духовно- нравственного воспитания
В результате реализации программы духовно – нравственного воспитания должно обеспечиваться движение учащимися:
— воспитательных результатов – тех духовно- нравственных приобретений, которые получил ученик вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком – либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал что- то как ценность;
— получение результата, то к чему привело достижение результата (например, развитие ученика как личности). При этом учитывается, что достижение ученика как личности, формирование его социальной компетентности становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, классного руководителя, семьи, друзей, общественности, СМИ и другого ближайшего окружения.
IX . Оценка эффективности реализации Программы:
Конечный результат работы по духовно- нравственному и гражданскому воспитанию обучающихся школы спроектирован в виде модели выпускника, которому присущи следующие качества:
Высокая духовность – развитие навыков нравственного поведения в единстве с ценностями морального сознания, творческое восприятие окружающей действительности, потребность создавать новое, получая удовлетворение от творческого процесса; способность адекватно реагировать на различные внешние воздействия, готовность к сотрудничеству с представителями разных народов, культур и верований, сформированность морально-этических принципов.
Гражданская позиция – осознанное принятие культурно-исторических ценностей родной страны, общенациональных приоритетов и задач, наличие личной системы ценностных ориентаций, включая нормы и правила общения, принципы толерантности; развитие гражданского самосознания, личной ответственности за судьбу России и малой родины; целеустремленность и настойчивость в достижении общественно-значимых целей.
Патриотическое сознание – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите, уважение к традициям. Результатом реализации программы воспитания и социализации должен стать ученик:
— любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
-осознающий и принимающий ценности семьи, традиции многонационального российского народа;
— уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
— осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
Выполнение программы приведет к совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у воспитанников нашей школы, повышению социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, малой Родине.
X . Формы подведения итогов реализации программы:
Ежегодно проводиться подведение итогов реализации программы. В конце каждой четверти на линейки происходит награждение лучших и самых активных учащихся в течение четверти почетными грамотами, благодарственными письмами, сертификатами и призами от организаций проводимых мероприятий и от администрации школы. Проводится организация выставок с художественно- прикладными и техническими работами, работами из природного материала и вторичного сырья, фото- выставки, конкурс проектов, плакатов и рисунков, поделки Деду- Морозу.
XI . Организация программы:
Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на 2 года, для учащихся 10-11х классов. Структура и организация данной программы построена с учетом подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно. Этот период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии. В учебно- воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о ее историческом развитии, но и формировать у них ответственность за ее будущее, прививать общественно ценный опыт защиты своей Родины.
X . Критерии успешности духовно- нравственного воспитания:
1. Результаты диагностических исследований роста личности обучающихся – положительная динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям.
2. Результаты исследования формирования классного коллектива – рост суммы баллов активности и качества участия классного коллектива в общественной жизни школы и города.
3. Рейтинговая оценка работы школы ее учащимися и их родителями- положительная динамика по годам и рост активности.
4. Уровень активности участия всех сторон образовательного процесса в самоуправлении школой – положительная динамика числа участников и их предложений по совершенствованию работы школы.
План мероприятий по духовно- нравственному воспитанию
на 2015-2017 учебные года
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Литература по духовно-нравственному воспитанию и просвещению:
в помощь педагогам
Библиотека – центр духовно-нравственного воспитания и общения / Управление образования Администрации г. Вологды, Центр повышения квалификации пед. работников образоват. системы г. Вологды; [сост. Г. М. Хомякова]. – Вологда : Центр повышения квалификации педагогических работников образовательной системы г. Вологды, 2005. – 46 с.
Из опыта работы библиотеки по духовно-нравственному воспитанию
Володина Л. О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье: национальный опыт и региональные особенности : монография / Л. О. Володина; Федер. агентство по образованию, ГОУ ВПО «Вологод. гос. пед. ун-т». – Вологда : ВГПУ, 2010. – 206 с.
О проблеме духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье
Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи : межрегиональная науч.-практ. конф., Вологда, 15-16 февраля 2012 года / Департамент образования Вологод. обл., Вологод. инт-т развития образования [и др.]; [под общ. ред. Е. А. Ворониной]. – Вологда : ИЦ ВИРО, 2012. – 333 с.
Духовно-нравственное воспитание студентов и школьников : материалы науч.-практ. конф., 20-21 апр. 2005 года / [науч. ред. Ф. И. Кевля]. – Вологда : Русь : ВГПУ, 2006. – 154 с.
Духовное просвещение и воспитание как составляющая часть воспитательного процесса : материалы семинара для заместителей директоров детских домов и школ-интернатов / [Т. К. Большакова и др.]. – Вологда : Школа-интернат № 1, 2001. – 75 с.
Духовность как основа общения: образование и культура : материалы науч.-практ. конф. / Департамент образования администрации Вологод. обл. [и др.]; редкол.: Г. В. Судаков (гл. ред.) и др.]. – Вологда : ИЦ ВИРО : ВГПУ, 2002. – 280 с.
Проблема «поколенческой справедливости» и пути ее решений в системе ценностей национальной социокультурной образовательной программы «Истоки» / Ин-т востоковедения РАН, Отд-ние социокультурных и цивилизационных проблем РАЕН; [авт.-сост.: В. И. Шеремет, А. А. Грезнева]. – Москва : Истоки, 2010. – 78 с.
Статьи
Василенко С. Вырастим деревце Смирения : урок для младших школьников / С. Василенко // Духовно-нравственное воспитание. – 2010. – № 5. – С. 66-68.
Из опыта работы воскресной школы при кафедральном соборе Рождества Богородицы г. Вологды
Давыдов П. О добре не только беседуют : о духовно-нравственном просвещении на Вологодчине / П. Давыдов // Вологодский ЛАД. – 2009. – № 4. – С. 2-11.
Содерж.: [беседа с директором центра Н. М. Тихомировой] ; Строки из сердца : [о презентации книги «Переходя порог родного храма» с публ. стихов детей, занимающихся в литературной студии «Вдохновение» ; А. В. Камкин о книге «Истоки. Слово и образ России»]
Дрожжина Г. А. Православная духовность и ее роль в развитии личности / Г. А. Дрожжина // Духовность как основа общения: образование и культура : материалы науч.-практ. конф. – Вологда, 2002. – С. 162-166.
Животворящие святыни : комплексная программа духовно-нравственного и социокультурного воспитания / Т. Кириллова [и др.] // Духовно-нравственное воспитание. – 2005. – № 3. – С. 61-71; № 4. – С. 62-74.
Авторы программы – педагоги дополнительного образования духовно-просветительного центра «Северная фиваида»
Камкин А. В. О духовно-нравственных стратегиях современного школьного образования (программа «Истоки») / А. В. Камкин // Дети и молодежь – будущее России: материалы Рос. науч.-практ. конф. – 2002. – С. 109-112.
Об основных целях и задачах программы «Истоки»
Камкин А. В. Программа «Истоки» : опыт и перспективы / А. В. Камкин // Педагогика. – 2008. – № 9. – С. 93-99.
Камкин А. В. Священный смысл родной тропинки. : программа «Истоки»: опыт и перспективы / А. Камкин // Духовно-нравственное воспитание. – 2010. – № 5. – С. 46-56.
Камкин А. В. Уроки добра и красоты : беседа с профессором Александром Камкиным / беседовал П. Давыдов // Красный Север. – 2008. – 21 февраля. – C. 35.
Карпова О. Б. Воспитание духовности школьников через православную краеведческую работу / О. Б. Карпова // Духовность как основа общения: образование и культура : материалы науч.-практ. конф. – Вологда, 2002. – С. 210-214.
Кузьмин И. А. О развитии истоковедения на современном этапе : [2011 год] / И. А. Кузьмин // Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи : материалы межрегиональной науч.-практ. конф., Вологда, 15-16 февраля 2012 года. – Вологда, 2012. – С. 21-26.
О реализации широкомасштабного образовательного проекта «Истоки», направленного на развитие духовно-нравственных и социокультурных ценностей учащихся школ
Лобанова Г. И. Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям на основе православной культуры / Г. И. Лобанова // Глубоковские чтения : сборник докладов. Вып. 1. / Администрация Кичменгско-Городец. муницип. р-на, Упр. культуры, молодеж. политики, туризма и спорта, МУК «Кичменгско-Городец. краеведческий музей»; [отв. за вып.: О. В. Китаева]. – Кичменгский Городок [Вологод. обл.], 2008. – С. 43-46.
Максимилиан. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания детей в современной школе : слово на августовском педагогическом совете / архиепископ Максимилиан // Благовестник. – 2010. – № 4. – С. 4-5.
Максимилиан. Православная духовность и ее роль в становлении культуры общения / архиепископ Максимилиан // Духовность как основа общения: образование и культура : материалы науч.-практ. конф. – Вологда, 2002. – С. 3-8.
Осипова А. Дети в храме / А. Осипова // Духовно-нравственное воспитание. – 2010. – № 5. – С. 64-65.
Из опыта работы воскресной школы храма Успения Божией Матери, с. Верховажье
Павлова Т. А. Православная духовность и ее роль в становлении культуры личности / Т. А. Павлова // Духовность как основа общения: образование и культура : материалы науч.-практ. конф. – Вологда, 2002. – С. 166-171.
Петелин Б. В. Христианское понимание современной истории в процессе изучения преподавания / Б. В. Петелин // Духовность как основа общения: образование и культура : материалы науч.-практ. конф. – Вологда, 2002. – С. 203-210.
Селиванов Ю. Б. Жития святых Вологодского края // Жития святых в школьном курсе литературы / Ю. Б. Селиванов. – Вологда, 2007. – С. 99-157.
Соколова И. Н. Духовно-нравственное воспитание учащихся через православное краеведение / И. Н. Соколова // Духовность и патриотизм как основа современного образования. – Вологда, 2003. – С. 48-52.
Тихомирова Н. М. «Восхититься величием и святостью Русского Севера. » : беседа с директором духовно-просветительского центра «Северная Фиваида» Н. М. Тихомировой / записал П. Давыдов // Духовно-нравственное воспитание. – 2010. – № 5. – С. 32-36.
Труфанова М. В. Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа : [на примере Великоустюгского педагогического колледжа] / М. В. Труфанова // Воспитательный ресурс региональной системы образования : материалы областной науч.-практ. конф. (г. Вологда, 25-26 марта 2008 года). – Вологда, 2008. – С. 143-147.
Удальцова Т. К высшему религиозному созерцанию : вероучительные дисциплины : методы активизации внимания детей на занятиях / Т. Удальцова // Духовно-нравственное воспитание. – 2010. – № 5. – С. 57-60.
Из опыта работы воскресной школы при храме преподобного Онуфрия Катромского (г. Харовск)
Хвастунова Л. Ф. Изучение православной культуры края как один из путей духовного развития личности / Л. Ф. Хвастунова // Духовность как основа общения: образование и культура : материалы науч.-практ. конф. – Вологда, 2002. – С. 214-217.
Щепелин С. Три силы, действующие воедино / иерей Сергий Щепелин // Благовестник. – 2013. – № 4. – С. 33-37.
Источник: www.booksite.ru