Научные публикации (статьи и монографии) с ключевым словом целевые программы, выпущенные в Издательстве Креативная экономика (найдено: 12 за период c 2004 по 2019 год).
1. Арутюнян В.А.
Эволюция целевых комплексных программ в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. (№ 2 / 2019).
В данной статье рассматриваются этапы развития целевых программ в Российской Федерации. Приводится характеристика содержания программных документов. Анализируются исторические аспекты создания документов стратегического планирования. Оценивается опыт написания программ с учётом использования новых технологий.
Актуальность выбранной темы связана с усложнением управленческой деятельности на всех уровнях власти. Наличие такого обстоятельства требует поиска новых методов решения проблем местных сообществ и общества в целом. Результатом обзора авторами практик написания целевых программ является формирование практических рекомендаций по оптимизации процесса выделения ключевых целей государства.
Оформление списка литературы по ГОСТ Р 7.0.100-2018 при помощи Зотеро
Арутюнян В.А. Эволюция целевых комплексных программ в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – Том 9. – № 2. – с. 93-104. – doi: 10.18334/epp.9.2.40642.
2. Ермошина Т.В.
Инвестиционное обеспечение инновационной экономики // Вопросы инновационной экономики. (№ 1 / 2018).
Оценки ведущей роли инвестиционного обеспечения инновационного развития современной экономики становятся широко распространенными в научной литературе. При этом обращается внимание на возрастающую роль НИОКР в значимости развития наукоемких отраслей, что получило признание не только в экономической науке, но и у политического руководства.
Тем не менее, реализация приоритетных направлений развития экономики сталкивается на практике с различными трудностями, что предопределяет корректировку финансирования. Это указывает на потребность анализа современной практики инвестиционных процессов, основанного на оценке реализации бюджетных ассигнований целевых программ в области НИОКР.
В статье рассматриваются показатели развития инновационной экономики, а также финансовая составляющая исполнения федерально-целевых программ, выявляются приоритеты инвестиционной политики. Результаты исследования могут быть использованы при финансовом обеспечении ключевых направлений экономики.
Ермошина Т.В. Инвестиционное обеспечение инновационной экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – Том 8. – № 1. – с. 39-50. – doi: 10.18334/vinec.8.1.38759.
3. Мельникова Т.А.
Целевая эффективность общественного производства и ее влияние на развитие региона // Российское предпринимательство. (№ 12 / 2012).
В статье анализируется эффективность реализации целевого планирования региональной экономики Красноярского края, определены критерии эффективности целевых программ.
Мельникова Т.А. Целевая эффективность общественного производства и ее влияние на развитие региона // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 12. – с. 173-177. – url: https://creativeconomy.ru/lib/7582.
Как оформить список литературы в дипломе
4. Емельянова Г.А.
Чувашия: особенности инвестиционного развития жилищно-коммунального хозяйства. Организационно-экономический аспект инвестиционного развития жилищно-коммунального хозяйства региона // Российское предпринимательство. (№ 9 / 2011).
В статье рассмотрены особенности инвестиционного развития региона. Автор высказывает мнение, что инвестиции необходимы для организации управления и экономического развития всей действующей системы жилищно-коммунального хозяйства региона, а также для снижения производственных затрат и повышения
качества предоставляемых услуг.
Емельянова Г.А. Чувашия: особенности инвестиционного развития жилищно-коммунального хозяйства. Организационно-экономический аспект инвестиционного развития жилищно-коммунального хозяйства региона // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 9. – с. 176-181. – url: https://creativeconomy.ru/lib/7018.
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
5. Гареев И.Ф.
Практика функционирования центра жилищного просвещения «Молодой семье – доступное жилье» // Экономика, предпринимательство и право. (№ 6 / 2011).
В статье дается оценка результатам социального проектирования некоммерческих организаций. Сущность проекта заключается в консультировании населения по жилищным вопросам. Рассмотренные аспекты могут быть использованы заинтересованными структурами при реализации аналогичных проектов в других регионах Российской Федерации.
Гареев И.Ф. Практика функционирования центра жилищного просвещения «Молодой семье – доступное жилье» // Экономика, предпринимательство и право. – 2011. – Том 1. – № 6. – с. 45-55. – url: https://creativeconomy.ru/lib/8835.
6. Гареев И.Ф.
Эволюция программ обеспечения жильем молодежи и молодых семей в Республике Татарстан // Экономика, предпринимательство и право. (№ 5 / 2011).
В статье рассматривается ход трансформации движения молодежных жилищных комплексов в целевые программы обеспечения молодежи жильем. Как и раньше, в настоящее время ключевую роль в этом вопросе играет государство. Вместе с тем, принципиально изменились формы участия как государства, так и самой молодёжи в решении жилищной проблемы.
Гареев И.Ф. Эволюция программ обеспечения жильем молодежи и молодых семей в Республике Татарстан // Экономика, предпринимательство и право. – 2011. – Том 1. – № 5. – с. 9-15. – url: https://creativeconomy.ru/lib/8827.
7. Ащеулов А.В.
К вопросу о влиянии теневой экономики на развитие региона // Российское предпринимательство. (№ 2 / 2011).
Проблема существования теневого сектора экономики остро стоит для нашей страны и является фактором, тормозящим развитие регионов России. В статье представлены научные мнения о том, что такое теневая экономика и каковы ее структурные элементы. Предложены способы предотвращения роста теневого сектора в регионах.
Ащеулов А.В. К вопросу о влиянии теневой экономики на развитие региона // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 2. – с. 156-160. – url: https://creativeconomy.ru/lib/6621.
8. Рыбалкина О.А.
Характерные особенности формирования региональной социально-экономической политики // Российское предпринимательство. (№ 10 / 2010).
В статье анализируется взаимосвязь национальной и региональной социально-экономической политики, определяются положительные и отрицательные особенности действующих инструментов ее формирования.
Рыбалкина О.А. Характерные особенности формирования региональной социально-экономической политики // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 10. – с. 134-137. – url: https://creativeconomy.ru/lib/6469.
9. Забуга О.А.
Методические основы исследования проблем военно-бюджетного планирования // Российское предпринимательство. (№ 9 / 2010).
Финансирование любых целевых программ в системе вооруженных сил осуществляется за счет федерального бюджета. Но ресурсы всегда ограничены, чего нельзя сказать о проблемах, требующих решения. В статье рассматриваются общие требования к формированию целевых программ в системе Вооруженных Сил РФ и критерии программно-целевого планирования.
Забуга О.А. Методические основы исследования проблем военно-бюджетного планирования // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 9. – с. 105-109. – url: https://creativeconomy.ru/lib/6325.
10. Страшко И.В.
Индикативное планирование в региональном АПК // Российское предпринимательство. (№ 3 / 2010).
Статья посвящена реализации в АПК системы индикативного планирования, которая представлена на региональном уровне целевыми программами, обеспечивающими повышение эффективности отдельных отраслей сельского хозяйства. Рассмотрены основные направления программы развития сельского хозяйства в Орловской области.
Страшко И.В. Индикативное планирование в региональном АПК // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 3. – с. 180-184. – url: https://creativeconomy.ru/lib/5787.
11. Иваненко А.В.
Целевые программы в управлении санитарно-эпидемиологическим благополучием в мегаполисе // Российское предпринимательство. (№ 11 / 2004).
Государственная санитарно-эпидемиологическая служба, представляя профилактическое направление системы здравоохранения, является одним из основных звеньев реализации государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом принимаемые целевые комплексные программы, которыми она руководствуется, отражают технологию принятия управленческих решений по совершенствованию политики государства в области охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Иваненко А.В. Целевые программы в управлении санитарно-эпидемиологическим благополучием в мегаполисе // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 11. – с. 102-107. – url: https://creativeconomy.ru/lib/1127.
12. Котилко В.В.
Программные методы управления, использовавшиеся в 40-е годы прошедшей эпохи // Российское предпринимательство. (№ 2 / 2004).
При чтении мемуарной и исторической литературы о годах Советской власти, особенно вышедшей в последнее десятилетие, складывается впечатление, что в этот период использовались только командно-административные методы управления страной. Такого не бывает. Объективно всегда присутствует целый набор методов.
Период же сталинского правления, как правило, описывается в черных тонах, а авторы книг порой не стесняются в выражениях. Клевета о прошлом практически стала нормой. В этой связи удивила своей объективностью недавно вышедшая в издательстве объединения «Мосгорархив» книга «Главный маршал Голованов: Москва в жизни и судьбе полководца». В нее вошли материалы из семейного архива (сохраненного дочерью Ольгой Александровной) с записями, сделанными Главным маршалом авиации, письма, адресованные автору воспоминаний, воспоминания современников, а также редкие, впервые опубликованные фотографии из Центрального архива Министерства обороны.
Котилко В.В. Программные методы управления, использовавшиеся в 40-е годы прошедшей эпохи // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 2. – с. 9-12. – url: https://creativeconomy.ru/lib/1215.
Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Продолжить поиск в библиотеке по запросу «целевые программы»?
Источник: creativeconomy.ru
Актуальный библиографический список из 7 научных статей по теме Федеральные целевые программы
В.А. Головин – DOI: 17835/2078-52095-102 // Journal ofEconomic Regulation (Вопросы регулирования экономики). – 2– № Т. 7 – С. 95-102 (0,75 п.л.).
Скопировать
- Конкурентные стратегии
- Основы предпринимательской деятельности
- Повышение доходности предприятия
- Повышение эффективности работы предприятия
- Развитие экономики россии
- Технологии сотрудничества
Головин Виктор Александрович ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
Кандидатская
Развитие инструментальных средств повышения эффективности разработки и реализации программ регионального развития
В сборнике: Первый Международный Львовский форум — 2Подред. Г. Б. Клейнера. – М.: ГУУ, 2– С. 95-100, (0,4 п.л. – авт. 0,2 п.л.).
Скопировать
- Инновационный менеджмент
- Стратегия развития предприятия
- Управление инновационными проектами
- Менеджмент качества
- План маркетинга
- Планирование деятельности предприятия
Денисова Анна Игоревна ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»
Кандидатская
Influence of investments and subsidies on the efficiency of agriculture in Russia during the implementation of state programs
V.V. Demi-chev, V.V. Maslakova // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science.– 2– Vol.– 012012 (0,6 п.л., в том числе 0,45 авт.).
Скопировать
- Маркетинг персонала
- Технология продаж
- Управленческий консалтинг
- Маркетинг персонала
- План маркетинга
- Технология продаж
Кандидатская
Региональная составляющая экономической безопасности России
М.Т. Мамина // Комплексная региональная безопасность на со-временном этапе развития российского общества: стратегии, модели, технологии: сб.ст. всерос. науч.-практ. конф., 9-10 нояб. 2012 г. / ФГБОУ ВПО «Рос. акад. народ. х-ваи гос. службы при Президенте РФ», Волгогр. филиал. – Волгоград, 2– С. 26-0,15 п.л.
Скопировать
- Конкурентоспособность россии
- Правовая культура в россии
- Правовая статистика
- Международный менеджмент
- Национальная безопасность рф
- Основы оперативно розыскной деятельности
Кожухова Маргарита Тагировна ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет»
Кандидатская
М.Д. Безбородько, В.А. Аристархов, А.В. Рожков // Технологии техносферной безопасности. – 2– No 6 (76). – С. 44–– Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35344Аристархов В.А. Оценка обеспеченности подразделений МЧС России пожарной и аварийно-спасательной техникой [Текст] / В.А. Аристархов // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. – 2– No – С. 66
Скопировать
- Анализ себестоимости
- Выездные налоговые проверки
- Управленческий консалтинг
- Выездные налоговые проверки
- Управленческая отчетность
- Управленческий консалтинг
Кандидатская
Получить VIP статус
Персональные скидки, акции и спецпредложения
Нужна помощь?
- Стенограмма диссертации
- Литературный обзор
- Рерайт диссертации
- Рецензия на магистерскую диссертацию
- Подготовка к кандидатскому экзамену
- Написание научных статей
- Составление индивидуального плана
- Подбор литературы
Напиши в Телеграм и получи скидку 5 000₽
Перейти в Телеграм Войти по QR коду
Включи камеру на своем телефоне и наведи на Qr-код.
Бот откроется на устройстве
Нужен совет?
Перейди в Телеграм и получи бесплатную консультацию у нашего менеджера
Перейти в Телеграм Войти по QR коду
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Нужна помощь со статьей?
Поможем написать и опубликовать статью в ВАК журнале
Купить работу
Для заказа перейди в Телеграм.
Это просто!
Название работы
Перейти в Телеграм Войти по QR коду
Оставь свою почту, чтобы скачать все источники
Заказать учебную работу
Заполни данные, чтобы заказать работу у эксперта
Александра Петрова Филологический факультет, аспирант
5.0 (305 отзывов)
Александра Петрова Филологический факультет, аспирант
5.0 (305 отзывов)
Имею 16 своих опубликованных статей в изданиях ВАК, и несколько других публикаций, в том числе монографии, международные сборники и т.д. Имею 16 своих опубликованных стаИмею 16 своих опубликованных статей в изданиях ВАК, и несколько других публикаций, в том числе монографии, международные сборники и т.д. Имею 16 своих опубликованных статей. 16 своих опубликованных статей в изданиях ВАК, и несколько других публикаций, в том числе
Источник: expert-mik.ru
Федеральные целевые программы, их роль в системе государственного регулирования экономики РФ
Цель работы – изучить федеральные целевые программы, их роль в системе государственного регулирования экономики РФ.
Задачи данного исследования:
Изучить федеральные целевые программы и их классификацию;
Рассмотреть технологию разработки и реализации программ;
Рассмотреть механизм внедрения программ;
Изучить основные показатели программ за 2011-2013 года;
Рассмотреть основные проблемы в области разработки и реализации федеральных целевых программ;
Предложить возможности повышения качества федеральных целевых программ.
Введение 3
Глава 1. Общее понятие о федеральных целевых программах, их классификация 5
1.1. Программирование социально-экономического развития. Необходимость и ограничения целевых программ 5
1.2. Классификация федеральных целевых программ 6
1.3. Технология разработки и реализации программ 9
1.4. Механизм внедрения и реализации федеральных целевых программ 12
Глава 2. Федеральные целевые программы и Федеральная адресная инвестиционная программа за 2011-2013 года. Инвестиционный фонд Российской Федерации 21
2.1. Основные данные федеральных целевых программ Российской федерации за 2011-2013 года 21
2.2. Структура расходов федерального бюджета на ФЦП по направлениям в 2010 — 2013 годах (млрд. руб.) 23
2.3. Результаты реализации Программы в 2011 году 24
Глава 3. Анализ проблем, возможности повышения качества федеральных целевых программ 27
3.1. Основные проблемы в области разработки и реализации федеральных целевых программ 27
3.2. Возможности повышения качества федеральных целевых программ 31
Заключение 36
Список литературы 38
Работа состоит из 1 файл
Соблюдение изложенной выше технологии программирования существенно повышает эффективность стратегического управления, целенаправленного государственного воздействия на ключевые направления социально-экономического развития. 4
1.4. Механизм внедрения и реализации федеральных целевых программ
Среди механизмов реализации федеральных и региональных целевых программ все большее значение приобретают финансовые региональные фонды (научно-технического развития, социальной поддержки населения, регионального развития и др.) направленные на конкретные цели, под которые правительствами субъектов Федерации будут выделяться специальные средства на решение отдельных приоритетных социально-экономических или научно-технических задач, а также межрегиональных проблем, имеющих приоритетное значение для нескольких субъектов Федерации одновременно.
Первое время Правительство РФ активно использовало преимущества программного подхода в структурной политике регионов. К сожалению, система финансирования не была адекватной широкому привлечению средств местного бюджета, предпринимательских структур и кредитов на возвратной основе. Более того, количество программ не совпадало с финансовыми возможностями федерального и региональных бюджетов. Этот разрыв с каждым годом увеличивался.
Иногда у общественности создается впечатление, что в настоящее время ущемляются интересы отдельных регионов или отраслей народного хозяйства. В этой связи следует отметить, что эти регионы и отрасли относительно благополучны не по отношению к себе самим 10-15 лет назад, а по отношению к другим регионам и отраслям сегодня. Почти по 30 субъектам Федерации и по приоритетным отраслям приняты либо Указы Президента РФ, либо Постановления Правительства о мерах поддержки и развития, либо приняты целевые федеральные программы. Обострение региональных проблем — во многом результат злободневных, преходящих причин. Это и крушение тоталитаризма с его сверхцентрализацией управления и стихийным перераспределением управленческих функций, и развал экономики и межрегиональных хозяйственных связей, и перевод национального вопроса в территориальный аспект, и попытки некоторых политиков использовать различные региональные или отраслевые проблемы в своих корыстных интересах, политическая суверенизация регионов, искажение экономических интересов регионов или отраслей, местнические интересы отдельных ведомств, периодический и спонтанный передел национального общественного богатства региона между федеральными, региональными и местными структурами власти и коммерческими акционерными (совместными) группировками. 5
Отсутствие достаточных финансовых и материальных ресурсов заставило Правительство Российской Федерации в инвестиционных программах значительно уменьшить капитальные вложения в развитие не только базовых отраслей экономики страны, но и регионов России.
В этих условиях применение методов программного планирования следовало пересмотреть. Во-первых, финансирование следовало сосредоточить на приоритетных направлениях развития национальной экономики, которые прежде всего связаны с национальной безопасностью России. Это относится к отраслям, определяющим научно-технический прогресс, а также к базовым отраслям экономики России. Во-вторых, это касается территориальных программ социально-экономического развития. Они должны решаться в основном за счет собственных источников субъектов Федерации и регионов.
Многие федеральные социально-экономические программы неполно учитывают национально-этнические проблемы возрождения и развития отдельных народностей и национальных меньшинств.
Большинство федеральных и региональных программ одного направления разобщены между собой в силу принадлежности большому числу заказчиков и разработчиков. Каждый из них определяет самостоятельное развитие и систему мероприятий, реализующих их собственные программы. В результате распыляются федеральные ресурсы на их выполнение.
Комплекс целевых программ по направлению «Наука», многие федеральные программы, такие как «Социальная защита пожилых людей»; «Переселение», «Социальная поддержка инвалидов», «Федеральная миграционная программа» и ряд других социально-экономических, культурных и экологических программ федерального и регионального значения должны, на наш взгляд, курировать Министерство Российской Федерации по делам национальностей и федеративных отношений, согласовывая с ним мероприятия и этапы реализации указанных программ.
Обращает на себя внимание тот факт, что крупнейшие федеральные программы по ликвидации последствий аварий, катастроф и других чрезвычайных происшествий, заказчиком которых являются несколько региональных администраций, министерств и ведомств, не вызывают сомнений в федеральных приоритетах финансирования. Однако необходима детальная их проработка со стороны Министерства Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям, которое должно максимально учесть интересы наций и этнических групп.
В Положении о Министерстве Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике указано, что оно осуществляет единую методологическую политику в области национальных отношений и реализует ее с помощью разрабатываемых целевых федеральных и региональных программ. Эта функция министерства продолжает расширяться, что нашло отражения в Положении Министерства по делам национальностей и федеративным отношениям.
Необходимо заострить внимание на финансировании федеральной программы «Россияне в ближнем зарубежье». Приоритетность данного программного направления определяется геостратегическими и внутриполитическими интересами
Российской Федерации. Речь идет о судьбах 25 миллионов этнических россиян, живущих в странах ближнего зарубежья, защите их гражданских прав и сохранении национального менталитета, а также упрочении социальной и политической стабильности в России, где «русский фактор» играет существенную роль.
Обостряются не только этнотерриториальные и этноконфессиональные проблемы народов России, но и этноэкологическая проблема, связанная с использованием национальных и этнических территорий под индустриальное развитие. В связи с этим необходимо предусмотреть создание и разработку межрегиональных программ «Духовное возрождение народов России», «Этноэкологические проблемы Российской Федерации», «Этноэкологические проблемы возрождения народов России» и т.д.
В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям министерство выполняет функции, направленные на решение основных задач по подготовке и осуществлению государственной политики федерализма, совершенствованию национально-государственного и административно-
территориального устройства, развитию местного самоуправления и государственной политики Российской Федерации.
На него возлагаются обязанности:
— выступать в установленном порядке в качестве государственного заказчика по федеральным целевым программам;
— рассматривать предложения субъектов Федерации о выделении им дотаций, субвенций и других бюджетных и внебюджетных средств и принимать совместно с Минфином России соответствующие решения;
— осуществлять организацию и проведение экспертиз целевых проектов и программ, имеющих важное социально-экономическое межрегиональное и региональное значение, и готовить предложения Правительству Российской Федерации о целесообразности их реализации.
Механизм реализации региональной политики государства, в том числе и финансирование региональных программ федерального уровня, в настоящее время осуществляется разными министерствами и ведомствами Российской Федерации. Их позиции относительно технологии финансирования федеральных программ развития регионов существенно различаются. Минфин России считает, что финансирование этих программ должно
осуществляться за счет средств регионов, которые являются государственными заказчиками этих программ. В свою очередь, Минэкономики России предлагает порядок, предусматривающий двухканальную систему: федеральный бюджет и частичное финансирование за счет собственных средств региона.
Министерство экономики и Министерство финансов Российской Федерации рассматривают возможности финансирования разработок федеральных программ развития отдельных регионов России за счет средств федерального бюджета, руководствуясь старой технологией принятия решений.
В то же время ряд субъектов Российской Федерации (в основном национальные образования) выносят предложения о выделении отдельной строкой в бюджете всех средств, направляемых для данного региона. Видимо, эта тенденция будет преобладать.
Одним из главных итогов первого периода реформ (1992— 1995 гг.) стало нарастание межрегиональных диспропорций, крайне неравномерный ход экономической реформы по регионам страны, уменьшение возможностей государственной поддержки не только базовым, но и другим отраслям экономики, а также регионам, нуждающихся в федеральной помощи.
Причин низкой социально-экономической эффективности рыночных реформ в России достаточно много. Среди них можно выделить прежде всего отсутствие стратегии программного социально-экономического и структурного развития страны.
Оказание помощи регионам неразрывно связано с развитием отдельных отраслей народного хозяйства и социальной сферы Российской Федерации в целом. Одной из причин негативных тенденций в экономике России является отсутствие координации федеральных, региональных, отраслевых и социальных целевых программ.
Заказчиками и разработчиками программ выступает множество министерств, ведомств, администраций субъектов Российской Федерации и администраций отдельных районов. Это приводит к распылению средств федерального бюджета, дублированию, возможности получения отдельными регионами больших средств по сравнению с другими, ослаблению контроля федеральных органов за централизованными ресурсами и в некоторой степени подрыву проведения региональной политики.
Анализ результатов финансового исполнения федеральных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета, за последние годы подтверждает этот вывод.
Министерству Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям не удалось получить финансирование на разработку концепций или проектов программ и через Миннауки России. Поэтому бюджетное финансирование было предусмотрено только для продолжавшихся программ Госкомсевера Российской Федерации, социально-экономической поддержки российских немцев, экономического и культурного возрождения российского казачества и некоторых других, причем при значительном уменьшении средств для их финансирования.
Например, под программу поддержки российских немцев было предусмотрено выделить из государственного бюджета 506 млрд руб. Вначале эта сумма была урезана Минфином РФ до 39,1 млрд руб. (7,7% от заявленной суммы). Фактически в планируемые сроки было перечислено 6 млрд руб. В результате заморожены стройки в районах Поволжья, Сибири и других регионах.
Трудности разработки целевых федеральных программ и особенно их исполнения связаны, главным образом, с отсутствием источников финансирования и необходимой нормативно-правовой базы, обеспечивающей участие коммерческих и других негосударственных организаций.
Разработка эффективной целенаправленной программы развития России невозможна без учета всего многообразия факторов, определяющих жизнь страны. Это географические особенности страны: огромная территория, суровая природа, контрасты размещения освоенной части страны и населения, сложность территориальной структуры по типу центр — периферия; и преходящие особенности предыдущего развития: гигантизм и гиперконцентрация производства, гиперспециализация регионов и наличие образований вроде «закрытых» городов, особых промышленных, аграрных, научных зон и поселков, промышленных узлов, сращивание производства с социальной сферой, и, наконец, территориальные контрасты во всех сферах: национальной, хозяйственной, социальной и даже политической.
Одним из существенных факторов подъема экономики регионов России является оказание им существенной федеральной материальной и финансовой помощи. В условиях командно-административной экономики этот вопрос решался Госпланом СССР простым перераспределением финансовых средств. В настоящее время, во-первых, отсутствует Госплан, во-вторых, в государственном бюджете (при условии его секвестрирования) отсутствуют средства на стратегические национальные программы, не говоря о региональных.
Правительство РФ, чтобы осуществить поддержку субъектов Федерации в их социально-экономическом развитии, пытается их классифицировать, а затем дифференцированно оказывать государственную помощь особо нуждающимся. Вот когда появляется термин «депрессивный регион».
Вопрос помощи депрессивным регионам приобретает проблемный характер по ряду причин. Во-первых, в разряд депрессивных регионов прежде всего попадают регионы, где произошли природные экологические и технологические катастрофы: землетрясения, радиационные взрывы и заражения, нефтяные, химико-технологические катаклизмы. Во-вторых, из-за отсутствия нормативно-правового обозначения депрессивных регионов нельзя точно определить принципы принадлежности их к таковым. В-третьих, цели и задачи оказания поддержки или стратегической помощи определяются в условиях формирования рыночных отношений и вызванной ими структурной перестройкой, что вызывает необходимость моделировать прогностический и ситуационный подходы к формированию и определению этапов, конкретных целей помощи регионам, попадающим в разряд депрессивных. В-четвертых, сумма средств, выделенных федеральными властями для оказания поддержки депрессивным регионам, имеет принципиальное значение при выборе объектов регионального инвестирования. 6
С одной стороны, решение этих проблем методами равного распределения материально-финансовых средств среди нуждающихся регионов может привести к их распылению и неэффективному использованию. С другой, к недовольству относительно «благополучных» регионов федеральными органами исполнительной власти.
Источник: www.freepapers.ru