Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения. С помощью различных приемов и специально организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) основные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.
Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать знакомить с книгами.
Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Рассказывать детям о своих любимых детских книгах, выяснять их симпатии и предпочтения.
Художественная литература. Старшая группа. ДОД.
Для чтения детям
Русский фольклор
Песенки.
«Как на тоненький ледок. », «Как у бабушки козел. »,
«Ты, мороз, мороз, мороз. », «Ранним-рано поутру. »,
«Уж я колышки тешу. », «Николенька гусачок. »,
«По дубочку постучишь, прилетает синий чиж».
Заклички.
«Грачи-киричи. », «Божья коровка. », «Ласточка-ласточка. »,
«Уж ты пташечка, ты залетная. », «Дождик, дождик, веселей».
Русские народные сказки.
«Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;
«Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой;
«Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова;
«Финист —Ясный сокол», обр. А. Платонова;
«Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого;
«Рифмы», авторизованный пересказ Б. Шергина;
«Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Докучные сказки».
Произведения поэтов и писателей России
В. Брюсов. «Колыбельная»;
И. Бунин. «Первый снег»;
С. Городецкий. «Котенок»;
С. Есенин. «Береза», «Черемуха»;
А. Майков. «Летний дождь»;
Н. Некрасов. «Зеленый шум» (в сокр.);
И. Никитин. «Встреча зимы»;
А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало. » (из романа в стихах «Евгений Онегин»), «Зимний вечер» (в сокр.);
А. Плещеев. «Мой садик»;
А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад. » (в сокр.);
И. Тургенев. «Воробей»;
Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»;
А. Фет. «Кот поет, глаза прищуря. »;
М. Цветаева. «У кроватки»;
А. Барто. «Веревочка»;
Б. Заходер. «Собачкины огорчения», «Про сома», «Приятная встреча»;
В. Левин. «Сундук», «Лошадь»;
С. Маршак. «Почта», «Пудель»; С. Маршак,
Д. Хармс. «Веселые чижи»;
Ю. Мориц. «Домик с трубой»;
Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»;
Молодёжная (старшая группа) чтение художественной литературы
Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал. »;
М. Яснов. «Мирная считалка».
Проза.
В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы);
Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок»;
С. Черный. «Кот на велосипеде»;
Б. Алмазов. «Горбушка»;
М. Борисова. «Не обижать Жаконю»;
А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы);
С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»;
В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;
Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»;
Ю. Казаков. «Жадный Чик и кот Васька»;
М. Москвина. «Кроха»;
Н. Носов. «Живая шляпа»;
Л. Пантелеев. «Большая стирка» (из «Рассказов о Белочке и Тамарочке»), «Буква «ты»;
К. Паустовский. «Кот-ворюга»;
Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок».
Фольклор народов мира
Песенки.
«Гречку мыли», лит., обр. Ю. Григорьева;
«Друг за дружкой», таджикск., обр. Н. Гребнева (в сокр.);
«Веснянка», укр., обр. Г. Литвака;
«Дом, который построил Джек», «Старушка», англ., пер. С. Маршака;
«Счастливого пути!», голланд., обр. И. Токмаковой;
«Спляшем», шотл., обр. И. Токмаковой.
Сказки.
«Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова;
«Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова;
«Лесная дева», пер. с чеш. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой);
«Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярилина;
«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы;
«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева;
«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;
«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия.
Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера;
А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака;
Дж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой;
Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова;
В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера;
Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа.
Литературные сказки.
Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака;
А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной;
X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского;
О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга» (главы), пер. с нем. Ю. Коринца;
Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из «Сказок, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой;
Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед.
Л. Брауде. «Шляпа волшебника» (глава), пер. В. Смирнова.
Для заучивания наизусть
«По дубочку постучишь. », рус. нар. песня;
И. Белоусов. «Весенняя гостья»;
Е. Благинина. «Посидим в тишине»;
Г. Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима;
С. Городецкий. «Пять маленьких щенят»;
М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»;
М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова;
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый. » (из поэмы «Руслан и Людмила»);
А. Плещеев. «Осень наступила. »;
И. Суриков. «Вот моя деревня».
Для чтения в лицах
Ю. Владимиров. «Чудаки»;
С. Городецкий. «Котенок»;
В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька. »;
Э. Успенский. «Разгром». ( мы этот мульт обожаем))))
Литературные сказки.
Н. Телешов. «Крупеничка»;
Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы);
П. Бажов. «Серебряное копытце»;
А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы);
Б. Заходер. «Серая звездочка»;
В. Катаев. «Цветик-семицветик»;
А. Митяев. «Сказка про трех пиратов»;
Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»;
Г. Сапгир. «Как лягушку продавали», «Смеянцы», «Небылицы в лицах».
Мари
Источник: www.baby.ru
Картотека художественной литературы в старшей группе по ФГОС с целями
О.О. Содержание Автор, название Цель
Нравственное воспитание
рнс «Лиса и кувшин» обр. О. Капица Воспитание добрых чувств; формирование представлений о жадности и глупости
рнс «Крылатый, мохнатый и маслянный» обр. И. Карнаухова Учить детей понимать характер и поступки героев
X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского
рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Воспитывать проявления добрых чувств по отношению к друг другу;
рнс «Заяц-хвастун» обр. О. Капица Воспитывать нормы нравственного поведения
рнс «Царевна-лягушка» обр. М. Булатов Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи.
Б. Шергин «Рифмы» Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям
рнс «Сивка-бурка» обр. М. Булатов Формировать у детей умение оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним
рнс «Финист-ясный сокол» обр. А. Платонов Воспитывать чувство сострадания к окружающим
В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок» Воспитывать внимательность, любовь, сострадание к ближнему товарищу
С. Михалков «А что у вас?»
ненецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров Способствовать воспитанию доброты, внимательности и отзывчивости к родным
«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;
воспитывать в себе умение сопереживать, выть щедрым, не завидовать другим; воспитывать самоуважение, взаимопомощь в работе.
«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).
В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы) Чувствовать и понимать характер образов литературного
произведения
Л. Толстой «Косточка» Воспитывать нравственные качества личности: честность, правдивость, любовь к семье.
Л. Толстой «Прыжок» Пробудить в детях сопереживание герою рассказа
Н. Носов. «Живая шляпа»; Формировать представления детей о нормах нравственности с помощью детской литературы.
С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза» Формировать умение оценивать свои поступки и поступки героев, воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками
А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной
К. Паустовский. «Кот-ворюга» Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания
Мицкевич Адам «Друзьям»
Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба», «честность», «справедливость»
П. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чувство доброты, заботы о слабых
Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака Воспитывать культуру поведения, дружбу, взаимопомощь, заботу о близких
В. Катаев. «Цветик-семицветик» Формировать умение представлять особенности своей личности в кругу сверстников, отражая достижения и причины возможных затруднений.
Ребенок в семье и в обществе рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Познакомить с разными семейными взаимоотношениями
Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша» Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
В. Драгунский «Денискины рассказы» Формирование представлений о характерных качествах мальчиков и девочек.
А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы)
Учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье, составлять характеристики героев
Е. Григорьева «Ссора» Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками; доброжелательного отношения к противоположному полу
А. Барто «Вовка — добрая душа»
Е.. Благинина «Посидим в тишине» Продолжать формировать представление детей о добром отношении к маме
А. Усачёв «Что такое этикет» Продолжать обучение культуре речевого общения в детском саду и дома
«Крупеничка» Н. Телешов Воспитывать интерес к сказкам, к русским традициям
Самообслуживание, труд рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Формировать представления детей о трудолюбивом человеке
К. Чуковский «Мойдодыр» Воспитание культурно-гигиенических навыков
К. Чуковский «Федорино горе»
рнс «По щучьему веленью» Закреплять у детей понятие о важности человеческого труда
А. Барто «Девочка-чумазая» Воспитывать опрятность, бережное отношение к личным вещам, вещам товарища
Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова
Формирование основ безопасности С. Михалков «Дядя Степа-милиционер» Закрепление правил поведения на улицах города
Е. Сегал «Машины на нашей улице»
Познавательное развитие ФЭМП Считалки
Герои сказок
С. Маршак «Цифры» Знакомство с цифрами
Ознакомление с социальным миром Г. Х. Андерсен
«Снеговик» Знакомство с новогодними традициями разных стран
С. Михалков «А что у вас?» Знакомство с важностью любой профессии
«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; Знакомство с особенностями народов Западной Африки
А. Гайдар «Сказка про военную тайну, Мальчиша- Кибальчиша и его твердое слово»
Продолжать расширять представления детей о Российской армии.
ненецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров Знакомство с бытом народов крайнего севера
М. Бородицкая «Ждем брата» Формировать желание заботится о малышах, развивать чувства ответственности уважения к младшим товарищам
А. Твардовский «Рассказ танкиста» Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины.
А. Барто «Игра в стадо» Расширить знания детей о своем детском саде, привлечь внимание к его истории, уточнить представления о труде сотрудников детского сада
С. Махотин «Старшая группа»
О. Высоцкая
«Детский сад»
Т. Александрова «Домовенок Кузька» (главы) Воспитывать интерес к жизни россиян в древности, любовь к истории своего народа
М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны» Уточнить знания о родной стране.
Б. Алмазов. «Горбушка» Приобщение к российским ценностям;
Ознакомление с миром природы рнс «Заяц-хвастун» обр. О. Капица Формировать заботливое отношение детей к природе, желание принимать участие в её охране и защите.
Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок» Расширять представления о жизни животных
Г. Снегирев «Пингвиний пляж»
К. Паустовский. «Кот-ворюга» Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту;
В. Бианки «Сова» Продолжать формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости живых существ, представление о литературном жанре «познавательная сказка»;
Б. Заходер «Серая звездочка» Воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу
С. Есенин «Черемуха» Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении
Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака Развивать мелкую моторику рук, внимание и интерес к животному миру и его многообразию
П. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чуткое отношение к животным, любовь к природе
Речевое развитие Развитие всех сторон речи
Знакомство с жанрами
Объяснение незнакомых, устаревших слов
Художественно-эстетическое развитие Приобщение к искусству В. Конашевич Знакомство с художниками-иллюстраторами
И. Билибин
Е. Чарушин
ИЗО деятельность Рисование иллюстраций по произведениям
Музыкальная деятельность П. И. Чайковский «Щелкунчик» (фрагменты) Знакомство с музыкальным изображением героев и образов произведений
П. И. Чайковский «Времена года» (фрагменты)
Н. А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» (фрагменты)
С. Прокофьев «Петя и волк»
Физическое развитие
НОД и досуги по сюжетам произведений
Герои произведений
Источник: kladraz.ru
Список литературы для старшей группы по программе детство
Литература XIX века
- А. С. Пушкин
- «Сказка о царе Салтане. »
- «Сказка о рыбаке и рыбке»
- «Сказка о мертвой царевне»
- «Сказка о золотом петушке»
- пейзажная лирика (отрывки)
- С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
- В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке», «Мороз Иванович»
- И. А. Крылов Басни
- В. И. Даль сказки «Девочка Снегурочка», «Старик-годовик» и др.
- П. Ершов «Конек Горбунок»
- Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки», «Серая шейка»
- В. Гаршин «Лягушка-путешественница»
- Л. Н. Толстой: рассказы и сказки «Косточка», «Птичка», «Акула», «Филиппок», «Лев и собачка» и др.
- К. Д. Ушинский: рассказы и сказки «Слепая лошадь», «Как рубашка в поле выросла» и др.
Литература XX столетия
- Стихотворения классиков детской литературы:
- С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, А. Л. Барто, С. В. Михалков, В. Маяковский, Е. Благинина, Е. Серова, Р. Сеф, Я. Аким, В. Берестов
- Игровая поэзия:
- Д. Хармс «Врун», «Миллион» и др;
- А. Введенский «Лошадка»;
- Б. Заходер «Кит и кот»;
- Э. Успенский «Пластилиновая ворона» и др.;
- Г. Сапгир «Принцесса и людоед»;
- А. Усачев;
- Т. Собакин и др.
- Прозаические произведения XX века:
- М. Горький: сказки «Воробьишко», «Про Иванушку-дурачка», «Самовар»
- К. Г. Паустовский: «Растрепанный воробей», «Теплый хлеб», «Корзина с еловыми шишками», Барсучий нос», «Заячьи лапы» и др.
- Л. Ф. Воронкова «Солнечный денек»
- Б. Житков «Помощь идет»
- В. А. Осеева: «Добрая хозяюшка», «Кто всех глупее», «Плохо», «До первого дождя», «Волшебное слово» и др.
- Л. Пантелеев: «Две лягушки», «Трус», «Честное слово», «Про Белочку и Тамарочку», «Буква «Ты» и др.
- Н. М. Артюхова: рассказы о детях
- М. Зощенко рассказы для детей
- Е. Пермяк: «Пичугин мост», «Смородинка», «Чужая калитка» и др.
- С. Баруздин: рассказы о детях («Светлана», «Человеки»), рассказы о животных («Смелый поросенок», «Котенкина мама», «Рави и Шаши» и др.)
- С. Вангели «Приключения Гугуце»
- А. Раскин «Как папа был маленьким»
- В. Драгунский «Денискины рассказы»
- Н. Носов: рассказы
- А. Гайдар «Чук и Гек», «Дым в лесу», «Четвертый блиндаж»
- В. Катаев «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»
- С. Могилевская «Когда Машенька была маленькая», «Мой папа-волшебник»
- И. Ольшанский «Невезучка»
- С. Прокофьева «Не буду просить прощения», «Капризик и зловредик», «Маша и Ойка»
- М. Пляцковский: сказки
- Е. Карганова: сказки
- Б. Заходер «Русачок», «Серая звездочка» и др.
- И. Румянцева, И. Баллод. «Про маленького поросенка Плюха»
- А. Иванов «Сказки про Хому и Суслика»
- А. Усачев «Умная собачка Соня»
- С. Козлов. «Ежик в тумане»
- И. и Л. Тюхтяевы «Зоки и Бада»
- Ч. Янчарский «Сказки про Мишку Ушастика»
- В. Шульжик Сказки про поросенка Фунтика
- Г. Остер «Петька микроб»
- В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Мышонок Пик», «Синичкин календарь» и др.
- Е. Чарушин «Медвежата», «Томкины сны», «Никитка и его друзья»
- Н. Сладков «Загадочный зверь», «Лесные тайнички», «Азбука леса» и др.
- Э. Шим: «Кто копыто потерял» и др.
- Г. Снегирев: рассказы
- Ю. Дмитриев «Лесные загадки»
- И. Акимушкин «В мире животных»
- В. Чаплина: рассказы
- О. Перовская: рассказы
- В. Чаплина «Питомцы зоопарка»
- Е. Левитан «Малышам о звездах и планетах»
- Г. Юдин «Главное чудо света»
- С. Алексеев «Рассказы о войне»
- Л. Кассиль «Твои защитники», «Главное войско»
- А. Митяев «Шестой неполный» и т. д.
- И. Туричин «Крайний случай»
- Ю. Герман «Вот как это было»
- Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил»
- А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»
- Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
- Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»
- К. Чуковский «Доктор Айболит»,
- В. Коростылев «Королева Зубная щетка»
- И. Томакова «Счастливо, Ивушкин», «Аля, Кляксич и буква «А», «Может, Нуль не виноват?»
- А. Волков. «Волшебник изумрудного города»
- С. Прокофьева «Приключения желтого чемоданчика» и др.
- Т. Александрова «Кузька»
- В. Лунин «Приключения сдобной Лизы»
- Ю. Дружков «Приключения Карандаша и Самоделкина», «Волшебная школа»
- С. Михалков «Праздник непослушания»
- В. Воробьев «Капризка»
- М. Фадеева, А. Смирнов «Приключения Петрушки»
- Сказки зарубежных сказочников-классиков (Г. Х. Андерсен, Ш. Перро, бр. Гримм и др.)
- Э. Блайтон «Знаменитый утенок Тим»
- Э. Хогарт «Мафин и его друзья»
- А. Балинт «Гном Гномыч и Изюмка»
- А. Прёйсен «Про козленка, который умел считать до 10»
- Х. Мякеля «Дядюшка Ау»
- Л. Муур «Крошка Енот»
- А. Линдгрен: короткие сказки
- Э. Маклеррен «Гора, полюбившая птицу»
- М. Метерлинк «Синяя птица» (адаптация)
- П. Треверс «Мери Поппинс»
- А. Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик», «Щепкин и коварные девчонки», «Щепкин и красный велосипед»
- Т. Янссон «Шляпа волшебника»
- О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга»
- Э. Рауд «Муфта, Полботинка и Моховая борода»
Литература, изданная/переизданная в РФ в XXI веке:
- А. Усачев: истории про Дедморозовку, «Жили-были ежики», «Малуся и Рогопед»
- Д. Емец «Дракончик Пыхалка»
- Е. Ракитина «Страна новогодних игрушек», «Сережик»
- М.Москвина «Как Дед Мороз на свет появился»
- В. Кротов «Сказки о червячке Игнатии»
- Т. Крюкова «Лесные мошенники», «Лесная аптека»и др.
- М. Аромштам «Первое путешествие маленького чемоданчика»
- О. Колпакова «Нестрашные сказки про страшную Буку»
- А. Анисимова «Капитаны детского сада»
- Р. Зернова «Рассказы про Антона»
- А. Введенский «О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке»
- А. Старобинец «Страна хороших девочек»
- М. Бершадская «Большая маленькая девочка»
- Н. Гузеева «Жила-была девочка Леночка», «Петя Пяточкин и Дед Мороз»
- Наталия Чуб серия «Расскажи мне, как»
- Ж. Делаэ: серия книг о Марусе
- С. Нурдквист: сказки про кота Финдуса
- Ханс Хансен «Лев Ларс»
- Р. Ниемеля «Конюшня на еловой горке»
- Ж. Юрье «Жили-были кролики»
- М. Бонд «Медвежонок Паддингтон»
- А. Медведь: серия книг про Болека и Лелека
- К. Нёстлингер: рассказы про Франца
- Анни М. Г. Шмидт «Саша и Маша»
- Серия книг «Настя и Никита»
- Серия книг В. Воскобойников «Жизнь замечательных детей»
Источник: bibliotekagrina.ru