Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рабочей авторской программы по литературному чтению (для 1-4 классов общеобразовательных школ): автор Е. И. Матвеева М. ВИТА-ПРЕСС, 2013.
Рабочая программа составлена для реализации курса «Литературное чтение» в начальной школе, который является первой частью непрерывного курса литературы с 1 по 9 класс и разработан в логике теории учебной деятельности.
Литературное чтение – особый предмет школьной программы 1-й ступени образования, дающий представление о многообразии литературы как явления национальной и мировой культуры, средстве сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Этот предмет значим для личностного развития ребёнка, поскольку формирует представление о мире, культуре, этических понятиях. Добре и зле, нравственности; создаёт условия для успешности обучения по всем предметам; формирует потребность в систематическом чтении.
Сравнение образовательных программ Эльконин, Гальперин. Людмила Ясюкова.
Литературное чтение предназначено для освоения системы научных понятий в формирующейся учебной и читательской деятельности в условиях новой социальной ситуации, связанной с расширением информационного поля.
Литературное чтение является фундаментом для всего последующего обучения читателя. Способного самостоятельно добывать знания, обладающего основным умением – умением учиться. Этот предмет закладывает основу формирования учебной деятельности – систему учебно-познавательных мотивов, умение ставить, принимать и реализовывать учебные цели, решать учебные и учебно-практические задачи, планировать, контролировать, оценивать учебные действия, их результат.
В области литературы это задачи, связанные с формированием читательской компетентности, расширением литературного кругозора, развитием чувства художественного слова, литературного вкуса. Очевидно, что предмет литературного чтения обладает специфическими средствами решения указанной системообразующей задачи развивающего обучения. В то же время реализация перечисленных внутрипредметных задач литературного чтения в контексте формирования учебной деятельности имеет большие, на данный момент недостаточно раскрытые перспективы.
В основу программы положены идеи отечественных и зарубежных исследователей; М. М. Бахтина, В. С. Библера, Л. С. Выготского, Г. Г. Гадамера, М. М. Гиршмана, Ю. М. Лотмана. В их работах основной акцент делается на диалогическую встроенность сознания современного читателя в культурное пространство мира, создаваемое особым подбором изучаемых произведений.
При построении курса литературного чтения учитывается тот факт, что, в отличие от других предметов школьной программы (математики, русского языка, естествознания), литература рассматривает образ, которому свойственна не логическая, конкретно-чувственная и эмоциональная убедительность. В связи с этим литературное чтение в первую очередь обращается к образной природе произведений, обладающих эстетическим достоинством, эстетической ценностью, являющейся важной составляющей формирующейся личности читателя. Воспитание культуры чтения невозможно без особой организованной деятельности в культурном пространстве урока и вне его.
Список книг для 3- 4 класса для выполнения игрового буклета
Культурного человека, способного к саморазвитию, отличает сформированность самостоятельной читательской позиции, которая немыслима без культуры грамотного, внимательного, «тщательного» чтения, без умения внятно высказывать собственную точку зрения на прочитанный текст, точно, полно и глубоко раскрывать художественный потенциал произведения.
Исходя из этих позиций, мы определяем предметом рассмотрения литературного чтения именно способ чтения, а его объектом – литературный текст.
Цель учебного предмета «Литературное чтение» – формирование читательской компетентности через:
- обеспечение интенсивного совершенствования способа синтагматического чтения учащихся;
- освоение «смыслов» литературного текста;
- открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребёнка;
- воспитание культуры восприятия текста;
- стимулирование потребности ребёнка в творческом чтении.
Общая характеристика учебного предмета.
Литература даёт читателю мощный заряд для творчества. Она подсказывает разные способы общения читателя с миром. Чтобы овладеть ими, необходимо, в свою очередь, овладеть основными способами со-читательской смыслодеятельности.
Восприятие и понимание учащимися текста происходит на ином уровне при условии создания на уроках литературного чтения атмосферы духовности и творчества. Такую атмосферу можно создать только при помощи особого подбора литературных текстов. Это является основным фактором в процессе формирования подлинной читательской деятельности ребёнка, несущей в себе элемент творчества.
Литература представляет собой особый способ видения мира. Приобретение этого способа – главное событие в процессе становления читательской позиции. Непременным условием открытия читателем собственного видения мира сквозь призму литературного произведения является «тщательное» чтение.
«Тщательное» чтение соотносится с понятием творчества. Творчество невозможно без трёх оснований: осознанности творческой позиции; сформированности вкуса; соотнесённости с культурной нормой. Творчество всегда диалогично: оно предполагает позицию «другого». Исходя из этого, «тщательное» чтение определяется как собственно творческое чтение, как деятельность, при осуществлении которой происходит диалог читателя с автором, с читателем-собеседником, с самим собой (автокоммуникация). Результатом этого акта становится рождение у читателя нового видения, преобразование прежней картины мира в ответ на видение, позицию автора, заявленную в литературном произведении.
Теоретическими концентрами программы является освоение ведущих литературоведческих понятий на протяжении всего курса литературного чтения и литературы. Понятия осмысливаются в процессе совместной исследовательской деятельности.
Для того чтобы ученикам можно было узнать, правильно ли сформулировано то или иное понятие, предусмотрена работа со Словариком читателя, который помогает удостовериться в верности открытия ученика, соотносит его мнение с общепринятой нормой. В Словарике разъясняется и значение жанров, с которыми устно знакомится ученик, и значение жанров, в которых он будет работать письменно.
Место учебного предмета в учебном плане.
Курс рассчитан на 136 часов (4 ч. в неделю)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценностным ориентиром содержания учебного предмета является направленность читателя на учебный диалог, в ходе которого сталкиваются разные точки зрения читателей. Так в процессе обмена впечатлениями о прочитанном тексте создаются условия и для развития речевых способностей. С целью создания таких учебных ситуаций учащимся предлагаются специально подобранные тексты, предполагающие их неоднозначное восприятие.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета связаны с особым отбором литературного материала.
Такой материал помогает:
- осознавать творческую позицию читателю;
- формировать вкус;
- соотносить изучаемое произведение с культурной нормой литературного текста.
Основными критериями отбора большинства предлагаемых для чтения текстов стали критерии:
Критерий художественности помогает выделить те тексты, которые рассматриваются в особом порядке, создающие культурное поле для разворачивания читательской деятельности.
Критерий полифоничности определяет исследовательскую позицию ребёнка, самостоятельно открывающего смыслы словесного образа, созданного автором.
Критерий жанрово-видовой специфики текстов помогает рассмотреть предлагаемые тексты в своеобразии их формы и содержания.
Критерий духовности помогает отобрать в основном классические произведения, прошедшие проверку временем, имеющие духовный потенциал.
Планируемые (личностные, метапредметные, предметные) результаты освоения учебного предмета.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования нацеливают на достижение планируемых результатов, понимаемых как совокупность личностных, метапредметных (универсальных учебных действий) и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются:
- осознание себя членом многонационального российского общества и государства;
- осознание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- сформированное чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, литературе, природе, истории, народам и желании участвовать в общих делах и событиях;
- становление гуманистических и демократических ценностей; осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: толерантность, взаимопомощь, уважительное отношение к культуре, литературе, истории своего и других народов, ценность человеческой жизни и жизни других существ на Земле;
- формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания, сопереживания чувствам других людей;
- формирование культуры диалоговых отношений со взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.)
- установка на безопасный здоровый образ жизни; наличие мотивации к творческому труду, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются:
А) Познавательные результаты
– находить и выделять необходимую информацию в различных источниках (учебниках, книгах, словарях, энциклопедиях, журналах, интернет-ресурсах);
– сопоставлять литературные тексты разных видов и жанров в соответствии с учебной задачей;
– устанавливать причинно-следственные связи между словами, поступками персонажей;
– строить рассуждения на основе установленных причинно-следственных связей в процессе анализа и интерпретации литературных произведений с опорой на жизненный и читательский опыт;
– использовать сравнения для установления общих и специфических свойств объектов;
– классифицировать объекты на основе заданного параметра;
– определять главное и второстепенное в источниках информации, находить незнакомые по смыслу слова и выражения, определять их значения разными способами.
Б ) Регулятивные результаты
– планировать собственную учебную и читательскую деятельность в соответствии с поставленной целью;
– уточнять формулировки задач;
– выдвигать и проверять гипотезы;
– оценивать результат деятельности на основе критериев;
– находить образцы для проверки работы, сопоставлять работу с образцом;
– видеть и определять ошибкоопасные места в процессе решения учебной задачи;
– высказывать предположения о гипотезах, способах действий в процессе анализа и интерпретации текстов;
– определять причины своих и чужих недочётов и подбирать специальные задания для их устранения;
– сравнивать характеристики запланированного и полученного результата;
– выполнять по алгоритму текущий контроль и оценку своей деятельности;
– сознательно выбирать задания разного уровня сложности, материал для отработки способа действия и выполнения творческих работ;
– редактировать творческую работу в процессе её анализа и оценивания;
– определять границы собственного знания/ незнания.
В) Коммуникативные результаты
– понимать позиции разных участников коммуникации;
– задавать вопросы, необходимые для исследования проблемы и установления контактов для её решения;
– осуществлять в процессе коммуникации продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования ( в том числе пробы общения в сети Интернет);
– осуществлять презентацию результатов своего исследования перед аудиторией (в том числе с мультимедиа сопровождением);
– владеть способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности;
– сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми (в том числе и в конфликтной ситуации);
– учитывать и координировать различные мнения в общении и сотрудничестве;
– проявлять интерес к различным точкам зрения;
– аргументировать собственную позицию в момент общения в корректной форме;
– создавать текст рассуждения с тезисом и аргументами тезиса;
– создавать сообщения различной актуальной проблематики в устной и письменной форме с опорой на план, ссылки, иллюстрации, схемы, видео-, аудиозаписи.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются:
А) В речевой и читательской деятельности овладение способами:
– синтагматического чтения (осознанного, выразительного, безошибочного, темпового) вслух; чтения про себя;
– анализа и интерпретации произведений разной видово-жанровой специфики;
– сравнительного анализа двух (и более) литературных текстов с целью выявления их основной тематики и проблематики, выделения авторских средств создания образа и определения авторской позиции по отношению к объекту описания;
– самостоятельного прогнозирования истории персонажа, этапов развития действия в произведении;
– различения по общим признакам художественных и нехудожественных произведений, текстов эпического, лирического рода литературы;
– определения темы и главной мысли произведений, отнесённых к детскому кругу чтения;
– разбивки литературного текста (повествовательного) на микротемы и составления по микротемам плана произведения;
– пересказа (подробного, сжатого, выборочного) сюжета литературного произведения с включениями описания персонажа, его поступков, диалога;
– в ходе групповой работы создания сценария по эпическому произведению, инсценирования фрагмента произведения; создания презентационного выступления;
– самостоятельной работы с книгой, с обращением к выходным данным книги для поиска необходимого произведения, аннотациям, предисловию, послесловию;
– ориентации в мире литературных текстов, книг, справочников, энциклопедий, словарей, детской периодики; самостоятельного выбора источника информации; владения интернет-ресурсами для дополнительного чтения (электронные журналы «Кукумбер»; «Литературные пампасы»; «Библио Гид» и др.);
– выражения личного суждения о прочитанном произведении, тексте, персонаже, событии в устной и письменной форме;
– создания нового текста по модели, теме, предложенной проблеме, по выбору;
– создания монологического высказывания;
– создания ответов на вопросы в диалоге и на письме.
Б) В области «Литературоведческая пропедевтика» овладение:
– опорной системой знаний по литературному чтению, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования;
– умениями определять жанр и вид литературного произведения путем вычленения существенных модельных признаков;
– способами выражения авторской позиции в произведениях разных жанров;
– способами нахождения изобразительных средств языка (сравнения, метафоры, олицетворения, эпитета, звукописи) с целью определения авторского отношения к окружающей действительности;
– способами характеристики персонажей, их поступков;
– способами выделения из литературных произведений слов автора, персонажа, описаний природы (пейзажа), обстановки (интерьера), портрета героев;
– способами первичного анализа литературного текста в соответствии с жанровой спецификой;
– способами различения и сравнения художественного произведения и нехудожественного текста (публицистического, учебного, познавательного).
В) В творческой деятельности у чащиеся научатся
– создавать тексты в соответствии с предложенным заданием в разных жанрах (отзывы, миниатюра, сказка, рассказ, эссе и др.);
– редактировать собственный текст;
– интерпретировать произведения: интонировать, читать по ролям, драматизировать, иллюстрировать, прогнозировать, создавать «виртуальный» мультфильм и др.;
– создавать небольшие описания, рассуждения, повествования;
– создавать презентации по результатам исследования произведений;
– проектировать свою деятельность.
В процессе изучения курса «Литературное чтение» развиваются общеучебные умения ребенка, такие, как способность наблюдать, анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, работать с текстами разной видово-жанровой специфики, выдвигать и проверять гипотезы, творчески подходить к проблемной ситуации, представлять свои версии и выводы в принятых в культуре формах, а также специальные умения, такие, как: устанавливать временные и причинно-следственные связи между процессами, фиксировать результаты исследования текстов, включать свои открытия в контекст анализа.
Источник: nsportal.ru
Список литературы на лето для 3 класса (переходим в четвертый)
Лето пришло, а с первым днем лета получили и список литературы для чтения летом. Делюсь нашей подборочкой.
Школьный гид
УМК системы Эльконина — Давыдова 3 класс состоит из следующих предметных УМК, учебники которых включены в федеральный перечень рекомендуемых учебников:
— Русский язык. 3 класс. Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В.
— Русский язык. 3 класс. Ломакович С.В., Тимченко Л.И.
— Литературное чтение. 3 класс. Матвеева Е.И.
— Математика. 3 класс. Александрова Э.И.
— Математика. 3 класс. Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., О.В. Савельева.
— Окружающий мир. 3 класс. Чудинова Е.В., Букварева Е.Н.
Быстрый переход:
Русский язык (Репкин В.В. и др.)
Русский язык (Ломакович С.В., Тимченко Л.И.)
Литературное чтение
Математика (Александрова Э.И.)
Математика (Давыдов В.В. и др.)
Окружающий мир
Дополнительная литература
Русский язык (Репкин В.В. и др.) | |
Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2-х частях Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В. |
|
Русский язык. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Репкина, Е.В. Восторговой, Т.В. Некрасовой, Л.В. Чеботковой. 3 класс. В 2-х частях Некрасова Т.В., Восторгова Е.В. |
|
Русский язык. Контрольно-диагностические работы. 3 класс Восторгова Е. В. |
|
Русский язык. Русская орфография. Рабочая тетрадь. 3-4 классы Репкин В.В., Некрасова Т.В. |
|
Русский язык. Русская орфография. Рабочая тетрадь. 3-4 классы Репкин В.В., Некрасова Т.В. |
|
Методический комментарий к учебнику русского языка для 3 класса (на сайте издательства) Восторгова Е.В., Чеботкова Л.В. |
|
Русский язык. 1-4 классы. Примерная рабочая программа. Пособие для учителя (на сайте издательства) Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В. |
|
Наверх | |
Русский язык (Ломакович С.В., Тимченко Л.И.) | |
Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2-х частях Ломакович С.В., Тимченко Л.И. |
|
Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях Ломакович С.В., Тимченко Л.И. |
|
Контрольные работы по русскому языку. 3 класс Тимченко Л.И. |
|
Контрольные работы по русскому языку. 3 класс Тимченко Л.И. |
|
Русский язык. Контрольно-диагностические работы. 3 класс Тимченко Л.И. |
|
Развиваем грамотную речь. Учебное пособие. 3 класс Тимченко Л.И. |
|
Развиваем грамотную речь. Учебное пособие. 3 класс Тимченко Л.И. |
|
Обучение русскому языку в начальной школе. Пособие для учителя. 3 класс (на сайте издательства) Ломакович С.В., Тимченко Л.И. |
|
Русский язык. Программа (на сайте издательства) Ломакович С.В., Тимченко Л.И. |
|
Наверх | |
Литературное чтение | |
Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 3-х частях Матвеева Е.И. |
|
Тетрадь по литературному чтению. 3 класс. В 2-х частях Матвеева Е.И. |
|
Литературное чтение. Тетрадь для тренировки и самопроверки. 3 класс Матвеева Е.И. |
|
Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2-х частях Матвеева Е.И. |
|
Тетрадь по литературному чтению. 3 класс. В 2-х частях Матвеева Е.И. |
|
Литературное чтение. Тетрадь для тренировки и самопроверки. 3 класс Матвеева Е.И. |
|
Как научить младшего школьника писать сочинение. Пособие для учителя Матвеева Е.И. |
|
Обучение литературному чтению в начальной школе. 3 класс. Пособие для учителя (на сайте издательства) Матвеева Е.И. |
|
Литературное чтение. Программа (на сайте издательства) Матвеева Е.И. |
|
Наверх | |
Математика (Александрова Э.И.) | |
Математика. Учебник. 3 класс. В 2-х частях Александрова Э.И. |
|
Математика. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях Александрова Э.И. |
|
Математика. Контрольные работы. 3 класс Александрова Э.И. |
|
Математика. Контрольные работы. 3 класс Александрова Э.И. |
|
Методика обучения математике в начальной школе. 3 класс. Пособие для учителя (на сайте издательства) Александрова Э.И. |
|
Математика. Программа (на сайте издательства) Александрова Э.И. |
|
Наверх | |
Математика (Давыдов В.В. и др.) | |
Математика. Учебник. 3 класс. В 2-х частях Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., Савельева О.В. |
|
Рабочая тетрадь по математике. 3 класс. В 2-х частях Горбов С.Ф., Микулина Г.Г. |
|
Контрольные работы по математике. 3 класс Микулина Г.Г. |
|
Контрольные работы по математике. 3 класс Микулина Г.Г. |
|
Математика. Самостоятельные работы на всех этапах учебного года. 3 класс Воронцов А.Б., Заславский В.М., Клевцова С.В., Горбов С.Ф. |
|
Математика. Проверочные работы на всех этапах учебного года. 3 класс Воронцов А.Б., Заславский В.М., Клевцова С.В., Горбов С.Ф., Табачникова Н.Л. |
|
Обучение математике. 3 класс. Пособие для учителя начальной школы (на сайте издательства) Горбов С.Ф., Микулина Г.Г. |
|
Математика. Программа (на сайте издательства) Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., Савельева О.В |
|
Наверх | |
Окружающий мир | |
Окружающий мир. Учебник. 3 класс Чудинова Е.В., Букварева Е.Н. |
|
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях Чудинова Е.В. |
|
Окружающий мир. Проверочные работы. 3 класс Чудинова Е.В. |
|
Окружающий мир. Проверочные работы. 3 класс Чудинова Е.В. |
|
Окружающий мир. Контрольно-диагностические работы. 3 класс Чудинова Е.В. Коханович Д.В. |
|
Помогаем детям учиться. Окружающий мир. 3 класс. Подсказки для родителей Чудинова Е.В., Коханович Д.В. |
|
Методика преподавания курса «Окружающий мир». 3 класс. Пособие для учителя (на сайте издательства) Чудинова Е.В., Букварева Е.Н. |
|
Окружающий мир. 2-4 классы. Методика проведения и оценки контрольно-диагностических работ. Пособие для учителя (на сайте издательства) Чудинова Е.В., Коханович Д.В. |
|
Окружающий мир. 1-4 классы. Программа (на сайте издательства) Чудинова Е.В., Букварева Е.Н. |
|
Наверх | |
Дополнительная литература | |
Комплексные диагностические работы в начальной школе. 3 класс Матвеева Е.И. |
|
Сборник примерных программ для начальной школы. Пособие для учителя Воронцов А.В. |
|
Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. |
|
Наверх |
Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:
Источник: schoolguide.ru