Цель работы – изучить федеральные целевые программы, их роль в системе государственного регулирования экономики РФ.
Задачи данного исследования:
Изучить федеральные целевые программы и их классификацию;
Рассмотреть технологию разработки и реализации программ;
Рассмотреть механизм внедрения программ;
Изучить основные показатели программ за 2011-2013 года;
Рассмотреть основные проблемы в области разработки и реализации федеральных целевых программ;
Предложить возможности повышения качества федеральных целевых программ.
Введение 3
Глава 1. Общее понятие о федеральных целевых программах, их классификация 5
1.1. Программирование социально-экономического развития. Необходимость и ограничения целевых программ 5
1.2. Классификация федеральных целевых программ 6
1.3. Технология разработки и реализации программ 9
1.4. Механизм внедрения и реализации федеральных целевых программ 12
Глава 2. Федеральные целевые программы и Федеральная адресная инвестиционная программа за 2011-2013 года. Инвестиционный фонд Российской Федерации 21
Реализация федеральных адаптированных образовательных программ
2.1. Основные данные федеральных целевых программ Российской федерации за 2011-2013 года 21
2.2. Структура расходов федерального бюджета на ФЦП по направлениям в 2010 — 2013 годах (млрд. руб.) 23
2.3. Результаты реализации Программы в 2011 году 24
Глава 3. Анализ проблем, возможности повышения качества федеральных целевых программ 27
3.1. Основные проблемы в области разработки и реализации федеральных целевых программ 27
3.2. Возможности повышения качества федеральных целевых программ 31
Заключение 36
Список литературы 38
Работа состоит из 1 файл
Оглавление
Введение
Актуальность. Реформирование российской экономики сопровождается глубоким и затяжным сокращением производства, распадом хозяйственных и территориальных связей, дроблением исторически сложившихся производственных и народнохозяйственных комплексов, резким снижением уровня ее научно-технического потенциала.
Наблюдается абсолютное и относительное падение эффективности российской экономики, возрастающее снижение ее роли в мировом хозяйстве, конкурентоспособности ее продукции в наиболее динамичных секторах производства. Если принять за основной критерий уровня экономического развития размеры ВНП (валовой национальный продукт) на душу населения, то российская экономика, еще недавно претендовавшая на роль лидера, входит в ряд слаборазвитых стран мира. Упадок российского производства происходит на фоне ускоряющейся научно-технической революции в ведущих странах Запада и Востока. Кризис российской экономики и научно-технического развития, ее структурная перестройка серьезно затянулись. Конкуренты быстро продвигаются вперед, занимают освободившиеся от России товарные и технологические «ниши» и делают все возможное, чтобы затянуть выход российской экономики из кризиса.
В этих условиях процесс экономического реформирования необходимо приблизить прежде всего к решению проблем стабилизации производства и повышения его эффективности, создания принципиально новой инвестиционной политики, использования природного и научно-технического потенциала в соответствии с его местом и значением в мировом хозяйстве. Необходимо создавать институты и механизмы, которые бы придавали экономическим преобразованиям нужную направленность, увязывали их с интересами развития производства России и ее регионов, выявляя на первых порах ключевые и приоритетные «точки роста», на основе которых возможно глобальное прогрессивное развитие всех сторон жизни России. Одной из важнейших форм организации государственной и региональной политики в этих условиях становятся федеральные и региональные целевые программы.
В-01. Федеральные рабочие программы воспитания (НОО, ООО, СОО)
Предмет данного договора – федеральные целевые программы.
Объект данного исследования – Российская федерация.
Цель работы – изучить федеральные целевые программы, их роль в системе государственного регулирования экономики РФ.
Задачи данного исследования:
- Изучить федеральные целевые программы и их классификацию;
- Рассмотреть технологию разработки и реализации программ;
- Рассмотреть механизм внедрения программ;
- Изучить основные показатели программ за 2011-2013 года;
- Рассмотреть основные проблемы в области разработки и реализации федеральных целевых программ;
- Предложить возможности повышения качества федеральных целевых программ.
Глава 1. Общее понятие о федеральных целевых программах, их классификация
1.1. Программирование социально-экономического развития. Необходимость и ограничения целевых программ
Программирование является чрезвычайным методом активного вмешательства государства в процессы социально-экономического развития. Оно используется там и тогда, где и когда обычные методы и механизмы рыночной экономики и ее государственного регулирования не способны решить крупные проблемы экономического, социального, технологического, экологического, территориального развития. Поэтому применяться этот метод должен в узком секторе стратегического прорыва, оставляя широкое поле функционированию обычных методов рыночного хозяйствования.
Целевые программы народнохозяйственного уровня как важнейшая составная часть стратегического планирования впервые были применены в нашей стране в 20-30-е гг. (план ГОЭРО, программа создания Урало-Кузнецкого комбината). Затем они получили широкое применение и в других странах. В методологии и организации современного программирования допущены крупные ошибки.
Число программ значительно увеличилось, они не в полной мере обеспечивались ресурсами, не представляли собой единой системы. Так, на 2001 г. было утверждено 126 программ и 31 подпрограмма, финансируемые из федерального бюджета на сумму 52,2 млрд руб. Иногда объектом программ становились малозначимые проблемы явно не стратегического характера. На 2002 г. число федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, финансируемых из федерального бюджета, резко сокращено, выделение ресурсов на каждую из программ увеличено.
Игнорирование стратегического характера программирования привело к его девальвации. Оно стало модой, применялось слишком широко и, не обеспечивая стратегических прорывов, становилось имитацией активной роли государства в социально-экономическом развитии. Необходимо вернуться к научно обоснованной методологии и технологии разработки и реализации целевых программ.
1.2. Классификация федеральных целевых программ
Если оставить в стороне программы, разрабатываемые предприятиями, холдингами, корпорациями и т.п., то такая система включает программы по четырем уровням управления. Во-первых, это федеральные целевые программы, полностью или частично финансируемые за счет федерального бюджета.
Перечень таких программ составляется Правительством Российской Федерации, далее он рассматривается и утверждается Государственной Думой в качестве одного из приложений к федеральному бюджету на очередной год. Публикация этих программ в открытой печати обязательна. Во-вторых, региональные целевые программы.
Они разрабатываются исполнительными органами субъектов Федерации, рассматриваются и утверждаются их законодательными органами. В-третьих, муниципальные целевые программы. Они формируются исполнительными и представительными органами крупных муниципальных образований (например, городов-центров субъектов Федерации). В-четвертых, межгосударственные программы. Их принимают и исполняют государства — члены СНГ, а также другие заинтересованные государства. 1
По назначению федеральные целевые программы можно подразделить на следующие категории:
а) научно-технические и инновационные, предназначенные для развития новых направлений науки и техники, освоения и распространения при поддержке государства базисных инноваций, обеспечивающих повышение конкурентоспособности отечественной продукции (например, программа «Развитие гражданской авиационной техники России»);
б) социальные, обеспечивающие решение крупных социальных задач (например, программы «Старшее поколение», «Дети России», «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера»);
в) экономические, решающие проблемы развития межотраслевых комплексов и новых отраслей (например, программа «Энергоэффективная экономика»);
г) экологические, направленные на решение крупных экологических проблем (например, программа «Повышение плодородия почв»);
д) региональные и межрегиональные, обеспечивающие поддержку Федерации в решении стратегических проблем территориального развития (например, программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов на 2002-2010 гг. и на период до 2015 г.»);
е) управленческие программы, концентрирующие ресурсы на важнейших проблемах развития системы управления (например, программы развития налоговых органов и судебной системы). 2
По срокам действия можно выделить долгосрочные программы (на 10 и более лет) и среднесрочные (на 3-6 лет). На краткосрочный период разрабатывать и утверждать целевые программы нет смысла.
Федеральные целевые программы могут быть классифицированы по следующим типам:
— президентские. Это и социальные (программы молодежи, ветеранов и др.), и экономические (программа поддержки военнослужащих, уволенных в запас и др.). Все они находятся под контролем Президента РФ;
-федеральные. В ходе выполнения Программы Правительства Российской Федерации в области экономических реформ определилась необходимость в разработке и реализации федеральных программ экономического и социального развития геополитических регионов России (Курильские острова, Калининградская область), регионов, пострадавших в результате ядерной радиации, развитие депрессивных районов (Север, Республика Тува, Республика Калмыкия и др.), районов, отстающих в своем развитии от других регионов России, районов с особыми экологическими условиями (Тверская, Тульская области, район Кавказских Минеральных Вод и др.);
— региональные. Получила развитие система программ, разрабатываемых и утверждаемых субъектами Российской Федерации, финансируемых за счет их бюджетов, а также за счет привлечения средств предприятий и предпринимателей, кредитов и иностранных инвестиций. Разрабатываются многими субъектами Федерации специальные социальные программы, в том числе по возрождению репрессированных групп населения, исторических ценностей России, национально-культурных общин и др.;
— межрегиональные. Субъекты Федерации могут эффективно использовать предоставленные им права для координации на их территории строительства объектов совместной с другими владельцами собственности, при решении общих задач научно-технического, экологического, ресурсного направлений развития. Вместе регионам значительно легче справляться с экстремальной обстановкой, решать стратегические цели, требующие больших средств и времени. 3
При подготовке и реализации программ учитываются особенности региональной инвестиционной политики, способствующие структурным преобразованиям, ускоряющим выход из кризисной ситуации, выравниванию уровней социального развития регионов, реабилитации зон экологического бедствия.
1.3. Технология разработки и реализации программ
Обобщая накопленный опыт, можно определить следующие технологические этапы разработки целевых программ федерального уровня.
Выбор объекта программы. Исходным пунктом разработки целевой программы является выбор ее объекта, чему обычно уделяется недостаточное внимание. Во-первых, это должна быть узловая точка в развитии той или иной системы или подсистемы, обеспечивающая стратегический прорыв, решение крупной народнохозяйственной проблемы. Во-вторых, поле программы должно быть достаточно узким, чтобы сконцентрировать на нем ресурсы, которые могут обеспечить в заданные сроки перелом траектории развития. В-третьих, это поле должно быть достаточно широким, чтобы затем расширить фронт прорыва обычными рыночными методами и обеспечить существенное улучшение ситуации в выбранном стратегическом направлении.
Построение «дерева целей». Прежде всего следует определить генеральную цель программы, выразив ее четко, однозначно и количественно измеримо, чтобы по ходу выполнения программы и по ее окончании можно было измерить степень ее выполнения. Затем определяется система целей первого уровня, без которой не может быть достигнута генеральная цель.
Далее идут цели второго уровня по каждой из целей первого уровня и т.д. В итоге получается ветвистое «дерево целей», ствол которого — генеральная цель. По сути дела, на этом этапе вырабатывается логика критериев реализации программы. К этой работе нужно привлечь ученых и специалистов разного профиля — системщиков, технологов, маркетологов, гуманитариев и т.д.
Построение системы мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей, идет в обратном порядке. Начинают с целей нижнего уровня, двигаясь к генеральной цели. Здесь важно строго соблюдать логику обеспечения достижимости каждой цели, ибо невыполнение хотя бы одной из них резко снизит эффективность всей программы.
Исходным «кирпичиком» каждой программы является проект. На основе анализа системы мероприятий формируется набор проектов, составляющих ткань программы. Они затем объединяются в блоки и подпрограммы. В каждом из звеньев структуры программы должно быть обозримое число элементов, чтобы обеспечить управляемость. Проекты распределяются во времени, согласовываются между собой.
Оценка затрат и эффективности проектов, подпрограмм, программы в целом — решающий этап. По каждому проекту оцениваются необходимые затраты на разработку, инвестиции и проч. Производится предварительная оценка объемов выпуска и продаж продукции, цен, эффективности и окупаемости (если речь идет о коммерческом проекте).
Полученные данные суммируются по блокам проектов, подпрограммам и программе в целом. При этом могут выявляться неэффективные, убыточные проекты и их блоки. Принимаются решения о повышении их эффективности или об изъятии. Возможно их сохранение, если убыток перекрывается дополнительным доходом от реализации смежных проектов.
В итоге этого этапа уточняется структура программы, а в отдельных случаях может быть принято решение о прекращении работы над ней, если она окажется убыточной, неэффективной. Определяются источники финансирования программы.
Прежде чем представить программу на утверждение, нужно определить, кто будет по ней государственным заказчиком, основным исполнителем и соисполнителями. Важно далее создать целевые структуры для выполнения отдельных проектов, подпрограмм, программы в целом, сформировать нормативную базу, обучить персонал. Можно возложить проведение этих работ на существующие структуры.
Однако опыт показывает, что более эффективно их выполняют целевые, вновь созданные организации. Это могут быть малые и средние предприятия по отдельным проектам, холдинги, консорциумы или финансово-промышленные группы по программам, транснациональные корпорации по межгосударственным программам. Обучение персонала лучше проводить командно, чтобы уже в процессе учебы и стажировки участники реализации проектов и программы овладели общими приемами работы, понимали друг друга, взаимодействовали. Это повысит эффективность программных работ.
Управление реализацией программы и проектов целесообразно организовать по принципу «тройки». По каждому проекту координацию работ осуществляют заказчик, научный руководитель (генеральный конструктор) и исполнительный директор, который организует выполнение работ, распоряжается финансами. Аналогичен принцип управления подпрограммами и программой в целом. На этих уровнях создаются координационные советы, которые возглавляются первыми лицами.
Контроль и приемка выполненных работ осуществляются в течение всего срока реализации программы. Контроль следует иметь независимый от исполнителей программы, чтобы объективно оценивать полученные результаты и вовремя внести коррективы и в крайнем случае прекратить работу по проекту, подпрограмме или программе в целом, если обнаружится их неэффективность. Для приемки отдельных очередей проекта, подпрограммы и программы и по их завершению создается авторитетная комиссия, которая оценивает полученные результаты и их соответствие проектным документам, принимает решение о вводе в постоянную эксплуатацию созданного объекта или системы (подсистемы) и окончательном расчете за выполненные работы.
Источник: www.freepapers.ru
Список федеральных целевых программ
Перечень федеральных государственных (целевых) программ, участником и соисполнителем которых является Федеральная служба по финансовому мониторингу:
- Ведомственный проект «Развитие национальной системы противодействия отмыванию доходов, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения» в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение государственной безопасности». Сроки реализации: 2012 — 2030 гг.
- Комплекс процессных мероприятий «Обеспечение деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу и её территориальных органов» в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение государственной безопасности». Сроки реализации: 2012 — 2030 гг.
- Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограмма «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России» в части мероприятия по обеспечению жильем федеральных государственных гражданских служащих. Сроки реализации: 2018 — 2030 гг.
- Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество»: Федеральный проект «Цифровое государственное управление» Подпрограмма «Информационное государство». Сроки реализации: 2011 — 2030 гг.
Источник: www.fedsfm.ru
ВУЗРУ
«Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России»
Сущность федеральных целевых программ
Posted on 11.08.2017 by ВУЗРУ
Федеральные целевые программы являются эффективным инструментом реализации государственной социальной и экономической политики, особенно при решении долгосрочных задач и реализации крупномасштабных проектов. Такой подход применяется для решения стратегических задач развития экономики и социальной сферы, в тех случаях, когда необходимо сконцентрировать финансовые ресурсы для достижения конкретных целей в установленные сроки.
Первые федеральные целевые программы были сформированы в России в 1993 году, и их число с каждым годом увеличивалось. Это привело к тому, что объем необходимых инвестиций значительно превысил имеющиеся у государства ресурсы на их осуществление. По отдельным программам финансирование составляло лишь мизерную часть от декларируемого объема вложений.
В настоящее время система мер государственной инвестиционной политики направлена на выделение приоритетных направлений использования инвестиций, исключающее распыление государственных средств. Итак, Федеральная целевая программа — это увязанные по ресурсам и срокам осуществления комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационных и других мероприятий, обеспечивающих решение целевых задач в области государственного, экономического и социального развития Российской Федерации.
Финансирование подготовки проектов целевой программы, разработка которой осуществляется по решению Правительства РФ, производится за счет средств, предусмотренных в разделе “Прочие статьи” федерального бюджета. Утвержденные целевые программы реализуются за счет средств федерального бюджета, привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов РФ.
К внебюджетным источникам привлекаемым для финансирования целевых программ, могут относиться следующие: -взносы участников реализации программ; -целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в реализации программ; -банковские кредиты, средства фондов и общественных организаций, зарубежные инвестиции, и другие поступления. Источником финансирования целевых программ могут являться инвестиционные и конверсионные кредиты, а также целевые кредиты банков под государственные гарантии [14].
Бюджетное финансирование можно разделить на две части — финансирование объема услуг и конкретные целевые программы. Последние, в свою очередь, могут быть отраслевыми. В первом случае средства поступают к конкретному субъекту бюджетных расходов, во втором финансирование может поступать в ряд отраслей.
В таком случае финансирование направляется или напрямую исполнителю, или через ведомство Формирование перечня долгосрочных целевых программ осуществляется органом исполнительной власти, исполнительным органом местного самоуправления в соответствии с прогнозом социально — экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально — экономического развития соответствующего субъекта РФ или муниципального образования и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами. Долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления при рассмотрении и утверждении бюджета или самостоятельно. В роли заказчика долгосрочной целевой программы может выступать орган государственной власти или орган местного самоуправления для муниципальных целевых программ. Именно такой орган действует от имени государства или муниципального образования при разработке долгосрочной целевой программы и ее реализации. Схема 1.- Порядок включения учреждения в целевые программы
и исполнения функций госзаказчика http://www.gosfinansy.ru/journal/3974/73926/ Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 г. № 594 «О реализации федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и Постановление Правительства РФ от 14.11.2009 г. № 927 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 г. № 594» утвердили Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация. Согласно Постановлению Правительства РФ от 2.08.2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ», федеральные целевые программы включаются в государственную программу Российской Федерации, представляющую собой систему мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в условиях реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере экономического развития, развития социальной сферы и государственной безопасности [колчина].
Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках целевой программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из объема и сложности поставленной для решения проблемы, а также необходимости более конкретной организации их решения.
Разработка проекта и утверждение федеральной целевой программы включают в себя следующие основные этапы: 1) разработка проекта концепции целевой программы; 2)принятие решения о разработке проекта целевой программы Правительством РФ и утверждение концепции целевой программы; 3) разработка проекта федеральной целевой программы; 4) согласование проекта федеральной целевой программы; 5) экспертиза проекта федеральной целевой программы; 6) рассмотрение проекта федеральной целевой программы на заседании Пра- вительства РФ; 7) доработка федеральной целевой программы в соответствии с замечаниями Правительства РФ; 8) утверждение федеральной целевой программы Правительством РФ. Федеральная целевая программа состоит из следующих разделов: 1) характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая про- грамма; 2) основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения; 3) мероприятия целевой программы; 4) обоснование ресурсного обеспечения целевой программы; 5) механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления целевой программой, распределение сфер ответственности и механизм взаимодействия государственных заказчиков целевой программы; 6) оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.
К содержанию разделов целевой программы предъявляются следующие требования. Первый раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку решаемой в рамках ФЦП проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности именно программного решения данной проблемы на федеральном уровне.
Раздел содержит анализ возможных вариантов данного решения, и описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы. (колча…. Второй раздел целевой программы содержит развернутые описания целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.
К целям программы предъявляются следующие требования: ¨ специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы); ¨ достижимость (цели должны быть потенциально достижимы); ¨ измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей); ¨ привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей). Раздел должен содержать обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов программы, указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.
Третий раздел целевой программы содержит перечень мероприятий, которые предлагается осуществить для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы.
Кроме того, программные действия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при реализации целевой программы. В отдельных случаях для достижения целей программы, внесения изменений в нормативные правовые акты целевая программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.
В четвертом разделе целевой программы содержится обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроки и источников финансирования. Раздел включает так же обоснование возможности привлечения внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств . Пятыый раздел содержит механизм реализации целевой программы, а именно процесс и механизм управления целевой программой, распределение сфер ответственности участников реализации проекта и механизм взаимодействия государственных заказчиков целевой программы. Шестой раздел целевой программы содержит описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, дает общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств на реализацию данной программы. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации. Методика оценки эффективности целевой программы разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы и должна служить приложением к тексту целевой программы. (колча)
Источник: vuzru.ru