Спиральная учебная программа что это

Способы построения учебной программы

В последнее время интенсивно обосновывается, в частности Ч. Куписевичем, так называемый спиральный способ построения школьных программ.

Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что отдельные части (шаги, порции) учебного материала выстраиваются как бы по одной линии и образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой и взаимообусловленных звеньев — ступеней учебной работы, — как правило, только один раз. Причем новое выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним.

Такое построение учебных программ несет в себе как положительные, так и отрицательные явления в обучении. Достоинство линейного способа расположения содержания учебной программы заключается в его экономичности во времени, поскольку исключается дублирование материала. Недостатком линейного способа является то, что в силу возрастных и психологических особенностей учащихся, особенно на младшей ступени обучения, школьники не в состоянии постигать сущность изучаемых явлений, сложных по своей природе.

Образовательные программы: виды и требования к реализации

Концентрический способ построения учебных программ позволяет один и тот же материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей.

Концентрическое расположение материала в программе предусматривает не простое повторение, а изучение тех же вопросов на расширенной основе с более глубоким проникновением в сущность рассматриваемых явлений и процессов. И хотя концентризм замедляет темп школьного обучения, требует больших затрат учебного времени на изучение учебного материала, порой порождает у учащихся иллюзию знания тех вопросов, с которыми они повторно сталкиваются, что, естественно, снижает уровень их активности в обучении, концентризм в школьном обучении неизбежен. Это особенно ярко проявляется в процессе изучения языка, математики, истории и других предметов, которые изучаются в начальной школе и затем в старших классах. Аналогичное явление наблюдается и при изучении других предметов.

Негативных сторон линейного и концентрического способа построения учебных программ в значительной степени удается избежать при составлении учебных программ, прибегая к спиралеобразному расположению в них учебного материала, благодаря которому удается сочетать последовательность и цикличность его изучения. Характерной особенностью этого способа является то, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В отличие от концентрической структуры, при которой к исходной проблеме возвращаются порой даже спустя несколько лет, в спиральной структуре нет перерывов такого типа.

Кроме того, в отличие от линейной структуры обучение, обладающее спиральной структурой, не ограничивается одноразовым представлением отдельных тем (Куписевич Ч. Основы общей дидактики, М., 1986. С. 96).

Краткая характеристика образовательных программ начальной школы

Источник: studfile.net

Спиральная образовательная программа в учебных программах начального образования

1. Спиральная образовательная программа в учебных программах начального образования

Студент: Макатова А.
Преподаватель: Кубиева В.А.
Группа: ПиМНО-102

2. Контекст меняющегося мира

«Глобализация и модернизация,
приносящие огромные проблемы для
людей и обществ, быстрыми темпами
меняет наш мир. Школы должны
готовить учащихся для жизни и
работы в мире, в котором большинству
людей необходимо будет сотрудничать
с другими людьми разных культур и
уважать разные идеи, мнения и
ценности; в мире, в котором люди
должны решить, как доверять и
сотрудничать, учитывая все эти
различия, зачастую преодолевая
пространство и время посредством
технологий; в мире, в котором их
жизнь будет зависеть от вопросов,
которые выходят за пределы
национальных границ»

Читайте также:
Вантед микро g что это за программа и нужна ли она

3. Изменение парадигмы образования

Предположения 19-го/20-го веков
Предположения 21-го века
Интеллект воспринимается как унитарное,
не подлежащее изменению и врожденное
явление.
Интеллект понимается как многогранное,
пластичное и [в определенной степени]
поддающееся обучению явление.
Обучение заключается в приобретении
предметного содержания. Учащиеся
являются потребителями знаний.
Учащиеся являются не только
потребителями, но и производителями
знаний. Акцент делается на применении
знаний.
Образовательная программа сфокусирована Образовательная программа сфокусирована
на охватывании содержания и
на процессах обучения для обучения ,
поведенческих целей.
метакогнитивности и развитии навыков.
Акцент сделан на информации и знаниях.
Информационная грамотность. Акцент
сделан на обучении для работы с
информацией.
Образование ограничено школой и на
определенное время.
Образование в течение всей жизни и не
ограничено временем и местом.

4.

Актуальность обновления содержания
образования
«Только знания и образование придают человеку
силы и являются великим орудием в борьбе за
просвещение и благосостояние народа, только
просвещение может вывести казахский народ на
путь свободы и нравственного совершенства»
Чокан Валиханов
«Образование только тогда имеет ценность,
когда благотворно воздействует на учеников»
Магжан Жумабаев

5.

6. Обновление образовательной практики

«Я убежден, что достойное Будущее нашей Родины среди
передовых стран мира – это именно то, что навеки
объединит всех казахстанцев. Сегодня я хочу
представить наш план вхождения в число 30-ти
развитых стран мира…
…все развитые страны имеют уникальные качественные
образовательные системы. Нам предстоит большая
работа по улучшению качества всех звеньев
национального образования. Выпускники школ должны
знать казахский, русский и английский языки.
Результатом обучения школьников должно стать
овладение ими навыками критического мышления,
самостоятельного поиска и глубокого анализа
информации»
Назарбаев Н.А.

7. Путь вперед

O Не политика заимствования, а интеграция
национального и международного передового опыта
O Ориентирование на результат согласно потребностям
будущего молодого поколения
O Соответствие международным стандартам для
решения задач с учетом возможности глобализации и
модернизации

8. Последовательность образовательной системы

9. Спиральная образовательная программа

Ключевые особенности
O Учащийся рассматривает задание, тему или предмет
несколько раз на протяжении всего периода школьного
образования
O Сложность задания или темы увеличивается с каждым
разом
O Новое обучение связано с предыдущим, а также поставлено
в контексте имеющейся информации
Преимущества
O Информация закрепляется с каждым разом
O Присутствует логическая прогрессия от «простого к
сложному»
O Учащимся дается возможность применять предыдущие
знания для достижения дальнейших целей обучения

10. Системно-деятельностный подход

Функции системно-деятельностного подхода
O научить учащихся получать знания (учить учиться)
O научить учащихся работать и зарабатывать (учение
для труда)
O научить учащихся жить (учение для бытия)
O научить учащихся жить вместе (учение для совместной
жизни)
из доклада международной комиссии по образованию для 21 века
под председательством Жака Делора «Образование: скрытое
сокровище»

11. Паритет знаний и навыков

O Не только «знание чего-либо . », но и «знание как . » и
«умение . »
O Учащиеся могут опираться на знания, навыки, ресурсы
для решения задач и проблем в стандартных и новых
условиях
O Развитие и использование навыков для улучшения
обучения
Знание
Навыки

12.

Особенности образовательной
программы
O Учебные программы ориентированы на
O результат – цели обучения
O развитие навыков
O использование инновационных
подходов обучения
O Учебные планы
O содержат информацию о рекомендуемых
педагогических подходах, видах
деятельности, ресурсах для обеспечения
уверенности учителей
O гибкость для творчества,
индивидуализация и контекстуализация

Читайте также:
Unlocker ассистент что за программа

13.

Особенности образовательной
программы
O Интегрированная модель критериального оценивания
O Формативное оценивание, основанное на критериях
успеха согласно целям обучения
O Внутреннее суммативное оценивание, сфокусированное
на навыках
O Внешнее суммативное оценивание, охватывающее
знания, применение и навыки
O Разработка учебника
O Экспертиза учебников на соответствие
учебным программам

14. Результат

«Я считаю, что основной функцией образования в
нестабильном мире должно быть обеспечение молодых
людей компетенциями и уверенностью в себе для
преодоления неопределенности: иными словами, чтобы
они были хорошими учащимися . главная забота
[учителей] является наделение своих учащихся
способностью быть умными в условиях меняющегося
мира».
Гай Клэкстон (1991)

Источник: ppt-online.org

Спиральная учебная программа что это

Достоинство линейного способа расположения содержания учебных программ заключается в его экономичности во времени, поскольку исключается дублирование материала. Этот способ обычно используется в преподавании психологии в вузовских образовательных программах. Недостатком линейного способа является то, что на разных ступенях обучения студенты и учащиеся не всегда способны усвоить определенные сложные явления. Поэтому этот способ неприменим при разработке программ школьного и вузовского изучения психологии на разных ступенях.

Концентрический способ построения учебных программ позволяет несколько раз изучать один и тот же материал (вопрос) с постепенным усложнением, расширением содержания образования за счет новых компонентов, более детальным и глубоким рассмотрением связей и зависимостей.

Концентрическое расположение материала в программах предусматривает не простое повторение, а более глубоко изучение тех же вопросов. Такой способ построения программ замедляет темп обучения, требует больших затрат учебного времени, однако порой оказывается неизбежным. В преподавании психологии в настоящее время чаще всего преобладает именно концентрический тип программ: и в средних и в высших учебных заведениях учащихся и студентов обучают одному н тому же материалу, но с разной степенью сложности. В результате имеет место дублирование учебного материала, изучаемого в школе и в вузе, а также на разных ступенях вузовского обучения.

При спиральном способе построения программ расположение учебного материала сочетает последовательность и цикличность его изучения. Характерной особенностью этого способа является то, что учащиеся (студенты) не выпускают из поля зрения исходную проблему и в то же время постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В отличие от концентрической структуры, при которой учащиеся возвращаются к исходной проблеме иногда даже спустя несколько лет, спиральная структура не предполагает столь длительных перерывов. В отличие от линейной структуры при спиральном построении программы отдельные темы изучаются неоднократно (Куписевич, цит. по: Педагогика, 2002, с. 253).

Источник: pedlib.ru

Bio-Lessons

Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания (скачать Приложение 1.). Данная программа основана на развитие спиральной формы образования, основанной на когнитивной теории Д. Брунера.

Спиральная форма обучения предполагает, что повторное рассмотрение материала, который будет усложняться на протяжении всего школьного обучения, дает большее преимущество в развитии современного учащегося, нежели традиционные формы обучения.

спиральная система обучения

Преимущества спиральной учебной программы:

  • предлагается ввести применение ранее полученных знаний для достижения намеченных учащимися целей обучения;
  • новые знания тесно связаны с предыдущими и рассматриваются с точки зрения полученной информации;
  • при каждом повторении сложность темы либо предмета повышается;
  • спиральная образовательная программа позволяет переходит с простых идей к более сложным удобным путем.
Читайте также:
Openal32 что это за программа

obnovlennoye soderzhaniye obrazovaniya

Так же развитие казахстанских учащихся будет проходить путем внедрения активных форм обучения (скачать — Приложение 2.), в ходе которых предполагается, что учащиеся будут самостоятельно развивать функциональную грамотность, активно «добывать» знания, с огромным желанием развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками, и творчески подходить к решению проблем. Задача педагогов в ходе применения обновленной программы, привить учащимся основные человеческие нормы и морали, сформировать толерантность и уважение к другим культурам и точкам зрения, воспитать ответственного, здорового ребенка.

В норме, для осуществления учебной деятельности преподаватель в первую очередь должен опираться на основные нормативные и ключевые документы:

  • Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан (ГОСО РК);
  • Учебная программа;
  • Учебный план;
  • Руководство по критериальному оцениванию для учителей основной и общей средней школ (скачать — Приложение 4.);
  • Сборник заданий формативного оценивания (скачать Приложение 5.) скачать (СОР, СОЧ Биология 7 класс) (СОР, СОЧ Биология 8 класс);

ГОСО РК — определяет совокупность общих требований по уровням образования:

  • к уровню подготовки обучающихся;
  • к содержанию образования;
  • к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся;
  • к сроку обучения.

Учебная программа — это документ, предоставляющий структурированное описание предмета и сведения о педагогических приемах, используемых при обучении предмету.

Вопросы, охватываемые учебной программой:
— Заключение о цели, задачах и значении предмета;
— Сведения о знаниях, понятиях, навыках, мнениях и ценностях, развивающихся в учебной программе;
— Педагогические приемы, применяемые в обучении по учебной программе;
— Пояснение об информационно-коммуникационных технологиях;
— Краткий обзор методов оценивания;
— Содержание программы, организация и порядок усложнения материалов в ней.

Учебный план — документ, специально подготовленный для учителей, для отдельного предмета и класса. Учебный план подробно оговаривает материал, который должен быть пройден по предмету определенным классом, и рекомендуемый порядок, согласно которому, данный материал можно использовать для обучения и изучения.

Учебный план включает в себя:
— Долгосрочный план (скачать — КТП Биология 7 класс, КТП 8 класс);
— О языковых целях;
— Среднесрочный план (скачать — Приложение 6);
— Краткосрочный план: (план урока) (скачать — Приложение 7).

В среднесрочном плане включены все цели обучения за весь учебный год и приводится краткая информация об упражнениях, предлагаемых ученикам для выполнения и предоставления учащимся возможности достичь этих целей.

Предлагаемые упражнения, наряду с краткими заметками, в которых записаны полезные советы, направлены на оказание учителям поддержки при разработке своих уроков, включены также и ресурсы, которые можно использовать в рамках этого урока.

Очень важно рассматривать учебный план не как нормативный документ, а как руководство, так как учителя могут вносить в него изменения и адаптировать, в зависимости от потребностей и успеваемости учащихся в классах, в которых они ведут уроки.

Одна из основных задач, реализуемых на уроках биологии, воспитание у школьников уверенности в своих силах и способностях, доведение уровня каждого до стандартных требований, а «сильному» ученику — предоставление возможности подняться на более высокий уровень развития. Для этого надо предоставить каждому ученику право выбирать уровень обучения по предметам, т.е. осуществлять уровневую дифференциацию. В настоящее время именно уровневая дифференциация (скачать — Приложение 10) учащихся стала наиболее перспективной и эффективной педагогической технологией обучения биологии. Основанная на личностно — ориентированном характере образования она направлена на реализацию принципа развивающего обучения с учётом зоны ближайшего развития школьников и основополагающих идей гуманизации, гуманитаризации, демократизации.

Скачать дополнительно:

Источник: bio-lessons.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru